Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога для обучающихся с ОВЗ, имеющих с умственную отсталость (интеллектуальные нарушения, вариант 1)
рабочая программа

Исаева Валерия Львовна

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий предназначена для учителей-дефектологов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения, вариант 1). Программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и направлена на создание условий для развития познавательной активности, формирования социальных навыков, а также развития коммуникации у детей данной категории.

Занятия включают в себя методы и приёмы, способствующие коррекции отклонений в развитии, а также развитию эмоционально-волевой сферы, что позволяет детям легче адаптироваться в школьной среде и окружающем обществе. Уроки построены с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, что позволяет максимально эффективно удовлетворить их образовательные потребности.

Основные цели программы:

1. Формирование основных навыков учебной деятельности и самостоятельности.

2. Развитие зон ближайшего развития через игровые и практические задания.

3. Содействие социальной адаптации посредством групповой работы и взаимодействия.

4. Повышение мотивации к обучению через увлекательные и реальные учебные задания.

Программа включает разнообразные формы и методы работы, такие как занятия в группах, индивидуальные занятия, игровые формы обучения, а также использование наглядных и мультимедийных материалов. Это позволяет поддерживать интерес обучающихся и эффективно работать над коррекцией их развития.

Рабочая программа направлена на комплексное развитие личности ребенка, создание условий для раскрытия его потенциала и успешной социализации в обществе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрена и рекомендована                                    УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим Советом                                      Директор МБОУ школы №3  

МБОУ школа №3                                                            Г.о.Коломна, г.Озёры                                                                          Г.о.Коломна, г.Озёры                                                                   директор Кузнецова Е.Ю.

Протокол от 31.08.20___г.№ _                                     Приказ от 31.08.20___г.№ _

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий  учителя-дефектолога

 для обучающихся с ОВЗ, имеющих с умственную отсталость  (интеллектуальные нарушения, вариант 1)

для 3   класса

(четвертый/пятый  год обучения)

2024-2025 учебный год

Учитель-дефектолог:  Исаева Валерия Львовна

Г.о.Коломна, г.Озёры

  2024 г.

Содержание

1. Целевой раздел……………………………………………………………...…3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………...……....3

1.1.1. Значимые для реализации Программы характеристики…………………7

1.1.2  Характеристика познавательного  развития учащихся 3 классов с

ОВЗ,  имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).….8

1.2. Планируемые результаты освоения программы…………………..…..….9

1.3. Оценка планируемых результатов………….……………..……….……..16

2. Содержательный раздел……………………………………….………..….....17

2.1. Особенности построения  рабочей программы…………………..……....17

2.2. Содержание рабочей программы……………………………..…..…….…18

2.3.Календарно - тематическое планирование…………………………….…...22

3. Организационный раздел………………………………………..…………....27

3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности……….……......27

3.2.Условия реализации рабочей программы………………………….……...27

3.2.1.Предметно-развивающая среда………………………………….......…....28

3.2.2. Методическое обеспечение……………………………………………....29

4. Список литературы………………………………………………….…….…..30

5. Лист коррекции рабочей программы……………………………..…..…....32

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия»  является обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации ФАООП УО (вариант 2) и реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Предлагаемая рабочая программа коррекционно-развивающей работы направлена на коррекционное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающихся 3  классов (4 (5) год обучения, зависит от длительности  обучения в 1 классе), получающих образование в соответствии с ФАООП УО (вариант 2) с целью преодоления и (или) ослабления обучающихся с умственной отсталостью имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии в условиях образовательного процесса.

Рабочая программа  разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026  «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года  № ИР-535/07  «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».  
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
  • Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»».
  • Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
  • Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
  • Федеральная рабочая программа воспитания, утвержденная на заседании ФУМО по общему образованию - Протокол от 23.06.2022. № 3/22.
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2), утвержденная  Приказом директора МБОУ школы №3  от 30.08.2024  г.  
  • Устав школы №3 утвержден приказом Управления образования Администрации Городского округа Коломна Московской области № 51-ОД от «04» февраля 2025г.
  • Федеральная  рабочая  программа  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,  вариант 2)  коррекционного курса ««Развитие психомоторики и сенсорных процессов»  (на тему «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)» для 2 класса.
  • Федеральная  рабочая  программа  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)   «Русский язык» для 3 класса.  
  • Федеральная  рабочая  программа  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)   «Математика» для 3 класса.  
  • Федеральная  рабочая  программа  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 2)   «Мир природы и человека» для 3 класса.  

В соответствии с требованиями ФГОС НОО УО (ИН)  (деятельность образовательной организации должна быть направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения всеми учащимися   Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Важным условием для успешного обучения детей с ОВЗ является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ от 29.12.2012.)

Рабочая программа реализуется в рамках системы коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога  и поддерживается следующими направлениями деятельности: диагностическим, коррекционно-развивающим, консультативно-просветительским, организационно-методическим.

Для содействия «в развитии индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности» обучающихся первых классов с интеллектуальными нарушениями  в образовательных организациях, реализующих  АООП НОО для обучающихся с УО (ИН), необходимы:

- своевременная психолого-педагогическая диагностика возможностей обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;

- оказание целевой коррекционной, психологической помощи учащимся с интеллектуальными нарушениями  для устранения препятствий к их обучению;

- систематическая оценка динамики развития и образовательных достижений обучающихся в процессе реализации коррекционно-развивающей программы.

Цель программы: предоставление помощи в освоении предметного содержания образовательной программы,  преодоление трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизация личности и межличностных отношений обучающихся, формирование навыков социального поведения.

Целевой ориентир данного  коррекционно-развивающего курса также предполагает развитие  навыков социальной (жизненной компетенции) у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Предложенная рабочая программа направлена на формирование психических новообразований как предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития индивидуальных познавательных  возможностей каждого обучающегося.

Задачи:

  • развивать  сенсорную и сенсомоторную сферы;
  • развивать    зрительно-пространственные и пространственно-временные представления и ориентировки;
  • формировать личностные мотивы к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач;
  • формировать способы усвоения новых знаний и овладения новыми умениями;
  • развивать познавательные процессы на основе учебного материала;
  • восполнять образовательные дефициты, обусловленные недостаточной готовностью к школьному обучению;
  • расширять разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира;
  • формировать речевые высказывания детей, обогащать словарный запас с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и формирования умений;
  •  формировать и развивать связную речь (диалогическую  и монологическую формы);
  • формировать и развивать коммуникативную функцию речи;
  • формировать навыки социальной (жизненной) компетенции.

В соответствии с ФАОП НОО УО (ИН) Программа опирается на следующие принципы:

  • принцип  государственной политики Российской Федерации в области образования  (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся);
  • принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
  • принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
  • принцип здоровьесбережения;
  • принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач;
  • принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
  • принцип преемственности, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ОВЗ;
  •  принцип целостности содержания образования;
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
  • принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
  • принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
  •  принцип сотрудничества с семьей.

Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:

  • развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
  • сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
  • систематизация образов представлений об окружающем мире;  
  • формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.

Рабочая программа включает в себя следующие основные  модули:

  • Развитие  внимания  и памяти.
  • Сенсорное и сенсомоторное развитие.
  • Формирование мыслительной деятельности.
  • Развитие элементов воображения.
  • Восполнение образовательных дефицитов  (индивидуальный).

1.1.1 Значимые для реализации Программы характеристики

 Данная рабочая программа составлена на основе АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения,  вариант 2),   которая  предполагает, что обучающийся данной категории получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.

1.1.2. Характеристика познавательного  развития учащихся 3  классов с ОВЗ,  имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)

Недоразвитие познавательной деятельности – основной симптом умственной отсталости, характеризуется разнообразными нарушениями мыслительных процессов. В то же время каждый процесс отличается особым характером развития и функционирования.

Общим для всех познавательных процессов является: нарушенное восприятие как в плане его осмысленности и обобщенности, так и основного аспекта перцептивной деятельности.  Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют  главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие отличается и меньшей дифференцированностью. Отмечается также узость объема восприятия.  Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто они не различают правую и левую стороны, ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п.

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у данной категории учащихся  недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.   Анализ предметов учащиеся  проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Затруднен и синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому часто не могут составить представление о предмете в целом.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти.  Дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти проявляется не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько в трудностях ее воспроизведения, т.к. воспроизведение – процесс, требующий волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Дети испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала. Слабо развита опосредованная, смысловая память.  Особенность памяти умственно отсталых детей – эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.    

Представления характеризуются недифференцированностью, фрагментарностью. Воображение у данной группы школьников отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость.  При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть. Они, как правило, в этом случае бросают работу.  Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Недостатки развития речи физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих). Т.к. развитие речевой моторики, так же как и общей, замедленно, запаздывает развитие артикуляционных движений. Страдают все стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая.

Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

Согласно ААОП НОО УО (ИН) достижение планируемых результатов освоения  содержания рабочей программы  обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется  с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей и предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные:

  • овладеть навыками адаптации в образовательной среде;
  • овладеть социально-бытовыми навыками и умениями, используемыми в повседневной жизни и в образовательном учреждении;
  • принять и освоить социальную роль обучающегося, появление новых социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • осознать  себя как обучающегося, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • положительно  относится к окружающей образовательной среде и проявлять самостоятельность при выполнении учебных заданий, поручений;
  • использовать и применять навыки  коммуникации и принятых ритуалов социального взаимодействия;
  • понимать свое место в  социальном окружении,  принимать  соответствующие возрасту ценности и социальные роли;
  • понимать и принимать личную  ответственность за свои поступки.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • переходить от одного вида деятельности к другому;
  • целенаправленно выполнять действия по трехзвенной инструкции учителя;
  • запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;
  • ориентироваться в условиях практических и проблемных задачах;
  • определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению, используя помощь учителя;
  • воспринимать ситуации (целостные сюжеты), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями;
  • использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения, используя помощь учителя.

Достаточный уровень:

  • самостоятельно выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога;
  • самостоятельно сравнивать и  классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
  • уметь ориентироваться на листе бумаги: справа — слева, вверху — внизу, середина;
  • анализировать проблемно-практические задачи;
  • выполнять анализ наглядно-образных задач;
  • определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению самостоятельно;
  • использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения.

К концу обучения в  3 классе обучающийся должен достигнуть следующих результатов:  

1.Модуль «Развитие  внимания  и памяти».

Минимальный уровень:

-воспроизводить целостное изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов, делая выбор из 6 элементов;

- вырисовывать графический орнамент (до 10 команд);

- выполнять графическую работу (графический диктант)  по словесному указанию (5 картинок) с помощью наводящих вопросов учителя;

-выделять с помощью определенного действия закономерности во фразах, стихах, разного типа задачах (от 4-5 фраз);

-сравнивать по памяти запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия (5 предметов);

-рисовать  на листе бумаги изображение действия из сказки по словесному описанию учителя после повторного произнесение слов учителем;

-прослушивать небольшой рассказ,   запоминать  и называть действия героев;

-находить и словесно описывать предметы, обследованные на ощупь (6 предметов);

-воспроизводить рассказ с опорой на тактильные дощечки после повторного произнесение слов учителем;

Достаточный уровень:

 -воспроизводить целостное изображение предмета, выбирая недостающие части его элементов, дорисовывать  недостающие части рисунка самостоятельно, делая выбор из 7 элементов;

- вырисовывать графический орнамент (до 15 команд);

- выполнять графическую работу (графический диктант)  по словесному указанию (6 картинок) самостоятельно;

-выделять самостоятельно  закономерности во фразах, стихах, разного типа задачах (от 5 фраз);

-сравнивать по памяти запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия (6-7 предметов);

-рисовать  на листе бумаги изображение действия из сказки по словесному описанию учителя;

-прослушивать небольшой рассказ,   запоминать  и называть действия героев,

воспроизводить  эти действия словесно;

-находить и словесно описывать предметы, обследованные на ощупь (7 предметов);

-воспроизводить рассказ с опорой на тактильные дощечки самостоятельно.

2.Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие».

Минимальный уровень:

-подбирать  предметы по форме и размеру по образцу;

-сравнивать предметы по разным параметрам: величина и форма с помощью педагога;

-различать и называть основные цвета спектра;

-выполнять аппликацию из плоскостных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) из основных цветов по образцу;

-конструировать  по образцу из 5-6 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 2  других форм с помощью педагога;  

-группировать  предметы по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький) с помощью педагога;  

-выделять парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов с помощью педагога;  

-находить, различать  и называть  слова, близкие по слоговой структуре (4-5 слов);

- группировать слова по заданному принципу (4-5 слов);

-выполнять аппликацию и рисунок после тактильно-двигательного обследования предмета с помощью педагога;

-различать  на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам (4 предмета);

-различать на ощупь контрастную температуру 5-6 предметов;

-различать на ощупь свойства предметов    (форма, величина, материал), характеризовать  их свойства и качества с помощью наводящих вопросов, рисовать предмет;

-группировать  предметы по определенному вкусовому признаку  с помощью педагога;

-передавать форму  предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности;

Достаточный уровень:

-подбирать  предметы по форме и размеру самостоятельно;

-сравнивать предметы по разным параметрам: величина и форма;

-различать и называть основные цвета спектра;

- соотносить цвета эталонов с цветом реальных предметов;

-выполнять аппликацию из плоскостных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) с использованием цветовых спектров из основных цветов;

-конструировать  по образцу из 6-7 элементов, складывают недостающие геометрические формы из 2  других форм;  

-группировать  предметы по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький) самостоятельно;  

-выделять парные предметы заданной величины среди множества однородных предметов самостоятельно;

-находить, различать  и называть  слова, близкие по слоговой структуре (6-7 слов);

- группировать слова по заданному принципу (6-7 слов);

-выполнять аппликацию и рисунок после тактильно-двигательного обследования предмета самостоятельно;

-различать  на ощупь свойства предметов по их тактильным признакам (5-6 предметов);

-различать на ощупь контрастную температуру 5-6 предметов;

-различать на ощупь свойства предметов    (форма, величина, материал), характеризовать  их свойства и качества, рисовать, лепить предмет;

-группировать  предметы по определенному вкусовому признаку  самостоятельно, называть вкусовые признаки предметов;

-передавать форму  предмета, воспринятого на вкус, в различных видах продуктивной деятельности.

3.  Модуль «Формирование мыслительной деятельности».

Минимальный уровень:

-устанавливать  связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, с помощью  уточняющих вопросов педагога;

-определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению использованием уточняющих и дополнительных  вопросов педагога;

-определять логику  действий в сюжете  с использованием уточняющих и дополнительных  вопросов педагога;

-устанавливать  соотношение между словосочетанием и образом  с использованием уточняющих и дополнительных  вопросов педагога;

-выявлять связи между персонажами и объектами, делать вывод, анализировать сюжеты со скрытым смыслом с использованием уточняющих и дополнительных  вопросов педагога;

-выбирать   соответствующие иллюстрации к действиям персонажей при оказании помощи педагога;

-определять  предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку с помощью уточняющих вопросов педагога;

Достаточный уровень:

-самостоятельно устанавливать  связи между персонажами и объектами, изображенными на сюжетных картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение по ситуациям, изображенным на картинках;

-определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению;

-определять логику  действий в сюжете  самостоятельно;

-устанавливать  соотношение между словосочетанием и образом  самостоятельно;

-выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом;

-самостоятельно выбирать  соответствующие иллюстрации  к действиям персонажей по словесному описанию педагога;

-самостоятельно  определять  предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку.

4.  Модуль «Развитие элементов воображения».

Минимальный уровень:

-формировать образ   предмета из отдельных частей, составлять аппликацию из составных частей (4-5 предметов) по показу педагога;

-отбирать  заместителей для обозначения персонажей сказки с помощью уточняющих вопросов педагога;

-создавать воображаемые образы  целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности с помощью уточняющих вопросов педагога;

-придумывать символы, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы с помощью педагога;

-получать цельное изображение путем дорисовывания, составлять воображаемый предмет, придавая ему целостный образ с помощью педагога;

-использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой с помощью уточняющих вопросов педагога;

Достаточный уровень:

-формировать образ   предмета из отдельных частей, составлять аппликацию из составных частей (5-6 предметов);  

-отбирать  заместителей для обозначения персонажей сказки самостоятельно;

-создавать воображаемые образы  целостных ситуаций в совместной со взрослым творческой деятельности;

-придумывать символы, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы самостоятельно;

-получать цельное изображение путем дорисовывания, составлять воображаемый предмет, придавая ему целостный образ;

-использовать наглядные модели и схемы на развитие воображения при ознакомлении с художественной литературой самостоятельно.

5.Модуль «Восполнение образовательных дефицитов»  (индивидуальный).

- владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом по предмету «Русский язык»:

Минимальный уровень:

  • списывать слова с послоговым орфографическим проговариванием с помощью учителя;
  • различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные с помощью учителя;  
  • дифференцировать оппозиционные согласные звуки с помощью педагога;
  • делить слова на слоги, переносить части слова при письме с помощью педагога;
  • уметь располагать слова в алфавитном порядке с опорой на наглядность с помощью педагога;
  • списывать текст целыми словами (10-20  слов); включая  слова  с изученными орфограммами;
  • составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении с помощью опор и с помощью педагога;
  • выделять предложения из текста;
  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Достаточный уровень:

  • записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;
  • различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать оппозиционные согласные звуки;
  • делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (20 -25 слов), включая слова с изученными орфограммами;
  • составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • выделять предложения из текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • уметь располагать слова в алфавитном порядке;
  • списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • различать звуки гласные и согласные, согласные - звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа (10—15 слов).

- владеть учебными навыками в соответствии с программным материалом по предмету «Математика»:

Минимальный уровень:

  • знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
  • знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
  • понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
  • знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
  • знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
  • знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
  • различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;
  • пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
  • определять время по часам (одним способом); решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
  • решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);

Достаточный уровень:

  •  знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
  • знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
  • понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления;
  • знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
  • понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
  • знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
  • выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
  • знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
  • различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
  • знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
  • определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
  • кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
  • различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
  • знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
  • чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

1.3.Оценка планируемых результатов

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

1 балл - минимальная динамика;

2 балла - удовлетворительная динамика;

3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится.  Оценка достижений результата в развитии осуществляется в рамках диагностического направления работы учителя-дефектолога, которое включает стартовую (первичную), промежуточную  и итоговую диагностику.

Стандартизированные диагностические методики используются на начальном (1-15 сентября) и итоговом (10-25 мая) этапах коррекционной работы.

 Методики представлены в документе - Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий», Приложение 6. «Методики, используемые учителем-дефектологом», п.6.3. «Примерный пакет диагностических методик для проведения диагностики учителем-дефектологом детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)»)

Например:

1.Методика Забрамной С. Д.   «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей».

2. Комплекс диагностических методик Семаго Н.Я., Семаго М.М.

3. Фатихова Л.Ф. «Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями».

4. Тверская О.Н., Кадочникова О.И., Карпова О.Н. «Оценка предметных результатов освоения АООП у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Чтение. Русский язык. Математика. 3 класс»

5.Авторская методика Петровой Е.А., Нисневич Л.А. «Психолого-педагогическая диагностика Карта наблюдений» (СПб АППО им. К.Д. Ушинского) представляет собой диагностику, включающую оценивание уровня развития ребенка по двенадцати направлениям (параметрам):      

-сенсорно-перцептивная сфера (зрительное, слуховое, тактильное восприятие,   восприятие вкуса, обоняние, ориентация в пространстве);

-психомоторное развитие (мелкая моторика рук, общая координация движений, мимика);

-основные психические процессы (внимание, память, мышление).

- речь (импрессивная и экспрессивная речь);

-эмоционально-волевая сфера (импульсивность – рефлексивность, тревожность — спокойствие, агрессивность — миролюбие,  мотивация учебной и трудовой деятельности,  тенденция к самостоятельности и ответственности);

-представление о себе (творческие проявления);

-социально-бытовое ориентирование (навыки самообслуживания, социально-бытовое ориентирование);

-учебные навыки (чтение, письмо, счет);

-трудовые умения и навыки.

-игровая деятельность;

-коммуникативность;

-способы овладения учебными навыками.

В основе методики лежит принцип семантического дифференциала, предложенный Ч. Осгудом. Эксперт выставляет оценку по каждому параметру в интервале от 1 до 10, при этом все числовые значения разделены на четыре оценочных уровня:

- 1-2 балла – низкий уровень;

- 3-5 баллов – средний уровень;

- 6-8 баллов – высокий уровень;

- 9-10 баллов – очень высокий уровень.

 

2. Содержательный раздел

2.1.Особенности построения  рабочей программы

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП НОО УО (ИН)   направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая   коррекционный курс «Психокоррекционные занятия», который является частью программы коррекционной работы,  обязателен для изучения. На основе данного курса строится содержание данной рабочей программы коррекционно-развивающих занятий  учителя-дефектолога.

Содержание рабочей программы определяется также в соответствии с требований к результату изучения учебных предметов в  3 классе  «Математика», «Мир природы и человека», «Русский язык» и основывается на использовании учебного материала.

Так как рабочая программа  строится по модульному принципу, который позволяет максимально индивидуализировать ее содержание в соответствии с особенностями обучающихся, то количество часов на изучение каждого модуля может варьироваться – уменьшаться или увеличиваться при сохранении общего объема часов на весь курс. Также учитель-дефектолог  может значительно редуцировать содержательный объем модуля или совсем исключить его, если функция или познавательный процесс, на коррекцию которых направлен модуль, наиболее сохранны у ребенка. Представленное содержание каждого модуля является основой для тематического планирования.

Коррекционные занятия по формированию познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:

  • практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;
  • наглядные - наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);
  • словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;
  • двигательные - используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.

Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими.

2.2.Содержание рабочей программы

  Рабочая программа рассчитана на учащихся 3 классов.  Продолжительность коррекционного периода с 1 сентября по 25 мая.

Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 68 до 102 часов в зависимости от сложности нарушения и фактического тематического планирования по учебным четвертям. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 20-40 минут. Группы комплектуются в количестве 4-6 человек.

Система коррекционно-развивающего обручения   в данной программе условно делится на  модули: «Развитие  внимания  и памяти», «Сенсорное и сенсомоторное развитие», «Формирование мыслительной деятельности», «Развитие элементов воображения», «Восполнение образовательных дефицитов  (индивидуальный)».

Помимо этого выделяются 4-6  академических часа   в начале курса и   4-6  академических часа   в конце курса  на психолого-педагогическую диагностику учащихся.

Название раздела, темы/ 68 (102) часов

Психолого-педагогическая диагностика учащихся- 4 (6) часов

Развитие  внимания  и памяти - 16 (19) часов

зрительная

слуховая

тактильная

Сенсорное развитие - 14 (20) часов

зрительное

слуховое

тактильное

вкусовое

Формирование мыслительной деятельности -14 (23) часов

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Словесно-логическое

Элементарные математические представления

Развитие элементов воображения -8 (14)

Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный) – 8 (14) часов

Восполнение образовательных дефицитов по предмету «Русский язык»

Восполнение образовательных дефицитов по предмету «Математика»

Психолого-педагогическая диагностика учащихся- 4 (6) часов

1. Модуль «Развитие  внимания  и памяти».

Развитие  умения  воссоздавать целостное изображение предмета. Развитие умения выполнять  графические работы  по словесному указанию и по замыслу. Формирование умения находить закономерности в построении фраз. Развитие умения сравнивать запоминаемые предметы. Развитие  слуховой памяти. Совершенствование умения словесно описывать предметы, воспринятые тактильно, связывая их с определенным предметом. Формирование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки.

2. Модуль «Сенсорное и сенсомоторное развитие».

Закрепление умений соотносить форму предметов с геометрической фигурой – эталоном. Развитие умений дифференцировать цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности. Формирование умения передавать с помощью цвета свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях. Развитие умения выполнять группировки предметов по образцу. Развитие умения  называть и группировать слова по заданному признаку. Развитие умения группировать и сортировать предметы по их тактильным признакам. Развитие умения  определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях. Развитие кинестетических основ движения. Выполнение заданных движений по поэлементному подражанию, по показу, по инструкции (упражнения на развитие статистической координации движений, принятие и удержание позиции рук, динамическая организация движений, переключение движений, реципрокные движения).

3. Модуль «Формирование мыслительной деятельности».  

 Формирование умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно - образному мышлению. Формирование умения  устанавливать соотношение между словосочетанием и образом. Формирование умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом. Развитие  умения   соотносить текст с соответствующей иллюстрацией.

4. Модуль «Развитие элементов воображения».  

Формирование образа   предмета из отдельных частей. Формирование наглядных форм символизации. Развитие зрительного воображения. Формирование умения использовать наглядные модели и схемы для  развития воображения при ознакомлении с художественной литературой.

5. Модуль «Восполнение образовательных дефицитов (индивидуальный)».

Восполнение образовательных дефицитов по предмету «Русский язык».   

 Коррекция и закрепление учебного навыка деления слов на слоги, умения составлять слоговые схемы. Выделение ударного гласного в слове. Коррекция и развитие учебного навыка соотнесения звука с графемой, умения различать гласные и согласные звуки, составлять звуко-буквенные схемы слов.  Различение слов, сходных по звуковому составу. Различение твердых и мягких,  звонких и глухих согласных. Различение шипящих и свистящих согласных. Правописание сочетаний с шипящими звуками (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными.  Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.  Коррекция и развитие учебного навыка записи предложения и составления его схемы, распространения  и составления предложения. Выделение предложения из текста. Завершение начатого предложения. Порядок слов в предложении.

Восполнение образовательных дефицитов по предмету «Математика».  

Коррекция и отработка учебного навыка определения состава числа Числовой ряд от 1 до 20. Сравнение чисел.  Свойства чисел в числовом ряду.   Отработка учебных навыков моделирования математических действий сложения и вычитания в предметно-практической деятельности. Решение примеров, задач на сложение и вычитание в пределах 20. Умножение и деление чисел второго десятка. Таблица умножения.  Сотня. Нумерация. Получение круглых десятков. Письменная нумерация в пределах 100. Составные арифметические задачи в два действия. Решение примеров и задач на вычитание однозначного, двузначного числа из круглых десятков.

  

2.3. Календарно - тематическое планирование коррекционно-развивающей  работы учителя-дефектолога

с группой учащихся 3 класса  

Кол.

час.

Дата

Тема  

Содержание коррекционной работы

план

факт

1

4

Психолого-педагогическая диагностика учащихся.

Обследование состояния  общей и мелкой моторики.

Обследование состояния ВПФ.

Обследование устной и письменной речи.

Сформированность познавательных учебных действий.

Анализ продуктов деятельности учащегося.

Заполнение индивидуальных карт развития.  

Комплектование групп для коррекционных занятий.  

2

16

Развитие внимания и  памяти

2

Развитие  умения  воссоздавать целостное изображение предмета.

Воспроизведение целостного изображения предмета, выбирая недостающие части его элементов. Выполнение заданий: «Дорисуй грузовичок с яблоками», «Дорисуй портрет».

2

Развитие умения выполнять  графические работы  по словесному указанию и по замыслу.

Закрепление умения работать на листе в клетку и узкую линейку.  Вырисовывание графического орнамента. Выполнение графических диктантов. Выполнение графических работ по словесному указанию. («Где спрятан клад», «Приказ командира»).

2

Формирование умения находить закономерности в построении фраз.

Формирование умения находить закономерности в построении фраз, стихов, разного типа задач, предъявляемых зрительно и на слух. (Игры: «Найди пару», «А может быть», «Закономерность»). Формирование умения подбирать слова с заданным звуком, без фиксации на его местоположении в слове на слух.

2

Развитие умения сравнивать запоминаемые предметы.

Совершенствование умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия, используя кратковременную и долговременную память. Выполнение задания  по памяти:  сравнение запоминаемых  предметов, нахождение в них черт сходства и отличия. (Игры «Фотоаппарат», «Запомнил-нарисовал»)

4

Развитие  слуховой памяти.

Развитие слуховой памяти посредством многократного повторения и постепенного увеличения количества слов и словосочетаний, которые нужно запомнить. («Послушай скороговорку, запомни и повтори»). Формирование умения изображать действие из сказки на листе бумаги после прослушанного описания. Формирование умения выборочного запоминания на слух (слова из текста, название действий героев рассказа). Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших предложений, логически связанных между собой.

2

Совершенствование умения словесно описывать предметы, воспринятые тактильно, связывая их с определенным предметом.

Описание качества предметов на основе тактильного восприятия предмета (мягкие,  пушистые, колючие, твердые, холодные), нахождение и запоминание одинаковых по тактильному восприятию предметов.  Игры: «Найди дощечку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т.д.».

2

Формирование умения составлять подвижные рассказы с опорой на тактильные дощечки.

Воспроизведение подвижного  рассказа на основе тактильной памяти.

 Составление рассказа «Жил-был пушистый зайчик», «Кошка на прогулке в лесу».

3

14

Сенсорное и сенсомоторное развитие

2

Закрепление умений соотносить форму предметов с геометрической фигурой – эталоном.

Дифференцирование геометрических форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников разного цвета и разной величины в процессе конструирования. Дифференцирование объемных форм: кругов, квадратов, прямоугольников, овалов, треугольников в процессе конструирования по образцу. Дифференцирование предметов с геометрической фигурой – эталоном. Задание: «Построй дорожку», «Сложи фигуру».

2

Развитие умений дифференцировать цвета и оттенки, используя их в игровой и продуктивной деятельности.

Дифференцирование 8 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, голубой, белый, черный (развитие умения сличать, выделять по слову, называть) в процессе конструирования (аппликации).  

2

Формирование умения передавать с помощью цвета свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях.

Формирование умения передавать с помощью цвета свое эмоциональное состояние в рисунках и аппликациях (радость – цветы ко дню рождения; радость – солнечный денек, ранняя весна и т.д.). Раскладывание предметов в аппликации и при конструировании. Повторение: цвет, форма (плоскостная, объемная), величина (большой, меленький, самый большой). Выполнение задания:  составление  цветового спектра в аппликации; составление композиции из геометрических фигур по образцу.

2

Развитие умения выполнять группировки предметов по образцу.

Группировка предметов по образцу (четыре размера – большой, поменьше, маленький, самый маленький). Выбор  парных предметов  заданной величины среди множества однородных предметов.

2

Развитие умения  называть и группировать слова по заданному признаку.

Дифференцирование слов, близких по слоговой структуре. Использование условных звуковых сигналов. Группировка слов по заданному принципу.

 («Отложи картинки, в названиях которых есть звук «ш» и др.)

2

Развитие умения группировать и сортировать предметы по их тактильным признакам.

Закрепление результатов тактильно-двигательного обследования в продуктивных видах деятельности. Различение  на ощупь свойств предметов по их тактильным признакам: (теплое -  холодное, шершавое – гладкое, мягкое – твердое). Различение на ощупь контрастных температур предметов. Различение на ощупь разных  свойств предметов. Дифференцирование на ощупь разных свойств предметов: по форме, величине, материалу. Словесное описание предметов, воспринятых тактильно. Выполнение рисунка (лепки).

2

Развитие умения  определять вкусовые характеристики предмета в собственных высказываниях.

Отгадывание  ребусов,   ориентируясь на по основные признаки предмета, в том числе и опираясь на его вкусовые характеристики. Рисование предмета. Группировка продуктов по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый, соленый. Расширение представлений о  различных вкусах. Различение резких вкусов. Обозначение словом своих вкусовых ощущений. Ознакомление с основами рационального питания. Объяснение правильного потребления соков, фруктов, овощей

4

14

Формирование мыслительной деятельности

2

Формирование умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение.

Выявление связи между персонажами, объектами, действиями, изображенными на сюжетных картинках. Формирование  умения рассуждать, делать вывод и обосновывать свое суждение. («Вечерняя сказка», «На приеме у доктора», «В зоопарке» и др.)

2

Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно - образному мышлению.

Формирование предпосылок, переходящих от решения задач в наглядно- действенном плане к наглядно - образному мышлению. ( «Покорми кролика», «Напои птичку»). Формирование  понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов. Формирование понимания внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.

2

Формирование умения  устанавливать соотношение между словосочетанием и образом.

Установление соотношения между словосочетанием и образом (умение находить предмет по словесному описанию). ( «Игрушки-половинки», «Картинки-половинки»).

4

Формирование умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом.

Совершенствование умений выявлять связи между персонажами и объектами, рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения, анализировать сюжеты со скрытым смыслом.  Чтение коротких  рассказов со скрытым смыслом, беседа, пересказ. Адекватное реагирование на юмористические ситуации и изображения, шутки, загадки, юмористические рассказы. Демонстрация  понимания их скрытого смысла. Задания: чтение произведения К. Чуковского «Небылицы», обсуждение.

4

Развитие  умения   соотносить текст с соответствующей иллюстрацией.

Совершенствование умения  выбирать соответствующую картинку, изображающую  действия персонажей по словесному описанию. Определение предполагаемой причины явления, подбирая соответствующую картинку (выбор из 3-4). Совершенствование умения  определять последовательность указанных событий.

5

8

Развитие элементов воображения

2

Формирование образа   предмета из отдельных частей.

Формирование образа   предмета из отдельных частей, воссоздание сложной формы из отдельных частей. Выполнение аппликации.  

2

Формирование наглядных форм символизации.

Формирование наглядных форм символизации – умения отбирать  заместителей для обозначения персонажей сказки.  Разыгрывание сказки «Гуси-лебеди».

2

Развитие зрительного воображения.

Развитие зрительного воображения, формирование умения узнавать предметный рисунок. Выполнение заданий на формирование воображения путем создания новых оригинальных образов моделирования.   («Логическая цепочка», «Исправь ошибку»).

2

Формирование умения использовать наглядные модели и схемы для  развития воображения при ознакомлении с художественной литературой.

Знакомство с художественной литературой с использованием наглядных моделей и схем.   («Сказки "Репка", "Теремок" -  ряд серийных картинок). Работа с мнемодорожками и мнемотаблицами.

6

8

Восполнение образовательных дефицитов

4

Восполнение образовательных дефицитов по предмету «Русский язык».

Коррекция и закрепление учебного навыка деления слов на слоги, умения составлять слоговые схемы. Выделение ударного гласного в слове.

Коррекция и развитие учебного навыка соотнесения звука с графемой, умения различать гласные и согласные звуки, составлять звуко-буквенные схемы слов.  Различение слов, сходных по звуковому составу. Различение твердых и мягких,  звонких и глухих согласных. Различение шипящих и свистящих согласных. Правописание сочетаний с шипящими звуками (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ). Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными.  Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога.

 Коррекция и развитие учебного навыка записи предложения и составления его схемы, распространения  и составления предложения. Выделение предложения из текста. Завершение начатого предложения. Порядок слов в предложении.

4

Восполнение образовательных дефицитов по предмету «Математика».

Коррекция и отработка учебного навыка определения состава числа Числовой ряд от 1 до 20. Сравнение чисел.  Свойства чисел в числовом ряду.  

Отработка учебных навыков моделирования математических действий сложения и вычитания в предметно-практической деятельности. Решение примеров, задач на сложение и вычитание в пределах 20. Умножение и деление чисел второго десятка. Таблица умножения.

 Сотня. Нумерация. Получение круглых десятков. Письменная нумерация в пределах 100. Составные арифметические задачи в два действия. Решение примеров и задач на вычитание однозначного, двузначного числа из круглых десятков.

7

4

Психолого-педагогическая диагностика учащихся.

Обследование состояния  общей и мелкой моторики.

Обследование состояния ВПФ.

Обследование устной и письменной речи.

Сформированность познавательных учебных действий.

Анализ продуктов деятельности учащегося.

Оценка динамики коррекционно-развивающей работы.

Заполнение индивидуальных карт развития.   

3. Организационный раздел

3.1.Организация коррекционно-развивающей деятельности  

Программа коррекционной работы    включает в себя взаимосвязанные направления: диагностическое, коррекционно-развивающее и консультативно-просветительское,  организационно-методическое.

Образовательный процесс в МБОУ школа №3 реализуется в режиме пятидневной  недели.  Расписание занятий учитывает  режим работы ОУ.

Продолжительность и интенсивность занятий для каждой группы (учащегося) определяются индивидуально с учетом рекомендаций ПМПк и ППк, но не реже 2 раз в неделю.

Ориентировочная продолжительность коррекционных занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:

  • для группового (фронтального) занятия –40 минут;
  • для подгруппового занятия – 40 минут;

Коррекционные  группы комплектуются учителем-дефектологом, наполняемость группы 4-6 учащихся, имеющих однотипные нарушения.   Состав  групп является открытой системой, меняется по усмотрению учителя-дефектолога в зависимости от динамики достижений в коррекции.

   В процессе обучения проводятся занятия: фронтальные, групповые, подгрупповые, индивидуальные.

3.2.Условия реализации рабочей программы

3.2.1.Предметно-развивающая среда

Развивающая предметная среда способствует формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Главной целью ее создания является повышение эффективности коррекционной программы, применяемой для устранения речевых нарушений.

Развивающая среда предполагает зонирование кабинета учителя-дефектолога  на несколько отдельных участков:

-рабочая зона учителя-дефектолога;

-зона развития мелкой моторики   (различные конструкторы, шнуровки, мелкие игрушки);

- зона развития связной речи (развивающая среда «Фиолетовый лес»,  ширма, кукольный театр, костюмы и др.);

- сенсорная зона (сенсомоторные тренажеры, парта для работы с песком и водой, стол для рисования песком);

- рабочая зона  для учащихся  для проведения занятий по коррекции чтения и письма (парты, доска).

3.2.2.Методическое обеспечение

  1. Радченкова С.А. «Рабочая тетрадь дефектолога  для занятий с детьми с ОВЗ», 3 класс.
  2. Козырева О.А. «Русский язык, чтение и развитию речи. 3 класс. Рабочая тетрадь. Адаптированные программы», 3 класс.
  3. Боровская И.К. «Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития. Рабочая тетрадь».
  4. Андреева Н.Г. «Наглядно-дидактический материал по развитию связной речи на логопедических занятиях. Пособие для логопедической работы с младшими школьниками».
  5. Оглоблина И.Ю. «Развиваем речь и мышление». И другие.

Перечень используемых лицензионных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) к модулям и разделам рабочей  программы  

Название  электронного образовательного ресурса

Модули программы

«Игры на сложение и вычитание»,  

«Веселая числоматика», «Игры для обучения русскому языку», М.: ООО «Мерсибо», 2024.

Формирование мыслительной деятельности. Восполнение образовательных дефицитов  (индивидуальный).

Серия игр на развитие памяти, внимания, мышления «Игровая карусель», «Внимание, память, логика», «Зарядка для ума», М.: ООО «Мерсибо», 2024.

Развитие внимания и  памяти .

Сенсорное и сенсомоторное развитие.

Формирование мыслительной деятельности.  

Т.С. Овчинникова «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения».  Электронное приложение к книге,  ИПЦ КАРО, 2008.

Сенсорное и сенсомоторное развитие.

Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений.

Образовательная онлайн-платформа «Учи.ру»

Восполнение образовательных дефицитов  (индивидуальный). Формирование мыслительной деятельности.  

«Российская электронная школа»

Восполнение образовательных дефицитов  (индивидуальный). Формирование мыслительной деятельности.  

Список литературы

  1. Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга № 1263-р от 05.05.2012.
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 года  № ИР-535/07  «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».  
  3. Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  6. Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026  «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  8. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  9. Приказ Минтруда России № 136н от 13.03.2023 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»».
  10. Положение Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 г. N Р-75 «Об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». 
  11. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
  12. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20, Постановление № 28 от 28.09.2020.
  13. Федеральный закон «Об образование в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 29.12.2012.
  14. Федеральная рабочая программа воспитания, утвержденная на заседании ФУМО по общему образованию - Протокол от 23.06.2022. № 3/22.
  15. Федеральная  рабочая  программа  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,  вариант 1)  коррекционного курса ««Развитие психомоторики и сенсорных процессов»  (на тему «Формирование познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)» для 3  класса.
  16. Федеральная  рабочая  программа  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)   «Русский язык» для 3 класса.  
  17. Федеральная  рабочая  программа  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)   «Математика» для 3 класса.  
  18. Федеральная  рабочая  программа  общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)   «Мир природы и человека» для 3 класса.  

Лист коррекции рабочей программы

Номер занятия по КТП

Дата

фактического проведения

Причина корректировки

Корректирующие действия

(изменение кол-ва часов на изучение темы (уплотнение), объединение уроков, тема вынесена на самостоятельное изучение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий (КРЗ) для обучающегося 6в класса с ОВЗ (умственная отсталость) (СИПР)

Рабочая программа учебного предмета «Коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе:- Адаптированной основной образовательной программы обучающихся, воспитанников с умеренной, тяж...

Рецензия на методическую разработку "Рабочая программа по физическому воспитанию для обучающихся 1-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Рецензия на методическую разработку "Рабочая программа по физическому воспитанию для обучающихся 1-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" представлена на Междунар...