Статья: "Дидактическая игра в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
статья

Артемова Мария Владимировна

Статья: "Дидактическая игра в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_v_logopedicheskoy_rabote_1.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

     Актуальной проблемой в настоящее время становится увеличение числа детей с нарушениями речи различной этиологии и степени тяжести. У дошкольников, посещающих логопедические занятия в детском саду,  наряду с дефектами звукопроизношения и искажениями звуко-слогового состава слова наблюдаются нарушения фонематического восприятия, бедность лексического запаса и недостаточная сформированность грамматического строя, низкий уровень развития связной речи. Причем недостатки звукопроизношения все чаще оказываются обусловленными  нарушениями подвижности органов артикуляционного аппарата. Кроме того, у значительной части детей с выраженными речевыми нарушениями наблюдаются сниженная познавательная активность и мотивация, повышенная утомляемость, обнаруживаются недостатки в эмоционально-волевой сфере. Внимание у них часто носит неустойчивый характер, слухоречевая память снижена, ограничено мышление. У таких детей могут возникать трудности в общении с окружающими  и налаживании контактов со сверстниками. В связи с этим возникает  необходимость поиска эффективных средств обучения, направленных на преодоление нарушений развития у дошкольников. Одним из таких универсальных средств является игра.

     Игровой метод широко используется на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста. Игра в разных её формах является главным видом деятельности дошкольника. Ребенок развивается в игре, она благотворно влияет на все стороны его личности. Обучающий материал, преподнесенный через игру, лучше усваивается. К числу игровых методов обучения дошкольников относится дидактическая игра. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. 

 В логопедической практике применяются различные дидактические игры. Одни из них направлены на становление и развитие звуковой культуры речи. Другие способствуют обогащению лексического запаса и формированию навыков словообразования и словоизменения. Задача третьих – выработка умений выстраивать грамматические конструкции предложений и создавать связные монологические высказывания.

        Остановимся на играх, способствующих воспитанию правильного произношения у дошкольников. Одним из условий нормального становления звукопроизношения у детей является полноценная работа органов артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений органов речи. Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. Развитию подвижности органов речевого аппарата способствуют специальные игры на активизацию артикуляционной моторики. Такова разработанная мной игра «В цирке». Дети в ней с удовольствием разыгрывают представление: вытягивают губы хоботком, изображая слоников на арене, улыбаются открытыми улыбками, показывая зубы, как веселые обезьянки, и шагают по кругу, высоко поднимая ноги, как цирковые лошадки, громко и энергично щелкают языком, изображая цокот копыт, а потом, как веселые клоуны, стараются сделать фокус – высунуть язык, загнуть широкий кончик языка вверх и сдуть ватку с носа, чтобы она красиво полетела вверх. Для развития подвижности органов речевого аппарата используются также игры: «Веселая полянка», «Помогаем маме», «На детской площадке», «Сказка о Веселом Язычке» [3, с.112-116] и другие. В каждой из них отрабатываются определенные упражнения артикуляционной гимнастики. Игровая ситуация позволяет дольше сохранить внимание и интерес детей, повысить их работоспособность, увеличить интенсивность нагрузки, не допуская при этом переутомления.

     Нарушения произношения у дошкольников могут быть обусловлены недостатками фонематического восприятия, поэтому важно научить детей отличать заданный звук от других в звуковом или слоговом ряду, определять его наличие и позицию в слове, а также  различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство.  Дифференцировать оппозиционные звуки в речи дошкольников  помогают  дидактические игры. Рассмотрим некоторые из таких игр, которые активно применяются мною в логопедической работе.

     Как показывает практика, дети часто, научившись правильно произносить и свистящие, и шипящие звуки, продолжают смешивать их в речи. Исправить данные дефекты помогает ряд игр, позволяющих проводить дифференциацию свистящих и шипящих звуков.  Игра «Кто внимательней?» нацелена на закрепление у детей умения различать изолированные звуки С-Ш. Логопед говорит: «У меня в руках две карточки. На одной - стрелочка вниз. Она обозначает звук С, потому что, когда мы произносим звук С, кончик языка находится внизу. А на другой карточке – стрелочка вверх. Она обозначает звук Ш. Когда мы произносим звук Ш, кончик языка находится вверху. Я буду показывать то одну, то другую карточку, а вы произносите нужные звуки. Будьте внимательны, не ошибитесь». Логопед вперемешку показывает карточки со стрелками, постепенно увеличивая темп, а дети произносят соответствующие звуки. Обучающиеся, допустившие ошибки, выбывают из игры. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Данная игра активизирует произвольное внимание воспитанников, а также способствует развитию у них наглядно-образного мышления и пространственных представлений. В процессе игры закрепляется артикуляционный образ каждого из звуков.

    Дошкольники любят играть с мячом, с его помощью тоже вырабатываем произносительную дифференциацию звуков речи. В игре «Мяч лови, не зевай – слоги четко повторяй» логопед произносит слоговой ряд с оппозиционными звуками (например, СА-ША-СА) и кидает мяч ребенку,  ребенок ловит его, повторяет слоги и возвращает мяч логопеду. А в игре «Наоборот» логопед называет слог с одним из дифференцируемых звуков (например, ШУ) и бросает мяч ребенку, тот ловит мяч, называет слог с оппозиционным звуком (СУ) и возвращает мячик. Такие игры с перекидыванием мяча развивают не только слухоречевую память и внимание, но и общую моторику у дошкольников.

     Дифференциация оппозиционных звуков С-Ш в словах может осуществляться посредством сюжетно-ролевой игры «Магазин игрушек» [2, с. 108]. В магазине продаются игрушки, в названиях которых есть звуки С и Ш. Дети делают покупки, оплачивая их соответственно «монетами» «С» или «Ш». В данной игре развивается  диалогическая речь, а также коммуникативные навыки воспитанников.

     Следующая игра имеет не только обучающее, но и воспитательное значение. Она называется «Помогите Соне и Маше». Идея игры принадлежит Школьник Ю.К [4, с. 48]. На столике предметные картинки со звуками С или Ш в названиях. На стульчиках куклы Соня и Маша. Дети помогают им разложить вещи в шкафу. На Сонину полку ставят картинки со звуком С в названиях: сандалии, сапоги, сарафан, свитер, а на Машину – со звуком Ш: шапку, шарф, шубу, шаль и шорты. Да, каждая вещь в доме должна быть на своем месте, тогда и будет порядок. Понимание этого детьми так же важно, как и того, что нужно помогать друг другу. В данной игре дети совершенствуют умения вычленять заданный звук из слова,  различать звуки С-Ш в словах. Игровое задание способствует  развитию у них мыслительных операций.

     Хорошо, если среди обучающихся на логопедических занятиях есть дети, в именах которых встречаются звуки С и Ш или З и Ж. Тогда можно поиграть в игру «День рождения». Дети, например Захар и Женя, - именинники с праздничными колпачками на головах. Друзья поздравляют ребят с днем рождения, говорят теплые слова и желают всего самого доброго, и дарят подарки Захару со звуком З в названиях (зайку, вазу, зонтик), а Жене – со звуком Ж (жирафа, журнал, ёжика). Ролевое взаимодействие оживляет дошкольников, увлекает их, делает общение интересным. Игровая ситуация позволяет развивать эмоционально-волевую сферу у детей.

    Дошкольникам нравятся игры с применением различных атрибутов. Игра «Пчелы и комары» - одна из таких игр. Дети превращаются в пчел и комариков, надевая на голову ободки с изображениями насекомых. А на ковре, как на лесной полянке, появляются яркие цветы, среди которых хочется  полетать и позвенеть комарам, пожужжать пчелам. Эта известная игра из книги «Игра в логопедической работе с детьми» [1, с. 74-75] изменена мною, дополнена новым вариантом и заданиями аналитического характера. Осваиваем игру с детьми поэтапно, с постепенным её усложнением.

     Игра «Пчелы и комары»

Цель. Дифференциация звуков з-ж.

Описание игры. Логопед предлагает детям поиграть: «Сейчас мы пойдем на прогулку в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: з-з-з… Как комары звенят?»  Дети: з-з-з… «Отогнали комаров ветками и пошли на поляну. А там много-много красивых цветов. Пчелы летают, мед собирают и жужжат: ж-ж-ж… Как пчелы жужжат?» Дети: ж-ж-ж… «А теперь разделимся на две группы: одни будут комарами и жить здесь (педагог показывает на стулья, стоящие в одном углу комнаты); другие будут пчелами и жить здесь (показывает на другой угол комнаты). Слушайте внимательно. Когда я скажу: «Ночь, комарики летят и звенят, звенят, звенят…»,  комары должны летать по лесной полянке и звенеть: з-з-з…. После моих слов: «Вот светает, солнце встало, и комариков не стало» - комары летят к своему домику. А чтобы в него попасть, каждый должен сказать слово со звуком З.  А когда я скажу: «День, и пчелы тут летят, и жужжат, жужжат, жужжат», пчелы вылетают, кружат среди цветов и жужжат: ж-ж-ж…». После слов: «Вечереет, скоро ночь. Пчелки улетают прочь» - пчелы летят к своему домику. Чтобы залететь в улей, каждая пчелка должна назвать слово со звуком Ж». При повторе игры дети меняются ролями.

     Вариант игры. Комары и пчелы летают по полянке и собирают нектар с цветов – картинки со звуками З и Ж в названиях. Возвратившись к домику, каждому ребенку нужно назвать картинку и определить, какой звук есть в её названии: Ж или З, и положить картинку в нужный бочонок или ведерко. Усложняя задание, дополнительно просим определить позицию звука в слове: звук находится в начале, в середине или в конце слова.

     Данная игра способствует развитию фонематических процессов, внимания к звучащему слову, формирует операции мышления, развивает воображение.

     Дидактические игры, используемые в логопедической работе с дошкольниками, повышают речевую активность детей, помогают в решении многих задач коррекционно-развивающего обучения. С помощью обучающих игр у детей развивается артикуляционная моторика, фонематический слух, вырабатываются навыки звукового анализа слов. Посредством игры автоматизируются поставленные звуки в речи детей, эффективно проводится дифференциация оппозиционных звуков. В процессе дидактической игры обогащается словарный запас, развивается грамматический строй и  связная речь.  

     Игра всесторонне развивает личность ребенка. Дидактические игры способствуют повышению у детей познавательной активности, развивают память, внимание, мышление и воображение дошкольников. Они расширяют кругозор, помогают развитию сотрудничества, воспитывают  волевые качества воспитанников. Игра делает серьезную работу веселой и интересной, раскрепощает ребенка, повышает его работоспособность и  мотивацию. В конечном счете, применение дидактических игр позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

 

  Литература

    1. Игра в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детских садов. Под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981.- 192 с.

    2. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: просвещение, 1993. -144 с., ил.

    3. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии – Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2001. – 208 с.

     4. Школьник Ю.К. Логопедия / Ил. Ю.Школьник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 96 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диафрагмально-релаксационное дыхание в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

«Диафрагмально-релаксационное дыхание в логопедической работе с детьми дошкольного возраста (применение элементов здоровьесберегающей методики ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Презентация "Использование  приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...

Развивающие технологии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Развивающие  технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирован...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Организация индивидуальной логопедической работы с детьми дошкольного возраста при устранении дизартрии

В презентации раскрывается понятие дизартрии и стертой дизартрии, значимость комплексного подхода, актуальность ранней помощи. Коротко раскрыты этапы коррекции, особенности нарушений мышечного тонуса ...

Коррекционно-развивающая среда в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье обосновывается необходимость сознания специальной коррекционно-развивающей среды для дошкольников с речевыми нарушениями, учитывающей индивидуальные особенности каждого ребенка, формир...