Конспект логопедического занятия "Звуки [ф]- [ф']. Буква Ф" с воспитанниками подготовительной группы
план-конспект
Конспект логопедического занятия "Звуки [ф]- [ф']. Буква Ф" с воспитанниками подготовительной группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия с воспитанниками с ФФНР подготовительной группы
Тема. Звуки [ф], [ф']. Буква ф.
Цели.
Коррекционно-образовательные
1. Познакомить с акустическими и артикуляционными признаками звуков [ф], [ф'].
2. Познакомить с буквой ф, её графическим образом; установить связь звуков [ф], [ф'] с буквой ф.
3. Закреплять представление о твердости и мягкости согласных звуков; учить различать звуки [ф], [ф'] по твердости-мягкости.
4. Закреплять представление о звонкости и глухости согласных звуков.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук
2.Развивать умение проводить позиционный анализ слова: определять положение звуков [ф], [ф'] в словах (в начале, в середине или в конце).
3. Развивать фонематическое восприятие; развивать умение дифференцировать звуки по твердости-мягкости в слогах и словах.
4.Развивать слуховое внимание, воображение, речевую память и мышление
5.Обогащать, уточнять и активизировать словарный запас
6.Развивать умение выполнять слоговой и звуковой анализ слова.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей
2. Воспитывать познавательный интерес к занятиям
Оборудование: зеркала, картинки-символы звуков [ф], [ф'], звуковые замки, фигурки Тима и Тома, карточки с заданиями, картинки со звуками [ф], [ф'] в названиях (телефон, вафли, футболка, конфеты, финики, салфетки), кубики синего, зеленого и красного цвета, игрушки: поросенок Фунтик и песик Филя, карточка с буквой Ф, звуковые домики и звуковые кружочки; картинки, изображающие, на что похожа буква Ф.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
- Придумано кем-то просто и мудро:
С утра говорить всем: «Доброе утро!»
- А теперь начнем наше занятие.
- Дети, я слышу какой-то шорох, к нам на занятие кто-то пробрался. (Достаем из-за ширмы игрушки)
Звонко лает,
хвостиком виляет.
Добродушный и игривый
песик по кличке Филя.
Веселый и забавный
Поросенок очень славный.
Хвостик у него крючком,
Плоский носик пятачком.
Это поросенок Фунтик.
- Они очень хотят вместе с нами поиграть и поучиться. Позволим им остаться?
- Давайте покажем им все, что умеем и знаем.
2. Повторение.
- Прежде всего, повторим изученное. Прочитаем буквы на поезде. (а, о, у, и, ы, э) Как называются эти буквы и звуки? (Гласные) Что мы знаем о гласных звуках? ( Поются, состоят из голоса, нет преград на пути у струи воздуха) Где живут гласные звуки? (В Красном замке)
- Назовите изученные буквы, которые рассыпались на траве. Как называются эти буквы и звуки? (Согласные) Чем они отличаются от гласных? ( На пути у воздушной струи встречается преграда) Где живут согласные звуки?
3. Выделение звуков [ф], [ф'] из начала слов.
- Филя и Фунтик ещё не знают букв и ничего не знают о звуках речи. Филя спрашивает: «С какого звука начинается моё имя Филя?» Поросенок тоже интересуется: «А с какого звука начинается Фунтик?»
4. Сообщение темы занятия.
- Давайте сегодня поработаем со звуками [ф], [ф']. Познакомимся с ними поближе, научимся их различать и определять положение в словах.
5. Характеристика звуков [ф], [ф'] по акустическим и артикуляционным признакам.
- Символ звука [ф] – воздух выходит из воздушного шара: ф-ф-ф.
- Возьмите в руки зеркала. Произнесите звук [ф].
- Как мы произносим звук [ф]?
Ф – произнесем мы с вами,
Губку прикусив зубами.
Воздух выбежит из щели –
Верно Ф сказать сумели.
- Нижняя губа, поднятая к верхним зубам - это преграда. Звук [ф] гласный или согласный? Он твердый или мягкий? Каким цветом обозначим звук [ф]? Приложите ладонь к горлу. Что ощущаете? (горлышко не дрожит) Значит, звук [ф] глухой. Обозначим «шляпкой».
Ф звучит негромко, глухо,
Нету голоса у звука.
- Из лопнувшего футбольного мяча воздух выходит так : ф'- ф'- ф'. Это символ звука [ф'].
- Как произносим звук [ф']? Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Как обозначим? Звонкий или глухой? Как обозначим.
- Сравните звуки [ф], [ф']. Что у них общего и чем они отличаются?
6. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков [ф], [ф'] в слогах. Игра «Кулачки-ладошки»
Логопед произносит слоги, дети сжимают кулачки, если звучит твердый [ф], и кладут на стол ладони, если услышат мягкий звук [ф'].
ФА, ФЯ, ФО, ФЁ, ФУ, ФЮ, ФИ, ФЫ, ФЕ, ФЭ.
7. Дифференциация звуков [ф], [ф'] в словах.
а) Игра «Друзья Тима и Тома»
- В каком замке поселим звук [ф]? А звук [ф']? Поиграем в игру «Друзья Тима и Тома».
- Друзья Тома – подпрыгнут на месте, если услышат слово со звуком [ф]. Друзья Тима - присядут, если услышат слово со звуком [ф'].
Фабрика, фен, фокус, фикус, форма, фирма, ферма, футбол, фиалка, фуражка, финиш.
б) Игра «Зажги фонарики» (по карточкам).
- Маленькая фея прислала нам письмо. В нем интересные задания. Первое – «зажги волшебные фонарики». Над картинкой со звуком [ф] «зажгите» синий фонарик, а над картинкой со звуком [ф'] – зеленый фонарик. (На карточках картинки: факел, фигуристка, светофор, дельфин, шкаф, фартук)
- Разделим эти слова на слоги.
8. Пальчиковое упражнение «Фонарики».
9. Знакомство с буквой Ф.
- Звуки [Ф], [Ф'] обозначаем буквой ф.
а) На что похожа буква ф?
1. Филин- два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу.
4. Столб с двумя фонарями
2. Всем известно без подсказки:
Буква Ф - как ключ из сказки.
3. Слон
5. Фонтан
6. Ножницы
- А теперь встаньте. Изобразим букву Ф.
Буква Ф надула щёки,
Ф- и встала – руки в боки.
Ничего себе! Однако!
Эта Буква - задавака!
- Фу – мы выдохнем невольно –
Чем ты, буква, недовольна?
Ф фырчит: «Какая скука!
Я служу глухому звуку»
б) Работа на карточках.
- Раскрасим букву Ф. Как это сделаем, какие карандаши возьмем? Почему?
в) На карточке выстроился целый ряд букв Ф. Но некоторые части у этих букв исчезли.
- Восстановите буквы. Допишите нужные элементы, чтобы получились красивые буквы.
10. Работа с листом из «Азбуки в картинках»
- Назовите предметы на картинке, названия которых начинаются со звуков[ф], [ф'].
11. Чтение прямых слогов с буквой Ф.
- А теперь поучим Фунтика и Филю читать. «Подружим» букву Ф с гласными: ФА, ФО…
12. Определение позиции звуков [ф], [ф'] в словах. Работа со звуковыми домиками.
- Филя спрашивает: «А что это у вас за домики? Что вы с ними делаете?»
- Покажем Филе, как с помощью звукового домика и звуковых кружков мы определяем положение звука в слове.
Отгадайте загадки.
1. У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
Реет гордо и свободно
Бело-сине-красный ...
Наш родной российский… (Флаг)
- [Ф] или [Ф'] вы слышите в слове «флаг»? Какой звуковой кружок возьмём? (синий)
- Где находится звук [ф] в слове «флаг»?
- Положите звуковой кружок в нужное окошко звукового домика.
2. Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф)
Этот зверь с длиннющей шеей,
В Африке он выше всех.
Он большой и добродушный,
Пятнышек на нем не счесть.
У гиганта мирный нрав,
А зовут его … жираф
3. В маленькой коробочке
Круглое окошечко,
Щелк – и птичка вылетает.
Ну а что потом бывает?
(Фотография)
Дети определяют позицию звуков в словах-отгадках и вкладывают звуковые кружочки в нужные окошки звуковых домиков.
13. Физкультминутка.
- Мы работали, устали,
Все теперь тихонько встали
Вместе с Филей и Фунтиком
Проведем физкультминутку.
Филя весело шагает:
Вот так, вот так.
Филя хвостиком виляет:
Вот так, вот так.
Фунтик, точно мячик,
Очень ловко скачет:
Прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топает:
Топ-топ, топ-топ.
Копытцами цокает:
Цок-цок, цок-цок.
14. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ слова «пуф».
- Фунтик интересуется: «Что это у вас за огромный футбольный мяч? Как в него играть?»
- Это предмет мебели – пуф – на нем сидят, отдыхают.
- Интересное слово. Из каких звуков и букв оно состоит?
- Пуф. Составим звуковую модель данного слова, выложим её у доски из кубиков. Каждый звук обозначим соответствующей буквой. На местах схему слова выложим из кружков.
15. Подведение итогов.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Что вы узнали о звуках [ф], [ф']? Чем отличаются звуки [ф], [ф']?
- Какой буквой они обозначаются?
- Фунтику и Филе не оставим без гостинцев. Подарим им картинки: Фунтику со звуком [ф], а Филе – со звуком [ф'] в названии.
Использованная литература
1. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/ под науч. Ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - Изд. 4-е, испр. – М.: Баласс, 2012.- 192 с.
2. Сушкова В.Н.Веселая азбука. Дидактический материал по азбуке В.М. Горецкого. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.- 336 с.
3. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий)/ Сост. Г.Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2004. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи c воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР
Конспект логопедического занятия по развитию речи. Целью данного занятия является развитие активного и пассивного словаря детейф по лексической теме "Дом"....

Конспект фронтального логопедического занятия с элементами логоритмики с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР
Целью занятия является координация речи с темпом и ритмом движения....

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Э » в средней группе для детей с ОВЗ
На занятии возможно обобщить представления детей о весне,учить называть приметы весны, работать над лексико-грамматическим строем.Также дети знакомятся с новым звуком и его характеристиками. ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте"
Тема занятия. Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте.Цель: Закреплять умение правильно произносить звук [л] на уровне предложения и текста.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Ф...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником подготовительной группы, имеющим ОНР "Автоматизация звука [С] в словах"
Автоматизация звука [с] в словах...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»
Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи...

