«Использование фонетической ритмики как эффективного инструмента учителя – логопеда в коррекционно-развивающем процессе с детьми с ЗПР, РАС"
учебно-методический материал

Бычковская Наталья Владимировна

 

В наше время, речь многих детей изобилует большим количеством дефектов,
присущих всем сторонам произношения. Как это не досадно, дети становятся
сложнее в речевом плане, структура дефекта меняется, и очень сложно, а
порой невозможно скорректировать речь, используя стандартные методы и
приемы.Представляю свой личный опыт работы по формированию речевых навыков при помощи "Фонетической ритмики"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Использование фонетической ритмики как эффективного инструмента учителя – логопеда в коррекционно-развивающем процессе с детьми с ЗПР, РАС»

1 слайд       

В наше время, речь многих детей изобилует большим количеством дефектов, присущих всем сторонам произношения. Как это не досадно, дети становятся сложнее в речевом плане, структура дефекта меняется, и очень сложно, а порой невозможно скорректировать речь, используя стандартные методы и приемы.

     Работая с детьми с нарушением слуха, я впервые познакомилась с системой фонетической ритмики, используемой в работе над произношением у глухих и слабослышащих детей.

     Когда у ребенка отсутствует или слаборазвит слуховой анализатор, сурдопедагогу все равно приходится учить ребенка произносить звуки. Как же это сделать? В этом и поможет удивительный метод – фонетическая ритмика. Как же это происходит? Мы опираемся на другие сохранные анализаторы.

2 слайд 

Какие анализаторы у нас есть? Многие авторы (Лалаева Раиса Ивановна, Власова Татьяна Михайловна) считали важным в деятельности педагога, работать через сохранные анализаторы ребенка. Я солидарна с этим утверждением, так как это один из эффективных приемов добиться поставленной цели.

Итак, ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Немного истории.

3 слайд 

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, тела, артикуляционного аппарата.

Дает возможность перенести микродвижения речевого аппарата невидимых нам, в макродвижения тела, которые мы можем увидеть, отследить и корректировать.

Некоторые специалисты видоизменяют фонетическую ритмику, некоторые берут авторскую. Вот, например, я со временем адаптирую упражнения для разных образовательных потребностей и возможностей обучающихся.

 При работе с фонетической ритмикой задействовано множество анализаторов, что дает возможность ребенку более точно анализировать звук, понять его, запомнить и в дальнейшем воспроизвести.  Анализ того или иного звука проводится, соединяя работу различных анализаторов (слухового, зрительного, вибрационного, кинестетического). Именно это необходимо для детей с особенностями в развитии, так как их анализаторы не всегда развиты достаточно. В процессе занятий у ребенка может сработать любой из задействованных анализаторов. Другими словами ребенок, узнает, ощущает звуки речи, как бы пропуская их через свое тело.

Выполняют движения дети непринуждённо, это сказывается благоприятно на их эмоциональном фоне, и как следствие находит  положительный отклик на речевой моторике.

4 слайд 

Фонетическая ритмика - это раздел вербонатальной педагогики, в 1950 ее разработал     Петар Губерина в городе Загреб (Хорватия). По вербонатальному методу работает сегодня более 600 центров в 70 странах.

5 слайд

Как метод работы над произношением глухих и слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой советских педагогов под руководством Эмилии Ивановны Леонгард в Реабилитационном центре «Суваг» в Загребе.

Антонина Николаевна Пфафенродт и Татьяна Михайловна Власова в 1983 году впервые представили фонетическую ритмику в СССР. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

Сегодня фонетическая ритмика давно перешагнула рамки работы со слабослышащими детьми. Приемами фонетической ритмики пользуется, логопеды, дефектологи, учителя разных общеобразовательных учреждений. Разработано много различных пособий по принципу фонетической ритмики. В Красноярске широко использует данную технологию Ольга Леонидовна Беляева (зав. кафедрой коррекционной педагогики).  В интернете ее материалы находятся в открытом доступе.

Приступим к практической части

6 – 17  слайд практическая часть (тренинг, совместно со слушателями)

ГЛАСНЫЕ

 А,О,У

ГЛАСНЫЕ

И,Э,Ы

ЙОТИРОВАННЫЕ

Й,Я,Е,Е,Ю

СМЫЧНЫЕ ГЛУХИЕ              

П,Т,К

СМЫЧНЫЕ ЗВОНКИЕ          

Б,Д,Г

СОНОРНЫЕ НОСОВЫЕ        

М,Н

ЩЕЛЕВЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ

Ф,Х

СОНОРНЫЕ

Л,Р

ЩЕЛЕВЫЕ ГЛУХИЕ

С,Ш,Щ

ЩЕЛЕВЫЕ ЗВОНКИЕ

З,Ж,В

АФРИКАТЫ

Ц,Ч,

18-27слайд

Ф.Р  широко использую на коррекционно-развивающих занятиях:

1. Во - первых, фонетическая ритмика неотъемлемый прием при вызывании звуков и дальнейшем их закреплении на материалах (слог, слово, а иногда и даже в словосочетаниях)  у детей с отсутствием речи.

  1. На этапе постановки звука: с помощью Ф.Р объясняю артикуляцию звука, который нужно поставить. Как происходит этот звук, это дает возможность детям получить более четкое представление о звуке, характер звука, дети как бы через себя проводят этот звук, через все анализаторы. При системном использовании Ф/Р (проговаривание и показ всего алфавита) отмечается четкость произношения звуков и даже появление звуков, которых не было ранее.

  1.  В работе с детьми с задержкой речевого развития (запуск речи).

  1. При дифференциации звуков также целесообразно использовать приемы фонетической ритмики. Так при дифференциации звуков «Ж – Ш» в слогах использую следующие приемы фонетической ритмики. Для звука «Ж»: Показываю дрожащее горло «Ж— » жужжит жук. При звуке «Ш»: при Ш, греем руки у рта, при этом указываем, что воздушная струя теплая «Ш—».  При ошибочном произнесении этих звуков в словах, предложениях, предлагаю ребенку выполнить движения, которые помогают ему исправить ошибочное звукопроизношение, дифференцировать сходные по произношению звуки (когда я провожу игру «хлопни». Дети сами начинают в поддержку себе использовать фонетическую ритмику, им легче с ней проговорить тот или иной звук)
  2. Фонетическая ритмика хороша в работе с детьми, которые не улавливают, не удерживают слоговую структуру слова. Этим детям нужна опора. (опорой должна быть зрительной. С помощью ритмики можно проговаривать целые слова)
  3. В работе со школьниками с нарушением письменной речи, обусловленным системными нарушениями речи, фонетическая ритмика может быть использована как приём, способствующий формированию умения определять особенности и последовательность звуков, так как одно движение соответствует одному звуку. Логопед формирует устойчивую связку: «артикуляция/произнесение звука — движение фонетической ритмики – графический образ буквы», в которой задействованы слух, зрение, осязание и движение. Следует также отметить, что  фонетическая ритмика положительно влияет на речь заикающихся детей.

  1. При звуковом анализе слов.

  1. С ребенком с логоневрозом.

Фонетическую ритмику целесообразно использовать не только логопедам, но и любым специалистам и учителям на уроках.

Приведу несколько примеров как может использовать учитель Ф.Р на уроках

  1. Обучение грамоте
  2. В период прохождения букв,учитель сначала дает понятие звук, знакомит со звуком при помощи Ф.Р , что как не фонетическая ритмика даст возможность понять этот звук правильно и запомнить его, потом уже учитель спокойно соотносить звук с буквой.
  3. При прохождении звонких и глухих согласных, с помощью ф.р ребенку намного проще показать, объяснить, чем различаются звонкие согласные от глухих.
  4. При звуко-буквенном анализе слова.

  1. 2.При написании сочинения либо диктанта. В каждом классе найдется ребенок с дисграфией, который не различает множество звуков, естественно на письме он испытывает затруднения, владея приёмами фонетической ритмики учитель может быстро помочь различить нужный звук и вовремя подсказать ученику.

  1. В связной речи дети с нарушением речи, часто заменяют, не произносят звуки, учитель при помощи фонетической ритмики может быстро поправить учащегося, показать, как правильно произнести нужное слово, кокой звук нужно произнести в слове.

  1. Вместо физкультминуток, динамических пауз.

ВИДЕО ДЕТЕЙ

28 слайд

Завершающая часть, произнесение с помощью ф.р слово «УДАЧА» вместе со слушателями

Мы произнесли слово, УДАЧА. Желаю всем вам удачи, во всех ваших начинаниях.

Вопросы для рефлексии.

Что нового вы увидели и услышали на мастер-классе?

Чем вы сможете поделиться с коллегами или использовать в своей работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

Статья посвящена сотрудничеству учителя-логопеда школы с родителями детей, имеющих недоразвитие речи и предлагаются различные формы их совместной работы для преодоления речевой патологии....

Фонетическая ритмика как эффективный прием работы над произносительной стороной речи.

Использование фонетической ритмики на индивидуальных занятиях....

«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»

В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....

Статья "Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с обучающимися, имеющими ментальные нарушения и РАС"

Статья раскрывает принципы и направления взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ментальные нарушения и РАС...