Разработка урока по чтению
план-конспект урока (8 класс)

Технологическая карта урока чтения и развития речи для учащихся  8 класса специальной  (коррекционной ) школы  VIII вида. Тема урока:    А. Н. Толстой «Русский характер»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое  общеобразовательное учреждение

Краснодарского края  специальная (коррекционная) школа № 8 города Лабинска

Разработка урока по чтению

Класс  8

Разработала технологическую карту: Шалашина Л.В., учитель русского языка.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Программа обучения

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от 24.11.2022 г., зарегистрированной в Минюсте РФ 30.12.2022 г., регистрационный № 71930

Предмет

Чтение и развитие речи

Класс

8

Кол-во уч-ся, особенности

контингента

11 обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, 1 чел. по программе СИПР

Iуровень –7 чел.

II уровень – 2 чел.

III уровень – 2 чел

Тема урока

А. Н. Толстой «Русский характер»

Тип урока

Обобщающий

Цель

Обобщить знания учащихся по рассказу «Русский характер»

Обогащение знаний учащихся о героическом прошлом и настоящем своего народа.

Задачи

Образовательные:

Коррекционно – развивающие:

Воспитательные:

- Отрабатывать навыки сознательного, правильного и выразительного чтения;

- коррекция недостатков развития устной речи путем анализа содержания текста; развитие памяти, внимания, умения сравнивать, обобщать.

-воспитывать любовь к Родине, к людям, которым присуще высшее качество   русского характера – человеческая красота.

Методы и формы обучения

Методы: словесные;

- рассказ учителя; беседа; наблюдение; работа с книгой; игра; применение технических средств обучения;

демонстрация

- практические (работа с учебником, работа с иллюстративным материалом).

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Формируемые БУД

Личностные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Познавательные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к памяти поколений.

формирование навыков сотрудничества со сверстниками и педагогом. Умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, умения преодолевать затруднения при ответах, используя направляющую помощь педагога.

смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; развитие мыслительных процессов в соответствии с индивидуальными возможностями.

Образовательные ресурсы

Учебник: Чтение, 8класс: для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.  Автор-составитель З.Ф. Малышева  г. Москва, изд. «Просвещение», 2022г.

дидактический материал (карточки).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Дидактическая
структура 
урока, цели.

Оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент.

Цель:Организовать обучающихся на основную учебную деятельность

на личностно-значимом уровне; создать благоприятный психологический настрой; активизировать внимание учащихся.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность  к уроку.

Учитель:

Доброго дня всем! Сегодня в нашем классе присутствуют гости – педагоги нашей школы. Прошу вас на уроке быть внимательными, активными и показать себя только с лучшей стороны.

-Для поднятия настроения пожелаем хорошего настроения на протяжении всего урока.

-Проходит голосование смайликами настроения.

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, рапортует о готовности класса к уроку.

Обучающиеся организуют своё рабочее место.

Учащиеся показывают карточки смайлики.

Обучающиеся будут уметь: организовывать рабочее место для предстоящей учебной деятельности; психологически настраиваться на освоение предметной области; приветствуют друг друга.

Актуализация знаний.

Цель:

Вовлечь учащихся в работу по изучению новой темы, формировать мотивационный компонент.

 

Пропедевтика учащихся к усвоению нового материала.

Цель:      Организовать познавательную деятельность учащихся. Развивать навыки словообразования и подбора родственных слов.

Учащимся представлены ряд портретов писателей.

Задание: Назовите фамилии этих писателей.

А.М.Горький, А.Н.Толстой , А.П.Чехов.

-Кто из них писал произведения о Великой Отечественной войне?

(А,Толстой)

- Кому из них принадлежит рассказ «Русский характер»?

-Давайте немного вспомним о жизни и творчестве А.Н. Толстого,

выполним тест.

-Тест.

1.Укажите дату рождения А.Н.Толстого. А)1894          Б)1883

2Какова главная тема творчества писателя?

А)тема природы               Б)тема родины

В) тема детства.

3'Как назывался цикл рассказов куда вошёл рассказ «Русский    характер?

A) «Аэлита»

Б) «Рассказы Ивана Сударева»

B) «Очерки»

4.Что положено в основу рассказа «Русский характер»?

А)История ,произошедшая с одним, танкистом..

Б)Вымысел.

В)История о героях -танкистах .

-Молодцы! Много знаете об А.Н.Толстом.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, кому оно посвящено.

Из-под Москвы и Ленинграда
На босу ногу в сапогах.
В слегка потёртой гимнастёрке
Он был везде, на всех фронтах.
Он всё пронёс: и боль, и муки,
И страх, и ужас той войны.

И все утраты, все разлуки
В морщинах, шрамах воплощены.

- Кому посвящено это стихотворение? (стихотворение посвящено солдату)

Сегодняшний урок я начала с отрывка из стихотворения Валерия Короленко «Солдату - Победителю».

- Этот урок мы посвятим всем тем, кто почти 79 лет назад воевал против фашизма. И сейчас, в настоящее время, наши мужественные солдаты, которые ненамного старше вас, борются с фашистским неонацизмом на Украине за жизнь и свободу простого народа.

Прошу всех встать и почтить минутой молчания всех погибших во время Великой Отечественной войны и во время Специальной военной операции на Украине.

Минута молчания. (слайд 2)

Учащиеся работают над тестом. Высказывают свои объяснения. Вступают в диалог.

Учащиеся проверяют свои работы, сравнивают их с другими. Отвечают на вопросы. Вступают в диалог.

Самооценка.

 

Проходит обсуждение.

Все встают, проходит минута молчания.

Будут

уметь: подбирать проверочные слова; проверять безударные гласные.

Сообщение темы и цели урока.

Цель:

обеспечить восприятие и осмысление обучающимися темы урока.

Изучение нового материала.

Цель:

дать новые знания об историческом событии; научить пользоваться учебной литературой, словарями.

ИКТ

тетрадь

карточки                                                    

учебник

- Сегодня мы  вспомним тех, кто боролся с фашизмом, кто проявлял героически мужественный  характер в этой борьбе, обобщим ваши знания по рассказу «Русский характер» А.Н. Толстого. А эпиграфом к уроку станут такие слова «Человеческая красота - это высшее качество…..» , который вы продолжите.

- Я приглашаю вас в мастерскую УСПЕХА. Что такое мастерская?

Словарная работа.   (Мастерская – это место, где человек что-то мастерит).

-На уроке вы будете не просто учениками, а выступать в роли историков и

писателей. И за каждый правильный ответ получать жетон УСПЕХА.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в далёкий 1943год.

1.Беседа по вопросам.

- Какое событие Великой Отечественной войны связано с этой датой?

В 1943 году произошла Курская битва, крупное танковое сражение, которое продолжалась 50 дней и ночей.   Рассматривание картины.

- Вспомните, в каких рассказах вы читали о характере русского человека?   «РУССКИЙ     ХАРАКТЕР».

- Мы знаем, что автором рассказа является А.Н.Толстой, но ведь есть еще один автор,

рассказчик истории о Егоре Дремове. Кто же он?         (портрет Ивана Сударева).

-Жизненность и достоверность этого рассказа были настолько велики, что многие  читатели писали письма с просьбой сообщить о героях рассказа. Некоторые из писем

мы зачитаем и ответим на заданные вопросы.

2 Выборочное чтение.  Чтение детьми писем вслух.

Письмо № 1

-Пишет вам житель г.Курска. Больше всего меня поразил в рассказе поступок Егора

Дрёмова. Почему он назвался чужим именем?

(Вывешивается портрет Егора Дрёмова)

Письмо № 2

-Я была поражена сильной любви Кати Малышевой. Ведь не каждая девушка

будет гордиться любовью изуродованного солдата. Какими же чертами

характера надо обладать Кате Малышевой? (Вывешивается портрет Кати Малышевой).

Письмо №3

Как Егор смог вытерпеть и не обнять родную мать. Ведь это та женщина,

которая дала ему жизнь. Какие чувства охватили Егора Дрёмова в родительском

доме?  (Вывешивается портрет Матери)

- Кто же является главным героем произведения? Каким был Егор до войны? (чтение)

- Что случилось с Егором Дрёмовым? Почему он оказался уродом? В какой битве он получил увечья? (пересказ)

Выдвигают предположения о теме урока и целях.

С помощью учителя формулируют тему и задачи урока.

Предлагают различные варианты:

-обратиться к учебнику,

-обсудить с учителем,

-самостоятельно разобраться в данном вопросе,

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся рассматривают репродукцию, отвечают на вопросы.

Чтение и обсуждение прочитанных писем.

Будут знать: 

Что такое корень слова и какие слова называются родственными.

Будут уметь:

находить корень слова и однокоренные слова.

Динамическая пауза

Цель:

Соблюдать на уроке охранительный режим.

ИКТ

Учитель:

В классе в разных местах развешены таблички со словами, обозначающими различные качества характера. Задание: найти и собрать таблички со словами, которые обозначают качества характера

скромность   душевная красота             трусость

трудолюбие  эгоизм предательство любовь и верность             лень благородство    мужество

 

Обучающиеся находят карточки со ловами и вывешивают на доске.

Будут уметь:

чередовать учебный труд и отдых.

Закрепление.

Цель:

Закрепить необходимые знания о корне  и однокоренных словах, учить применять знания на практике; повторить изученное на уроке, выяснить уровень представлений

учебник

ИКТ

3 Работа в группах.

Характеристика героев произведения.

 Мини – проект.

- Сейчас каждая группа будет создавать свой мини – проект по характеристики героев.

ИСТОРИКИ

- Перечислите качества русского солдата, которые на ваш взгляд присущи Егору Дрёмову.

ПИСАТЕЛИ

- Какими чертами характера обладала Катя Малышева?

(Верная, преданная, заботливая, добрая, уважает родителей Егора)

-Сломила ли беда Егора? Куда вернулся Егор?

4.- А что же мама? Что писала в письме?.

-Послушайте отрывок из письма матери к Егору и скажите, в какой момент мать

поняла

- Сегодня на уроке мы много раз употребляли слово "характер". А что же оно

обозначает? (см. слайд)

- В чем видит А.Н. Толстой сущность русского характера? (Найдите слова из учебника и

зачитайте)

- По вашему мнению, можно ли проявить русский характер в мирное время?

- В чём же сила русского характера?

5 Работа с пословицами.

- Составьте правильно пословицы и определите, к какой части рассказа они

относятся?

Все хорошо,…                               д о б р ы х людей.

                                                      злых людей.

Мир не без…                                 что хорошо кончается.

                                                        что плохо кончается.

Свое дитя и горбато                     да мило.

                                                        не мило.

Внимательно слушают учителя. Выполняют действия. Активно отвечают на вопросы.

Учащиеся работают группами у доски.

Читают ответы на доске.

Слушают учителя. Работают в группах, выполняя задание. Объясняют свой выбор.

Слушают учителя. Работают самостоятельно, выполняя задание. Объясняют свой выбор.

Будут уметь:

Находить в тексте родственные слова и выделять корень.

Будут уметь: работать самостоятельно и в группах.

Будут уметь: работать самостоятельно и в парах.

Подведение итогов

Цель: учить подводить итог учебной деятельности;

определять уровень успешности.

Ребята, наш урок подошёл к концу, благодарю всех за внимание и активное участие. Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные люди.

Выставление оценок. Исходит из  оценок и отметок, полученных  обучающимися на уроке,  корректирует при необходимости оценки,  находя средний результат за выполнение заданий.

Учащиеся подают дневники для выставления отметок.

Рефлексия

Цель:

-учить анализировать: что получилось, что не получилось.

Понравился ли вам урок? Вы сегодня были просто молодцы! Активно отвечали. Дружно  поработали.

Как бы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке?

Ребята, повернитесь к своему соседу и сделайте от всей души ему комплимент, похвалите своего соседа за то, как он работал на уроке.

Учащиеся дают анализ уроку. Что получилось.

Будут уметь: делать самоанализ, оценивать условия и результаты собственной деятельности и стараться адекватно оценивать деятельность других учащихся.

Домашнее задание

Цель:осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к домашнему заданию

Посмотреть любой фильм или прочитать рассказ о ВОВ. Подготовить краткий пересказ.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

 Будут уметь:

планировать домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 8 классе «То, что было раньше незнакомым, близким сердцу делается тут…» (сопоставительный анализ на уроке)

Сопоставительный анализ на уроке внеклассного чтения в 8 классеЦели урока: Образовательные: раскрыть своеобразие лирики Н.А.Заболоцкого, на примере стихотворений поэта закрепить знания учащихся о троп...