Сказкотерапия в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями развития (умственной отсталостью)
консультация
В статье рассказывается о применении метода сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми. Умственная отсталость — это такое состояние, при котором отмечается стойкое необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга или глубокой социальной депривацией (С. Я. Рубинштейн, И. А. Коробейников).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Галимова Галина Рашидовна
воспитатель ГБОУ «СКОШИ №2»
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ
Сказкотерапия в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями развития (умственной отсталостью)
В статье рассказывается о применении метода сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми. Умственная отсталость — это такое состояние, при котором отмечается стойкое необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга или глубокой социальной депривацией (С. Я. Рубинштейн, И. А. Коробейников).
Аномальное развитие и различные нарушения речи у умственно отсталых детей — результат недоразвития познавательной деятельности. Ребенку с умственной отсталостью свойственно поверхностное мышление, незрелость эмоционально-волевой сферы, специфичность поведения, замедленное развитие, малая активность, несформированность всех сфер речевой деятельности. Сказкотерапия как метод коррекционной и воспитательной работы может помочь педагогу или родителю комплексно решать ряд задач, связанных с преодолением различных нарушений, как речевых (нарушение лексического и грамматического строя речи, нарушение связной речи и др.), так и неречевых (незрелость эмоционально-волевой сферы и др.). Учитывая возраст и психоэмоциональные особенности умственно отсталого ребенка, взрослому необходимо не просто читать или рассказывать сказку, а постараться сделать это наглядно, эмоционально, понятно, как можно больше вовлекая ребенка в процесс. Какие приемы могут в этом помочь? Проигрывание или рисование сказки, включение музыкального сопровождения в процесс; беседы о сюжете, героях и эмоциях; неоднократное совместное рассказывание и дополнение историй; проведение тематических игр; упрощение или усложнение сюжета; проговаривание смысла прочитанного.
Педагог использует различные типы сказок в зависимости от поставленных целей: дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные, медиативные и др. С помощью дидактических сказок дети могут более эффективно усвоить различные правила и понятия. Например, познакомиться с такими категориями, как цвет, величина, форма, время и др. Медитативные сказки созданы для того, чтобы заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми. Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться, в них нет отрицательных героев и противоборства. Психокоррекционные сказки помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка. Они помогают в решении конкретной проблемы. Психологи дают классификацию сказок с точки зрения проблем, на решение которых они направлены. Она выделяет следующие виды сказок: для боязливых детей; для гиперактивных детей; для агрессивных детей; сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями; сказки для детей, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и другие). Психотерапевтические сказки помогают решать следующие сложные личностные проблемы: внутренние конфликты, поиск смысла жизни, поиск своего места в жизни. Также они эффективны в работе с детьми, у которых психосоматические болезни. Вариативность сказок дает возможность эффективно преподносить учебный материал, влиять на поведение ребенка, стимулировать мотивацию, формировать позитивный психологический настрой, справится с проблемами личного характера.
Работая с «особыми» детьми в контексте сказкотерапии, следует помнить о специфических моментах, четко контролировать себя, чтобы не повышать голос при рассказывании сказки; не переигрывать; не выделять негативные, плохие поступки героев; не сосредотачивать внимание на отрицательных героях. Это может привести к отрицательным изменениям в эмоциональной сфере «особых» детей: они начинают плакать, суетиться, могут проявиться эхолалии, «зацикливания» на каком-то слове, высказывании персонажа, формируется неправильное понятие о добре и зле.
Основные этапы работы над сказкой:
Знакомство с персонажами сказки. Важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, способ передвижения. Задача взрослого — вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии с очередностью их появления. Начинать процесс знакомства с персонажами только после того, как дети научатся четко их выделять. Если герой сказки вызывает у детей неоднозначную эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную), можно сразу сказать о нем: «Он злой» или «Он добрый» и пояснить почему. Помощь детей в ответе на этот вопрос всемерно поощряется.
Знакомство с главным героем сказки. Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему. На этом этапе рекомендуется обсудить его основную характеристику (величина, основные части, форма, цвет); закрепить образ путем конструирования его из подручного материала. Для закрепления образа главного героя можно использовать короткие стихотворения и потешки.
Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние. Главная цель — установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции взрослого, его отношение к рассказываемому. На этом этапе можно предъявлять детям картинки, изображающие различные эмоциональные состояния героя. Для развития эмоционально-волевой сферы важно научить их соотносить мимику с состоянием и настроением.
Анализ сказки. На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу. Взрослый задает наводящие вопросы и подводит ребенка к осознанию и формулированию выводов. Сказка помогает ребенку понять и принять мир, в котором он живет, помочь ему социализироваться.
Сказкотерапия развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Сказка помогает особенным детям выразить свои эмоции, поверить в чудо, дает надежду и силы на дальнейшее преодоление сложностей. Сказка — это маленький мир, где каждый ребенок может почувствовать себя тем, кем он захочет.
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб, 1998. О. И. Крупенчук.
- Пальчиковые игры для детей 4–7 лет.С.-П.Издательским дом.Литера.2010




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
О том, как смежные науки приходят на помощь на практике...

Музейная педагогика – одно из направлений работы с детьми и подростками с умеренной умственной отсталостью.
Все школьники ходят в музей, впитывая чистую ауру искусства. Но для детей с умеренной умственной отсталостью это очень сложно и в старшем школьном возрасте. В тоже время, значимой задачей с...

"Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения"
Особенности коррекционно-воспитательной работы с умственноотсталыми учащимися.. Основные направления , формы и методы работы во время учебного процесса....

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.
Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...

Система опыта работы по теме «Арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями».
Данная система опыта работы описывает изучение и практическое обоснование эффективности применения нетрадиционных методов коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихс...

Статья "Сказкотерапия, как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"
Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. В данной статье опублик...

«Нейроигры как эффективный метод в работе с детьмис интеллектуальными нарушениями(умственной отсталостью) и ОВЗ »
Нейроигры - телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий;поз...
