Диагностическое направление работы
презентация к уроку

Исаева Валерия Львовна

Цель  диагностики и мониторинга в учреждении:

  • Выявить детей у которых возможны нарушения речи.
  • Углубленно выявить структуру нарушения и индивидуальные особенности.
  • Анализировать динамику коррекционной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx132.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностическое направление работы Цель диагностики и мониторинга в учреждении. Выявить детей у которых возможны нарушения речи. Углубленно выявить структуру нарушения и индивидуальные особенности. Анализировать динамику коррекционной работы.

Слайд 2

Диагностическое направление работы Подготовительный этап . Цель : Подготовиться к диагностике, понимать задачи и как ее проводить. Основной этап. Цель : Обследовать детей, зафиксировать результат. Аналитико - прогностический этап . Цель : Заполнить документацию. Заполнить документацию , набрать группу, уточнить структуру нарушения, определить приоритетное направление работы.

Слайд 3

Задачи специалиста: Раздать согласия, получить заполненные согласия (или отказы) Подготовить список детей , с которыми вы будете проводить диагностику, внести их в Журнал обследования. Ознакомиться с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), если она доступна. Можно со слов родителей. Выяснить у родителей особенности протекания родов и раннего речевого развития, других факторов риска. Произвести сбор других необходимых анамнестических данных. Для этого важно раздать Анкету родителям заранее. Также можно выступить на родительском собрании, рассказать о своей деятельности, объяснить важность сведений и попросить приходить на консультацию с документами. Подготовить диагностический комплект.

Слайд 4

Целесообразно заполнять согласия на весь класс( ы ), и давать индивидуальные согласия вновь прибывшим детям, и отсутствующим на родительском собрании. Согласие берется один раз на всё время пребывания ребенка в ОУ. Если родитель (законный представитель) не хочет давать согласие – оформляется отказ . Индивидуальное согласие: Согласие родителей (законных представителей) Отказ от логопедических занятий Анкета для родителей Заявление на зачисление в школьный логопункт Журнал обследований речи обучающихся

Слайд 5

Подготвить график проведения диагностики ( рабочий вариант для себя , чтобы структурировать рабочий день). Определить в каком формате будет проходить диагностика ( групповая или индивидуальная). Определить с какого раздела вы начнете. Я советую проводить диагностику в следующем формате ( особенно, если у вас большое количество обследуемых детей ): специалист проводит обследование одного раздела со всеми детьми ( по очереди, или, если возможно, в малых подгруппах),например: понедельник, с детьми 1 класса обследуется раздел «Связная речь»,формулируются выводы и т.д. вторник - _обследуется раздел «Общее звучание речи»и т.д. по всем разделам. Такой формат позволяет вам экономить время,т.к . вы не переключаетесь с раздела на раздел, а работаете с одним и тем же материалом весь рабочий день. Я начинаю обследование с раздела « Связная речь» и углубляюсь в другие разделы в зависимости от выявленных нарушений речи. Диагностику письменной речи также можно организовать в групповом формате по такому же приципу . Существует довольно распространенная практика исследования логопедом письменных работ с уже написанными диктантами (входные дигностические работы)

Слайд 6

Обследование сформированности фонематических представлений. Обследование сформированности фонематического анализа и синтеза. Анализ состава предложения и синтез слов в предложение. Оценка результатов 5 баллов все задания выполнены верно, с первой попытки, самостоятельно, сложные формы языкового анализа и синтеза сформированы; 4 балла при выполнении заданий допускаются 1-2 незначительные ошибки, но исправляются самостоятельно, сложные формы языкового анализа и синтеза сформированы; 3 балла задания выполняются с 3-6 ошибками, одно-два задания недоступны, требуются дополнительные инструкции, с трудом осуществляются операции слогового, фонематического анализа и синтеза, при составлении предложений нарушается порядок слов в предложении, допускаются аграмматизмы , сложные формы языкового анализа и синтеза в стадии формирования; 2 балла большая часть заданий недоступна, допускается более 6 ошибок, простые формы языкового анализа и синтеза сформированы; 1 балл большая часть заданий недоступна, простые формы языкового анализа и синтеза не сформированы.

Слайд 7

Обследование активного словаря Обследование словоизменения Обследование словообразования Оценка результатов 5 баллов словарный запас, словоизменение: все задания выполнены верно, с первой попытки, самостоятельно, объем словарного запаса соответствует возрастной норме, высокий уровень обобщения, словарный запас богат родовидовыми понятиями, правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях; словообразование - правильное и самостоятельное выполнение всех заданий; 4 балла словарный запас, словоизменение: при выполнении заданий допускаются 1-5 ошибок, словарный запас соответствует возрасту, но есть неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родовидовые признаки, допущены отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания, дается правильное и полное описание лексического значения слов, но есть отдельные трудности выделения основных и второстепенных качеств предметов, а также их признаков и действий, отсутствуют затруднения при составлении предложно-падежных конструкций; словообразование - правильное выполнение заданий или единичные ошибки при использовании непродуктивных форм словообразования ; 3 балла словарный запас, словоизменение: задания выполняются с 6-8 ошибками, 1-2 задания недоступны, требуются дополнительные инструкции, недостаточно развиты процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных слов, отмечается диссоциация между объемом активного и пассивного словаря, характеристика лексического значения слов не в полной мере отражает их свойство и качество, есть трудности выделения основных и второстепенных признаков словоформ, многочисленные ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ, затруднение в построении сложных предложно-падежных конструкций; словообразование - систематические ошибки в непродуктивных формах словообразования, преобразование заданного слова в неологизм или в другое слово, не соответствующее данному словообразовательному типу; 2 балла словарный запас, словоизменение: большая часть заданий недоступна, допускается более 8 ошибок, низкий уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, подбор слов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку, наблюдается смешение лексического и грамматического значения слов, значительные затруднения при их абстрагировании в словосочетаниях и предложениях, нарушение усвоения морфологических норм языка в большинстве случаев, стойкие ошибки, как при составлении предложений, так и при употреблении понятий с пространственным значением, не подбирает синонимы и антонимы, не называет слова-омонимы; словообразование - систематические ошибки в непродуктивных и продуктивных формах словообразования; количество неправильно выполненных заданий более половины, образование несуществующих слов; 1 балл словарный запас, словоизменение: большая часть заданий недоступна, объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеются лишь отдельные правильные ответы, задания выполняются при организующей помощи логопеда, описание лексического значения сводится к описанию предметего признака а , или действия с точки зрения их полезности; словообразование: неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.

Слайд 8

Обследование связной речи Оценка результатов 5 баллов самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ, рассказ полностью соответствует изображенной ситуации, имеет все смысловые звенья, определены временные и причинно-следственные связи между событиями, оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 4 балла картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно без аграмматизмов , допускаются незначительные нарушения связности и плавности рассказа, недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов, допускаются частичные пропуски деталей ситуации; 3 балла раскладывание картинок и составление рассказа со стимулирующей помощью, последовательность сюжета не нарушена, но отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, страдает смысловая целостность, встречаются аграмматизмы , далекие словесные замены, выпадение смысловых звеньев, искажение смысла, связность рассказа нарушена; 2 балла раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам, подсказкам, наблюдаются неадекватное использование лексических средств, существенное искажение смысла или рассказ не завершен, или представляет собой перечисление предметов. 1 балл задание недоступно, рассказ заменяется краткими ответами на отдельные вопросы или составляются 1-2 предложения.

Слайд 9

Обследование процесса чтения. Оценка результатов 5 баллов беглое, осознанное, выразительное, синтетическое (словесно-фразовое) чтение без ошибок, скорость чтения не менее: 50-60 слов для учащихся 2 класса, 60-70 слов для учащихся 3 класса, 75-80 для 4 класса, пересказ составлен самостоятельно без нарушения лексико-грамматических норм, полностью передается содержание текста, соблюдаются связность последовательность изложения, употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. 4 балла синтетическое чтение с послоговым прочтением отдельных слов, с единичными ошибками различного характера, скорость чтения соответствует норме, пересказ составлен с незначительной помощью (побуждение, стимулирующие вопросы); в основном соблюдаются грамматические нормы; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, единичные случаи поиска слов, отсутствие художественно-стилистических элементов, недостаточная развернутость высказывания. 3 балла слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов, с дислексическими ошибками, понимание содержания частичное, невыразительное, скорость чтения ниже нормы, пересказ составлен с помощью (акцентирование внимания на элементах сюжета, подсказки, наводящие вопросы); отмечаются пропуск частей текста без искажения смысла, бедность и однообразие употребляемых языковых средств, нарушения структуры предложений. 2 балла неуверенное, невыразительное слоговое чтение с большим количеством дислексических ошибок, понимание содержания частичное, скорость чтения значительно ниже нормы, пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена, отмечаются значительные сокращения текста или искажения смысла, повторы, аграмматизмы , неадекватное использование слов. 1 балл навык чтения не сформирован, доступно чтение отдельных слогов и слов, побуквенное неосознанное чтение, пересказ даже по вопросам недоступен, сводится к однословным ответам на вопросы.

Слайд 10

Обследование процесса письма Оценка результатов 5 баллов письменные работы выполнены без ошибок с соблюдением орфографического режима; 4 балла письменные работы выполнены с единичными ошибками различного характера,2-3 ошибки исправлены самостоятельно, соблюдается орфографический режим; 3 балла письменные работы выполнены с дисграфическими (специфическими) и орфографическими ошибками, много помарок и исправлений, не соблюдается орфографический режим (нарушения письменной речи средней степени выраженности). 2 балла письменные работы выполнены с большим количеством дисграфических (специфических) и орфографических ошибок, много помарок и исправлений, пропуск частей текста, медленный темп письма, не соблюдается орфографический режим (нарушения письменной речи тяжелой степени выраженности); 1 балл навык письма не сформирован, доступно написание отдельных слогов, слов.

Слайд 11

Обследование зрительно-пространственных функций и особенностей общей и мелкой моторики. Оценка результатов 5 баллов все пробы задания 1 выполняются правильно, координация, темп, ритм движений соответствует норме; пробы заданий 2-4 выполняются правильно, в предложенном темпе; 4 балла все пробы задания 1 выполняются правильно, но в замедленном темпе, незначительные нарушения координации, темпа, ритма движений; пробы заданий 2-4 выполняются правильно, в предложенном темпе или слегка замедленном темпе, допускаются единичные ошибки; 3 балла пробы задания 1 выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия, допускаются ошибки в пространственной координации движений (незнание сторон тела, моторная неловкость), объем движений ограничен; пробы заданий 2-4 выполняются в замедленном темпе, правильно выполняются 3-5 заданий, после чего возникает эхопраксии , ошибки замечаются и исправляются, учащийся ориентируется в сторонах собственного тела, но с затруднением ориентируется в сторонах тела сидящего напротив; 2 балла пробы задания 1 выполняются в замедленном темпе, неуверенно, с напряжением, раскачиваниями и балансировкой туловищем и руками, допускаются ошибки в пространственной координации движений (незнание сторон тела, моторная неловкость), объем движений сильно ограничен; пробы заданий 2-4 выполняются в замедленном темпе, эхопраксии возникают после первого задания и удерживаются при выполнении последующих, наблюдаются синкинезии , учащийся затрудняется с ориентацией в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив; 1 балл пробы задания 1 выполняются в замедленном темпе, плохо удерживается равновесие, не удерживается поза при остановке по команде, отмечается моторная ограниченность, значительные нарушения координации, переключаемости, темпа, ритма движений; пробы заданий 2-4 выполняются с трудом, отмечаются стойкие эхопраксии , синкинезии , учащийся не ориентируется в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.

Слайд 12

Графический диктант Оценка результатов 5 баллов точное воспроизведение узора, линии аккуратные и ровные; 4 балла воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии; 3 балла воспроизведение, содержащее несколько ошибок; 2 балла воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором; 1 балл отсутствие сходства.

Слайд 13

Обследование познавательных процессов Оценка результатов 5 баллов все задания методик выполнены верно с первой попытки, самостоятельно; 4 балла при выполнении основных заданий допускаются одна-две ошибки, но исправляются самостоятельно; 3 балла задания выполняются с ошибками, одно-два задания недоступны, требуются дополнительные инструкции; 2 балла большая часть заданий недоступна; 1 балл неверные ответы, отказ от выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа ЕГЭ октябрь 2010

Диагностическая работа для 11 класса без логаримов, октябрь 2010...

Диагностическая работа по математике, 11 класс, текст МИОО, 20.10.2010г.

16 вариантов диагностической работы по математике в форме ЕГЭ, по текстам МИОО....

диагностические карты для учащихся 5-9 классов и индивидуальные диагностические карты для 10-11 классов ( английский язык)

к разработке данных карт привела необходимость быстрого контроля знаний и умений по критериям соответствующим требованиям к уровню подготовки учащихся.Пользуясь картами, можно быстро определить уров...

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И СТЕПЕНИ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ. (МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС)

Описание методики диагностических задач универсальных учебных действий  и степени их сформированности.(Материал для диагностического портфолио по требованиям ФГОС)   РЕГУЛЯТИВНЫЕ...

Диагностический минимум педагога-психолога ДОУ (Источник: диагностический комплект Павлова Н.Н., Руденко Г.Л, 2012 г.)

Диагностический минимум педагога-психолога ДОУ(Источник: диагностический комплект Павлова Н.Н., Руденко Г.Л, 2012 г.)...

Карта диагностического обследования старшеклассника (Диагностическое обследование устной речи обучающихся 5-9 классов)

Материал является адаптированным вариантом Тестовой методики диагностики устной речи старших школьников (Т.А. Фотековой)...