Альтернативные средства коммуникации с детьми с ОВЗ
статья

Сафронова Ирина Олеговна

Познакомить родителей и людей из близкого окружения ребёнка с ОВЗ с системой альтернативной коммуникации, диагностикой коммуникативных навыков и оказать помощь в подборе невербальных средств общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podbor_neverbalnyh_sr.obshch.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБСУСО «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №4»

Центр социального сопровождения детей-инвалидов

с психофизическими нарушениями и их семей «Вместе»

Тема консультации:

Альтернативные средства коммуникации с детьми с ОВЗ

Подготовила: логопед                      

Сафронова И.О.

Дата: 20.03.2020

Пушкин, март

   

 Цель консультации: Познакомить родителей и людей из близкого окружения ребёнка с ОВЗ с системой альтернативной коммуникации, диагностикой коммуникативных навыков и оказать помощь в подборе невербальных средств общения.

Форма консультации: групповая

Раздаточный материал:

- «Краткие рекомендации к проведению диагностики коммуникативных навыков по «Матрице коммуникации» - 5 экземпляров;

- Список интернет - ресурсов по теме «Альтернативная коммуникация» - 5 экземпляров.

Наглядный материал:

  1. Книжные издания:

- Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. -М.: Теревинф, 2014. -432 с.;

- Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. Сборник статей. / Ред. – сост. В. Рыскина. -Изд.2-е. СПб.: Изд.-Торговый Дом «Скифия», 2017. – 288 с.;

- Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии. Сборник статей международной научно-практической конференции 18-20 сентября 2014 г. / под научной редакцией В.Л. Рыскиной – СПб., 2014. – 240 с.

2. Информационные брошуры:

- Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов «Коммуникация с помощью картинок». Е. Лазина, В. Рыскина. / Издано при поддержке Филиала благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ. - с. 20;

- Методическое издание «Коммуникация с помощью карточек». Березина Д.И., Никулина Н.В. Руководители проекта «Планик». Петрозаводск 2019. – с.70;

- «Путеводитель: Интерактивная матрица общения». Чарити Роуленд, доктор философии. – Орегонский университет здоровья и науки, 2011. – с. 28;

- Опросник «Матрица коммуникации», с. 52;

- Итоговый профиль «Матрица коммуникации» - 1 экземпляр.

Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинству детей освоение разговорного языка даётся без каких-либо трудностей, однако есть дети, которым на это требуется гораздо больше времени и усилий, чем другим.

Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную.

Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи).

Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.)

МЕХАНИЗМЫ НАРУШЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ:

1. Нарушение когнитивной составляющей, обусловленные трудностями усвоения речи как знаковой системы и замена языка примитивными досимволическими (беспокойство, взгляд) или простыми символическими (жест, мимика) формами реагирования;

2. Нарушение мотивационной составляющей (отсутствие мотивации к коммуникации, патология аффекта и регулирующих структур нервной системы);

 3. Нарушение организационно -регуляторного обеспечения (структурный уровень речи, правила коммуникации);

 4. Нарушение операционного звена (слуховое восприятие и двигательная моторика).

ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ИЛИ ЗАМЕДЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИИ У ЛИЦ С ОВЗ:

  1. Предвосхищение (взрослые предугадывают за ребёнка, решают, навязывают своё мнение) благодаря окружающей обстановке. Ребенок получает все легко и безвозмездно. В свободном доступе есть все, что может захотеть ребенок. (Все есть в наличии в зоне доступа ребенка);
  2. Невербальное предвосхищение. Предложение ребенку возможных вариантов (поставить перед ребенком сок, чай, молоко);
  3. Вербальное предвосхищение. «Вот твой сок!» или «Ты будешь сок или молоко?».

Это те факторы, которые лишают ребёнка мотивации в получении желаемого предмета.

Коммуникация- это НЕ Педагогическое ВОЗДЕЙСТВИЕ, не навязывание своего мнения, а ВЗАИМНОЕ (РАВНОЕ) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, распознавание сигналов ребёнка и реагирование на них, поддержка инициатив ребёнка.

 Дети с ОВЗ, у которых нарушено языковое развитие и коммуникация нуждаются в альтернативных средствах коммуникации, дополняющих или заменяющих речь.

 Что такое альтернативная коммуникация?

         Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Альтернативная коммуникация может:

- использоваться постоянно;

- временно замещать речь;

- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию.

ААК КАК УСЛОВНО СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОДИРОВАНИЯ

Какими невербальными средствами мы пользуемся в повседневной жизни?

ААК это что-то абсолютно специфическое?

• Используем ли мы ежедневно ААК:

• -кивая в знак согласия

• -передавая СМС со смайликом товарищу на совещании

• -устанавливая контакт глазами

• -показывая знак ОК!!

 • -рисуя что- то на полях тетради

• -Ставя «Лайк»

• «Спрашивая» у жителя другой страны, языка которой вы не знаете, где находится туалет

 • С помощью ААК, используемую как дополнение к базовой коммуникации, мы передаем информацию и делимся эмоциями!!

• Всегда ли ААК это только просьба о чем то? («Дай пить», или с помощью ААК можно общаться?)

Кто может использовать альтернативную коммуникацию?

Выделяют 3 функциональные группы пользователей АК. Все три группы характеризуются тем, что дети либо не начали говорить вовремя, либо потеряли речь в раннем возрасте в результате заболевания или травмы.

Лица, овладевшие речью, но при коммуницировании с которыми есть выраженные трудности понимания высказывания.

  1. Группа вспомогательного языка (средства выражения)

КТО? Лица, для которых АК является поддержкой речи. Дети с задержкой развития речи, но имеющие большой шанс заговорить; дети с умеренной и лёгкой у.о., аутизмом.

Здесь, АК в основном является ступенькой на пути развития речи. Они в большинстве случаев способны овладеть ограниченными вербальными средствами коммуникации, и в средствах поддерживающей коммуникации нуждаются временно.

  1. Группа экспрессивного (вспомогательного) языка

КТО? Лица, понимающие речь, но испытывающие затруднения при ее использовании.

К этой группе относятся дети с церебральным параличом, которые не способны разборчиво артикулировать звуки речи, потому что не могут контролировать свои органы (анартрия), дети с умеренной умственной отсталостью, аутизмом, синдромом Дауна.

В этих случаях, они используют средства поддерживающей коммуникации на протяжении всей жизни.

  1. Группа альтернативного языка

КТО? Лица, использующие АК в течение всей жизни. Речь плохо развита или отсутствует. Испытывающие значительные трудности в понимании речи. Это дети с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии, со слуховой агнозией или «словесной глухотой».

В этих случаях поддерживающие средства коммуникации выступают как средства, замещающие язык, как полная альтернатива отсутствующей речи.

ОСНОВНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПО ПОВОДУ ААК:

. ААК-тормозит развитие речи;

 • ААК- требует определенного уровня развития навыков;

• ААК можно вводить только после 5 лет;

 • ААК требует огромнейших материальных вложений;

 • ААК применяется только для передачи просьб и желаний человека;

• ААК в первоначальном варианте используется всю жизнь.

 

ФОРМЫ АК:

Без посторонней помощи    

С поддержкой

Без использовании какой-либо поддержки

Низкотехнологические средства

Высокотехнологические средства

•Социальные Жесты •Национальный жестовый язык •Мимика •Вокализации •Язык тела

•Направление взгляда

.дыхание

•Рисунки •Объекты •Фотографии •Надписи •Коммуникативные доски и книги

•Устройства генерирующие речи. •Устройства на одно сообщение •Программное обеспечение АДК, используемое с компьютером, планшетом, смартфоном

СРЕДСТВА АК:

  1. Тактильно - кинестетическая система коммуникации.

Направление взгляда, вокализации, мимика, телодвижения, тактильные контакты (контактные жесты), прикосновения – всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию.

  1. Коммуникация при помощи предметов.

Эта форма подходит людям, находящимся на начальных этапах развития коммуникации, а также имеющими дополнительные нарушения зрения. В процессе взаимодействия используются реальные предметы из повседневной жизни: «пить – чашка», «слушать музыку – погремушка», «идти на прогулку – шапка».

  1. Коммуникация с помощью фотографий и изображений.

При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного окружения ребенка либо используются наборы картинок.
Можно использовать собственные фотографии предметов.
Может быть, либо любая чашка или только чашка, которой пользуется ребенок - в зависимости от восприятия ребенка.

  1. Коммуникация с помощью графических символов, пиктограмм.

Включает все символы-изображения, такие как Блисс-система, коммуникативные символы в виде картинок. Основная цель этой коммуникации - формирования коммуникативных навыков методом пиктограмм. Термин «пиктограмма» достаточно общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка».

Метод, который позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.

  1. Коммуникация при помощи жестов.

Это жестовые языки глухих и другие жесты, производимые при помощи рук. Для детей с двигательными нарушениями – доступные жесты - повороты головой (да, нет).

  1. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств (электронных).

Использование индивидуальных «говорящих» кнопок, речевых тренажёров и т.д. При нажатии на них воспроизводятся, заранее записанные фразы и слова.

Как подобрать средства АК?

Необходимо сначала оценить уровень общения ребёнка.

«МАТРИЦА ОБЩЕНИЯ» или коммуникативная матрица КАК ИНСТРУМЕНТ ВЫБОРА ВАРИАНТА ААК.

Матрица общения— это методика оценки, позволяющая точно определить, каким образом человек общается, и получить общую схему определения логических целей̆ развития коммуникативных навыков.

Существует 7 уровней общения (коммуникации):

  • Уровень I. Ненамеренное (донамеренное) поведение
  • Ребёнок не контролирует поведение, однако оно отражает его общее состояние (например, комфортно ему или нет, голоден ли он или хочет спать).
  • Уровень II. Намеренное поведение 
  • Ребёнок начинает контролировать поведение, но еще не использует его для намеренного общения.
  • НАМЕРЕННОЕ ОБЩЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ, НА УРОВНЕ III
  • Уровень III. Нестандартное общение (необщепринятая)
  • Нестандартное досимвольное поведение намеренно используется для общения. К коммуникативному поведению относятся движения тела, голосовые сигналы, неречевые звуки, смех, взгляд (контакт глаз), выражения лица и простые жесты (например, хватание людей за одежду), манипулирование другим человеком.
  • Уровень IV. Стандартное общение (общепринятая)
  • К коммуникативному поведению относятся простые движения, показывание пальцем, показ предмета другому, выбор между «да» и «нет», пожимание плечами, кивки или качание головой, махание рукой, объятия, а также перевод взгляда с человека на желаемый объект.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ, НА УРОВНЕ V

 (символ заменяет, или обозначает, что-то другое)

  • Уровень V. Конкретные символы 
  • К конкретным символам относятся картинки, фотографии, натуральные предметы (например, шнурок, используемый для обозначения обуви), образные жесты (например, похлопать по стулу в знак приглашения присесть, «мой», «сядь», «пойдём») и звукоподражания (например, жужжание, используемое для обозначения пчелы).
  • Уровень VI. Абстрактные символы
  • Уровень VII. Язык (формальная)

Матрица» охватывает три основных аспекта коммуникации:

1. ВИД КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ- (топография поведения) т.е.  КАК ребенок передает информацию

- ПОЗА, ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА

 - ЖЕСТ

- ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА

 - ЗВУКИ РАННЕГО ОНТОГЕНЕЗА

 - СИМВОЛ (ПРЕДМЕТНЫЙ)

- СИМВОЛ (АБСТРАКТНЫЙ)

- ЯЗЫК (ПИСЬМЕННО ИЛИ ВЕРБАЛЬНО)

 

2. ВАРИАНТЫ (причины) КОММУНИКАТИВНОГО СООБЩЕНИЯ, Т.Е. ЗАЧЕМ и К КОМУ ребенок обращается

- ОТКАЗ

- ПОЛУЧЕНИЕ

- СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

- ИНФОРМАЦИЯ

3.УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ (ЧТО и КАК сообщает ребенок) - 1 Уровень ненамеренное поведение - 2 Уровень намеренное поведение - 3 Нестандартное общение - 4 Стандартное общение - 5 Конкретные символы - 6. Абстрактные символы - 7. Речь

МАТРИЦА ОБЩЕНИЯ ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ НА КАКОМ УРОВНЕ РАЗВИТА КОММУНИКАЦИЯ У РЕБЕНКА И ПОЗВОЛЯЕТ ВЫБРАТЬ КОРРЕКЦИОННЫЙ МАРШРУТ.

Матрица позволяет оценить коммуникативные навыки, соответствующие развитию типично развивающегося ребенка от рождения до 24 месяцев, и учитывает все формы коммуникативного поведения, в том числе с использованием средств АДК.

Процедура оценки происходит он-лайн https://www.communicationmatrix.org/, (сайт содержит русскую версию), либо в форме заполнения опросника и итогового профиля.

Подробно ознакомиться с процедурой оценки позволяет «Путеводитель: интерактивная матрица общения» (https://www.communicationmatrix.org/uploads/pdfs/Communication-Matrix-Handbook-Russian.pdf).

ПОМНИТЕ!!!

• У детей язык и общение находятся в постоянном развитии, и приемы, которые хорошо работают в данный момент, не обязательно будут хорошо работать спустя какое-то время. Поэтому существенно важно, чтобы методы и приемы корректировались и развивались дальше, и именно это имеется в виду под AAC— мониторингом.  

 

• Через какое-то время, возможно, будет необходимо обновить ААС-оценку, если вмешательство больше не будет казаться достаточно хорошим. Может также потребоваться больше сведений об основных функциях у ребенка и его темпе развития в различных областях развития, а это может потребовать повторения всех частей основной оценки.

В заключении…

  Подбирая средства альтернативной коммуникации необходимо учитывать индивидуальный характер нарушений каждого ребенка, а подобрав, осознавать ответственность окружающих ребенка людей в моделировании системы общения.

Литература:

На бумажных носителях:

  1. Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. -М.: Теревинф, 2014. -432 с.

На электронных носителях:

- Матрица коммуникации, ссылка на сайт https://www.communicationmatrix.org/;

- Поддерживающая коммуникация, как этап развития речи ребёнка. Панфилова И.А. «Даунсайд Ап», с. 5;

- КОММУНИКАЦИЯ (ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ): ПЕРВЫЕ ШАГИ. Т. В. Лисовская, научный сотрудник Национального института образования республики Беларусь, с. 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

Использование альтернативных средств коммуникации в работе логопеда с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Основной проблемой детей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Коммуникатор позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать...

Методические рекомендации "Использование игр и игровых упражнений для развития моторики рук детей с ТМНР с применение методов альтернативной дополнительной коммуникации"

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...

Альтернативная и дополнительная коммуникация с детьми с ТМНР

Программа предназначена для развития коммуникации с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития  для безречевых детей. Данная нозологическая категория детей нуждается в особенной методи...

Использование вербальных и альтернативных средств коммуникации в обучении общению ребенка с РАС

В презентации описаны этапы и методы работы учителя-дефектолога по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра....