Составление рассказа по плану, представленному графическими изображениями
план-конспект занятия (10 класс)

Берлянчик Оксана

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой на графические изображения, отражающие последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_03.10.24.doc689 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга

учителя класса ОР , учителя логопеда Берлянчик Оксаны Сергеевны,

Тема: «Составление рассказа по плану, представленному графическими изображениями»

Класс: 10 «Б»

Дата: 03 октября 2024 года

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

Цель урока

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой на графические изображения, отражающие последовательность событий.

Задачи урока

Коррекционно-образовательные: Обучение детей передаче содержания текста последовательно, выразительно, совершенствование навыка пересказа по составленному графическому плану

Коррекционно-развивающие:

Развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.

Активизация словарного запаса учащихся.    

Формирование коммуникативных умений и навыков.

Развитие монологической речи, слухового внимания, логического мышления, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные:

Умение вести себя на уроке.

Умение слушать учителя и своих одноклассников.

Формировать самоконтроль.

Воспитывать желание работать на занятии.

Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.

Ожидаемые результаты

(БУД – базовые учебные действия)

Предметные:

Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, проводить сравнение.

Личностные:

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Проявление положительного отношения к учебе.

Регулятивные:

Проявление самостоятельности в обучении.

Формирование умения выполнять задания  в течение определенного периода времени, от начала до конца,  с заданными качественными параметрами.

Познавательные:

Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

Коммуникативные:

Приобретение навыка эффективного поведения, преодоление коммуникативного барьера.

Адекватно соблюдать ритуалы поведения.

Педагогические технологии

  • технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровые технологии;
  • личностно – ориентированное взаимодействие ученика, учителя, учителя- логопеда;
  • технология активной сенсорной среды;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы, методические приемы

Методы:

  • развивающий;
  • словесный;
  • практические;
  • наглядный.

Методические приемы:

  • обращение к личному опыту ученика;
  • творческие задания.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Содержание

Организационный момент.

Введение в урок

Приветствовать детей, установить зрительный контакт. Дать установку на успешную деятельность.

Игровой метод: психологическая игра «Тепло ладоней». Предложить детям взяться за руки, осторожно пожать их и передать тепло своих ладоней друг другу.

Сообщение темы урока

Педагог демонстрирует детям листья с различных деревьев (березы, клена, осины и т.д.). Детям предлагается обследовать эти листья по следующим признакам: цвету, размеру, форме.

Далее даются задания:

сравнить листья и составить из них пары (листья с одного и того же дерева);

определить, какому растению (дереву, кустарнику) принадлежат листья;

назвать листья в соответствии с названием дерева (береза – березовый, клен – кленовый, осина – осиновый и т.п.);

сравнить листья с одного дерева.

Проблемный вопрос: одинаковы ли листья с одного и того же дерева? Что случилось с ними? Почему?

Способ проверки: сравнение.

Будем сегодня составлять рассказ по плану. А тема какая, какое время года? (осень)

Полина нам расскажет стихотворение про осень.

Picture background

Основная часть.

Организация познавательной деятельности, закрепление изученного ранее

Педагог предлагает детям отгадать загадки, найти отгадки (схематическое изображение), и поместить их на доску:

Приходит по луже, уходит по стуже (Осень).

По небу плывут, дождик несут (Облака).

Муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева – и пропала голова!» (Паутина).

Кто шляпу на ногу надевает? (Гриб).

Была зеленой маленькой, потом я стала аленькой (Ягода).

Физкультминутка

Упражнение «Мы – листики осенние» (под фонограмму):

Мы, листики осенние,

На веточке сидели.

Ветер дунул, полетели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Продолжение основной части

Составление рассказа «Осень» по графическому плану.

https://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image001.jpghttps://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image002.jpghttps://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image003.jpg

https://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image004.jpghttps://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image006.jpghttps://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image007.jpg

https://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image008.jpghttps://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image009.jpghttps://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image010.jpghttps://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image011.jpg

 Осенью солнышко мало греет. Часто идет дождь. Дует холодный ветер. Листья на деревьях желтеют и опадают. Ежи и медведи готовятся к спячке. Белка и зайчик меняют шубку. Белка готовит запасы на зиму: шишки, орехи, грибы. Насекомые прячутся под кору деревьев. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай овощей и фруктов.

Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка «Листья пожелтели, птицы улетели…»

Продолжение основной части

Чтение рассказа.

Педагог предлагает внимательно послушать рассказ И. Соколова-Микитова «Осень» с просмотром иллюстраций к рассказу.

«После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!»

Вопросы к тексту:

Какое время года наступает после знойного лета?

По какому небу бегут облака?

Что летает над землей в погожие, теплые дни?

Какие грибы растут по опушкам лесов?

Что рассыпано по кочкам в болотах?

Какая ягода краснеет на лесных полянах?

Упражнение «Подбери признак».

Осень (какая?) (Золотая, теплая, ранняя, поздняя, дождливая, серая...)

В рассказе какая осень? (Золотая).

Небо (какое?) (Прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, пасмурное, безоблачное…).

В рассказе какое небо? (Прозрачное, высокое).

Лето (какое?) (Знойное, жаркое, дождливое, теплое, солнечное, яркое и т.д.)

В рассказе какое лето? (Знойное).

Педагог повторно читает рассказ И. Соколова-Микитова «Осень».

Дети внимательно слушают рассказ. Пересказывают рассказ с опорой на графическую схему.

https://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image001.jpghttps://documents.infourok.ru/559ff380-3327-4940-b1cb-72e811edc9a8/0/image004.jpgPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture background

Рефлексия

Покажите смайлики с вашим настроением в конце урока. Спасибо всем.

Мониторинг

Вы порадовали всех. Какое задание понравилось? Какие задания были интересными? Что трудно в выполнении заданий?

Итог урока.

Оценка деятельности учащихся.

Педагог организует игру «Шум осеннего леса» с изготовленными осенними листьями. Дети под музыку выполняют движения с листочками по инструкции педагога. Мы сегодня замечательно позанимались, показали, что мы знаем и умеем.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

1.Цель урока достигнута, основные дидактические задачи урока решены.

2.Разнообразие видов деятельности в ходе урока, максимальная наглядность способствуют комфортному            обучению.

3.Повысилось положительное отношение к занятиям.

4.В ходе урока  проводится работа над осанкой учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме: "Создание графических изображений"

Конспект урока в 5 классе по программе Босовой Л.Л. на тему: "Создание графических изображений" . Урок начинается с просмотра фрагмента мультфильма" Незнайка - художник", после просмотра учащиеся форм...

План конспект по теме: Создание графических изображений

План конспект по теме: Создание графических изображений.Автор: Попова С. В. ГБОУ СОШ № 1195Предмет: Информатика и ИКТКласс: 7 классТема урока: Тема 3 Обработка графической информации, урок 3Цель: Пред...

Составление рассказа по серии сюжетных картинок со сжато представленным действием на тему: «Служу России»

Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию...

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробно представленным действием на тему: «Собака на льдине»

Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию...

Познавательный проект «Обучение детей с речевыми нарушениями составлению рассказа по опорным картинно-графическим схемам»

Цель:  Изучение эффективности использования метода  наглядного моделирования в процессе формирования связной монологической речи детей с речевыми нарушениями....