Использование квест-технологии на уроках обслуживающего труда.
статья

Кантомирова Наталия Владимировна

Может использоваться учителями профильного труда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование квест-технологии на уроках обслуживающего труда.

Обслуживающий труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.

  Целью уроков обслуживающего труда ставлю подготовку детей  с ОВЗ к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.     Вся  моя работа направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение.

Для любого человека, а для ребенка с ОВЗ особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций.  Поэтому всю работу  на уроках провожу, опираясь на  жизненный опыт учащихся, подбираю для изучения на уроках такой материал, который  им  интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.        Для этого я стараюсь постоянно идти в ногу со временем, быть в постоянном поиске, как преподнести учебный материал, расширить возможности уроков, применить инновационные методы или заменить традиционную форму урока на более активные формы. Одной из эффективных  образовательных технологий, которых я применяю на уроках обслуживающего труда  является квест-технология.

Квест пользуется огромной популярностью у школьников и способен не только расширить кругозор учащихся, но и активно применить на практике знания и умения, а также привить желание к учебе в целом. Квесты – это командные игры, построенные на общении между игроками, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. Ведь даже маленькие дети способны понять, что конечный результат зависит от общих усилий. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый ученик  старается изо всех сил, чтобы по крайней мере вложить свой максимальный вклад в победу команды. А это помогает сплотить класс, совершенно по-новому взглянуть друг на друга, сформировать взаимовыручку и разделение обязанностей, умение быстро решать нестандартные задачи.

Именно эта причина и послужила для меня поводом  проведения уроков и внеклассных мероприятий в форме квест-игр.

 Квест – это приключенческая игра, в ходе которой необходимо преодолевать трудности, чтобы двигаться дальше по сюжету. Суть в том, что, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно выполняя  задания. Каждое задание – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: творческими, интеллектуальными. Сюжет же в свою очередь может быть компьютерным, сказочным, игровым; в нем дети могут столкнуться с различными проблемами, персонажами, задачами. Во время таких квест-игр ученики ищут различные предметы, находят им применение, решают загадки, головоломки, ребусы, кроссворды, лабиринты, викторины, выполняют тесты, творческие задания, задания с использованием интернет-платформ и приложений.

В игре участвуют несколько команд, которые, проходя по определенному маршруту, посещают «станции», выполняют различные познавательные и творческие задания. В ходе игры команды должны посетить все станции. Я оцениваю не только конечный результат, но и сам процесс деятельности каждого учащегося, обеспечиваю организацию деятельности учащихся и т.д.

Квест-технология универсальная: я использую ее на различных уроках (урок-путешествие, обобщающий урок, урок-экскурсия, урок-расследование). Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников, способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию современного общества, раскрытию способностей детей, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, предполагает максимальную самостоятельность детского творчества. Учащиеся лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания новой информации. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: познакомиться с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы. Развивает самостоятельность, активность, инициативность. Таким образом, квесты помогают реализовать следующие задачи:

– образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

– развивающие - в процессе игры происходит повышение мотивации, развитие творческих и индивидуальных способностей

- воспитательные –  умение работать в группе, воспитание уважительного отношения к мнению товарищей, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

- линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

- штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

- кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг, команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Для создания квеста я использую следующий алгоритм:

 Определение цели и задач урока. Для учителя это, как правило, обобщение пройденного материала, для учащихся же цель – отыскать приз.

 Выбор целевой аудитории и количества участников.

  Определение сюжета и формы квеста.

  Написание сценария.

 Определение необходимого пространства, ресурсов, времени.

 Система оценивания

 Назначение помощников и организаторов.

 Подведение итогов.

      В ходе  разработки квеста тщательно продумываю организационную составляющую, интересный сюжет и легенду, задания и критерии оценки, чтобы вовлечь обучающихся в активную работу на уроке.

На уроках обслуживающего труда квест-технологию использую в разных вариантах:

1. Квест-игра в виде презентации, выполненной в программе Microsoft Power Point, которая является элементом урока.

2. Текстовый формат (создаются задания в текстовом формате и распечатывается).

3. Интерактивный квест (используются ИКТ, флеш-анимация, видео, игровые обучающие платформы, использование QR-кода, и т.д.).

4. Ролевой (подвижный) квест (создаётся сюжетная линия, участники играют от лица определённых героев).

5. Квест-игра- нетрадиционные уроки.

Могу на одном уроке объединять разные варианты квеста. Например, на обобщающем уроке-игре использую интернет-ресурсы, текстовые распечатки,  компьютерные игры, учащиеся играют определённые роли и т.д.  С 5 классами провела квест- игру «Лабиринт трудовых побед», с учащимися 6 классов - квест-игру «Азбука профессий», для учащихся 8-9 классов- профориентационные квесты, обобщающие квест-уроки для 6, 7, 8 классов. Дети с большим интересом путешествовали и выполняли задания.

     Применяя на своих уроках обслуживающего труда различные формы квест-уроков, увидела, что у обучающихся повышается интерес к изучаемому материалу, ученики стараются правильно выполнить поставленную перед ними задачу, что дает возможность использовать ее на разных этапах урока,  помогает улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Я считаю, что квест-технология является перспективным направлением формирования информационных и коммуникативных компетенций учащихся. Подводя итоги своего выступления, мне, хочется выделить следующие составляющие квеста: К – командность – умение работать в команде В – вариативность – возможность построения сценария по любому варианту Е – естественность – создание условий, естественных для учащихся (т.е поиск, тайна) С – современность – возможность шагать в ногу со временем, включать любые современные тенденции Т – творчество – возможность педагога создавать урок по своему сценарию, возможность ученика проявить свои способности. Применяйте современную игровую технологию квестов в своей работе, ведь учиться играя намного интересней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда

Выступление на РМО учителей технологии. Тема:"Воспитание учащихся на уроках обслуживающеготруда....

Презентация по ТБ на уроках обслуживающего труда

Презентация предназначена для  инструктажа во время проведения практических кулинарных занятий, при раскрое и пошиве изделий, при влажно-тепловой обработке, при обучении вязанию и вышивке....

Здоровьесберегающие проекты на уроках обслуживающего труда

В презентации представлен материал о деятельности учителя на уроках  по здоровьесберегающим технологиям....

Здоровьесберегающие технологии на уроках обслуживающего труда "Здоровье - это здорово!"

Здоровье - это здорово!Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья. /А.ШопенгауэрЗдоровый нищий счастливее больного короля. /А.ШопенгауэрЗдоровье - это не все, но все - ничто без доровья. /Солом...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Технологические карты для использования на уроках обслуживающего труда

Технологические карты для использования на уроках  обслуживающего труда...

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...