Развитие слухового восприятия учащихся: различение силы звука, темпа и ритма звучания
план-конспект занятия (10 класс)

Берлянчик Оксана Сергеевна

Развитие фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_07.10.24_logoped.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 учителя - логопеда Берлянчик Оксаны Сергеевны,

Тема: «Развитие слухового восприятия учащихся: различение силы звука, темпа и ритма звучания»

Класс: 10 «Б»

Дата: 07 октября 2024 года

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Цель урока

Развитие фонематического восприятия

Задачи урока

Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки различения неречевых звуков;

учить внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи;

закрепить правильное звукопроизношение.

Коррекционно-развивающие:

развивать слуховое внимание;

развивать навыки звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком;

развивать наблюдательность, мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

учить навыкам самоконтроля;

учить навыкам коллективной и индивидуальной работы;

воспитывать в детях желание помогать друг другу.

Ожидаемые результаты

(БУД – базовые учебные действия)

Предметные:

Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, проводить сравнение.

Личностные:

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Проявление положительного отношения к учебе.

Регулятивные:

Проявление самостоятельности в обучении.

Формирование умения выполнять задания в течение определенного периода времени, от начала до конца,  с заданными качественными параметрами.

Познавательные:

Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Коммуникативные:

Приобретение навыка эффективного поведения, преодоление коммуникативного барьера.

Адекватно соблюдать ритуалы поведения.

Педагогические технологии

  • технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии;
  • личностно – ориентированное взаимодействие ученика, учителя, учителя- логопеда;
  • технология активной сенсорной среды;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы, методические приемы

Методы:

  • развивающий;
  • словесный;
  • практические;
  • наглядный.

Методические приемы:

  • обращение к личному опыту ученика;
  • творческие задания.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Содержание

Организационный момент.

Введение в урок

– Ребята, давайте сейчас поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить.

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» мы ртом

Станет радостно кругом.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок! 

Сообщение темы урока

Педагог демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?»

-Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны?

– ребята, страна звуков хранит множество тайн, давайте попробуем найти ответы на все вопросы.

– закройте глаза и послушайте, что слышно вокруг.

Основная часть.

Организация познавательной деятельности, закрепление изученного ранее

– А что нам помогло услышать звуки вокруг? … Нам помогли уши. Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные

-сейчас вы услышите различные звуки, попробуйте догадаться что это за звуки. (Игра «звуконаблюдения»)

– а теперь ребята попробуйте догадаться, в каком месте можно услышать все эти звуки?

Игра «Тихо – громко».

Цель: развитие слухового внимания, развитие громкости и высоты голоса.

Ход: педагог показывает карточку с изображением девочки с приложенным к губам пальцем – тихо, картинку с изображением кричащего мальчика – громко и предлагает детям произнести заданный звук. Например, «мы будем петь звук И» и показывает одну из карточек.

- Молодцы. У меня есть еще картинки.

Игра «Озвучиваем картинку»

Цель: Восприятие речевой интонации, развитие голоса.

Ход: Педагог показывает картинку, а дети озвучивают ее.

А! — кричит девочка.

А —- показывают горло врачу.

А — поет хор.

А — качаем малыша.

А — девочка укололась иголкой.

О — удивилась мама.

О — стонет мальчик.

О — поет певица.

О — потягивается папа,

У — гудит пароход.

У — звучит дудочка.

И — улыбается клоун.

Ы – ревет медведь.

Физкультминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь

Продолжение основной части

Ребята, хочу поиграть с вами еще в одну 

игру «Ням-Буль» 

Слушайте меня внимательно,

Напитки пьют, еду едят

Хотят того иль не хотят.

Выпить котлету у вас не получится,

А чтобы съесть сок- долго с вилкою мучаться.

«НЯМ» скажешь, если вдруг пищу заметил

«БУЛЬ» скажешь, если напиток приметил.

– Что скажите если услышите название еды?

 -А если название напитка?

Спагетти, Бифштексы, компот,

Чай, кофе, пюре, бутерброд,

Салат, молоко, винегрет,

Печенье, коктейли, омлет,

Квас, пельмени, лимонад,

Сок, жаркое, шоколад.

 Звучащее солнышко

Оборудование оранжевый круг (солнышко), длинные и короткие полоски (солнечные лучи).

Речевой материалСОЛНЫШКО, ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО).

Ход игры.  Педагог говорит: «Будем играть. Вот солнышко (показывает рукой на оранжевый круг на)». Он берет длинную оранжевую полоску, произносит па и прикрепляет ее к солнышку.

Педагог показывает на луч, ведет по нему пальцем, произнося протяжно па, и побуждает к этому детей. Затем педагог берет короткую оранжевую полоску, произносит кратко па и прикрепляет ее к солнышку. Педагог показывает на короткий лучик, произносит кратко па и побуждает к этому детей.

Педагог произносит то протяжный слог, то краткий и каждый раз предлагает детям повторить его и выбрать на столе луч соответствующей длины и прикрепить к солнышку.

Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка «Ритм-игра»

Продолжение основной части

Детям предлагается пропеть гласные звуки по изображенному образцу на картинке и зафиксировать работу речевого аппарата, мимики (а, о, у, и, э, ы).

Работа в тетрадях. На картинке в тетради изображены предметы и нужно определить, соединить пары, которые начинаются с одного звука.

Работа в тетрадях. На картинке в тетради изображены разные предметы. Задание - выбрать и обвести карандашом только музыкальные инструменты.

Рефлексия

Раскрась радугу в цвет твоего настроения сейчас. Спасибо всем.

Мониторинг

Вы порадовали всех. Какое задание понравилось? Какие задания были интересными? Что трудно в выполнении заданий?

Итог урока.

Оценка деятельности учащихся.

Мы сегодня замечательно позанимались, показали, что мы знаем и умеем.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

1.Цель урока достигнута, основные дидактические задачи урока решены.

2.Разнообразие видов деятельности в ходе урока, максимальная наглядность способствуют комфортному            обучению.

3.Повысилось положительное отношение к занятиям.

4.В ходе урока  проводится работа над осанкой учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект к фронтальному занятию по развитию слухового восприятия и технике речи во 2 классе по теме "Восприятие неречевых звучаний. Бытовые шумы"

Учебно-методический комплект состоит из технологической карты фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи  во 2 классе, вариант 2.2, презентации к занятию, кроссворда. Мо...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»

Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...

Конспект индивидуального занятия в 1 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Различение звучаний барабана и гармошки. Долгое и краткое произнесение слогов»

Цели занятия:- Формировать у ребенка потребность в устном общении.- Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.- Расширять представления ребенка о звучащих предметах,- Долгое и краткое ...

Конспект индивидуального занятия в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Различение звучания барабана и бубна. Воспроизведение звукоподражаний»

Цели занятия:- Формировать у ребенка потребность в устном общении.- Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.- Расширять представления ребенка о звучащих игрушках.- Эмоциональное разв...