методические рекомендации «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СОПРОВОЖДАЕМОЙ ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РАМКАХ РАБОТЫ МАСТЕРСКОЙ «ОСОБАЯ ТИПОГРАФИЯ»
методическая разработка

Злобина Екатерина Александровна

Методические рекомендации разработаны в рамках реализации программы «Ценю жизнь» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» завершился социальный проект «Новые возможности для особых детей», реализуемый при содействии Фонда.

Методические рекомендации составлены с целью повышения компетентности специалистов, работающих с детьми с ментальной инвалидностью и родителей (законных представителей) по вопросам организации сопровождаемой дневной занятости, формированию у детей мотивации и целевых установок на трудовую деятельность.

Задачи:

- расширить представление специалистов, работающих с детьми с ментальной инвалидностью и родителей (законных представителей) детей - инвалидов об организации сопровождаемой дневной занятости;

- оказывать консультативную и методическую помощь специалистам, работающим с детьми с ментальной инвалидностью и  родителям (законным представителям) детей по вопросам реабилитации и социализации детей;

- способствовать формированию у детей трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации;

- способствовать формированию и развитию у детей способности взаимодействовать со сверстниками при работе в мастерской.

 

Данное инструктивно-методическое пособие является средством формирования у ребенка тех навыков и умений, которые он готов воспринять, а не средством лечения причин его отставания.  

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми с ментальной инвалидностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_novye.docx294.48 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания

«Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СОПРОВОЖДАЕМОЙ ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РАМКАХ РАБОТЫ МАСТЕРСКОЙ «ОСОБАЯ ТИПОГРАФИЯ»

\\S1\бухгалтерия\!Электронка\Административная переписка\Е.А\ЛОГОТИП ФОНД ПОДДЕРЖКИ.jpg

Красноярск, 2023

Методические рекомендации разработаны в рамках реализации программы «Ценю жизнь» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» завершился социальный проект «Новые возможности для особых детей», реализуемый при содействии Фонда.

Методические рекомендации составлены с целью повышения компетентности специалистов, работающих с детьми с ментальной инвалидностью и родителей (законных представителей) по вопросам организации сопровождаемой дневной занятости, формированию у детей мотивации и целевых установок на трудовую деятельность.

Задачи:

- расширить представление специалистов, работающих с детьми с ментальной инвалидностью и родителей (законных представителей) детей - инвалидов об организации сопровождаемой дневной занятости;

- оказывать консультативную и методическую помощь специалистам, работающим с детьми с ментальной инвалидностью и родителям (законным представителям) детей по вопросам реабилитации и социализации детей;

- способствовать формированию у детей трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации;

- способствовать формированию и развитию у детей способности взаимодействовать со сверстниками при работе в мастерской.

Данное инструктивно-методическое пособие является средством формирования у ребенка тех навыков и умений, которые он готов воспринять, а не средством лечения причин его отставания.

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми с ментальной инвалидностью.

Обоснование проблем, требующих решения в рамках проекта

Актуальная задача, стоящая перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Красноярского края, говорит о совершенствовании системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот. Актуальность организации учебно - тренировочных квартир и сопровождаемой дневной занятости для реализации программы подготовки детей - инвалидов с умственной отсталостью к максимально самостоятельной жизни обусловлена современными требованиями государственной социальной политики. Национальная доктрина Российского образования до 2025 года предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации получателей социальных услуг, в том числе воспитанников интернатных учреждений. Воспитанники интернатов, в силу особенностей становления личности в условиях государственных учреждений, испытывают трудности в социальной адаптации, имеют поверхностное представление о самостоятельной жизни вне стен учреждения, характеризуются пассивностью в проявлениях социальной активности. Проживание на полном государственном обеспечении, в условиях заботы персонала, не имея позитивного опыта семейного проживания, у воспитанников формирует потребительское отношение к окружающим и обществу.

У воспитанников психоневрологических интернатов схожие проблемы, которые еще больше усугубляются спецификой их психофизического развития, отсутствием или недостаточностью опыта самостоятельного проживания, обусловленного особенностями проживания в закрытых интернатных учреждениях, ограничением социальных связей, регламентированностью жизни в учреждениях. У ребят не сформированы, или сформированы слабо социально-бытовые, социально-коммуникативные, социально-экономические, социально-средовые умения и навыки.

Поэтому для успешной адаптации и социализации они нуждаются в специально организованной помощи.

Мы используем эффективную форму помощи - сопровождаемое проживание в учебно-тренировочной социальной квартире, представляющую собой специально созданное и определенным образом организованное помещение – аналог квартиры, – предназначенное для сопровождаемого учебного проживания воспитанников в целях их подготовки к самостоятельной жизни. В КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» с 2020 года функционирует учебно-тренировочная квартира, в которой воспитанники обучаются общественно-трудовым и социальным навыкам, развивают социально-бытовые навыки и учатся применять их в жизни. Обучение в учебно-тренировочной квартире идет по следующим направлениям: приготовление пищи, пользование кухонным оборудованием, уборка помещения, уход за личными вещами, пользование электрическими приборами, экономическая грамотность, совершение покупок.

Опыт использования учебно – тренировочной социальной квартиры позволяет нам утверждать, что организация сопровождаемого учебного проживания помогает значительно повысить эффективность программ подготовки к самостоятельной жизни воспитанников интернатных учреждений, прежде всего в части развития навыков самообслуживания и самоорганизации.

Опрос родителей и родственников, посещающих своих детей в интернате, в рамках проведения «Декады качества 2021» показал, что 100% родителей (законных представителей) и родственников заметили улучшение в развитии социально-бытовых навыков у своих детей, которые прошли полный курс обучения в учебно-тренировочной квартире на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», и выразили согласие на обучение своих детей в трудовых мастерских. Лишь 33,3% опрошенных знают о возможности сопровождаемой дневной трудовой занятости воспитанников психоневрологического интерната, 29,7% никогда не слышали о сопровождаемой дневной занятости, 37% слышали о сопровождаемой дневной занятости, но не знают, как она может повысить качество жизни детей - инвалидов. Анализ ситуации в Красноярском крае выявил, что в крае недостаточно учреждений, применяющих трудовые мастерские в социально-педагогической работе с детьми с ментальной инвалидностью, постоянно проживающими в условиях психоневрологического интерната, данные мастерские находятся территориально удаленно от интерната «Подсолнух» и не могут охватить всех нуждающихся воспитанников нашего интерната. На сегодняшний день актуальной задачей перед коллективом КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» стоит внедрение практики сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью (в возрасте 14-18 лет), направленной на социально-трудовую реабилитацию и адаптацию, развитие навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации (из 70 детей целевой группы 22 ребенка прошли полный курс обучения в учебно-тренировочной квартире, 48 детей пройдут обучение в 2022 и 2023 году).

Для детей – инвалидов с ментальными нарушениями, которые воспитываются в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», мы планируем создать условия, а именно специально оборудованную мастерскую «Особая типография» для обеспечения эффективной допрофессиональной подготовки детей-инвалидов от 14 до 18 лет и обретение ими необходимых профессиональных навыков, создание условий для преодоления социальной исключённости. Проект является составной частью долгосрочной программы реабилитации, социальной адаптации и профориентации инвалидов в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух».

Управление проектом. Риски и меры по их преодолению

В целях осуществления контроля со стороны КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» за обеспечением эффективного управления проектом «Новые возможности для особых детей» создан координационный совет (15 человек). Координационный совет обеспечивает согласованные действия государственных, муниципальных организаций разной ведомственной принадлежности и негосударственных организаций, рассматривает конкретные вопросы, связанные с реализацией проекта, в ром числе сохранением и поддержкой здоровья детей с инвалидностью, находящихся в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух».

Управление проектом осуществляется благодаря мониторингу основных показателей эффективности, характеризующих результаты деятельности по проекту. Важным условием успешности проекта является гибкость и быстрое реагирование на изменение внешних контекстов осуществления проекта (информация об этом может быть получена от экспертов, из открытых источников информации об особенностях и изменениях в сфере социальной политики, состояния экономической сферы и т.д.), а также учет степени удовлетворенности основных участников проекта (в том числе отзывы).

Процедуры, через которые осуществляется эффективное управление проектом:

  • экспертиза (экспертная оценка) по вопросам организации и проведения мероприятий в рамках проекта; презентации проекта и его промежуточных и итоговых результатов специалистами организаций - соисполнителей. Информация о ходе реализации проекта будет доступна населению на официальном сайте КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», в социальных сетях Интернет.
  • проектирование и планирование реализации проекта (общее собрание участников и работа координационного совета (с ведением протоколов заседаний)).
  • контроль исполнения плана проекта (работа руководителя и координатора проекта, координация выполнения мероприятий в рамках проекта, мониторинг эффективности деятельности, сроков, качества исполнения мероприятий проекта).
  • рефлексия участниками деятельности по осуществлению проекта (общие собрания участников, самоотчет участников проекта, отражающий переживания, отношения к событиям проекта, фиксацию личностных изменений)

Состав координационного совета

Руководитель проекта. Функции: несет ответственность за проект от начала до конца. Утверждает нормативные, методические, организационные, информационные документы и материалы, обеспечивающие реализацию проекта. Контролирует своевременное и полное освоение гранта Фонда, обеспечивает согласованные действия всех участников координационного совета, контролирует исполнение плана проекта, организует обучение специалистов на базе стажировочной площадки Фонда.

Представитель органа исполнительной власти учредителя организации. Функции: оказание содействия в реализации проекта «Новые возможности для особых детей», обеспечение устойчивости результатов после завершения проекта, поддержка распространения результатов проектной деятельности.

Представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа опеки и попечительства. Функции: осуществление надзора за деятельностью учреждения в сфере соблюдения законных прав и интересов детей – инвалидов, проживающих в интернате «Подсолнух».

Представители учреждений – соисполнителей: . Функции: оказание информационной и методической поддержки в ходе реализации грантового проекта. Оказание помощи в формировании целевой группы, оказание помощи в организации и проведении мероприятий в рамках проекта. Оказание помощи в разработке пакета нормативных, методических и информационных материалов, обеспечивающих реализацию проекта. Доставка и установка оборудования в мастерскую «Особая типография», своевременная диагностика и обслуживание оборудования, с целью недопущения неисправностей.

Экономист. Функции: обеспечивает своевременное и полное освоение гранта Фонда и взаимодействует с соисполнителями мероприятий проекта (осуществляет закупки товаров, работ, услуг, необходимых для реализации мероприятий проекта).

Администратор проекта. Функции: разрабатывает нормативные, методические, организационные, информационные документы и материалы, обеспечивающие реализацию проекта, взаимодействует с организациями - соисполнителями. Организация системного мониторинга и внесение корректив в образовательный процесс.

Социальные педагоги. Функции: реализация программы информационного сопровождения проекта (подготовка и размещение материалов о ходе и результатах проекта на официальных сайтах учреждения и организаций – соисполнителей мероприятий проекта, в печатных СМИ, интернет ресурсах и т.д.), взаимодействие с родителями (законными представителями) и родственниками детьми целевой группы. Создают базу данных возможных социальных партнеров.

Специалисты по реализации образовательных и реабилитационных программ. Функции: реализуют индивидуально ориентированные программы по формированию социально-трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации у детей целевой группы. Проводят диагностику социально-трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации и вносят коррективы в содержание индивидуально ориентированных программ.

Риски и меры по их преодолению.

  • Риски оценки сроков (не уложиться в поставленные сроки реализации проекта) – контроль за исполнением плана мероприятий со стороны членов координационного совета, эффективно распределить обязанности среди исполнителей проекта;
  • Задержка в доставке оборудования – иметь письменную договоренность об обязательствах со стороны поставщика;
  • Технические риски – своевременная диагностика и обслуживание оборудования, с целью недопущения неисправностей.
  • Кадровые риски – обучение специалистов, непосредственно работающих с детьми с ментальной инвалидностью, своевременная и добросовестная реализация мероприятий проекта соисполнителями, в рамках принятых на себя обязательств.
  • Карантинные мероприятия из-за новой коронавирусной инфекции – проведение консультаций с родителями, семинаров – практикумов с заинтересованными специалистами в онлайн формате (дистанционно).
  • Рассогласованность между желаемыми и реальными результатами проекта – осуществление системного мониторинга и внесение корректив в образовательный процесс.
  • Недоверие родителей к инновациям – проведение организационных собраний и индивидуальных встреч с родителями (законными представителями) и родственниками детей целевой группы с целью информирования о новом направлении работы, а также о полученных результатах и достижениях детей. Участие родителей в мероприятиях проекта.
  • Часть педагогов формально принимают нововведения, не вникают в суть предстоящих изменений – формировать рефлексивную компетенцию педагогов, включение педагогов в деятельность работы творческих групп.
  • Незапланированное сокращение бюджета организаций, задействованных в реализации проекта – создание базы данных возможных социальных партнеров.

Комплексный план реализации мероприятий проекта

№№

п/п

Наименование

задачи, мероприятия[1]

Период реализации

Характеристика

результата мероприятия

(с указанием количественных и качественных показателей)

Отчетные

документы

и материалы

1

2

3

4

6

Задача 1. Обеспечение эффективного управления проектной деятельностью по апробации, внедрению и распространению практики сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью.

Создание и функционирование координационного совета по эффективному управлению проектом

Создан координационный совет, обеспечивающий мониторинг реализации комплекса мероприятий проекта и достижения планируемых результатов. В функции совета входит осуществление контроля эффективного и целевого использования денежных средств, предусмотренных на выполнение мероприятий, разработка и утверждение информационно-методических, организационных, информационных и других документов и материалов, обеспечивающих реализацию проекта, а также предложений по внедрению в практику полученных результатов.

Процедуры, через которые осуществляется эффективное управление проектом:

  • экспертиза (экспертная оценка) по вопросам организации и проведения мероприятий в рамках проекта; презентации проекта и его промежуточных и итоговых результатов специалистами организаций - соисполнителей. Информация о ходе реализации проекта будет доступна населению на официальном сайте КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», в социальных сетях Интернет.
  • проектирование и планирование реализации проекта (общее собрание участников и работа координационного совета (с ведением протоколов заседаний)).
  • контроль исполнения плана проекта (работа руководителя и администратора проекта, координация выполнения мероприятий в рамках проекта, мониторинг эффективности деятельности, сроков, качества исполнения мероприятий проекта).
  • рефлексия участниками деятельности по осуществлению проекта (общие собрания участников, самоотчет участников проекта, отражающий переживания, отношения к событиям проекта, фиксацию личностных изменений)

Заседания проводятся не менее 1 раза в 2 месяца.

Число специалистов – 15 человек.

  1. Копия приказа о создании координационного совета;
  2. Копии протоколов заседаний.
  3. Отзывы привлеченных специалистов организаций - соисполнителей о ходе реализации проекта.

Разработка, утверждение и выполнение программы информационного сопровождения проекта

Разработана и утверждена программа информационного сопровождения проекта (включает подготовку и размещение материалов о ходе и результатах проекта на официальном сайте интерната и социальных группах и организаций – соисполнителей мероприятий проекта, в печатных СМИ и интернет изданиях).

Копия программы информационного сопровождения проекта

Проведение диагностики сформированности трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации у детей целевой группы

Проведена диагностика сформированности у детей целевой группы трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации на промежуточном и итоговом этапах реализации проекта. Специалистами проведен сравнительный анализ начальной, промежуточной и итоговой диагностики сформированности трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации.

  1. Протоколы диагностики сформированности трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации;
  2. Отчет специалистов – анализ полученных диагностических данных.

Задача 2. Создание условий для реализации практики сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью, включая обеспечение методическими, кадровыми, материально-техническими ресурсами, в том числе проведение мероприятий по обмену опытом специалистов на базе стажировочных площадок Фонда.

Формирование целевой группы проекта на основании диагностики сформированности трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации

В целевую группу войдут дети с ментальной инвалидностью (дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью) из числа воспитанников интерната «Подсолнух» - не менее 70 детей, включая:

  • в статусе без попечения – 59 детей;
  • в статусе дети – сироты – 4 воспитанника;
  • в статусе воспитанники, проживающие на основании трехстороннего соглашения – 7 детей.
  1. Списки участников целевой группы проекта;
  2. Образец психолого-педагогической характеристики на ребенка целевой группы.

Разработка индивидуально ориентированных программ по формированию трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации на каждого ребенка целевой группы

На каждого ребенка разработана индивидуальная программа по формированию трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации, в том числе с учетом сильных сторон ребенка и особенностей его развития. При необходимости проводится оценка и корректировка содержания индивидуальных программ.

Образец индивидуально ориентированных программ по формированию трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации.

Разработка конспектов групповых и индивидуальных занятий специалистами, реализующими ИОП

Разработаны конспекты групповых и индивидуальных занятий, в которых четко обозначены методы и приемы, посредством которых выполняются поставленные задачи, даны методические рекомендации для работы с конкретным ребенком. Групповые и индивидуальные занятия направлены на формирование трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации.

Конспекты групповых и индивидуальных занятий

Организация обучения специалистов, непосредственно работающих с детьми целевой группы

Организовано обучение специалистов на базе профессиональной стажировочной площадки Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения», что позволило повысить уровень компетентности педагогическому составу, непосредственно работающему с детьми с ментальной инвалидностью. Направление обучения «Сопровождаемое проживание, сопровождаемая дневная занятость и сопровождаемое трудоустройство лиц с ментальной инвалидностью». Число специалистов – 6 человек.

Копии документов, подтверждающих участие в стажировочной площадке

Задача 3. Апробация и внедрение практики сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью, направленной на формирование у них социальных компетенций, развитие и сохранение навыков, необходимых для самостоятельной жизни, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации с использованием межведомственного взаимодействия.

Реализация индивидуально ориентированных программ по формированию трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации у детей целевой группы

Реализация индивидуально ориентированных программ по формированию трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации у детей целевой группы осуществляется в виде дифференцированного подхода с применением методов реабилитации и с учетом психофизического развития детей. Работа в мастерской «Особая типография» предусматривает следующие формы работы с детьми: теоретические и практические занятия (групповые и индивидуальные).

Периодичность занятий: занятия проводятся по группам (по 5 детей в 1 группе) и индивидуально, не менее 2 раз в неделю в соответствии с психофизическими и интеллектуальными возможностями детей целевой группы.

У детей целевой группы сформированы практические трудовые умения и навыки выполнения различных полиграфических работ на основе включения детей в разные виды технологической деятельности по изготовлению общественно-значимых продуктов труда (профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и оборудованием, обучение приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий) в специально оборудованной мастерской «Особая типография»; созданы условия для профессионального самоопределения детей-инвалидов, понимания значимости работы в производственном цикле; сформировано устойчивое, положительное отношение к труду; развиты навыки социально-средового взаимодействия и коммуникации. Продуктами мастерской «Особая типография» являются стенгазеты о жизни интерната, буклеты, открытки, «книги жизни» всех воспитанников интерната, альбомы, портфолио каждого ребенка, сувенирная продукция. Мастерская «Особая типография» содействует самоутверждению воспитанников, примером тому служат авторские книги, статьи в газете, календари, блокноты с рисунками участников мастерской, подарки к праздникам.

Помимо специалистов интерната, к реализации индивидуально ориентированных программ привлечены волонтеры (добровольцы), которые оказывают помощь воспитанникам целевой группы в обучении работе с полиграфическим оборудованием, в конструировании макетов изделий, в создании фото – видео материалов с занятий. Взаимодействие с волонтерами проходят в онлайн-общении и при личных посещениях.

Число детей целевой группы – 70 чел.

Число волонтеров – добровольцев – 9 человек.

  1. Отчеты специалистов о результатах работы по индивидуально ориентированным программам;
  2. Видео дневник с занятий в мастерской;
  3. Фото материалы с занятий в мастерской;
  4. Визуальные инструкции (технологические карты) и видео инструкции с алгоритмом выполнения работ на специальном оборудовании мастерской.

Реализация мероприятий для родителей, посещающих детей – инвалидов, по восстановлению и укреплению семейных связей

Проведение организационных собраний и индивидуальных встреч с родителями (законными представителями) и родственниками детей целевой группы с целью информирования о новом направлении работы, а также о полученных результатах и достижениях детей. Родители участвуют в мероприятиях проекта. Проведены мероприятия для родителей и родственников по восстановлению семейных связей:

-круглый стол «Сопровождающая дневная занятость как основа профессионального самоопределения детей - инвалидов психоневрологического интерната» - 1 раз;

-гостевые дни (ознакомление с достижениями детей в мастерской) – 1 раз в 2 месяца;

-онлайн – консультирование родителей и родственников с целью повышения компетенции в вопросах организации дневной занятости воспитанников – проведено не менее 20 консультаций.

Число родителей и родственников, посещающих детей целевой группы – 20 человек.

Список родителей (законных представителей) и родственников участников целевой группы

Задача 4. Распространение практики опыта внедрения сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью среди специалистов заинтересованных организаций, в том числе проведение обучающих мероприятий.

Создание инструктивно-методических материалов для специалистов по вопросам организации дневной занятости детей с ментальной инвалидностью

Созданы инструктивно-методические материалы (в создании принимают участие координационный совет и специалисты организаций - соисполнителей) для специалистов по вопросам организации дневной занятости детей с ментальной инвалидностью в возрасте от 14 до 18 лет в условиях психоневрологического интерната.

Экземпляр инструктивно методических материалов по проекту на электронном носителе

Проведение итогового мероприятия для специалистов (конференция, серия семинаров) по оценке эффективности проектной деятельности, распространению ее результатов, определению перспектив дальнейшей работы по организации дневной занятости детей – инвалидов

В феврале 2023 года планируется проведение семинара с привлечением заинтересованных специалистов социальных и образовательных учреждений для презентации промежуточных результатов.

По окончании проекта, в октябре 2023 года будет проведено не

  1. Буклет с информацией о реализации проекта;
  2. Программы семинаров;
  3. Программа конференции;
  4. Список специалистов, участвующих в семинарах и конференции.

Цель проекта: обеспечение дневной занятости воспитанников с ментальной инвалидностью, направленной на социально-трудовую реабилитацию и адаптацию, развитие навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации.

Задачи:

1. Создание условий для расширения и реализации практики сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью, включая обеспечение методическими, кадровыми, материально-техническими ресурсами, в том числе проведение мероприятий по обмену опытом специалистов на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».

2. Формирование технологических знаний, производственной и коммуникативной культуры в области полиграфии на основе включения обучающихся в разные виды технологической деятельности по изготовлению общественно значимых продуктов труда.

3. Организация и проведения комплексного диагностического обследования ребенка в коррекционно – воспитательном процессе.

4. Распространение практики опыта внедрения сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью среди специалистов заинтересованных организаций, в том числе проведение обучающих мероприятий.

Кадровые ресурсы

В целях осуществления контроля за обеспечением эффективного управления проектом «Новые возможности для особых детей» создан координационный совет. Координационный совет обеспечивает согласованные действия организаций разной ведомственной принадлежности, рассматривает конкретные вопросы, связанные с реализацией проекта, реализует проект. Состав: заместитель директора, экономист, два старших воспитателя, социальный педагог, инструктор по труду, педагог-психолог.

В самом начале реализации проекта специалистами учреждения прорабатывались теоретические вопросы организации мастерской - типографии. Особое внимание было уделено проведению первичной диагностики. Необходимо отметить, что оценка уровня трудовых способностей проводилась через выполнение определенных трудовых операций. Использовался инструментарий педагогического наблюдения – карта «Оценка уровня развития трудовых навыков при работе в мастерской «Особая типография», позволяющий педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательно - воспитательного процесса. На каждого ребенка заполнен диагностический лист, в котором отражены все направления, по которым с воспитанником велась работа.

Инструментарий педагогической диагностики практичен, прост в применении. Карта «Оценка уровня развития трудовых навыков при работе в мастерской «Особая типография» позволяет наглядно определять место ребенка в группе в пространстве развития – во всем образовательном диапазоне (видеть отставание и опережение); выделять основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения; позволяет педагогу осуществлять гибкое проектирование образовательного процесса «под индивидуальные особенности воспитанника».

Таблица

Карта «Оценка уровня развития трудовых навыков при работе в мастерской «Особая типография»

№ п\п

ФИО ребенка

Соблюдает технику безопасности

Убирает рабочее место

Доводит начатое дело до конца

Разрабатывает дизайн изделия

Пользуется принтером

Пользуется сканером

Выполняет брошюрирование

Выполняет биговку

Пользуется ламинатором

Выполняет отчет о проделанной работе

Вступает в коммуникацию с другими детьми во время занятия

ИТОГО:

1.

2.

Использовались следующие критерии оценивания:

  • навык не доступен, не применимо для этого воспитанника или воспитанник еще не обучился данному навыку – 0 баллов;
  • воспитанник не может выполнить задачу (или конкретный этап, который оценивается), поэтому она должна быть завершена другим человеком. Или он выполняет задачу методом рука в руке. Или часть действия выполняется полностью взрослым без участия ребенка – 1 балл;
  • воспитанник пользуется помощью взрослого, взрослый оказывает помощь физически, словами и жестами. Действия педагога побуждают воспитанника начать, продолжить или выполнить задание, педагог руководит всеми его действиями на протяжении решения им всей задачи или ее конкретного этапа – 2 балла;
  • воспитаннику требуется минимальная помощь словами или жестами (1, 2 указания) и использует словесную инструкцию и образец на протяжении решения ребенком всей задачи или ее конкретного этапа, воспитанник пользуется визуальной инструкцией – 3 балла;
  • воспитаннику помощь взрослого не нужна, воспитанник самостоятельно пользуется визуальной инструкцией, на протяжении решения воспитанником всей задачи или ее конкретного этапа он использует только словесную инструкцию и образец – 4 балла.

После заполнения таблицы специалист подсчитывает общую сумму баллов за все задания у каждого ребенка. Далее, используя Т – Шкалу, определяются уровни сформированности у детей целевой группы трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации. (Приложение 1)

Данные, полученные при начальном диагностическом исследовании детей, позволили определить, что преобладает низкий уровень развития трудовых навыков, навыков социально средового развития и коммуникации – 36 детей, уровень ниже среднего – 22 ребенка, на среднем уровне - 10 детей, уровень выше среднего у двоих детей, высокий уровень не зарегистрирован.

Материально технические средства

На средства гранта закуплено специализированное оборудование для мастерской «Особая типография»: режущий плоттер, МФУ, ризограф, пресс, ламинатор, принтер, разные виды дыроколов, резаков, брощюровщик, биговщик-перфоратор. В 2023 году планируется приобретение вырубного ротационного станка и моноблоков.

Разработка и реализация индивидуально ориентированных программ

Педагоги разработали индивидуально ориентированные программы (далее - ИОП) на всех детей целевой группы. Необходимо отметить, что каждая разработанная программа состоит из пояснительной записки, которая содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных и несформированных трудовых умений и навыков, индивидуального учебного плана, содержания программы, в которой раскрывается содержание образования и планируемые результаты, указываются направления коррекционной работы с детьми.

Затем специалисты приступили к реализации индивидуально ориентированных программ. Работники «Особой типографии» - воспитанники интерната «Подсолнух», овладевают печатным, брошюровочным и переплетным делом. Важным положительным результатом участия в программных мероприятиях для участников целевой группы стало их самоутверждение. Примером тому служат самостоятельно выполненные воспитанниками календари с рисунками участников мастерской, блокноты, альбомы, наклейки, журналы, буклеты. Воспитанники научились (в разной степени самостоятельности) изготавливать печатную продукцию (методические, дидактические печатные материалы), наглядные пособия к коррекционно-развивающим занятиям для сверстников и младших детей, тем самым ребята развивают уважение к труду и мотивируют других детей на активное участие в занятиях.

В соответствии с ИОП специалисты разработали конспекты индивидуальных и групповых занятий. Все занятия проводятся с использованием специализированного оборудования, закупленного на средства гранта, и методических средств: визуальное расписание, визуальные инструкции (технологические карты) и видео инструкции с алгоритмом выполнения работ на специальном оборудовании мастерской, памятки и плакаты по технике безопасности и пр. (Приложение 4)

В мастерской воспитанники получают профессиональные навыки, объем которых определяется индивидуально для каждого. Все профессиональные навыки, которые осваиваются воспитанниками в полиграфической мастерской, рассматриваются как последовательность простых операций, при этом в зависимости от возможностей каждого воспитанника может осваиваться вся последовательность операций или только часть их.

Специфика разработки индивидуально ориентированных программ определена тем, что подростки с ментальной инвалидностью могут реализовать свой потенциал лишь при условии качественно организованного обучения и социализации - удовлетворения как общих с ровесниками, так и их особых образовательных потребностей, связанных с характером нарушения их психического развития.

Погружение в «профессию» имеет несколько уровней:

1) в первые дни обучения воспитанники получают сведения о назначении и самое главное о возможностях типографии, рассматривают изделия, которые они научатся делать максимально самостоятельно, также осваивают технику безопасности при работе в типографии. Постепенно в сознании каждого воспитанника складывается представление о мастерской, в работу которой ему становится интересно включиться самому. И вот сформированность образа мастерской, где всем интересно, где у каждого есть свое место и своя задача, активирует побуждение быть причастным, в данном случае - к общей творческой трудовой деятельности. На данном этапе, творчество играет решающую роль. Если этот этап прошел успешно, то дальнейшее освоение тех или иных навыков в данной мастерской проходит также успешно;

2) далее, когда у подростка уже активно развито побуждение к совместной деятельности, специалисты составляют его индивидуальный план профессионального обучения на основании сначала только тех технологий, к которым он проявил интерес. (Приложение 5)

3) следующий уровень, погружения в «профессию» – это расширение и усложнение технологического ряда, с опорой на уже сформированные профессиональные предпочтения.

4) завершающий уровень – выполнение собственного изделия (с помощью взрослого) по собственному эскизу в технике доступных технологий.

Очевидно, что каждый воспитанник осваивает тот уровень, который ему доступен по его индивидуальным психо-физиологическим возможностям.

Обучение в мастерской рассчитано на 1 год. Такой срок обучения объясняется тем, что процесс формирования трудовых и профессиональных навыков у воспитанников с ментальной инвалидностью является сложным, предполагающим автоматизацию действия путем многократного повторения. Именно поэтому на выполнение каждого изделия отводится от 10 до 16 часов. Специалистами составлен учебно – тематический план, рассчитанный на 74 часа.

Таблица

Учебно – тематический план

№ п\п

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

Содержание раздела

Всего

Теория

Практика

Диагностика

4

2

2

Педагогическая диагностика

Проведение диагностики, устный опрос, заполнение диагностического бланка, практические задания

Введение. Назначение и возможности типографии

2

2

-

Устный опрос

Знакомство с назначением и возможностями типографии. Знакомство с оборудованием, с готовыми изделиями

Техника безопасности при работе в типографии

4

2

2

Устный опрос, практические задания

Знакомство с техникой безопасности при использовании электрооборудования, практика включения\выключения, использования

Открытка.

10

2

8

Наблюдение, конкурс творческих работ

Разработка дизайна открытки, печать основы, вырезание элементов, сборка, знакомство с программами для разработки дизайна открытки, набор текста

Стенгазета, плакат

10

2

8

Наблюдение, конкурс творческих работ

Порядок расположения материала, редактирование, печать, знакомство с работой редактора, набор текста, выбор фотоматериала

Блокнот

12

4

8

Наблюдение, конкурс творческих работ

Комплектование блока, печать обложки, оформление страниц, сборка

Буклет

15

3

13

Наблюдение, выставка

Разработка дизайна буклета, размещение картинок и текста, двусторонняя печать, биговка

Фотокнига

15

3

13

Наблюдение, выставка

Фотографирование, сканирование, верстка, дизайн страниц и обложки, комплектование, печать, брошюрирование

ИТОГО:

74

20

54

В учебные группы входит по 5 воспитанников. Причем, группы формируются по интегративному принципу: двое подростков в группе требуют постоянного сопровождения и выполнение даже самых элементарных действий (для этого используется помощь волонтеров), трое – с умеренной степенью нарушений. В таких условиях ребята могут помогать друг другу, более слабым ученикам есть за кем тянуться, а педагогам реально уследить за всеми.

В целом занятия в мастерской способствуют профессиональному самоопределению детей-инвалидов, пониманию воспитанниками значимости работы в производственном цикле; повышают степень самостоятельности, формируют устойчивое, положительное отношение к труду, развивают желание доводить начатое дело до определенного положительного результата; развивают навыки социально-средового взаимодействия и коммуникации.

В процессе работы в мастерской «Особая типография» каждую группу курирует педагог-психолог. Особое внимание при работе с воспитанниками в мастерской отводится индивидуальному сопровождению и консультированию подростков, создание комфортной атмосферы в группе, поиск условий совместимости воспитанников, консультирование педагогов, работающих с данной группой, разрешение кризисных ситуаций, консультирование родителей.

Обязательно учитывается характер взаимодействия воспитанников внутри группы, представляется архиважным оперативное разрешение возможных конфликтных и других ситуаций, способных оказать негативное влияние на характер внутригруппового взаимодействия, в качестве превентивных мер, систематически ведется включенное наблюдение во время занятий, а также, постоянное взаимодействие с педагогами.

Во время оценки уровня развития трудовых навыков при работе в мастерской «Особая типография»», воспитанникам было оказано индивидуальное сопровождение с целью создания комфортной психологической среды для максимально объективной демонстрации подростками своих возможностей точность оценки важна, как для анализа результативности программы в будущем, так и для формирования групп.

Проведенное итоговое диагностическое обследование г. воспитанников, участвующих в мероприятиях показал положительную тенденцию в динамике развития детей. Так, сравнение уровня первичной диагностики с итоговой предоставило возможность узнать о динамике развития ребенка (анализ динамики), определить зону его ближайшего развития и составить рекомендации к дальнейшему обучению. По мере качества выполнения сборочных работ педагог отмечает, произошел ли переход в овладении умением с одного уровня на другой. Количественные данные, полученные при диагностическом исследовании в сентябре 2022г. и сентябре 2023 года, представлены в сводной таблице

Таблица

Сводная таблица

Уровни сформированности трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации

Сентябрь 2022г.

(первичная диагностика)

Сентябрь 2023г.

(итоговая диагностика)

Низкий уровень

36 детей

2 ребенка

Уровень ниже среднего

22 ребенка

12 детей

Средний уровень

10 детей

29 детей

Уровень выше среднего

2 ребенка

18 детей

Высокий уровень

0

9 детей

ИТОГО:

70 детей

70 детей

Проведённая промежуточная оценка возможностей ребёнка позволила сделать корректировку ИОП в плане дальнейшего обучения каждого ребенка.

Показатели результативности реализации практики

Таблица

Показатели результативности реализации практики

№ п\п

Этапы работы по изготовлению изделия

Результат

Ознакомительный: назначение и возможности оборудования мастерской

  1. Подростки изучили правила распорядка работы в мастерской.
  2. Подростки комфортно чувствуют себя в помещении мастерской.
  3. Подростки изучили технику безопасности при работе с оборудованием.
  4. Познакомились с оборудованием (для каждого изделия свое оборудование).
  5. Подростки овладели базовыми навыками работы с оборудованием.
  6. Созданы условия для творческого самовыражения подростков через дизайн изделий разной сложности.

Практический: освоение базовой технологии выполнения изделий

  1. Подростки овладели технически-механическими навыками работы с оборудованием. Могут ответить на вопросы специалиста и наглядно продемонстрировать ему свои действия в заданной ситуации.
  2. Созданы условия для проживания ситуации успеха подростками

Самостоятельный: изготовление контрольного изделия

  1. Созданы условия для закрепления подростков в проживании ситуации успеха
  2. Подросткам предоставлена возможность для проявления максимальной самостоятельности.
  3. Подростки изучили критерии оценки качества создаваемых моделей

Презентационный: позиционирование своей успешности и своих достижений

  1. Подростки создали свое электронное портфолио. Наполнили его фотографиями и видео материалами себя и своих работ. Подростки демонстрируют свое портфолио специалистам.
  2. Созданы условия для проживания ситуации гордости за проделанную работу и духа единства с теми, с кем занимались в мастерской, через проведение общих видеосъемок и фотосессий. Подростки демонстрируют эмпатию к своей группе и желание продолжать занятия дальше.
  3. Созданы условия для изучения навыка презентации своего результата в разных формах: текст и видео (в том числе с использованием средств АДК).

Все воспитанники целевой группы стали демонстрировать умения выполнять различные виды полиграфических работ, выполнять инструкции взрослого, инициировать процесс взаимодействия, проявлять познавательную, социальную и речевую активность при работе в мастерской «Особая типография».

Определенно можно сделать вывод, что практика организации сопровождаемой дневной занятости остается неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий для воспитанников с ментальной инвалидностью, проживающих в интернате «Подсолнух».

Приложение 1

Описание Т - Шкалы

Т-шкала (T scale) получила своё название в честь Э.Торндайка и   Л.Термена и впервые была применена У. Макколлом (McCall/ 1922).

Т-ШКАЛА – стандартная шкала со следующими параметрами: среднее = 50, отклонение = 10 от среднего.

При определении уровней по Т-шкале используется формула Х*S\M, где Х – максимальный балл, S – значение стандартного отклонения по шкале, М – максимальное значение шкалы. Преобразование сырых показателей по стандартной шкале выражает тестовый балл в единицах среднего значения и стандартного отклонения («расстояния от среднего»), что позволяет соотносить результаты отдельных испытуемых.

При заполнении карты «Оценка уровня развития трудовых навыков при работе в мастерской «Особая типография» в соответствии с критериями оценивания, воспитанник может получить максимум 4 балла по каждому критерию. Итого максимальное количество баллов - 44. Минимальное количество баллов – 0. Следовательно, использую формулу Х*S\M при определении уровня по Т-шкале мы получили:

Определяем уровни, в соответствии с полученными результатами:

0 – 9 баллов – низкий уровень;

10 – 18 баллов – уровень ниже среднего;

19 – 26 баллов – средний уровень;

27 – 35 баллов – уровень выше среднего;

36 – 44 балла – высокий уровень.

Методические рекомендации. А4, 53 страницы. Автор - составитель: Злобина Екатерина Александровна, старший воспитатель КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», мастерская «Особая типография» (в рамках реализации программы «Ценю жизнь» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), г.Красноярск, E-mail: Дата изготовления: октябрь 2023г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для практикующих логопедов (из опыта работы со взрослыми и подростками)

В данной публикации  я хочу поделиться некоторыми методическими рекомендациями из опыта моей работы логопедом в Центре патологии речи и нейрореабилитации ,  медицинском учреждении). Мет...

Методические рекомендации для практикующих логопедов (из опыта работы со взрослыми и подростками)

Методические разработки, представленные в данной работе, практикующий логопед-афазиолог или нейродефектолог сможет использовать в своей работе с больными, страдающими нарушением речи  и д...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей «Порядок открытия и организации работы летнего оздоровительного лагеря на базе МБОУ ДОД ДДТ

Лагерь с дневным пребыванием – это сфера активного отдыха ребенка, которая дает ему возможность раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации, является частью социальной сре...

Методические рекомендации по проведению профилактических занятий в рамках программы «Соревнование классов, свободных от курения».

Проведение профилактических занятий помогает учащимся не только узнать новую информацию о здоровом образе жизни, но также лучше познать себя. Предлагаемая схема взаимодействия «класс – куратор – коорд...

Методические рекомендации "Организация и проведение занятий по развитию во-ображения и творческих способностей детей на примере бисероплетения"

Организация  и  проведение  занятий  по  развитию  воображения  и  творческих  способностей  детей  на  примере  бисероплетения...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...

Методические рекомендации по адаптации структуры занятия по изобразительной деятельности, окружающей среды и дидактического материала для младших школьников с РАС в рамках дополнительного образования

Процесс обучения младших школьников с расстройством аутистического спектра (РАС) сопровождается постоянной адаптацией, как окружающей среды, так и дидактического материала. А также сама структура заня...