СИПР 3 класс для детей с ТМНР
рабочая программа
Пояснительная записка, тематическое планирование
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА № 3»
(КГБОУ Школа 3)
РАССМОТРЕНО на заседании МО _______Е.В.Щербакова Протокол № ____ «____»______2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______Е.С Суркова «_______»______2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор КГБОУ Школа №3 _______________И.И. Малых «_______»___________2023г. |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучащегося 3 класса
Саломатова Тимофея Алексеевича
Ответственный за реализацию программы:
учитель:Ю.И. Гончарова
г.Комсомольск-на-Амуре
2023 -2024уч. год.
Расписка
Я, _______________________________________________________________,
(ФИО родителя или законного представителя)
ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития (индивидуальный учебный план, график занятий) для моего ребёнка ______________________________________________________________________
(ФИО ребенка)
Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций учителя и специалистов.
О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями моего ребенка, предупрежден(а).
Подпись родителя ______________ Дата ________________
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Пояснительная записка
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) вариант 2 для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта.
Учебный план разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020г. регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027.
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 (далее – ФГОС обучающихся с умственной отсталостью)
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Письмом Министерства просвещения РФ от 13.06.2019 № ТС 1391/07 «Об организации образования учащихся на дому».
Цель: создание условий для максимального удовлетворе6ния особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоения ими социального и культурного опыта.
Задачи:
- выявление индивидуальных возможностей обучающегося, особенностей его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;
- формирование у обучающегося физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к дальнейшему обучению;
- формирование готовности к участию к систематическим учебным занятиям в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
- обогащение знаний обучающегося о социальном и природном мире, овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование основ элементарных знаний по учебным предметам на первом этапе обучения;
Структура СИПР
- Общие сведения о ребёнке.
- Психолого-педагогическая характеристика.
- Индивидуальный учебный план.
4.Расписание индивидуальныхзанятий.
5.Содержание образования.
5.1. Базовыеучебныедействия.
5.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
5.3. Нравственное воспитание.
5.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5.5. Внеурочная деятельность.
6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
7.Программа сотрудничества с семьей.
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
1. Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Соломатов Тимофей Алексеевич
Возраст ребенка: 11 лет
Место жительства: пр. Интернациональный 57/3-155
Мать: Соломатова Анастасия Вячеславовна
Год обучения: 1
Класс: 2
Заключение ПМПК:
диагноз: Гиперметропия средней степени. Сходящееся косоглазие. Стойкое выраженное нарушение познавательной деятельности. Системное недоразвитие речи тяжелой степени тяжести.
Начальные знания о себе, об окружающем мире , математические представления не сформированы.
Навыки самообслуживания не сформированы.
Рекомендовано обучение по АООП вариант 2
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Тимофей обучается по АООП 2 вариант второй год. Мальчик обучается в полной семье. Детский сад не посещал.
Ребёнок тяжело переносит соматические заболевания, но болеет редко: родные оберегают ребенка, своевременно купируют первые признаки простуды. Мальчик испытывает потребность в сенсорных ощущениях: ощупывает разные по фактуре поверхности, стремится к получению ощущений от соприкосновения с разными по вязкости материалами. Наблюдается гиперсензитивность на громкие резкие звуки, крик (закрывает глаза, прикрывает уши руками). При знакомстве обнюхивает нового человека, трогает волосы.
Тимофей не знает свое имя, недостаточно отождествляет себя с собственным именем. Речь не развита! По подражанию произносит слова, предложения, наблюдаются эхолалии. С трудом может выразить свои желания и потребности (писать, пить, дай кушать, давай почитаем, пойдем гулять, картинки посмотрим, устал, дай пожалуйста – когда что-то выпрашивает). Понимание обращённой речи ограниченное (ситуативное). Не всегда выполняет простые речевые инструкции, в том числе сопровождаемые естественными жестами. Не любит слушать стихи и сказки, на вопросы по прослушанному не отвечает. Содержание воспроизвести не может.
Тимофей мало подвижен и достаточно непослушен. Простые бытовые требования родных и учителя не выполняет Самостоятельно игрушками не играет: разбрасывает их, рвет бумагу, книги, ломает цветные карандаши. Мама вынуждена прятать в недоступное место учебные принадлежности немедленно, сразу после занятий. С детьми Тимофей не играет, не замечает их на игровой площадке. Круг общения ограничен (родные и учитель).
Учебная мотивация не сформирована: занятия с учителем мальчик воспринимает, как смену обстановки, развлечение. При этом ждет, встречает у двери. На занятии затрудняется удерживать правильную позу, сидит на полу, операясь на большой мяч и, раскачиваясь в механических движениях. Быстро утомляется, вскакивает с места, нуждается в частой смене деятельности. Учителя слушает, но не всегда выполняет инструкции учителя, не умеет выполнять действия по подражанию и образцу. Знает названия отдельных предметов окружающего мира, их изображения по изучаемым темам, но назвать не может. Показывает потребность в вещах ситуативно жестами. Не группирует предметы по цвету, форме, величине. Трудность представляет выполнение графических работ карандашом . Грубое нарушение локомоторных функций. Самостоятельно играть с игрушкой не может. Тимофей одинаково неловко работает как правой, так и левой рукой.. Пространственные и временные представления не сформированы.
Навыки самообслуживания частично сформированы: ест ложкой, пьет из кружки, одевается и раздевается с помощью взрослого. Требуется помощь в определении передней/задней, лицевой/изнаночной сторон, В туалет ходит с помощью мамы.. Используются памперсы . Не любит мыть руки, лицо.
Не различает понятия большой-маленький. Считать не может. Знает членов семьи визуально. Редко откликается на своё имя.Нуждается в помощи и уходе взрослого постоянно.Необходим постоянный контроль со стороны взрослого.
3.Индивидуальный учебный план на 2023– 2024 учебный год
При составлении индивидуального учебного плана учтены рекомендации по образованию обучающегося:
- коллегиальное заключение Центральной психолого – медико – педагогической комиссии;
- индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка инвалида;
- заключения узких специалистов школы.
№ п/п | Предметныеобласти | Учебныепредметы | Количествочасов в неделю | ||
| |||||
1 | Язык и речеваяпрактика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | ||
2 | Математика | Математические представления | 2 | ||
3 | Окружающий мир | Окружающий природный мир | 1 | ||
Окружающий социальный мир | 1 | ||||
Человек | 2 | ||||
Итого | 8 | ||||
В условиях школы и класса | |||||
4 | Окружающий мир | Домоводство | 1 | ||
5 | Искусство | Изобразительная деятельность | 1 | ||
6 | Музыка и движение | 1 | |||
7 | Физическая культура | Адаптивная физкультура | 1 | ||
| |||||
В условиях школы и класса | |||||
Коррекционно-развивающаяобласть | |||||
Предметно-практическиедействия | 1 | ||||
Сенсорноеразвитие | 1 | ||||
Внеурочная деятельность | |||||
Духовно-нравственноенаправление | 1 | ||||
Итого | 7 | ||||
Всего | 15 | ||||
На основании заключений специалистов центральной психолого-медико-педагогической комиссией (далее ЦПМПК), школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк) из обязательной части учебного плана были исключены следующие учебные предметы: Музыка и движение, Изобразительная деятельность, Домоводство, Адаптивная физкультура.
Расписание уроков
Ученика 3 класса
Соломатова Тимофея
на 2023-2024 учебный год.
Учитель: Ю.И. Гончарова
Время | День недели | Предмет |
10.00-10.25 10.30-10.55 | вторник | Речь и альтернативная Окружающий природный мир |
12.00-12.25 13.30-13.55 13.00-13.25 | Среда | Речь и альтернативная Человек Математические представления |
12.00-12.25 13.30-13.55 13.00-13.25 | Пятница | Математические представления Человек Окружающий социальный мир |
С расписанием ознакомлен (на) ________ __________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
4. Содержание образования в условия организации и семьи.
4.1. Формирование базовыхучебныхдействий.
- 15. Программаформированиябазовыхучебныхдействий
- 15.1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.
- 15.1.1. Спокойноепребывание в новойсреде
- 15.1.2. Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта
- 15.1.3. Принятиеконтакта, инициированноговзрослым
- 15.1.4. Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса
- 15.1.5. Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса
- 15.1.6. Планированиеучебногодня
- 15.1.7. Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий)
- 15.1.8. Следованиерасписаниюдня
- 15.2. Формированиеучебногоповедения
- 15.2.1. Поддержаниеправильнойпозы
- 15.2.2. Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
- 15.2.3. Подражание простым движениям и действиям с предметами
- 15.2.4. Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
- 15.2.5. Принятиепомощивзрослого
- 15.2.6. Использованиепоназначениюучебныхматериалов
- 15.2.7. Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)
- 15.2.8. Выполнение действий с предметами (по подражанию)
- 15.2.9. Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)
- 15.2.10. Соотнесение одинаковых предметов (по образцу)
- 15.2.11. Соотнесение одинаковых изображений (по образцу)
- 15.2.12. Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу)
- 15.2.13. Соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
- 15.2.14. Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
- 15.2.15. Сидение за столом в течение определенного периода времени на занятии
- 15.2.16. Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
- 15.2.17. Выполнение речевых инструкций на занятии
- 15.2.18. Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
- 15.3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками
- 15.3.1. Выполнение задания полностью (от начала до конца)
- 15.3.2. Выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов)
- 15.3.3. Выполнение задания с заданными качественными параметрами
- 15.3.4. Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие | |||
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | |||||
1.1. Коммуникация | |||||
1.1.1. Коммуникация с использованием вербальных средств. | |||||
1.1.1.1. Использование звука как средства коммуникации | |||||
1.1.1.2. Использование звукоподражания как средства коммуникации | |||||
1.1.1.3. Использование звукового комплекса как средства коммуникации | |||||
1.1.1.4. Использование слога как средства коммуникации | |||||
1.1.1.5. Использование слова как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним) | |||||
1.1.1.6. Использование предложения как средства коммуникации: * приветствовать собеседника (прощаться с ним) | |||||
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств. | |||||
1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации | |||||
1.1.2.2. Использование мимики как средства коммуникации | |||||
1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации | |||||
1.1.2.4. Использование звучащего предмета как средства коммуникации | |||||
1.1.2.5. Использование предметного символа как средства коммуникации | |||||
1.1.2.6. Использование графического изображения как средства коммуникации | |||||
1.1.2.8. Использование таблицы букв как средства коммуникации | |||||
1.1.2.11. Использование компьютера (планшетного компьютера) как средства коммуникации | |||||
1.2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | |||||
1.2.1. Импрессивнаяречь | |||||
1.2.1.1. Понимание слова, обозначающего собственное имя | |||||
1.2.1.2. Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов | |||||
1.2.1.3. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||||
1.2.1.4. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||||
1.2.1.5. Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | |||||
1.2.1.6. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | |||||
1.2.1.7. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | |||||
1.2.1.8. Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.) | |||||
1.2.1.9. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | |||||
1.2.1.10. Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) | |||||
1.2.1.11. Пониманиепростыхпредложений | |||||
1.2.1.12. Пониманиесложныхпредложений | |||||
1.2.1.13. Пониманиесодержаниятекста | |||||
1.2.2. Экспрессивнаяречь | |||||
1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов | |||||
1.2.2.2. Называниесобственногоимени | |||||
1.2.2.3. Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) | |||||
1.2.2.4. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||||
1.2.2.5. Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||||
1.2.2.6. Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | |||||
1.2.2.7. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | |||||
1.2.2.8. Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | |||||
1.2.2.9. Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | |||||
1.2.2.11. Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) | |||||
1.2.2.12. Называние (употребление) простыхпредложений | |||||
1.2.2.14. Ответы на вопросы по содержанию текста | |||||
1.2.2.16. Составление рассказа по одной сюжетной картинке | |||||
1.2.2.19. Рассказ о себе | |||||
1.2.3. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации | |||||
1.2.3.1. Показ графических изображений, обозначающих собственное имя | |||||
1.2.3.2. Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) | |||||
1.2.3.3. Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||||
1.2.3.4. Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | |||||
1.2.3.5. Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | |||||
1.2.3.6. Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | |||||
1.2.3.7. Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | |||||
1.2.3.8. Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | |||||
1.2.3.9. Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.) | |||||
1.2.3.10. Составление простых предложений с использованием графических изображений | |||||
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие | |||
2. Математическиепредставления | |||||
2.1. Количественныепредставления | |||||
2.1.1. Нахождениеодинаковыхпредметов | |||||
2.1.3. Объединение предметов в единое множество | |||||
2.1.9. Узнаваниецифр | |||||
2.2. Представления о форме | |||||
2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок» | |||||
2.2.7. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек | |||||
2.3. Пространственныепредставления | |||||
2.3.1. Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела) | |||||
2.3.2. Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре | |||||
2.3.3. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево | |||||
2.3.5. Составление предмета (изображения) из нескольких частей | |||||
2.4. Временныепредставления | |||||
2.4.1. Узнавание (различение) частейсуток | |||||
2.4.3. Узнавание (различение) днейнедели | |||||
2.4.7. Различениевременгода | |||||
2.4.8. Знание порядка следования сезонов в году | |||||
2.4.10. Знание последовательности месяцев в году | |||||
2.4.11. Сравнениелюдейповозрасту | |||||
2.5. Представления о величине | |||||
2.5.2. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения | |||||
2.5.6. Сравнениепредметовподлине | |||||
2.5.8. Сравнениепредметовпоширине | |||||
2.5.9. Различениепредметовповысоте | |||||
2.5.10. Сравнениепредметовповысоте | |||||
2.5.16. Сравнениепредметовпотолщине | |||||
3. Окружающий природный мир | ||
3.1. Временныепредставления | ||
3.1.9. Узнавание (различение) месяцев | ||
3.1.11. Соотнесение месяцев с временами года | ||
3.1.16. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года | ||
3.1.17. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года | ||
3.1.18. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года | ||
3.1.21. Рассказ о погоде текущего дня | ||
3.2. Животныймир | ||
3.2.1. Знание строения животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши) | ||
3.2.2. Знаниеосновныхпризнаковживотного | ||
3.2.7. Объединение животных в группу «домашние животные» | ||
3.2.8. Знание значения домашних животных в жизни человека | ||
3.2.13. Знание способов передвижения диких животных | ||
3.2.16. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок) | ||
3.2.25. Знаниестроенияптицы | ||
3.2.27. Знаниепитанияптиц | ||
3.2.29. Знание особенностей внешнего вида птиц | ||
3.2.38. Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы» | ||
3.2.42. Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры); установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни | ||
3.2.44. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука) | ||
3.2.49. Знаниеспособовпередвижениянасекомых | ||
3.2.53. Знаниепитанияморскихобитателей | ||
3.3. Объектыприроды | ||
3.3.1. УзнаваниеСолнца | ||
3.3.2. Знание значения солнца в жизни человека и в природе | ||
3.3.3. УзнаваниеЛуны | ||
3.3.4. Знание значения луны в жизни человека и в природе | ||
3.3.5. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда) | ||
3.3.18. Узнаваниелеса | ||
3.3.22. Узнаваниелуга | ||
3.3.25. Узнаваниепочвы | ||
3.3.31. Узнаваниеводы | ||
3.3.34. Узнаваниереки | ||
3.3.37. Узнаваниеводоема | ||
3.3.40. Узнаваниеогня | ||
3.4. Растительныймир | ||
3.4.1. Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) | ||
3.4.5. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан) | ||
3.4.7. Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива) | ||
3.4.15. Различение съедобных и несъедобных частей фрукта | ||
3.4.18. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху) | ||
3.4.22. Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху) | ||
3.4.26. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по внешнему виду | ||
Окружающий социальный мир
3.5. Окружающий социальный мир | ||
Школа | ||
- узнавание (различение) помещений школы | ||
- знание профессий людей, работающих в школе | ||
- узнавание (различение) участков школьной территории | ||
- знание (соблюдение) правил поведения на территории школы | ||
- знание способов проявления дружеских отношений (чувств) | ||
- умение выражать свой интерес к другому человеку | ||
Квартира, дом, двор | ||
- представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол) | ||
- представление о типах домов (одно-этажные /многоэтажные, каменные/ деревянные) | ||
- представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон) | ||
- представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон) | ||
- умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.) | ||
Предметы быта | ||
- представление об убранстве дома, о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод) | ||
- представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож) | ||
- представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, электрический чайник, фен) | ||
- представление о часах | ||
- представление об электронных устройствах (телефон, компьютер) | ||
Продукты питания | ||
- представление о напитках (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, кофе) | ||
- представление о молочных продуктах (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) | ||
- представление о кондитерских изделиях (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад) | ||
Предметы и материалы, изготовленные человеком | ||
- представление о свойствах бумаги (рвется, мнется, намокает) | ||
- представление о предметах, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.) | ||
- представление о ножницах, с помощью которых работают с бумагой | ||
4. Человек | ||
4.1. Представления о себе | ||
4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду | ||
4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки) | ||
4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) | ||
4.1.4. Знаниеназначениячастейтела | ||
4.1.5. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) | ||
4.1.6. Знаниеназначениячастейлица | ||
4.1.15. Сообщениесведений о себе | ||
4.2. Семья | ||
4.2.1. Узнавание (различение) членовсемьи | ||
4.2.2. Узнавание (различение) детей и взрослых | ||
4.3. Гигиенатела | ||
4.3.4. Вытираниерукполотенцем | ||
4.3.12. Вытираниелица | ||
4.3.17. Чистказубов | ||
4.3.25. Вытираниеног | ||
4.4. Обращение с одеждой и обувью | ||
4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки)) | ||
4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки) | ||
4.4.7. Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная) | ||
4.4.8. Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок) | ||
4.4.12. Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий | ||
4.5. Приемпищи | ||
4.5.1. Сообщение о желаниипить | ||
4.5.3. 4.5.3. Питье из кружки /стакана (захват кружки /стакана, поднесение кружки/стакана ко рту, наклон кружки/стакана, втягивание / вливание жидкости в рот, опускание кружки/стакана на стол) | ||
4.5.5. Сообщение о желанииесть | ||
4.5.6. Едаруками | ||
4.5.7. Еда ложкой (захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку) | ||
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Речь и альтернативная коммуникация
(2 часа в неделю)
68 часов в год
№ | Название темы | Кол-вочасов | Дата |
Дай мне ответ-да или нет. | 1 | 04.09 | |
Я. Мое имя. (жест и пиктограмма "я"). | 2 | 07-11.09 | |
Я- ребенок (сведения о себе) Я и мое отражение. | 2 | 14-18.09 | |
Просьбы (Дай.Я хочу). | 2 | 21-25.09 | |
Мальчишки и девчонки! (работа с пиктограммами). | 3 | 28.09 02.10 05.10 | |
Школьные принадлежности (обзор). | 2 | 09.10 12.10 | |
Игры "Собери портфель, Чудесный мешочек". | 1 | 16.10 | |
Упражнения с пиктограммами: "Найди такой предмет", Где (карандаш)...? Попроси у меня.... | 2 | 19-23.10 | |
Урок закрепления. (Знание пиктограмм по теме "Школа"). | 1 | 24.10 | |
Я – Человек. Части тела (голова, руки, ноги). | 2 | 06.11 09.11 | |
Мое лицо. Эмоции. | 2 | 13.11 16.11 | |
Рот. Что умеет язычок (артикуляционные упражнения). | 2 | 20.11 23.11 | |
Артикуляция гласных звуков. | 1 | 27.11 | |
Глаза и нос. Работа с пиктограммами "Лицо и тело" (упражнения:Найди такую, Покажи (нос), Найди пару). | 1 | 30.11 | |
Урокзакрепления «Моетело». | 1 | 04.12 | |
Природа и человек . Осень в гости к нам пришла. Деревья и листья. | 1 | 07.12 | |
Явлениеприроды. Солнце. | 2 | 11.12 14.12 | |
Дождь.(рисование, прослушивание потешек, ритмические упражнения). | 1 | 18.12 | |
Фрукты - овощи. | 1 | 21.12 | |
Мир вокруг нас Фрукты. Яблоко. | 2 | 11-15.01 | |
Овощи. Морковь. Сравнение с яблоком. | 2 | 18-22.01 | |
Игрушки. | 2 | 25-29.01 | |
Мой веселый, звонкий мяч . Игры с мячом. | 2 | 01-05.02 | |
Домашниеживотные. Кошка. | 2 | 08-12.02 | |
Корова. | 2 | 15-19.02 | |
«Здравствуй, Зимушка-зима» «Явления природы» Снег. Снежинки | 2 | 22-26.02 | |
Свойства снега.Игры со снегом | 1 | 01.03 | |
Посуда. Тарелка, ложка, кружка.Действия с посудой Чтение сказки К.И. Чуковского "Федорино горе" | 1 | 05.03 | |
Одежда. Кофта. Штаны. Платье. Подбираем одежду для мальчика и девочки. | 1 | 12.03 | |
Обувь. Сапоги, туфли, тапочки. Одежда, обувь. Урок закрепления. | 1 | 14.03 | |
Мебель (обзор). Стол. Стул. | 1 | 15.03 | |
Овощи. Огурец. Помидор. Сравнение огурца и помидора. | 1 | 19.03 |
34 | Овощи и фрукты. Яблоко. Банан. | 2 | 04.04 05.04 |
35 | Вода. Свойства воды. Чтение сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр". | 2 | 09.04 12.04 |
36 | Птицы. | 1 | 16.04 |
37 | Домашняя птица. Петух. Курица. | 1 | 19.04 |
38 | Зимующие птицы. Ворона. | 2 | 23.04 24.04 |
39 | Весна. Тает снег. | 2 | 26-30.04 |
40 | Явления природы. Капель. Сосульки. | 2 | 07.05 14.05 |
41 | «Растительный мир» Деревья. Трава. Цветы. | 2 | 17.05 21.05 |
42 | Дикие животные весной. Медведь. | 2 | 22-23.05 |
43 | Скоро лето. | 2 | 24.05 25.05 |
Итого за год: 68ч
Окружающий природный мир
(1 час в неделю)
34 часа в год
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата |
Золотаяосень | |||
Человек и природа | 1 | 04.09 | |
«Осень, в гости просим!» Беседа, рассмотрение картин | 1 | 11.09 | |
Одежда и обувь человека осенью. Оденькуклунапрогулку | 2 | 18-25.09 | |
«Чтонамосеньпринесла?»
| 1 | 02.10 | |
Фрукты. | 1 | 09.10 | |
Ягоды. | 1 | 16.10 | |
| 1 | 23.10 | |
Природа осенью. Какие бывают растения? Части дерева (лист). (рисование, аппликации) | 1 | 06.11 | |
Явления природы: дождь, листопад. (Составление гербария) | 1 | 13.11 | |
А кто такие птички? (домашние и дикие) Перелетные и неперелетныептицы. | 1 | 20.11 | |
Занятия и труд людей осенью. | 1 | 27.11 | |
Обобщающий урок "В гости к осени". | 1 | 04.12 | |
Лес. Правила поведения в лесу. | 1 | 11.12 | |
В мире животных. | 1 | 18.12 | |
Зимушка-зима. Сравнение зверей и птиц. | 1 | 15.01 | |
Здравствуй, зимушка-зима! | 2 | 22-29.01 | |
Одежда и обувь человека зимой. | 1 | 05.02 | |
Зимние явления природы (снег, метель, лед). | 1 | 12.02 | |
Зимние забавы. | 2 | 19.02 26.02 | |
Что делают растения зимой? Елка. | 1 | 05.03 | |
Новый год. Изготовление украшений на елку. | 2 | 12.03 19.03 |
22 | Животные и птицы Дикие животные. Заяц, волк.зимой Дикие животные. Заяц, волк. | 1 | 04.04 |
23 | Домашние животные. Кошка и собака. Уход. | 1 | 09.04 |
24 | Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 | 16.04 |
25 | Природа и рукотворный мир | 1 | 23.04 |
26 | Из чего что сделано? Дерево Ткань Резина | 2 | 30.04 07.05 |
27 | Воздух и вода. Значение для человека и животных. | 3 | 14.05 21.05 24.05 |
Итого за год: 34ч
Человек
(2 часа в неделю)
68 часов в год
№ | Название предмета | Кол-во часов | Дата |
Представления о себе. Я – человек. | 2 | 2,7-09 | |
Моёимя. | 2 | 9,14-09 | |
Кто я? | 3 | 16,21.23-09 | |
Все люди разные. | 3 | 28,30-09 05.10 | |
Представления о частях тела. Мои руки. Уход за руками. | 3 | 7,12,14-10 | |
Представления о частях тела. Мои ноги. Уход за ногами. | 3 | 19,21,26-10 | |
Представления о себе. Мой рот и язычок. Уход за полостью рта. | 2 | 9,11-11 | |
Мои зубки. Уход за зубами. | 2 | 16,18-11 | |
Мои глаза. Уход за глазами. | 2 | 23,25-11 | |
Мои уши. Уход за ушами. | 2 | 30.10 2.12 | |
Мой нос. Уход за носом. | 2 | 7,9-12 | |
Гигиена тела. Умывальная комната. Атрибуты в умывальной комнате Нужды человека. Я хочу есть,пить.. | 2 | 14,16-12 | |
Намачивание и намыливаниерук. | 2 | 21,23-12 | |
Нужды человека. Я хочу есть,пить. | 2 | 11.13-01 | |
Кнопкаслива. Смываниеунитаза. | 2 | 18,20-01 | |
Снятиенижнегобелья. | 2 | 25,27-01 | |
Туалетнаябумага. Отматываниебумаги. | 2 | 1,3-02 | |
Одевание нижнего белья. Изнаночная и лицевая сторона. | 4 | 8.10.15,17-02 | |
Гигиенические процедуры после посещение туалета. Мытье рук, вытирание рук. | 2 | 22,24-02 | |
Моё личное полотенце. Моя метка. | 2 | 1,3-03 |
22 | Гигиена тела. Водные процедуры, душ. | 2 | 10,15-03 |
23 | Гигиена тела. Изучаем своё тело. Голова. Туловище. | 3 | 17,20,22-03 |
24 | Моё не моё.Мои не мои. | 3 | 5,7-04 |
25 | Возрастные изменения. Я малыш. Я подросток. | 3 | 12,14-04 |
Виды одежды. (нижняя одежда) Лицевая и изнаночная сторона. Виды одежды. (верхняя одежда). Лицевая и изнаночная сторона. | 4 | 19.21,26, 28-04 | |
26 | Виды обуви. Виды застежек | 3 | 3,5,10-05 |
27 | 4 | 12,17.19, 24-05 |
Итого за год: 68ч
Окружающий социальный мир
(1 час в неделю)
34 часа в год
№ | Тема урока | Количествочасов | Дата |
Здравствуй, школа! Я – ученик. | 1 | 04.09 | |
Школа. Экскурсияпошколе. | 1 | 11.09 | |
Помещенияшколы – школьныйкласс. | 1 | 18.09 | |
Помещенияшколы – туалет. | 1 | 25.09 | |
Помещенияшколы – школьнаястоловая. | 1 | 02.10 | |
Школьные принадлежности (ранец, тетрадь, карандаш). | 1 | 09.10 | |
Мой дом (квартира). Части дома – стена, крыша, окно. | 1 | 16.10 | |
Назначениекомнат. | 1 | 23.10 | |
Игрушки. Мяч. Кукла. (мягкие - твердые). | 2 | 06.11 13.11 | |
Семья. Членысемьи. | 2 | 20-27.11 | |
Сюжетно- ролевые игры "Дочки- матери". | 1 | 04.12 | |
Мебель (стол, стул, шкаф). | 1 | 11.12 | |
Посуда (тарелка, чашка, ложка). | 1 | 18.12 | |
Помощники в доме (бытовые приборы). | 1 | 15.01 | |
Игровыедействия: «Чаепитие», «Стирка». | 2 | 22-29.01 | |
Улица. Двор (игроваяплощадка). | 1 | 05.02 | |
Улица. Уличноедвижение. | 2 | 12-19.02 | |
Транспорт. Автобус. | 1 | 26.02 | |
Профессии. Водитель(шофер). | 2 | 05.03 12.03 | |
Водитель-пассажир. Игра «В автобусе». | 1 | 19.03 |
21 | Профессии. Врач. | 1 | 04.04 |
22 | Доктор-пациент. Игра Больница. | 1 | 09.04 |
23 | Профессии. Продавец. Продавец- покупатель. Игра «Магазин». | 2 | 16-23.04 |
24 | Профессии. Повар. | 1 | 30.04 |
25 | Упражнение «Что пригодится повару?» ."Я готовлю обед". | 2 | 07.05 14.05 |
26 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? | 2 | 21.05 24.05 |
Итого за год: 34ч
Математические представления
(2 часа в неделю)
68 часов в год
№ | Название предмета | Кол-во часов | Дата |
1 | Формирование временных представлений «День-вечер-ночь». | 2 | 2,7-09 |
2 | Части суток. День-вечер-ночь. | 2 | 9,14-09 |
3 | Режим дня.. | 3 | 16, 21, 23-09 |
4 | Ночнойрежим. | 2 | 28, 30-09 |
5 | Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днем, вечером». «Покажи, что ты делал ночью». | 4 | 5 ,7, 12, 14-10 |
6 | Формирование количественных представлений Знакомство с понятием «один» и «много. Знакомство с цифрой 1. | 2 | 19,21-10 |
7 | Один-много. Цифра 1. | 3 | 26 ,27-10 9-11 |
8 | Много. Выполнение различных действий: один — много хлопков. | 3 | 11,16, 18-11 |
9 | Мои игрушки. | 3 | 23 ,25 .30-11 |
10 | В гостях у лесовичка в лесу. Посчитай сколько шишек, найди цифру 1. | 3 | 2 ,7, 9 -12 |
11 12 | Формирование представлений о величине. Большой-маленький. Длинный- короткий. | 4 | 14 ,16, 21 ,23-12 |
13 | «Большие и маленькие игрушки Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения. | 4 | 11,13,18,20-01 |
14 | Я большая, а ты маленький. Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента. | 4 | 25,27-01 1,3-02 |
15 | Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы. Подбери ленты для кукол. | 4 | 8,10,15.17-02 |
16 | Постройка башни. Длинный мост, короткий мостик. Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности. | 4 | 22,24-02 1,3-03 |
17 | Формирование представлений о форме Круг. Квадрат. | 3 | 10,15,17-03 |
18 | Маленькие и большие квадраты. | 3 | 20,21,22-03 |
19 | Предметы похожие на круг, квадрат. | 3 | 5,7,12-04 |
20 | Раскрашивание круга, квадрата. | 3 | 14,19,21-04 |
21 | Обведение круга, квадрата по контуру. | 3 | 26-04 3,5-05 |
22 | Штриховка круга, квадрата. | 3 | 10,12,17-05 |
23 | Штриховка геометрических фигур. | 3 | 19,24,25-05 |
Итого за год: 68ч
4.3. Нравственное развитие.
- Играть не ссорясь, вместе пользоваться игрушками, книгами
- Делиться игрушками, сладостями и др.
- Помогатьдругдругу
- Радоваться своим успехам и успехам других
- Спокойно вести себя в помещении и на улице
- Бытьотзывчивым
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
- Во время прогулки не вставать в обуви на скамейку, где сидят другие люди
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня.
- Соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы, мыть руки перед едой (после туалета, прогулки), мыть ноги, подстригать ногти, надевать чистую одежду и др.
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.
- Соблюдать правила поведения на прогулке, в лесу: не кричать, не пугать животных и птиц; не включать громко музыку
Знаниеправилздоровогопитания.
- Есть в одно и то же время (соблюдать режим питания)
- Тщательнопережевыватьпищу
- Неспешитьвовремяеды
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания и др.
- Соблюдатьдвигательныйрежим
Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
- Позволять врачу делать укол, терпеть, если больно
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
- Обращатьсязапомощью к окружающим
6. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО | Должность |
Гончарова Юлия Ивановна | Учитель индивидуального обучения, |
7. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
| |
Взаимодействие специалистов и семьи в ходе разработки и реализации СИПР |
|
8. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
- Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек.
- Предметы для нанизывания на стержень (кольца, шары), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины, крупные и мелкие шарики, пробки).
- Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, маты, кегли, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели, утяжелители, эластичные бинты.
- Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки).
- Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас, румба), музыкальный центр, аудиозаписи
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
0 баллов | действует методом «рука в руке»/«рука под рукой» |
1 балл | выполняет при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно) |
2 балла | выполняет после физической подсказки (взрослый помогает ребёнку выполнить задание, легко похлопывая или направляя его) |
3 балла | выполняет по образцу (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания) |
4 балла | действует по словесной инструкции (взрослый дает словесные указания, напоминания и сигналы по мере необходимости) |
5 баллов | выполняет самостоятельно (помощь взрослых не требуется) |
Реакциянавоздействия |
- негативнаяреакция |
- нейтральнаяреакция |
- положительнаяреакция |
Учитель: | _________________ | /ГончароваЮ.И ./ |
Родители: | _________________ | /Соломатова А.В./ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Времена года" в 3 классе для детей с ТМНР
Проект «Времена года» в 3 «В» классе ГКОУ Школа №2124 (СП-30) Актуальность проекта – Отличительной чертой детей с тяжёлыми и множественными нарушениями разви...

Конспект открытого урока по предмету математические представления в 3 классе для детей с ТМНР
Конспект открытого урока по предмету «математические представления» в 3 «В» классе Тема: «Цифры 1-6.Повторение»...

Конспект открытого урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» в 4 «В» классе для детей с ТМНР. Тема: «Зима. Повторение».
Цель: уточнить и закрепить представления детей о зиме.Задачи: - повторить признаки зимы, названия зимних месяцев...

Контрольные вопросы и задания по теме "Состав слова" 7 класс для детей с ТМНР
Тестовые задания по письму и развитию речи для учащихся, не владеющих письмом...

Реализация ФГОС О УО: образец специальной индивидуальной программы развития для обучаегося 3-го года в классе для детей с ТМНР (ГБПОУ города Москвы «Колледж сферы услуг» № 10 (школьное отделение))
Специальная индивидуальная программа обучения (СИПР) - это индивидуально подранный маршрут развития ребенка с патологиями различной степени тяжести в условиях образовательной организации. СИПР ра...

Анализ работы МО учителей старших классов для детей с ТМНР за 1 полугодие 2018-2019 учебного года
Доклад на педсовете о работе МО учителей старших классов для детей с ТМНР за 1 полугодие 2018-2019 учебного года...

Урок-игра с элементами мастер-класса для детей с ТМНР, обучающихся в старших классах по профильному труду "Растения и цветоводство", и «Декоративно – прикладное искусство». Тема урока: «В мире Цветов».
Аннотация Трудовое обучение является подготовкой обучающихся и подростков с (ТМНР) к доступной трудовой деятельности. Время проведения - 2 урока совмещённых ...