Доклад «Развитие и коррекция речи с помощью сохранных речевых механизмов, использование альтернативных средств коммуникации на логопедических занятиях с обучающимися с ТМНР»
консультация

Копылова Нина Павловна

Выступление с докладом на заседании методическог объединения коррекционного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kopylova_noyabr_2024g.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное образовательное учреждение

«Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на тему:  «Развитие  и коррекция речи с помощью сохранных речевых механизмов,  использование альтернативных средств коммуникации на логопедических занятиях  с обучающимися  с ТМНР»

                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                       учитель-логопед

                                                                                                        Копылова Н.П.

2024-2025 учебный год

В XXI веке современная школа и специальное коррекционное образование предполагает переосмысление составляющих образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Огромное внимание со стороны государства РФ уделяется содержанию образования детей с ОВЗ. Одним из важнейших условий работы школы с детьми с ОВЗ является создание коррекционно-развивающей среды и в кабинете логопеда, реализуемое комплексно различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй.

Принимая во внимание тот факт, что нарушение коммуникации один из основных недостатков, то главной целью нашей работы является максимальная социализация и интеграция детей с ТМНР в общество и ведущим направлением моей  работы  как учителя-логопеда является формирование коммуникативных умений и навыков. Важно отметить, что коммуникативные навыки относятся к социально-значимым компетенциям. Социальная адаптация проходит значительно успешнее, при условии владения обучающимся элементарными навыками общения и принятыми нормами взаимодействия. Вопросы по обучению и воспитанию таких детей, которые возникают в процессе работы, заставили обратиться к более глубокому изучению данной проблемы. У детей с сочетаниями сложных дефектов обучение не только замедленно, но и затруднено. Это требует от педагогов особых умений, творчества, повышенной эмоциональной отдачи, терпения.

При планировании, в работе я использую опыт и разработки специалистов работающих с такими детьми, и программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.
Развитие речи является одним из компонентов психологической основы усвоения знаний в школе. Поэтому логопедические занятия являются важным звеном в работе с обучающимися, имеющими ОВЗ.

Одними из главных направлений программы логопедической работы для обучающихся с ТМНР, в том числе с РАС можно считать развитие речи как средства общения, овладение доступными средствами коммуникации и умение пользоваться ими в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Согласно учебному плану данные направления могут быть реализованы на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».

Практическая значимость программы логопедической работы заключается в выявлении структуры процесса коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ТМНР, в том числе с РАС и алгоритма ее эффективного использования в практической деятельности.

Так и в нашей школе для обучающихся создается позитивная коррекционно-развивающая среда, учитывающая интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия. Анализ результатов логопедической диагностики выявил особенности речи характерные для детей с ТМНР (тяжёлые множественные нарушения развития):

  • речевой дефект сложен и неоднороден по своей структуре;
  • степень недоразвития речи соответствует степени общего психического недоразвития;
  • с трудом понимают речевые инструкции, лучше воспринимают в виде коротких фраз;
  • полиморфное нарушение звукопроизношения, связанное с нарушениями организации и удержания артикуляционных позиций;
  • нарушение слоговой структуры слов;
  • бедность активного и пассивного словаря, даже на бытовом уровне;
  • связные высказывания с многочисленными ошибками комплексного характера;
  • несформированность процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза;

Направление работы с данной группой детей включает следующие задачи:

1) умение слушать и слышать

2) умение воспринимать и понимать информацию

3) умение выражать свои просьбы и желания вербальными и невербальными средствами.

4) умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативной ситуации.

В процессе формирования коммуникативных навыков у детей особое внимание необходимо уделить развитию речи. Увеличение объема понимания обращенной речи формируется за счет длительной последовательной работы с материалом. Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка с ТМНР происходит при использовании различных технологий таких как, например ролевая игра, коммуникативные упражнения, психотерапевтические тренинги, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, куклотерапия.

В процессе развития коммуникативных навыков задействованы все педагоги и родители.

Для правильного построения коррекционно-развивающей среды необходимо анализировать структуру нарушений эмоциональной регуляции и соответственно для каждого ребенка продумывать, как создать такую среду. Чем мне и пришлось заняться в первую очередь.

Занятия с детьми данной категории детей делятся на две части: первая -образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей. Такие обучающие ставятся на учет и с ними проводятся индивидуальные занятия, так как они нуждаются в определенных условиях и имеют очень тяжелые дефекты, связанные с поведением и индивидуальным подходом.

Моя работа с данной категорией детей имеет ряд особенностей:

1. Диагностика и  выявления характера нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. Составление плана индивидуального развития, определение образовательного маршрута.

3. Личностно-ориентированный подход к каждому обучающемуся с ОВЗ и с ТМНР.

Известный факт, что интеллект младших школьников с ОВЗ, соответствует дошкольному возрасту. Поэтому организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать уровню дошкольника. Главным методом работы является игра, включающая природное и бытовое окружение; ситуации и ролевые проявления; дидактические игры и игрушки.

Если, при работе с детьми с ТМНР средней степени тяжести логопедическое занятие проводится как с дошкольником, то работа с "неговорящим" ребенком направлена на компенсацию, реабилитацию и профилактику вторичных нарушений. Многократно   дублируем   необходимый   тип   упражнений   и речевой материал. Все это максимально приближено в жизни и жизненным ситуациям.

При подготовке и проведении занятия учитывается время года, уровень подготовки ребенка и его эмоциональный настрой. На занятии часто приходится переключаться с одного вида деятельности на другой, так как дети подвержены быстрому утомлению и теряют интерес к занятию. Нужно очень внимательно следить за состоянием ребенка и использовать разные методы для поддержания тонуса и интереса.

К сожалению, при сравнении детей к концу года, динамика речевого развития незначительная. Но если работать в системе, учитывать подвижность нервной системы обучающегося, иметь тесную связь с семьей ребенка, психологов, медицинских работников, то результаты всегда бывают намного лучше. Именно поэтому стараюсь убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима, что все усилия педагогов без их помощи будут

               Обучение детей с ТМНР является сложным процессом. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, интеллектуальными нарушениями различное сочетание которых определяет  особые образовательные потребности детей.

               Данная категория детей относится ко 2 группе обучающихся по АООП (вариант 2). Особенности развития этих обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У этих детей нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки педагога  организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.    

              На логопедических занятиях, дети этой категории обучаются по индивидуальной коррекционной программе для «безречевых» обучающихся.

              При логопедической работе с такой категорией детей важно продумывать и применять специальные подходы к обучению, а именно: построение “обходных путей”, использование специфических методов и средств обучения, дифференцированное, «пошаговое» обучение. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, пиктограмм, карточек PEКS, электронных средств коммуникации, внешних стимулов).  

             Основными требованиями в работе с детьми с ТМНР на логопедических занятиях являются:

1) Максимальная наглядность и конкретность методических приемов. 

2) Использование при речевом развитии натуры, макетов, объёмных предметов, картинок, игр. 

3) Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес. 

4) Ясное понимание ребенком цели и важности занятий.

5) Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия, новизны по содержанию или по форме. 

6) Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов. 

  Основным ожидаемым результатом обучающегося с ТМНР является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей. 

             К возможным ожидаемым речевым результатам для «безречевых» детей относится, если:

  • У ребенка появилась (усилилась) потребность в общении, он заинтересован и может использовать некоторые средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации, которые представлены на слайде:
  • использование взгляда как средство коммуникации;
  • использование мимики как средство коммуникации;
  • использование жеста как средство коммуникации;
  • использование звука как средство коммуникации;
  • использование предмета как средство коммуникации;
  • использование графических изображений/символов как средство
    коммуникации;
  • использование таблицы букв как средство коммуникации;
  • использование карточек с напечатанными словами как средство
    коммуникации;
  • использование набора букв как средство коммуникации;
  • использование компьютера как средство коммуникации. 
  • Расширились артикуляционные возможности, необходимые для произнесения отдельных звуков, воспроизведения слоговых сочетаний.
  • Появились попытки подражания речи окружающим.
  • Обогатились речевые возможности детей в практике импрессивной речи для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту.

            Коррекционную работу с детьми с ТМНР строю по следующим направлениям:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие  способности   к использованию невербальных компонентов коммуникации.
  • Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
  • Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.
  • Развитие функции голоса и дыхания.
  • Развитие чувства ритма.
  • Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей  и возможностей детей.

Пример фрагмента занятий по развитию способности к  использованию невербальных компонентов коммуникации и альтернативной коммуникации: 

Цель: активизация ощущений собственных движений (активных и пассивных руками взрослого);  побуждение к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Ребёнку показываю, как причёсывают волосы (рукой поглаживаю по волосам); Затем прошу ребёнка произвести эти действия вначале с реальными, а затем с воображаемыми предметами. При необходимости используется приём «рука в руку». По аналогии выполняются движения: как едят суп (рукой действуют в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывают ко рту и запрокидывают голову).

 

              Важное и необходимое условие в индивидуальной логопедической работе это взаимодействие и сопровождение родителей детей данной категории:                                                            

– Постоянный обмен информацией между родителями и логопедом;                                              

– Обучение родителей;                                          

– Консультации, индивидуальные беседы;

– Повышение мотивации семьи.                                                                                                                                        Логопедическое сопровождение детей с ТМНР направлено на создание благоприятного климата для развития коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.Последовательное речевое развитие детей данной категории возможно только при реализации комплексного подхода и участии команды специалистов: педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструкторов ФК, воспитателя и тьютора. Все специалисты, реализующие образовательную деятельность, должны знать основы речевого развития детей в норме и особенности развития речи при различных нарушениях, уметь подбирать в соответствии с индивидуальными потребностями детей речевую и неречевую коммуникацию, использовать специальные педагогические методы и приемы по развитию речи детей.

Программа логопедического сопровождения включает в себя взаимосвязанные модули, которые отражают её основное содержание:

  • Диагностический (логопедическое обследование).
  • Коррекционный (составление программы коррекционной работы, организация и проведение логопедических занятий).
  • Аналитический (анализ результатов обследования).
  • Консультативно-просветительский и профилактический модуль (консультирование педагогов по проблемам речевых нарушений, консультативная помощь семье, совместная деятельность с педагогами).
  • Организационно-методический (организация информационно-просветительской работы для всех участников образовательного процесса).

Выделяют два этапа формирования коммуникативных умений:

Довербальный этап. Сюда относятся «безречевые» дети, не владеющие речью. Они общаются с помощью звуков или действий – указывая на то, к чему хотят привлечь внимание, мимически выражают различные эмоции.

Вербальный этап. Эти дети понимают обращенную речь взрослых, связанную с бытовыми ситуациями. Между собой дети вступают в контакт нечасто, и в основном используют жестикуляцию.

«Безречевые» дети

Дети, не владеющие вербальной речью, их еще называют «безречевые», часто зависят от окружения. Им часто не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация речевой деятельности.

Язык играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия. В тех случаях, когда речь не может быть проводником языка, необходимо предоставить в распоряжение ребенка другую систему средств, которая поможет заменить или восполнить недостаточность устной речи.

Коррекционная работа с «безречевыми» детьми строится по следующим направлениям:

  • развитие слухового восприятия;
  • развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
  • развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
  • развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза;
  • развитие функции голоса и дыхания;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Экспрессивная (воспроизводимая) речь –это высказывание с помощью языка; импрессивная (воспринимаемая) речь – это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих.

Главной проблемой «безречевых» детей является то, что они не могут говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять, чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей неговорящих возникают трудности, вследствие чего ребенок начинает нервничать, проявлять агрессию.

Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком? Для детей, испытывающих трудности в овладении вербальным общением, целесообразно использовать альтернативные средства коммуникации.

Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию ребенка. Применение средств альтернативной коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для «неговорящих» детей. Если ребенок никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах.

Средства альтернативной коммуникации

  1. Система PECS – это система коммуникации, при которой человек, не владеющий (или очень плохо владеющий) устной речью, использует картинку / карточку для того, чтобы выразить просьбу, прокомментировать событие, ответить на вопрос и т.д.
  2. Жестовый язык – макатон – языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы.
  3. Метод пиктограмм – метод экспериментально-психологического исследования опосредованного запоминания и мышления.
  1. Блисс-метод – система символов, в которой слова и понятия преобразованы в знаки вместо буквенного выражения.
  2. Лёб-система – система, которая используется в качестве средства альтернативной коммуникации детей и взрослых с интеллектуальной недостаточностью, имеющих существенные ограничения в вербальной коммуникации.
  3. Электронные пособия с голосовыми синхронизаторами – позволяют «говорить» с помощью записанного (в цифровом виде) голоса другого человека или с помощью голоса.

Таким образом, использование средств альтернативной коммуникации расширяет возможность общения детей с особенностями психофизического развития, имеющих нарушения навыков вербального общения, с окружающими, обеспечивает состояние психологического комфорта, нормализует их поведение, позволяет достичь полной или частичной социальной независимости.

Литература

  1. Атясова Т.В. Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. – 2023. – №4. – С. 20–22.
  2. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра [Текст]: методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. И. А. Филатова, Е. В. Каракулова. – Екатеринбург: [б. и.], 2017. – 287 с.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...

Доклад «Развитие устной речи у детей со сложной структурой дефекта »

У учащихся коррекционной школы 8 вида имеют место своеобразие и недостаточность общего речевого развития, которые проявляются в самых различных сторонах речевой деятельности. Их активная устная речь и...

Использование альтернативных средств коммуникации в работе логопеда с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Основной проблемой детей с полной или частичной потерей речи является ограниченность средств общения, выражения мыслей и потребностей. Коммуникатор позволяет записывать речевые сообщения и проигрывать...

Альтернативные средства коммуникации с детьми с ОВЗ

Познакомить родителей и людей из близкого окружения ребёнка с ОВЗ с системой альтернативной коммуникации, диагностикой коммуникативных навыков и оказать помощь в подборе невербальных средств общения....

Использование вербальных и альтернативных средств коммуникации в обучении общению ребенка с РАС

В презентации описаны этапы и методы работы учителя-дефектолога по формированию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра....

Доклад «Развитие связной речи младших школьников с помощью метода изографического моделирования»

Доклад  выступления на заседании методического объединения учителей-логопедов «Развитие связной речи младших школьников с помощью метода изографического моделирования»...

Выступление на педагогическом совета № 4 от 23.03.2022 . Тема доклада :Развитие связной речи на занятиях по альтернативной коммуникации с использованием рабочей тетради «От более реального к более абстрактному».

Представляю свою разработку – рабочую тетрадь по развитию альтернативной коммуникации, в которой систематизированы наглядные материалы, направленные на формирование речевых навыков у обучающихся...