Конспект занятия "Дифференциация звуков [Ч] – [Т’]"
план-конспект

Бабий Татьяна Владимировна

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать и расширять у детей словарный запас и знания об окружающем;

Коррекционно-развивающие:

  • дифференцировать звуки Ч-ТЬ в произношении слогов, слов и словосочетаний;
  • упражнение в правильном употреблении глагола хотеть в настоящем времени;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • формирование навык составления предложений;
  • закреплять правильное произношение звуков в свободной речи.
  • формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать познавательный интерес к занятиям;

– воспитывать сосредоточенность при выполнении заданий;

– воспитывать умение работать совместно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.44 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков [Ч] – [Т’]»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать и расширять у детей словарный запас и знания об окружающем;

Коррекционно-развивающие:

  • дифференцировать звуки Ч-ТЬ в произношении слогов, слов и словосочетаний;
  • упражнение в правильном употреблении глагола хотеть в настоящем времени;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • формирование навык составления предложений;
  • закреплять правильное произношение звуков в свободной речи.
  • формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать познавательный интерес к занятиям;

– воспитывать сосредоточенность при выполнении заданий;

– воспитывать умение работать совместно.

Ход работы

  1. Организационный момент.

– Ребята, посмотрите, кто изображен на картинке? (космонавты).

– Правильно, это космонавты, их зовут Чим и Тим. Они просят вас им помочь, у них закончилось топливо, поэтому они не могут полететь в космос. Вы готовы помочь нашим космонавтам?

– Что нужно, чтобы их ракета взлетела? Конечно же, топливо. Но только в наших топливных бочках находится не бензин, а задания.   Ракета сможет взлететь в том случае, если будет в ней достаточно топлива. Вы готовы заправить топливом ракету для полета в космос?

После каждого задания дети получают бочку с топливом.

  1. Основная часть.
  1. Артикуляционная гимнастика.

– Первую топливную бочку вы сможете получить, если выполните правильно упражнения для язычка.

 Выполнение артикуляционных упражнение «Трубочка», «Бублик», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка».

– Первую бочку с топливом вы смогли получить, но одной бочки очень мало. Для того, чтобы бочек стало больше, вам нужно выполнить еще задания.

  1. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Попеременное произношение и наблюдение за артикуляцией.

– Ребята, давайте вспомним имена наших космонавтов. Какой первый звук в имени Тим?

– Возьмите в руки зеркала и приготовьтесь правильно повторить звук «т». Улыбнитесь, сблизьте зубы, расслабьте язык, опустите его кончик к нижним зубам, прижмите середину его вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от неба. Давайте дадим ему характеристику.

Характеристика звука [Ть] –  согласный, глухой, мягкий, обозначаем зеленым квадратиком.

– А какой же первый звук в имени второго космонавта Чима?

 Посмотрите в зеркало и приготовьтесь повторить этот звук. Губы слегка выдвинуть вперед, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать. Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух. Давайте дадим характеристику звуку «ч».

Характеристика звука [Ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.

 – Чтобы получить еще одну бочку топлива, сыграем в игру «Наоборот».

– Я назову слог со звуком «ТЬ», а вы заменяете его звуком «Ч» и наоборот. Отвечать нужно по очереди.

Тя – (ча), чи – (ти), оть – (оч), чер – (тер), кать – (кач), чем – (тем).

 Игра «Скажи, какой звук».

– Я буду показывать картинки, вы определяете, какой звук есть в названии слова и где находится в начале, середине или конце.

Часы, терка, чайник,  кровать, качели, утенок, очки, врач.

 Игра «Путешественники».

– Ребята, пока космонавты к нам летели, у них открылись чемоданы, и все вещи перемешались. Давайте поможем найти вещи для Чима и для Тима.

Предлагаются картинки, в названиях которых содержатся различаемые звуки: ключ,  ручка, очки, часы, зонтик, костюм, ботинки, полотенце.

Игра «Четвертый лишний»

Предлагаются картинки:

1 ряд – черепаха, чемодан, часы, телефон.

2 ряд – тетрадь, тигр, чайник, тюльпан.

Необходимо в каждом ряду выбрать лишнюю картинку в зависимости от дифференцируемых звуков.

Пальчиковая гимнастика.

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть. Дети катают Су – Джок между ладонями. Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет, Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки. Пять пальцев мы в кулак зажмем, Пять видов транспорта мы назовем. Дети сжимают пальцы в кулачок.

 – Ребята, какую букву надо писать, если слышится звук Ч? Звук ТЬ? Чтобы получить еще одну бочку с топливом мы должны вспомнить как пишутся буквы «Ч» и «Т», из каких элементов они состоят.

 Игра «Буква потерялась»

– Детям предлагаются две карточки с пропущенными буквами в словах. В одном слове буква «Т», в другом «Ч». Дети вставляют пропущенные буквы и записывают эти слова у себя в тетради, затем буквы «Ч» и «Т» подчеркивают.

Грачи, зонтик, утёнок, врачи, тишина, котёнок, чемодан, теремок, качели, паутина, темно, трубачи, кирпичи, зайчик, ботинки, внучата, утята, чашка, тучи, гости, дети, пятёрка.

 – Теперь топлива достаточно, чтобы  ракета у космонавтов смогла взлететь. Они очень вам благодарны за помощь.

  1. Подведение итогов.

– Какие звуки мы сегодня различали?  

– Какие задания выполняли?

– Какое задание вам всех больше понравилось?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков [ Ч ] - [ Ть ]

Слайд 3

Трубочка

Слайд 4

Бублик

Слайд 5

Чистим зубки

Слайд 6

Вкусное варенье

Слайд 7

Маляр

Слайд 8

Чашечка

Слайд 19

Чим Тим

Слайд 23

Пальчиковая гимнастика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звуки и буквы П,Т,К."

Конспект фронтального занятия по подготовке детей к обучению грамоте в первом периоде....

конспект урока "Звук и буква У"

Разработка урока для учащихся 1 класса школы VIII вида...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"

Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....

Конспект урока - "Звук "С"

Конспект урока по звукопроизношению во 2 классе МБОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Конспект занятия "Звук Ж"

Данный конспект составлен  к дополнительной программе "От слова к звуку" и предназначен для работы по развитию речи  с детьми 4-5 лет . Для работы необходима тетрадь "От слова к звуку" Е.В. ...

план - конспект урока "Звук.Характеристики звука"

Урок содержит  элементы технологии критического мышления-создание кластера при работе с текстом..Урок является примером организации системно-деятельностного подхода в образовании....