Конспект логопедического занятия "Звуки [ф]- [ф']. Буква Ф" с воспитанниками подготовительной группы
план-конспект

Артемова Мария Владимировна

Конспект логопедического занятия "Звуки [ф]- [ф']. Буква Ф" с воспитанниками подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы

Тема. Звуки [ф], [ф']. Буква ф.

Цели.

Коррекционно-образовательные

  1. Познакомить с акустическими и артикуляционными признаками звуков [ф], [ф'].

2. Познакомить с буквой ф, её графическим образом; установить связь звуков [ф], [ф'] с  буквой  ф. 

3. Закреплять представление о твердости и мягкости согласных звуков; учить различать звуки [ф], [ф'] по твердости-мягкости.

4. Закреплять представление о звонкости и глухости согласных звуков.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать  общую моторику и мелкую моторику пальцев рук

2.Развивать умение проводить позиционный анализ слова:  определять положение звуков [ф], [ф']  в словах (в начале, в середине или в конце).

3. Развивать фонематическое восприятие; развивать умение дифференцировать звуки по твердости-мягкости в слогах и словах.

4.Развивать слуховое внимание, воображение, речевую память и мышление

5.Обогащать, уточнять и активизировать  словарный запас

6.Развивать умение выполнять слоговой и звуковой анализ слова.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей

2. Воспитывать  познавательный интерес к занятиям

Оборудование: зеркала, картинки-символы звуков [ф], [ф'], звуковые замки, фигурки Тима и Тома,  карточки с заданиями, картинки со звуками [ф], [ф'] в названиях (телефон, вафли, футболка, конфеты, финики, салфетки), кубики синего, зеленого и красного цвета, игрушки: поросенок Фунтик и песик Филя, карточка с буквой Ф, звуковые домики и звуковые кружочки; картинки, изображающие, на что похожа буква Ф.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, у нас присутствуют гости. Давайте  поприветствуем их.

- Придумано кем-то просто и мудро:

  С утра говорить всем: «Доброе утро!»

- А теперь начнем наше занятие.

 - Дети, я слышу какой-то шорох, к нам на занятие кто-то пробрался. (Достаем из-за ширмы игрушки)

Звонко лает,

хвостиком виляет.

Добродушный и игривый

песик по кличке Филя.

Веселый и забавный

Поросенок очень славный.

Хвостик у него крючком,

Плоский носик пятачком.

Это поросенок Фунтик. 

- Они очень хотят вместе с нами поиграть и поучиться. Позволим им остаться?

- Давайте покажем им все, что умеем и знаем.

2.  Повторение.

- Прежде всего, повторим изученное. Прочитаем буквы на поезде. (а, о, у, и, ы, э) Как называются эти буквы и звуки? (Гласные) Что мы знаем о гласных звуках? ( Поются, состоят из голоса, нет преград на пути у струи воздуха) Где живут гласные звуки? (В Красном замке) 

 - Назовите изученные буквы, которые рассыпались на траве. Как называются эти буквы и звуки? (Согласные) Чем они отличаются от гласных? ( На пути у воздушной струи встречается преграда) Где живут согласные звуки?

3. Выделение звуков [ф], [ф'] из начала слов.

- Филя и Фунтик ещё не знают букв и ничего не знают о звуках речи. Филя спрашивает: «С какого звука начинается моё имя Филя?»  Поросенок тоже интересуется: «А с какого звука начинается Фунтик?»

4. Сообщение темы занятия.

 - Давайте сегодня поработаем со звуками [ф], [ф']. Познакомимся с ними поближе,  научимся их различать и определять положение в словах.

5. Характеристика звуков [ф], [ф'] по акустическим и артикуляционным признакам.

- Символ звука [ф] – воздух выходит из воздушного шара: ф-ф-ф.

- Возьмите в руки зеркала. Произнесите звук [ф].

- Как мы произносим звук [ф]?

Ф – произнесем мы с вами,

Губку прикусив зубами.

Воздух выбежит из щели –

Верно Ф сказать сумели.

- Нижняя губа, поднятая к верхним зубам - это преграда. Звук [ф] гласный или согласный? Он твердый или мягкий? Каким цветом обозначим звук [ф]? Приложите ладонь к горлу. Что ощущаете? (горлышко не дрожит) Значит, звук [ф] глухой. Обозначим  «шляпкой».

Ф звучит негромко, глухо,

Нету голоса у звука.

- Из лопнувшего футбольного мяча воздух выходит так : ф'- ф'- ф'. Это символ звука [ф'].

- Как произносим звук [ф']? Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Как обозначим? Звонкий или глухой? Как обозначим.

- Сравните звуки [ф], [ф']. Что у них общего и чем они отличаются?

6. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков [ф], [ф'] в слогах. Игра «Кулачки-ладошки»

Логопед произносит слоги, дети сжимают кулачки,  если звучит твердый [ф], и кладут на стол ладони, если услышат мягкий звук [ф'].

ФА, ФЯ, ФО, ФЁ, ФУ, ФЮ, ФИ,  ФЫ, ФЕ, ФЭ.

7. Дифференциация звуков [ф], [ф'] в словах.

а) Игра «Друзья Тима и Тома»

- В каком замке поселим звук [ф]? А звук [ф']? Поиграем в игру «Друзья Тима и Тома».

- Друзья Тома – подпрыгнут на месте, если услышат слово со звуком [ф]. Друзья Тима - присядут, если услышат слово со звуком [ф'].

Фабрика, фен, фокус, фикус, форма, фирма, ферма, футбол, фиалка, фуражка, финиш.

б) Игра «Зажги фонарики» (по карточкам).

     - Маленькая фея прислала нам письмо. В нем интересные задания. Первое – «зажги волшебные фонарики». Над картинкой со звуком [ф] «зажгите» синий фонарик, а над картинкой со звуком [ф'] – зеленый фонарик. (На карточках картинки: факел, фигуристка, светофор, дельфин, шкаф, фартук)

- Разделим эти слова на слоги.

8. Пальчиковое упражнение «Фонарики».

9. Знакомство с буквой Ф.

- Звуки [Ф], [Ф'] обозначаем буквой ф.

а) На что похожа буква ф?

1. Филин- два огромных глаза –

Букву Ф напомнит сразу.

4. Столб с двумя фонарями

2. Всем известно без подсказки:

Буква Ф - как ключ из сказки.

3. Слон

5. Фонтан

6. Ножницы

- А теперь встаньте. Изобразим букву Ф.

Буква Ф надула щёки,

Ф- и встала – руки в боки.

Ничего себе! Однако!

Эта Буква - задавака!

- Фу – мы выдохнем невольно –

Чем ты, буква, недовольна?

Ф фырчит: «Какая скука!

Я служу глухому звуку»

б) Работа на карточках.

- Раскрасим букву Ф. Как это сделаем, какие карандаши возьмем? Почему?

в) На карточке выстроился целый ряд букв Ф. Но некоторые части у этих букв исчезли.

- Восстановите буквы. Допишите нужные элементы, чтобы получились красивые буквы.

10. Работа с листом из «Азбуки в картинках»

- Назовите предметы на картинке, названия которых начинаются со звуков[ф], [ф'].

11. Чтение прямых слогов с буквой Ф.

- А теперь поучим Фунтика и Филю читать. «Подружим» букву Ф с гласными: ФА, ФО…

12. Определение позиции звуков [ф], [ф'] в словах. Работа со звуковыми домиками.

- Филя спрашивает: «А что это у вас за домики? Что вы с ними делаете?»

 - Покажем Филе, как с помощью звукового домика и звуковых кружков мы определяем положение звука в слове.

Отгадайте загадки.

1. У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

Реет гордо и свободно

Бело-сине-красный ...
Наш родной российский…
 (Флаг)

- [Ф] или [Ф'] вы слышите в слове «флаг»? Какой звуковой кружок возьмём? (синий)

- Где находится звук [ф] в слове «флаг»?

- Положите звуковой кружок в нужное окошко звукового домика.

2. Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

 (Шарф) 

Этот зверь с длиннющей шеей,

В Африке он выше всех.

Он большой и добродушный,

Пятнышек на нем не счесть.

У гиганта мирный нрав,

А зовут его … жираф

3. В маленькой коробочке
Круглое окошечко,
Щелк – и птичка вылетает.

Ну а что потом бывает?

(Фотография)

Дети определяют позицию звуков в словах-отгадках и вкладывают звуковые кружочки в нужные окошки звуковых домиков.

13. Физкультминутка.

- Мы работали, устали,

Все теперь тихонько встали

Вместе с Филей и Фунтиком

Проведем физкультминутку.

Филя весело шагает:

Вот так, вот так.

Филя хвостиком виляет:

Вот так, вот так.

Фунтик, точно мячик,

Очень ловко скачет:

Прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топает:

Топ-топ, топ-топ.

Копытцами цокает:

Цок-цок, цок-цок.

14. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ слова «пуф».

- Фунтик интересуется: «Что это у вас за огромный футбольный мяч? Как в него играть?»

- Это предмет мебели – пуф – на нем сидят, отдыхают.

- Интересное слово. Из каких звуков и букв оно состоит?

- Пуф. Составим звуковую модель данного слова, выложим её у доски из кубиков. Каждый звук обозначим соответствующей буквой.  На  местах схему слова выложим из кружков.

15. Подведение итогов.

- С какими звуками мы сегодня работали?

- Что вы узнали о звуках [ф], [ф']? Чем отличаются звуки [ф], [ф']?

- Какой буквой они обозначаются?

- Фунтику и Филе не оставим без гостинцев. Подарим им  картинки: Фунтику со звуком [ф], а Филе – со звуком [ф'] в названии.

Использованная литература

1. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ под науч. Ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс, 2012.- 192 с.

2. Сушкова В.Н.Веселая азбука. Дидактический материал по азбуке В.М. Горецкого. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.- 336 с.

3. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий)/ Сост. Г.Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2004. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи c воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР

Конспект логопедического занятия по развитию речи. Целью данного занятия является развитие активного и пассивного словаря детейф по лексической теме "Дом"....

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Э » в средней группе для детей с ОВЗ

На занятии возможно обобщить представления детей о весне,учить называть приметы весны, работать над лексико-грамматическим строем.Также дети знакомятся с новым звуком и его характеристиками. ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"

Тема занятия.  Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л]  на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...