Компетентностный подход в обучении детей с ОВЗ
статья по биологии на тему

Чарикова Ирина Викторовна

Построение образовательной ситуации на основе компетентностного подхода в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii_detey_s_ovz.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние окружающей среды, экономическое положение в  обществе, наследственность  и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении  - все эти факторы влияют на тенденцию ухудшения здоровья детей и подростков. Увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными  возможностями здоровья  - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.  Ограничения возможностей здоровья неоднородны – это разные отклонения в физическом, умственном, эмоциональном развитии. Существует категория детей, имеющих легкую органическую патологию, но они могут испытывать значительные трудности в усвоении программы, эмоциональные перегрузки. Развитие другой категории детей происходит в неблагоприятных жизненных условиях и даже при видимом физическом здоровье и интеллекте со временем может обнаружиться отклонение в их психическом развитии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право получать образование. Основная задача  в реализации их права – это создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей.

Компетентностный подход эффективно реализует усвоение социальных ценностей и ключевых компетенций.

Компетентностный  подход – это совокупность общих принципов определения целей образования,  отбора содержания образования,  организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Компетентностный подход позволяет не увеличивать объем информации,  но при этом обучать способам деятельности,  а значит. возрастает роль способности использовать полученные знания в социальной ситуации., что особенно важно для детей с ОВЗ.  Быть компетентным,  значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.

Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса обучения.

При конструировании образовательной ситуации, следует учитывать  возрастные  и индивидуальные особенности детей, уровень интеллектуальных  возможностей ребенка, состояние здоровья и уровень работоспособности и внимания.

Как спроектировать урок-образовательную ситуацию на основе ключевых компетенций с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ?          Необходимо проработать урок, содержательно раскрыв основные этапы образовательной ситуации. Определить для каждого этапа, какие компетенции он развивает.

Этап образовательной ситуации

Описание этапа

Компетенции, которые развиваются на данном этапе

Как и в чем учитываются индивидуальные особенности детей

Образовательная напряженность

Постановка задач, определение темы урока.

ценностно-смысловая и общекультурная компетенции

Подводящий диалог в доступной для ребенка форме .

Уточнение образовательного объекта

Введение в новую тему. Постановка учебной проблеммы

Ценностно-смысловая

Натуральные объекты (гербарий)  

Конкретизация задания

Построение проекта выхода из проблемы

 Учебно- познавательная

Фиксация плана на доске или в тетради

Решение ситуации

Отработка навыков практического применения, закрепление изученного

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

Индивидуальная работа, помощь учителя

Демонстрация образовательной продукции

Защита работы, выставка готовой продукции

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

общекультурная компетенции

Организация обсуждения

Систематизация образовательной продукции

Систематизация полученных знаний, выводы.

Учебно- познавательная

Коммуниккативная

Подводящий диалог для формулирования вывода

Работа с культурно-историческими аналогами

Введение культурно-исторических

 (научных) аналогов

общекультурная компетенции

Сравнение полученных результатов с научными

Рефлексия

Итоги урока

Компетенции личностного самосовершенствования

Обозначение и оценка достигнутых результатов

Ключевые компетенции формируются во всех видах педагогической деятельности.  Педагог выбирает разнообразные формы и методы построения образовательного процесса, развивает навыки целеполагания и рефлексии, направляет деятельность ребенка на  формирование  самостоятельности, инициативы, ответственности, любознательности, поддержки его увлечений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Статья"Компетентностный подход при обучении математики."

Компетентность-это по определению готовность человека использовать знания, умения и навыки в жизни для реализации практических и теоретических задач. Перспективным этот подход является и потому, что у...

Компетентностный подход в обучении

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, ав...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Доклад «Литературная гостиная как условие реализации компетентностного подхода при обучении детей»

Основным преимуществом проекта является то, что разнообразие форм работы литературной гостиной (литературно-музыкальная композиция,литературно – поэтическая встреча, литературно - поэт...

Доклад МО «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Состояние окружающей среды, экономическое положение в  обществе, наследственность  и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении  - ...