Конспект урока по чтению в 6 классе
план-конспект урока (6 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Конспект урока по чтению в 6 классе.

К.Паустовский. «Стальное колечко»

Цель: ознакомление детей с творчеством К. Паустовского.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stalnoe_kolechko_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению в 6 классе.

К.Паустовский. «Стальное колечко»

Цель: ознакомление детей с творчеством К. Паустовского.

Задачи:  развивать навыки осмысленного чтения,

создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя,

формировать собственного суждения и высказывания по теме.

Ход урока

1. Организационный момент.

Внимание.

Прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнём же наш урок.

2. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу тремя способами.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Фразы для чтения: (Индивидуальные карточки).

Морж мерз, но полз.

Майкл ел борщ и торт.

На борт жал болт.

Класс встал у парт.

Мой друг щедр.

Он вел коня, потом въехал во дворец.

Наша съемка объекта была изъята.

3. Ознакомление с темой урока.

- Сегодня мы будем знакомиться с произведением К. Паустовского «Стальное колечко».

- Какое лексическое значение слова колечко? (1. Предмет в форме окружности, ободка из твердого материала - связка ключей на кольцах; 2. Украшение, надеваемое на палец.)

- А что означает слово «стальное»? (сделано из стали (из металла))

Работа в парах. Чтение текста парами.

- Почему люди носят кольца?

В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину. Кольца без паспорта могли рассказать, какого ты рода племени, дать информацию об успехе в охоте, на войне.

1. В Древней Греции и в Риме металл, из которого было, сделано кольцо указывал на положение человека в обществе. Так, рабы могли носить только железные кольца, вольноотпущенники - серебряные, а свободным дозволялось носить золото.

2. На Руси в старину кольца были необходимой принадлежностью украшения рук, как мужчин, так и женщин; их носили цари и царицы, бояре и крестьяне. Их оставляли в наследство. Изготавливались кольца из золота, серебра, меди, украшались драгоценными камнями.

- С тех пор кольца стали самым распространенным украшением. Хотя их роль была разная. Были такие перстни, в которых держали яд. А были кольца, которые несли любовь.

4. Работа над темой урока.

1) Знакомство с биографией автора. Чтение четверками. (Индивидуальные карточки)

1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

2. Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

3. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

4. В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

2) Просмотр слайдов "Фото экскурсия в московский музей К. Паустовского"

3) Викторина "Узнай произведение" (Карточки на доске)

СОН ЙИЧУСРАБ "Барсучий нос"

ЫПАЛ ИЬЧЯАЗ "Заячьи лапы"

АГЮРОВ - ТОК "Кот - ворюга"

ЙЕБОРОВ ЙЫННАПЁРТСАР "Растрёпанный воробей"

4) Чтение и анализ текста

А) Словарно-лексическая работа. Работа в группах. (Индивидуальные карточки)

Соотнеси слово и его лексическое значение.

1. Курительный табак низшего сорта. ____________

2. Звук, производимый ударом металла о металл или о камень.________________________

3. Свёрнутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.__________________

4. Из тонких досок из древесины хвойных пород - _______________________.

5. Возвышение, площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа._________________

ПЛАТФОРМА, ЛЯЗГ, ЦИГАРКА, ТЕСОВЫЕ КРЫШИ, МАХОРКА.

Б) Выразительное чтение текста обучающимися (по цепочке)

В) Словарно-лексическая работа "по ходу" текста.

СУРОВАЯ - холодная, неблагоприятная для жизни.

ЗАТЯНУТЬСЯ - закурить

СИТЦЕВЫЙ МЕШОЧЕК - из лёгкой хлопчатобумажной ткани (показать образец)

СКОРЫЙ поезд - совершающий быстрое движение в короткий промежуток времени.

ДОБРАЯ горсть - большая

САПЁР - военнослужащий инженерных войск, участник боевых действий или солдат, который выполняет различные военно-инженерные обязанности, такие как прорыв укреплений, снос, наведение мостов, установка или расчистка минных полей, подготовка полевых оборонительных сооружений, а также строительство и ремонт дорог и аэродромов.

БОЛЬШАЯ ОХОТА - сильное желание

ШИНЕЛЬ - форменное пальто со складкой на спине и хлястиком.

БЕЛЫЙ СВЕТ - посмотреть мир

КОЛДУН - человек, занимающийся колдовством

5. Беседа после чтения. Выборочное чтение.

- Кто главный герой произведения? Как вы представляете Варюшу? Что вы можете сказать о её возрасте, характере?

Составление рассказа по опорам. (Опоры вывешиваются на доску)

Возраст от 7 до 10 лет

Добрая, наблюдательная, общительная, впечатлительная - верит в сказку

- Зачитайте о том, как её называет боец. ("Цветок - лепесток в валенках", "Анютины глазки с косичками")

- Что за художественный приём использован в этих прозвищах? (Это сравнение - метафора).

Мини тест "Самый внимательный" "Да - нет" Работа в тетрадях.

Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)

В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)

На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)

Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)

Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)

Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.)

Проверка: Нет, нет, да, нет, да, нет

Выборочное чтение. (Картина зимы)

-Найдите в тексте слова, которые подходят к этому изображению.

- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами.

Чтение по ролям. (Варюша, Боец с бородой, Второй боец, автор)

- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца?

-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

-Как вы думаете, колечко действительно волшебное?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

-Называем палец и соответствующее чудо. (Иллюстрация руки)

Средний - здоровье

Безымянный - большущая радость

Указательный - увидишь весь мир

- Про какой палец забыл сказать боец?

6. Работа над жанром произведения.

- Как вы думаете, это текст Константина Паустовского - сказка или рассказ? Что роднит "Стальное колечко" с рассказом, что - со сказкой?

РАССКАЗ

СКАЗКА

Жанровые признаки:

Указано в каком селе живут герои, в какое село Варюша идет за махоркой.

Беседа с бойцом похожа на сказку.

Все конкретные детали: снегопад, станция, поезд.

Описание поезда похоже на описание чудовища, которое может подхватить и унести девочку.

Содержание беседы с бойцом (ведь то, что перстенёк обладает чудесными свойствами может быть просто доброй шуткой взрослого человека)

- Давайте пофантазируем над продолжением.

- Зависит ли продолжение этой истории от того, какой это жанр? (Если это рассказ, то история, которую придумают должна носить реалистический, то есть правдивый и жизненный характер, и все чудеса должны носить скорее поэтический характер, чем сказочный.)

- Есть ли какая-нибудь проблема у Варюши и деда? (Дед болен, и, сочиняя продолжение, нельзя забывать об этом)

- А есть ли у Варюши и ее деда другие проблемы? Что, например, может хотеть девочка, которая живёт в маленькой деревушке, у самого леса? (Наверное, девочке захочется повидать мир)

7. Дополнительные задания.

1. Составление пересказа по опорам. (Опоры учитель по мере ответов детей помещает на доске)

1) В какое время года описаны события рассказа? (среди зимы)

2) Почему Варюша пошла в соседнее село? (вышла махорка)

3) В какой день недели и куда пошла девочка? (воскресенье, село Переборы)

4) Как досталась девочке махорка? (купила)

5) Куда пошла Варюша? (на станцию)

6) Кого встретила девочка на платформе? (два бойца)

7) Что предложил боец девочке? (продать)

8) Что на это ответила девочка? (возьми сколько надо)

9) Чем отблагодарил боец Варюшу? (колечко)

10) Что делала девочка дальше? (поблагодарила, побежала домой)

11) Что случилось? (упало в снег)

Пересказ по опорам (опоры на доске)

2. Проверка домашнего задания. Чтение четверостиший о вреде курения.

Например,

Я шёл домой со спортзанятий,

Меня окликнул мой приятель.

Он сигаретою дымил

И закурить мне предложил.

Но ведь куренье - это вред.

И я сказал: "Спасибо, нет.

Дышать нам надо кислородом,

Зачем травиться углеродом?"

8. Итог урока.

- Какое чувство осталось у каждого из вас после чтения текста?

Домашнее задание:

- Придумать продолжение текста К. Паустовского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение

Конспект открытого урока по чтению для детей, обучающихся в 3 классе школы - интерната 2 вида II отделения....

Конспект урока по чтению 7 класс И.А. Крылов "Кукушка и Петух"

Урок поможет создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат, способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;познакомить учащихся с басней И. А. Крылова; вспомнить другие, ...

Конспект урока по чтению в 3 классе на тему :Урок обобщение «Настали дни весенние!»

Цели: совершенствование навыков осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, выстраивать логическую последовательность описываемых событий, навыков выразитель...

Конспект урока по чтению в 9 классе. Тема урока: Э. Сетон- Томпсон «Снап» .

Конспект урока по чтению в 9 классе . Тема урока : Э. Сетон - Томпсон "Снап"...

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .

Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе"....

Конспект урока по чтению 3 класс II отделение "Мамины руки" М.Родина

Конспект урока, разбор стихотворения М.Родина "Мамины руки"...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...