Компетентностный подход в обучении детей с Синдромом дауна.
презентация к уроку
Компетентностный подход в обучении детей с Синдромом дауна.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 211.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный подход к развитию ребенка заключается, прежде всего, в том, что нацелен на социализацию ребенка, в отличие от прежних подходов, главной целью которых была только коррекция нарушений. Важно понимать, что новый подход не отрицает необходимости коррекционных занятий, но их реализация осуществляется на принципиально иной основе.
ЧТОТАКОЕКОМПЕТЕНЦИИ? КАК ОБЪЕДИНИТЬ НАВЫКИ В КОМПЕТЕНЦИЮ . Навык – это цепочка последовательных действий, нацеленная на достижение результата. В раннем и дошкольном возрасте у ребенка формируются следующие навыки. Навыки опрятности и еды: • мыть руки; • мыться под душем и / или в ванной ; • чистить зубы; • пользоваться туалетом / оставаться сухим; • есть самостоятельно. Навыки наведения порядка: • мыть посуду; • вытирать поверхность; • сметать крошки со стола; • стирать белье; Игры и занятия: • играть (любая игра); • участвовать в занятии и / или чтение книги (любое занятие). Навыки одевания и раздевания: • снимать и надевать носки; • снимать и надевать колготки ; • снимать и надевать обувь; • снимать и надевать штаны, брюки, шорты; • снимать / надевать одежду без застежки, с застёжкой • расстегивать и застегивать одежду и обувь; • вступать во взаимодействие и сотрудничество Чем меньше ребенок, тем более мелкими должны быть шаги при освоении навыка. Если у ребенка возникли сложности, проанализируйте то, что происходит, разбив действие на еще более мелкие шаги, и создайте условия для того, чтобы малыш мог выполнить их сам. Компетенция – это сложное умение, состоящее из навыков, относящихся к разным сторонам развития, объединённых одной целью. В компетенции важен социальный аспект: взаимодействие и общение ребёнка с окружающими. Компетенция включает в себя решение практических задач. Примерный перечень ключевых компетенций, необходимых для пребывания в детском саду. 1. Умение одеваться и раздеваться. 2. Умение кушать за общим столом. 3. Умение умываться. 4. Умение пользоваться туалетом. 5. Участие в игре 6. Умение убирать игрушки и предметы после занятия. 7. Умение участвовать в занятии. 8. Умение участвовать в прогулке. 9. Умение укладываться спать. 10. Общая социально-коммуникативная компетенция.
Что учитывается при организации обучения ребёнка. 1. Закономерности развития ребёнка. Сенситивные периоды развития. 2. Фенотип (психофизический профиль развития). Сильные стороны. Слабые стороны – это предвестники нарушений. 3. Индивидуальные особенности каждого ребёнка. 4. Семейная ситуация. Сенситивные периоды развития - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности, к способам эмоционального реагирования и поведения вообще. «Если детям приходится что-то делать вне рамок сенситивного периода, то есть принуждением, то к результатам они приходят позже или не приходят совсем». (М. Монтессори ) Взрослый не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов. Психофизический профиль развития/фенотип детей с синдромом Дауна. Сильные стороны Слабые стороны Социальные навыки, эмпатия Слух и зрение Самообслуживание и бытовые навыки Речь и язык Зрительная кратковременная память Вербальная кратковременная память Учиться на визуальном материале легче Усваивать материал «на слух» труднее Двигательные навыки
Как определить базовую ступень Читая описания навыков, сопоставьте их с развитием своего малыша и постарайтесь найти ступень, которая соответствует следующим условиям: Задания по ряду пунктов (примерно 1/3) ребенок выполняет самостоятельно. Есть задания, которые малыш выполняет с вашей помощью. Есть задания, еще недоступные вашему ребенку. Если на этой ступени нет навыков, которые ребенок выполняет сам, по своей инициативе, значит, вы выбрали ступень неверно, завысив возможности малыша, и вам следует вернуться к предыдущей ступени. Ступень, предшествующая базовой ступени, должна быть доступна ребенку почти полностью (несколько неосновных навыков можно учесть при составлении программы и присоединить к навыкам базовой ступени). Ступень, следующая за базовой, также может содержать несколько навыков, доступных ребенку. Их вы также можете включить в программу. Таким образом, при составлении программы развития м ы должны ориентироваться на базовую ступень, в которую можно включить несколько недостающих навыков с преды дущей ступени и несколько имеющихся навыков с последую щей ступени.
Рассмотрим последовательность формирования навыка и компетенции на примере мытья рук. Для этого разобьем навык «Мытье рук» на цепочку последовательных действий : 1) принять решение вымыть руки; 2) подойти к раковине; 3) засучить рукава; 4) включить и отрегулировать воду; 5) смочить руки; 6) намылить руки; 7) потереть руки; 8) смочить, намылить и потереть руки второй раз, если необходимо; 9) смыть мыло; 10) найти свое полотенце и снять его; 11) вытереть руки; 12) повесить полотенце. Зона актуального развития – то чем ребёнок владеет уже сейчас, и то, что он свободно может делать сам. Зона ближайшего развития – те дела, которые ребёнок выполняет с помощью взрослого. № Навык. Цепочка последовательных действий Кто принимает решение, выполняе 1 Принять решение вымыть руки. Взрослый 2 Подойти к раковине. Ребёнок 3 Засучить рукава. Взрослый (ребёнок) 4 Включить и отрегулировать воду. 5 Смочить руки. Ребёнок 6 Намылить руки. Ребенок + Взрослый 7 Потереть руки. Ребёнок 8 Смыть мыло. Ребёнок 9 При необходимости 5 и 6 повторить. 10 Найти и снять свое полотенце. Ребёнок 11 Вытереть руки Ребёнок 12 Повесить полотенце. Ребенок (Взрослый)
Компетенция «Участие в организованном занятии». № Навыки, входящие в компетенцию Содержание обучения 1 Принять решение о выполнении. Выбрать занятие и спланировать действия. Дайте ребенку время, чтобы он смог: • понять инструкцию взрослого и принять ее на свой счет; • ориентироваться на ситуацию; • ориентироваться на действия окружающих. Поддерживайте самостоятельное желание ребенка. Предложите ребенку занятие на выбор: «Будем лепить или рисовать?» В случае затруднения с выбором и ответом используйте жесты, предложите на выбор два предмета, например: карандаши, коробка пластилина – это поможет ребенку понять, о чем идет речь. Кратко и лаконично прокомментируйте ответ ребенка, например: «Будем рисовать!» или «Будем лепить!» 2 Знать, где находится место для занятий и оборудование для него. Подготовиться к занятию. Участвовать в занятии. Цепочка действий зависит от содержания занятия. Убрать оборудование. Помогите ребенку сориентироваться в помещении, используйте вопросы, указания: «Где лежат карандаши?» «Открой ящик, возьми карандаши!» «Положи карандаши на стол». При необходимости сопровождайте свою речь соответствующими жестами. Объясняя ребенку задания, используйте показ, при необходимости примените жесты. Дайте возможность ребенку максимально самостоятельно выполнить задание. Не гонитесь за высоким качеством, внимательно и правильно подбирайте уровень сложности, реально доступный ребенку. Проводите занятие эмоционально и увлеченно, чтобы ребенку было интересно присоединиться к вам. НЕ манипулируйте руками ребенка! Пусть сделает сам, сколько сможет. Постепенно удлиняйте время занятия от 5–7 до 15–20 минут. Привлеките внимание ребенка к полученному результату – нарисованной картинке, поделке из пластилина и т. д. Похвалите ребенка. Если на занятии вы делали поделку - поместите ее на видное место; покажите родителям. После окончания занятия помогите ребенку все убрать со стола.
Компетенция «Участие в организованном занятии». 3 Двигательные навыки. Развитие навыков по индивидуальной программе. 4 Навыки взаимодействия, общения и речи. - Поддерживайте диалог с ребенком: отвечайте на его инициативу, делайте паузы, комментируйте происходящее и его ответы, выполняйте просьбы. - Говорите кратко, четко, понятно. Соотносите свои слова с конкретными предметами и действиями. - Принимайте все способы общения, доступные ребенку. Научите его простейшим регулирующим жестам: «дай», «на», «не хочу», «нет / отсутствие», «иди сюда». - Учите ребенка использовать предметы, символы и определенные действия для объяснения своего желания, например, принести / показать предмет, символизирующий определенное занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Результаты успешного обучения детей с синдромом Дауна.
В моей логопедической практике с детьми синдромом Дауна я работаю впервые. Мною накоплен небольшой опыт работы с данной категорией детей. Особенно хочется отметить работу по развитию речи, т.к. имен...

Компетентностный подход в обучении детей с ОВЗ
Построение образовательной ситуации на основе компетентностного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья...

Доклад "Организация школьного обучения детей с синдромом Дауна".
Доклад "Организация школьного обучения детей с синдромом Дауна"....

Нумикон как эффективный метод обучения детей с синдромом Дауна математике.
Что такое Нумикон? Нумикон - это программа обучения и набор наглядно-практического материала по формированию математических представлений. Разработан Нумикон был в Великобритан...
Доклад «Литературная гостиная как условие реализации компетентностного подхода при обучении детей»
Основным преимуществом проекта является то, что разнообразие форм работы литературной гостиной (литературно-музыкальная композиция,литературно – поэтическая встреча, литературно - поэт...

Доклад МО «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
Состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении - ...
