Конспект урока по чтению в 6 классе
план-конспект урока (6 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Цель урока: познакомить с новым произведением В.Бианки "Октябрь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bianki_oktyabr_-_kopiya.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению в 6 классе

Тема урока: «В.Бианки «Октябрь».                                                                                                                                                                          Тип урока: урок изучения нового материала.                                                                                                                               Используемые технологии:  личностно- ориентированные технологии  (диалог , опора на субъектный опыт ребенка), деятельностный подход .

Цель:  познакомить с новым произведением В.Бианки «Октябрь».                                                                                                         Задачи:

Образовательная :  познакомить с приметами октября через чтение и анализ текста.

Коррекционно- развивающая:

-корригировать  и развивать   связную устную  речь через организацию беседы, учебного диалога; обогащать словарь через  знакомство с новыми словами;

-формировать аналитико- синтетическую деятельность.                                                                                                                                                            3.Воспитательная : воспитывать интерес к чтению , ценностное отношение  к прекрасному    через анализ текста, знакомство с пословицами и приметами, анализ картин.

Формы организации деятельности:  индивидуальная,  в  паре, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор,  экран, презентация «В.Бианки  «Октябрь» , карточки – настроения, карточки «Собери пословицы», две картины на тему : «Осень».

Прогнозируемый результат.

Учащиеся имеют возможность на уроке.

1.Узнать фамилию  автора и название произведения.

2. Узнать , какие изменения происходят в природе в октябре.

3. Узнать и  объяснить значение слов.

4.Определить  цель  деятельности на уроке при помощи учителя.

5. Воспроизвести информацию, необходимую для ответа, осуществить поиск информации с использованием текста учебника ( выборочное чтение, ответы на вопросы учителя).

6.Оформить свои мысли в устной форме (ответы на вопросы, объяснение значения слов).

7.Слушать и понимать речь других.

8.Читать текст без ошибок, исправлять ошибки при чтении.

9. Работать в паре (взаимодействовать); выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

10. Выполнять анализ деятельности  в ходе  самоанализа  (при помощи учителя).

Этапы урока.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Знакомство .

Рефлексия настроения.

- Ребята ,  сегодня осенний день.

На улице ( в зависимости от погоды) . В классе у нас  тепло, светло, царит атмосфера добра,  мы готовы работать, узнавать новое, делится своими мнениями.

На столе у вас карточки – настроения.  

Зеленая - хорошее настроение.

Фиолетовая-   плохое настроение.

Покажите, какое у вас настроение.

Вывод учителя.

Я бы очень хотела , чтобы у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение и стало еще лучше.

Я держу в ладошках солнце

Я дарю его друзьям

Улыбнитесь, это просто.

Лучик солнца это вам.

Раздаю карточки желтого цвета. Пусть это будут маленькие солнышки, которые будут помогать и согревать каждого из вас.

II.Знакомство с темой урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Виталия Бианки.  В название произведения спрятан месяц. Вы его назовете сами, отгадав загадку. Подумайте, в каком месяце это происходит.

Солнце сменит он дождём,

Ночью заморозки в нём,

Листвой жёлтой землю кроет,

И зовётся …

Ответ: Октябрём.

-Это осенний месяц, стоящий между сентябрем и ноябрем.

- Какой это месяц?

-Как звучит тема урока?

(Тема урока: В.Бианки «Октябрь»).

-Мы познакомимся с изменениями, происходящими в  природе октябре.

Ш. Изучение нового материла.

1.Вступительная беседа.

-Сколько осенних месяцев вы знаете?

-Как называется первый месяц осени?

- Ребята , а какое первое дело делает осень  в этом месяце?

- Каким по счету  осенним месяцем  является октябрь?

- Какой это период осени? (начало, середина , конец)

- Какой была погода в октябре давайте вместе вспомним?   (  уточняю:  в начале сухая, потом был дождь , выпал снег 21 октября).

Вы знаете , что не каждый год в один и тот же месяц погода  одинаковая. В один год октябрь солнечный и теплый , а в другой снег выпал. Но все равно у каждого месяца есть свои приметы, которые должны происходить именно в этот месяц. С изменениями . происходящими в природе в октябре  мы познакомимся, прочитав текст.

Перед знакомством с произведением  давайте разберем слова , которые нам встретятся..

2.Словарная работа.

На экране слова без объяснения. По мере объяснения слов, появляются  слайды. Если учащиеся затрудняются  с ответом предлагаю прочитать на слайде.

Листопад-  опадание листьев осенью.

Грязник-  месяц в котором на улице грязь от дождя.

-Подберите однокоренные слова.

(грязь, грязевой поток, грязная )

Зазимник-  наступает задолго до зимы.  

Ветры- листодеры- сильные ветры , срывавшие листву.

Отрепья- лохмотья( порванное , разорванное).

Летовавшие  птицы-  провели лето у нас.

Перелетная птица- улетает на зиму или лето в другое место.

Студит воду- замораживает, делает холодной.

Подберите близкие по значению слова (синонимы).

(морозит, остужает, холодит)

Оскудела – обеднела.

Тритон – харитон – (картинка).

Мох – (картинка)

Ящерки ( картинка)

Берлога-  картинка.  

Вывод: мы познакомились с новыми словами и знаем  теперь , что они обозначают.

Физминутка.

Упражнение на активизацию межполушарных связей.

Чтение учителем.

-Сейчас я прочитаю рассказ Виталия Бианки «Октябрь»  , а вы внимательно послушайте и скажите , какое второе дело делает осень в октябре?

4.Ответ на проблемный вопрос.

-Какое второе дело делает осень в октябре?

5. Чтение детьми текста вслух.

Дети читают по абзацам. После каждого абзаца анализ прочитанного.

Вопросы могут изменяться в зависимости от ответов учащихся.

Анализ прочитанного (1 абзац)

- Как называли октябрь? Зачитать.

-  Почему листопад? Докажите.

-  Почему грязник?

-Зазимник , что значит это слово?

-Что автор пишет о вороне?

-Почему она перелетная?  ( улетает на север)

- Какая птица у нас первая прилетная?

Анализ прочитанного (2 абзац).

-Какое второе дело делает осень?

-Найдите предложение, в котором автор доказывает , что осень студит воду.

-Что произошло с водой? Найдите слова в тексте. (оскудела жизнью)

- Как понимаете ? ( стала бедной)

-Что стало с цветами на воде?

- Где будут зимовать рыбы?

- Почему они прячутся глубоко?

- Как проведет зиму тритон? Почему ?

Анализ   прочитанного (3 абзац).

- Как вы понимаете « нежаркая кровь»?

- У кого кровь нежаркая?

-Зачитайте , как проведут зиму змеи.

-Что произойдет с лягушками, ящерками?

-Что делают в октябре звери?

Анализ пословицы (4 абзац).

-Сколько погод в осеннее ненастье?

- Как понимаете пословицу ?

 - Какие пословицы и поговорки об осени вы еще знаете?

Мы с вами сейчас выполним задание , благодаря которому  узнаем еще некоторые пословицы об осени.

6.Работа в парах. «Пословицы рассыпались». Найдите  2 часть.

От осени к лету ……

а) поворота нету;

б) один шаг.

Упал с дерева один лист…..

а) жди зимы;                                        

     б) жди осени.

                             

3.В октябре одна ягода…

а) да и та сладкая земляника;

б)   да и та горькая рябина.

4.Октябрь идет и за собой ……

а)ноябрь ведет;

б)сентябрь ведет.

5. Октябрь землю кроет…

а)то листком;

б) то цветком;

в) то снежком.

6.Осень завершает сборы к …

а)    зиме;

б)  весне.

- Прочитайте, какие пословицы получились.

- Объясните, почему не выбрали другую часть.

Вывод учителя: теперь вы узнали много половиц об осени и сами попробовали найти правильное продолжение.

7.Словесное рисование.

Осень это славная пора и ее любили не только поэты, но и художники.

- Если бы вы были художниками , чтобы вы нарисовали , прочитав этот рассказ В.Бианки «Октябрь»?

8.Работа с картинами.

Я попросила одного своего  знакомого художника  прочитать рассказ В.Бианки «Октябрь» и нарисовать картину. Он так увлекся чтением нашего учебника , что нарисовал две картины. Ребята, давайте попробуем определить, какая из этих картин нарисована к рассказу , который мы прочитали.

Демонстрация картин.

-Посмотрите на картины , попробуйте найти на одной из них то, о чем узнали сегодня из рассказа.

Анализ выбранной картины.

-Какая картина нарисована к рассказу «Октябрь»?

-Почему? Докажите словами из текста.

Вывод: вы справились с заданием, нашли те моменты на картине, о которых писал Виталий Бианки.

IV.Итог урока.

- С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- Какое второе дело делает осень в этот месяц?

Рефлексия деятельности.

-Ребята, давайте подумаем  каждый над такими вопросами:

- Что я узнал нового из произведения В.Бианки «Октябрь»?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшей жизни?

- Что было трудно?

- Почему?

- Что удалось выполнить хорошо?  

-Почему?

-Смог бы каждый в одиночку справиться  с заданиями?

-Значит,  мы достигли цели урока благодаря коллективной работе.

V. Домашнее задание. Читать  с.35-36. Подобрать  и выучить  пословицу про осень.

VI.Оценки за урок.

VII .Рефлексия настроения.

-Давайте оценим свое настроение к концу урока.

Желтая-   радостное( очень хорошее).

Фиолетовая- плохое.

Зеленая- хорошее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение

Конспект открытого урока по чтению для детей, обучающихся в 3 классе школы - интерната 2 вида II отделения....

Конспект урока по чтению 7 класс И.А. Крылов "Кукушка и Петух"

Урок поможет создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;познакомить учащихся с басней И. А. Крылова; вспомнить другие, ...

Конспект урока по чтению в 3 классе на тему :Урок обобщение «Настали дни весенние!»

Цели: совершенствование навыков осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, навыков выразитель...

Конспект урока по чтению в 9 классе. Тема урока: Э. Сетон- Томпсон «Снап» .

Конспект урока по чтению в 9 классе . Тема урока : Э. Сетон - Томпсон "Снап"...

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе"....

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение "Мамины руки" М.Родина

Конспект урока, разбор стихотворения М.Родина "Мамины руки"...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...