Развитие слухового восприятия учащихся: различение силы звука, темпа и ритма звучания
план-конспект занятия (10 класс)
Развитие фонематического восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга
учителя - логопеда Берлянчик Оксаны Сергеевны,
Тема: «Развитие слухового восприятия учащихся: различение силы звука, темпа и ритма звучания»
Класс: 10 «Б»
Дата: 07 октября 2024 года
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА | |
Цель урока | Развитие фонематического восприятия |
Задачи урока | Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки различения неречевых звуков; учить внимательно слушать речь, различать слова в потоке речи; закрепить правильное звукопроизношение. |
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание; развивать навыки звукового анализа через подбор слов, картинок с заданным звуком; развивать наблюдательность, мышление, внимание. | |
Коррекционно-воспитательные: учить навыкам самоконтроля; учить навыкам коллективной и индивидуальной работы; воспитывать в детях желание помогать друг другу. | |
Ожидаемые результаты (БУД – базовые учебные действия) | Предметные: Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, проводить сравнение. |
Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Проявление положительного отношения к учебе. | |
Регулятивные: Проявление самостоятельности в обучении. Формирование умения выполнять задания в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. | |
Познавательные: Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. | |
Коммуникативные: Приобретение навыка эффективного поведения, преодоление коммуникативного барьера. Адекватно соблюдать ритуалы поведения. | |
Педагогические технологии |
|
Методы, методические приемы | Методы:
Методические приемы:
|
СТРУКТУРА УРОКА | |
Этапы урока | Содержание |
Организационный момент. Введение в урок | – Ребята, давайте сейчас поздороваемся друг с другом. Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте то, о чем я буду говорить. Скажем «здравствуйте» руками, Скажем «здравствуйте» глазами, Скажем «здравствуйте» мы ртом Станет радостно кругом. Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок! |
Сообщение темы урока | Педагог демонстрирует детям скрипичный ключ и задает вопрос «Ребята, как вы думаете, дверь в какую страну открывает этот необычный волшебный ключ?» -Ребята, этот ключ открывает двери волшебной страны звуков, куда я вам сегодня предлагаю отправиться. Вы согласны? – ребята, страна звуков хранит множество тайн, давайте попробуем найти ответы на все вопросы. – закройте глаза и послушайте, что слышно вокруг. |
Основная часть. Организация познавательной деятельности, закрепление изученного ранее | – А что нам помогло услышать звуки вокруг? … Нам помогли уши. Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные -сейчас вы услышите различные звуки, попробуйте догадаться что это за звуки. (Игра «звуконаблюдения») – а теперь ребята попробуйте догадаться, в каком месте можно услышать все эти звуки? Игра «Тихо – громко». Цель: развитие слухового внимания, развитие громкости и высоты голоса. Ход: педагог показывает карточку с изображением девочки с приложенным к губам пальцем – тихо, картинку с изображением кричащего мальчика – громко и предлагает детям произнести заданный звук. Например, «мы будем петь звук И» и показывает одну из карточек. - Молодцы. У меня есть еще картинки. Игра «Озвучиваем картинку» Цель: Восприятие речевой интонации, развитие голоса. Ход: Педагог показывает картинку, а дети озвучивают ее. А! — кричит девочка. А —- показывают горло врачу. А — поет хор. А — качаем малыша. А — девочка укололась иголкой. О — удивилась мама. О — стонет мальчик. О — поет певица. О — потягивается папа, У — гудит пароход. У — звучит дудочка. И — улыбается клоун. Ы – ревет медведь. |
Физкультминутка | Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп |
Продолжение основной части | Ребята, хочу поиграть с вами еще в одну игру «Ням-Буль» Слушайте меня внимательно, Напитки пьют, еду едят Хотят того иль не хотят. Выпить котлету у вас не получится, А чтобы съесть сок- долго с вилкою мучаться. «НЯМ» скажешь, если вдруг пищу заметил «БУЛЬ» скажешь, если напиток приметил. – Что скажите если услышите название еды? -А если название напитка? Спагетти, Бифштексы, компот, Чай, кофе, пюре, бутерброд, Салат, молоко, винегрет, Печенье, коктейли, омлет, Квас, пельмени, лимонад, Сок, жаркое, шоколад. Звучащее солнышко Оборудование оранжевый круг (солнышко), длинные и короткие полоски (солнечные лучи). Речевой материал: СОЛНЫШКО, ДОЛГО, НЕДОЛГО (КРАТКО). Ход игры. Педагог говорит: «Будем играть. Вот солнышко (показывает рукой на оранжевый круг на)». Он берет длинную оранжевую полоску, произносит па и прикрепляет ее к солнышку. Педагог показывает на луч, ведет по нему пальцем, произнося протяжно па, и побуждает к этому детей. Затем педагог берет короткую оранжевую полоску, произносит кратко па и прикрепляет ее к солнышку. Педагог показывает на короткий лучик, произносит кратко па и побуждает к этому детей. Педагог произносит то протяжный слог, то краткий и каждый раз предлагает детям повторить его и выбрать на столе луч соответствующей длины и прикрепить к солнышку. |
Физкультминутка | Музыкальная физкультминутка «Ритм-игра» |
Продолжение основной части | Детям предлагается пропеть гласные звуки по изображенному образцу на картинке и зафиксировать работу речевого аппарата, мимики (а, о, у, и, э, ы). Работа в тетрадях. На картинке в тетради изображены предметы и нужно определить, соединить пары, которые начинаются с одного звука. Работа в тетрадях. На картинке в тетради изображены разные предметы. Задание - выбрать и обвести карандашом только музыкальные инструменты. |
Рефлексия | Раскрась радугу в цвет твоего настроения сейчас. Спасибо всем. |
Мониторинг | Вы порадовали всех. Какое задание понравилось? Какие задания были интересными? Что трудно в выполнении заданий? |
Итог урока. Оценка деятельности учащихся. | Мы сегодня замечательно позанимались, показали, что мы знаем и умеем. |
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ | |
1.Цель урока достигнута, основные дидактические задачи урока решены. 2.Разнообразие видов деятельности в ходе урока, максимальная наглядность способствуют комфортному обучению. 3.Повысилось положительное отношение к занятиям. 4.В ходе урока проводится работа над осанкой учеников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения для учащегося 5 класса второго отделения.Темы занятия: ФП. Звуки «Ц-С». Дифференциация. Работа над произношением слов с сочетаниями -тс; -тся; -ться. РСВ. Текст «Москва
Занятие рекомендовано для учащихся 5 класса школ I и II вида....

Учебно-методический комплект к фронтальному занятию по развитию слухового восприятия и технике речи во 2 классе по теме "Восприятие неречевых звучаний. Бытовые шумы"
Учебно-методический комплект состоит из технологической карты фронтального занятия по развитию слухового восприятия и технике речи во 2 классе, вариант 2.2, презентации к занятию, кроссворда. Мо...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...

Конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи для учащихся с нарушением слуха, 1 класс по теме "Я и моя семья", дифференциация звуков С-Ш..
Представлен конспект урока в 1 классе для детей с нарушением слуха. Отражены цели и задачи урока,структура урока....

Конспект индивидуального занятия в 1 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Различение звучаний барабана и гармошки. Долгое и краткое произнесение слогов»
Цели занятия:- Формировать у ребенка потребность в устном общении.- Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.- Расширять представления ребенка о звучащих предметах,- Долгое и краткое ...

Конспект индивидуального занятия в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Тема: «Различение звучания барабана и бубна. Воспроизведение звукоподражаний»
Цели занятия:- Формировать у ребенка потребность в устном общении.- Развивать слуховое восприятие ребенка с нарушенным слухом.- Расширять представления ребенка о звучащих игрушках.- Эмоциональное разв...