Компетентностный подход в обучении
статья по русскому языку на тему

Белова Марина Александровна

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии. Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности. Так, например, при изучении русского языка выделяются следующие компетентности: коммуникативная, лингвистическая и языковая, культуроведческая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в обучении

Сегодня практически все участники образовательного процесса понимают бесперспективность увеличения объема знаний или изменения узкопредметного содержания; информация удваивается каждые 5-7 лет, выучить все — невозможно. Альтернатива тоже ясна — выпускники школы должны жить в быстро меняющемся мире, а для этого им нужно многое уметь. Исследования по сравнительной оценке общеобразовательной подготовки школьников проводят разные международные организации, в России этим занимается Центр оценки качества образования Института общего среднего образования РАО, в документах которого отмечается: «Сравнительные международные исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте не умозрительно на основе изучения различных источников литературы, не на основе сравнения результатов престижных международных олимпиад для избранных, а по результатам исследований, проводимых на представительных выборках учащихся различных стран с использованием одного и того же инструментария, который создается с учетом международных приоритетов в образовании. Эти исследования, конечно, не дают полную картину учебной подготовки школьников в сравнении с задачами нашей школы, но они позволяют выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить пути более эффективного достижения поставленных целей». С 1991 года Россия несколько раз участвовала в PISA, TIMMS, PIRLS, CIVIC и других исследованиях. За это время всем стало ясно, что наше образование — не лучшее в мире. Не затрагивая полной гаммы исследований, остановимся на результатах, демонстрирующих компетентность в решении проблем. По результатам исследований последних лет учащиеся России занимали 25-30 места среди 40 стран: меньше половины (43%) 15-летних школьников обладают умениями, отвечающими требованиям XXI века к квалифицированной рабочей силе (например, могут решать проблемы, требующие анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив); и только 12% из них достигают самого высокого уровня компетентности (т.е. могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения; создавать свое собственное решение и проверять, удовлетворяет ли оно всем требованиям, которые имеются в условии поставленной проблемы; понятно и ясно представлять свое решение в словесной или иной форме); а почти четверть (23%) российских школьников не смогли преодолеть минимальный уровень компетентности. В странах-лидерах число компетентных учащихся составляет более 2/3, из них самого высокого уровня компетентности в решении проблем достигает не меньше 1/3, а неуспешных учеников не более 10%. Наши невысокие результаты показывают, что выпускники российской школы в большинстве своем не готовы к свободному использованию полученных знаний в повседневной жизни. Почему так получается? Наша традиционная школа дает ученикам солидный багаж, но не учит выходить за пределы стандартных учебных ситуаций. Что же получают выпускники? «Сундук без ручки», который нести тяжело, а выбросить жалко. А страны-лидеры практикуют компетентностный подход, при котором результаты образования являются значимыми за пределами системы образования: главное — не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и реальных проблемных ситуациях.

Выход из тупика — в изменении образовательной модели: нужно не просто сменить название, а действительно пересмотреть прежние принципы, перекроить отношения участников образовательного процесса, обновить его содержание и формы и применять иные критерии оценивания.

Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся.
        Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.  

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
        Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:
- учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);
- коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);
- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структуировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).

Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности. Так, например, при изучении русского языка выделяются следующие компетентности: коммуникативная, лингвистическая и языковая, культуроведческая.

Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Лингвистическая и языковая компетентность обеспечивают формирование целостного представления о русском языке как системе, его функциях, устройстве; повышение культуры владения языком, совершенствование умений и навыков нормативного использования языковых средств.

Культуроведческая компетентность обеспечивает осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.

Основными задачами предмета «русский язык» в школе являются: изучение русского литературного языка; развитие устной и письменной речи учащихся. Учитель обучает детей языку для того, чтобы научить их умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации.

Формированию языковой и речевой компетенции способствуют уроки с использованием художественного текста для анализа, устные и.письменные работы малой формы: сочинения-миниатюры, художественные зари совки; речевой самоконтроль письменных работ.

Методика лингвистического анализа текста впервые была предложена К. Д. Ушинским в его «Первоначаль ной грамматике». В ней он впервые использовал универсальный способ формирования у детей языкового мыш ления. Именно в процессе анализа текста формируется языковая, коммуникативная, этнокультурная и другие компетенции, развивается дар слова, внимание к слову, рождается языковая индивидуальность ученика.

Создание собственных текстов — следующий этап на пути к развитию коммуникативной культуры. Для формирования коммуникативных умений и навыков, развития речевых навыков и творческих способностей используются работы малых жанров: сочинения-миниатюры, зарисовки. Создавая работы, ребята постигают окружающий мир, высказывают свою точку зрения на реальную действительность, осваивают родной язык, его культуру, познают себя как личность.

Умение оценить и, если нужно, совершенствовать написанное, — это тоже одно из направлений речевого развития учащихся. Нужно отметить, что такая работа необходима для ребят, которым трудно справиться с на писанием текста. Допуская речевые ошибки, они нуждаются в корректировке работ, а главное, им нужно нау читься видеть эти погрешности.

Умения и навыки, формируемые на таких уроках, дают возможность применить свои знания в определён ных жизненных ситуациях, и как следствие, нет состояния непонимания: зачем нам это всё? Такие уроки дают учащимся возможность думать свободно, говорить и писать свободно, непринуждённо, эмоционально, анали зировать образцовые тексты, создавать собственные, формируя при этом свой стиль.

Формирование коммуникативной компетенции обеспечивает и личностно-ориентированный подход при обучении русскому языку, разработку общих и частных вопросов обучения, решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспита ние вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Статья"Компетентностный подход при обучении математики."

Компетентность-это по определению готовность человека использовать знания, умения и навыки в жизни для реализации практических и теоретических задач. Перспективным этот подход является и потому, что у...

Компетентностный подход в обучении математике

В связи с введением новых образовательных стандартов меняются требования к подготовке выпускников, с этой целью предлагается  реализовывать компетентностный подход на уроках математики. В работе ...

Компетентностный подход в обучении математике

В статье рассматривается вопрос  формирования ключевых образовательных компетенций на уроках математики (по Хуторскому)...

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Можно выделить следующие группы ключевых компетенций ...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....