Польза дыхательной гимнастики
методическая разработка
Дыхание – рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, носоглотка, мышцы диафрагмы. Цель дыхания – избавление от продуктов обмена (углекислый газ) и насыщение тканей и клеток организма кислородом. Одной из составляющих общего здоровья является речь. Основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса - это речевое дыхание.
Общеизвестно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. «Дыхание - это жизнь». Действительно, если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего лишь несколько минут
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.01 КБ | |
| 125.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа им Н.С. Конгара с Бай-Тал
Бай-Тайгинского кожууна Республики тыва
Мастер – класс
«Использование дыхательной гимнастики в практике логопеда»
Учитель-логопед
Очур-оол Шолбанмаа Маскаевна
с.Бай-Тал ,2025
Мастер-класс для педагогов «Использование дыхательной гимнастики в практике логопеда»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания школьников и дошкольников.
Задачи:
1. Формировать представление о значимости развития речевого дыхания у детей;
2. Знакомить педагогов с особенностями проведения дыхательной гимнастики со школьниками, дошкольниками;
3. Показывать значение дыхательной гимнастики как одного из средств профилактики заболеваний и коррекции произношения звуков( в том числе свистящих, шипящих звуков, звука [р]);
4. Давать педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на использование дыхательной гимнастики.
Оборудование: разноцветное семейство паучков, памятки-буклеты, листочки, фломастеры, ножницы, пластмассовые крепежи.
Упражнение «Сдуй муху с носа»
Методы и приёмы работы: наглядные, словесные, практические: проблемная ситуация, упражнения для дыхания, рефлексия.
Ход мастер-класса:
I. Организационный момент
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите начать мастер-класс словами Стивена Кинга: «Человек не осознаёт, что он дышит, пока не вспомнит об этом специально».
Дыхание – рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, носоглотка, мышцы диафрагмы. Цель дыхания – избавление от продуктов обмена (углекислый газ) и насыщение тканей и клеток организма кислородом. Одной из составляющих общего здоровья является речь. Основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса - это речевое дыхание.
Общеизвестно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. «Дыхание - это жизнь». Действительно, если без пищи человек может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, то без воздуха - всего лишь несколько минут.
II. Вводная часть
Что это за метод «дыхательная гимнастика»?
Дыхательной гимнастикой называют систему упражнений, которая включает перемежающиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, длительности. Ее цель – укрепить дыхательные органы, насытить клетки организма кислородом, не допустить заболеваний, возникающих из-за гипоксии. Гимнастика также оказывает благотворное влияние на психику, успокаивает и расслабляет.
Для чего дыхательные упражнения используются в логопедии?
Логопеды применяют эту методику для формирования у детей правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального звукообразования. Без него невозможно поддерживать постоянную громкость речи, четко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью.
Дыхательную гимнастику используют, прежде всего, в дошкольной и школьной логопедии. Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает базу для правильного развития как звукопроизношения, так и речи в целом. Также в логопедии дыхательную гимнастику применяют для формирования диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений.
Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять не дольше 5-7 минут. Поэтому на логопедических занятиях их удобно сочетать с другими методиками, например, артикуляционной гимнастикой, логоритмикой, логомассажем.
Итак, начнем.
Сядьте удобно, положите руки на колени, закройте глаза и представьте, что на ваш нос села муха. Ее нужно сдуть. Что вы почувствовали? Логопед подводит участников к тому, что дышать нужно правильно.
Что такое дыхание? Его суть заключается в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах.
Дыхание предполагает два акта: вдох, во время которого грудь расширяется, воздух проникает в легкие, и выдох— грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость. Стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабо развитых дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием помогает управлять собой.
С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря, необходимо научить детей правильно дышать, что предполагает развитие физиологического дыхания. Наша задача— научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от болезней дыхательных путей.
Несовершенства речевого дыхания у школьников и дошкольников.
• Очень слабые вдох и выдох, что делает речь тихой, едва слышимой. Это часто наблюдается у физически слабых детей, робких, стеснительных.
• Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а затем договаривает фразу шепотом.
• Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова («Мы с мамой пой-(вдох) -йдем гулять»).
• Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
•Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, поскольку дыхательная система— энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходит произвольно. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя их и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения слов и фраз. Меняются и громкость и речевая мелодика.
Иными словами, речевое дыхание— дыхание в процессе речи. Его можно и нужно развивать. Лучший способ для этого в детском возрасте— игра.
Параметры правильного ротового выдоха:
—выдоху предшествует сильный вдох через нос;
—выдох происходит плавно, без толчков;
—во время выдоха губы нужно складывать трубочкой, не следует сжимать их, надувать
щеки;
—во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
—выдыхать следует, пока не закончится воздух;
—во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Логопед показывает правильный ротовой выдох.
При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда они даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны продолжаться не более 3—5 мин (с перерывами на отдых).
Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох— с ее сужением. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.
Во время игр нужно ориентироваться на самочувствие ребенка и эмоциональное состояние детей.
Цели упражнений— увеличение объема дыхания и нормализация их ритма. Ребенка учат дышать, когда рот закрыт. Тренируем носовой выдох, говоря: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Я предлагаю вам самим проделать это, на первый взгляд, простое упражнение.
Хочу вас познакомить с некоторыми игровыми приемами дыхательной гимнастики. Начнем с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения выполняются под стихотворное сопровождение.
Упражнение «Петушок»
И. п.: то же. Развести руки в стороны— вдох, хлопнуть по бедрам. На выдохе произнести: «Ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
Упражнение «Ныряльщик»
И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1— взмах руками в стороны и вдох, 2— обхватываем себя руками и приседая («опускаясь под воду») выдох.
Под водою водолаз
Побывал уже сто раз.
Упражнение «Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: Выполнять 20—30 с.
Едет, едет паровоз
«Чух- чух- чух».
Упражнение «Ветерок»
Дует свежий ветерок,
Дует прямо на восток.
И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. 1- вдох,на выдохе изобразить завывание ветра: у-у-у.
«Снег идет»
Участники стоят в кругу. Вдох— руки поднять вверх. На выдохе, опуская руки,произносить: «Ш-ш-ш-ш!» Повторить 3—4 раза.
«Вьюга»
Логопед. Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: «У-у-у».Свистит ветер: «С-с-с-с». Ветер гнет деревья: «Ш-ш-ш-ш». (Участники громко произносят «у-у-у-у», «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш».) Но вот вьюга стала затихать. (Участники тихо произносят «у-у-у-у», «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш».) И затихла.
«Поем песенку»
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук [а] (сочетания звуков [ау], [ауи] и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
Логопед. Игры и упражнения на дыхание можно включить в физкультурно-оздоровительную гимнастику, использовать во время занятий. Проводить их лучше в игровой форме, чтобы вызвать у детей интерес.
Упражнение на развитие ротового выдоха
Логопед. Лучше всего начинать с забавных игровых упражнений на развитие ротового выдоха.
Цель: формирование длительной, целенаправленной, непрерывной воздушной струи.
«Веселые паучки»
Предлагается подуть на центр паучка, тем самым превратить обычную группу в заснеженный лес. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. При выполнении этого упражнения щеки не надувать.
Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на паучок стараясь, чтобы он первым пришел в финиш.
Заключение.
Сегодня мы познакомились с некоторыми игровыми приемами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать, что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи.
Дыхательную гимнастику можно использовать в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
В заключение я хочу вас проинформировать: прежде чем проводить дыхательную гимнастику, следует ознакомиться с медицинскими картами детей. Дыхательная гимнастика не рекомендуется дошкольникам и школьникам, имеющим травмы головного мозга, позвоночника, при кровотечениях, высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и некоторых других заболеваниях.
Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что консультация была информативна, полезна и интересна.
Логопед предлагает участникам оценить полученную информацию:
—красная полоска— «считаю полученную информацию полезной»;
—синяя полоска— «считаю информацию недостаточно полезной»;
—зеленая полоска— «мне было не интересно».
В завершение педагогам предлагаются памятки-буклеты «Использование дыхательной гимнастики в практике логопеда».
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Белякова А. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2004.
2. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н.Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. М., 1996.
3. Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. СПб., 1993.
4. Горчакова А. М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. 2005. № 2.
5. Гуськова А. А. Использование дыхательной гимнастики в практике логопеда детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
6. Дектярева С. А. Дыши и говори правильно! // Логопед. 2017. № 9
7. Зубко И. Л. О правильном дыхании // Логопед. 2007. № 4
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные выполнения дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению
дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Не переутомляйте ребенка, строго дозируйте количество и темп проведения упражнений.
5. Движения необходимо производить плавно, под счет.
6. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
7. Во избежание головокружений продолжительность дыхательных упражнений должна ограничиваться 3-5 минутами.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Шторм в стакане
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Снегопад
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «Снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно ее сдует, не надувая щек и вытянув губы в трубочку.
Задуй мяч в ворота
Скатать ватный шарик и построить ворота из лего. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Поймай рыбку
Ребёнок переносит рыбку, вдыхая воздух через трубочку.
Обними плечи
Встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
Повороты головы
Встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами.
Ушки
Встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ СОШ с Бай-Тал
им Н.С. Конгара
668011, Республика Тыва, Бай-Тагинский кожуун, с Бай-Тал, улица Пионерстроя, дом 7, корпус 4, литер А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика в детском саду.
В данной презентации изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы....
использование дыхательной гимнастики
использование дыхательной гимнастики в работе с детьми...
Речевое дыхание. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Правильное речевое дыхание, четкая, ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса....
Презентация:Дыхательная гимнастика, польза, методики, показания.
Различные виды дыхательной гимнастики....
Дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз
Представлено описание гимнастик и упражнения....

