программа курса внеурочной деятельности
рабочая программа (6 класс)

программа курса внеурочной деятельности "Компьютерный час"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_kompyuternyy_chas.docx56.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНОВАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрена и принята

Педагогическим советом

протокол № 1 от 29.08.2024г.

Утверждена

Приказом директора

МБОУ Коноваловская СОШ

№ 981 от 31.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Компьютерный час»

для 7 класса

Учитель: Коковина

Марина Васильевна

                                       с. Коновалово          2024 г.

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность «Компьютерный час», введённым в учебный план «МБОУ Коноваловская СОШ»  5,6  класс, 1 час в неделю.

       Программа внеурочной деятельности «Компьютерная грамотность» составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009» с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционных школ VIII вида.

Актуальность  

       В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся коррекционных школ VIII вида в силу их психофизических особенностей.

      Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации.  Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

       Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.  

       В базисном учебном плане специальных (коррекционных) классов предусмотрены учебные часы на  формирование компьютерной грамотности обучающихся начиная с 7 класса.                                                

       Предлагаемый курс «Компьютерная грамотность» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в специальном учреждении.

Коррекционная направленность курса

       Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию личности каждого ребенка.

       В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы»), с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:

          - обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;

          - доступность материала;

          - научность;

          - осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;

          - концентрический принцип размещения материала, при котором одна  и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения раннее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем  систематического повтора и усложнения тренинга. С учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся в программе выделяются две ступени обучения:

          1. Подготовительно-ознакомительная  – 5, 6,  классы.

Основная цель курса

       Ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и  овладение техникой их практического применения.

Общие задачи курса

       1. Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.

       2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.

       3. Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.

       4. Повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.

Специальные задачи коррекционной школы

       Обучение по программе «Компьютерная грамотность» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:

          - активизировать  мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);

          - учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;

          - обогащать  активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;

          - развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).

 Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.

       

              I часть - подготовительно-ознакомительная  включает изучение следующих разделов:

- правила техники безопасности работы на компьютере;

- устройство компьютера;

- периферийные устройства компьютера;

- приемы работы на компьютере;

- виды информации;

- программа Paint;

- программа Word;

- программа Excel;

- программа Power Point.

Практическая значимость

       Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с проблемами здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации учащихся.  Работа по формированию алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков, с использованием компьютерных технологий.       При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

       В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека.  Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором всё более  решающую роль играют  компьютерные  технологии.

 Ожидаемый результат:

       К концу изучения курса «Компьютерная грамотность» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны

              знать:

          - устройство компьютера;

- правила техники безопасности работы на компьютере;

- программы Paint, Word, Excel, Power Point;

- компьютерную  сеть Интернет,  поиск нужной информации в сети;

- основные  понятия и термины электронной почты, получение,      подготовку и отправление  сообщений;

 уметь:

  - использовать полученные знания в практической деятельности.

  Выпускники специальной (коррекционной) школы должны уметь пользоваться компьютерными  ресурсами.

  Формы обучения:

  • Передача информации от учителя к ученику   -  устное изложение материала: рассказ, беседа,   объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.
  • Слово  учителя в  сочетании  со зрительным рядом -  демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.
  • Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.

                   Формы организации учебного процесса:

       - фронтальные

       - групповые

       - индивидуальные

       Формы  работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:

  •  диктант;
  • работа по индивидуальным карточкам;
  • цифровой диктант;
  • работа по опорным схемам;
  • ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.

                   Коррекционно-развивающие задания:

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).
  • Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).
  • Словарная работа (терминология).
  • Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).
  • Развитие памяти (игры: «Кто больше запомнит», «Кто больше знает», «Кто хочет стать отличником»)
  • Развитие связной речи (рассказ по  образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).
  • Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).

                Методическое обеспечение

  1. «Информатика: Учебник для 5 класса»  под редакцией Л.Л.Босовой.
  2. «Информатика: Учебник для  6 класса», под редакцией Л.Л.Босовой.

Учебник содержит необходимый теоретический материал. В данном учебнике  имеются разделы: «Материал для любознательных», «Компьютерный практикум», «Терминологический словарик», «Справочные материалы».        

  1. Компьютерные программы и видео уроки с сайта http://videouroki.net

Учебно-тематический план

5 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

                           

Кол-во  часов

№/дата проведения урока

Название  темы

Всего  

Теоретич.

Практич.

1 раздел

Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий.

2

1.1

Техника безопасности при работе на ПК.

1

1

-

1.2

Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

1

1

-

2 раздел

Что такое компьютер (2ч).

2

2.1

Что умеют  компьютеры.

1

1

-

2.2

Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).  

1

1

-

3 раздел

Устройство компьютера(13ч)

13

3.1

Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши.

2

1

1

3.2

 Обучение  работе  с манипулятором «мышь»  (левая и правая кнопка).

2

1

1

3.3

Заглавные и прописные   символы русского алфавита. Цифровые клавиши.

2

2

-

3.4

Числа и цифры.  Знаки и символы: «+»; «-»;  «=».

1

1

-

3.5

Клавиши управления курсором.

1

-

1

3.6

Клавиши: пробел, Shift,  Enter, Backspace, Delete.

2

1

1

3.7

Системный блок:  процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти.

3

3

-

4 раздел

Графический редактор(9ч.)

9

4.1

Запуск программы Paint.

2

1

1

4.2

Окно графического редактора Paint:  название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки.

2

1

1

4.3

 Работа с инструментами (карандаш,  кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник,  ластик).  

1

-

1

4.4

 Отмена внесённых изменений.  

1

-

1

4.5

 Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.

3

-

3

5 раздел

Текстовый редактор (8ч.)

8

5.1

Запуск программы Word. Окно текстового редактора:  название документа,  строка меню, панель инструментов, панель форматирования.

1

-

1

5.2

 Кнопка свернуть. Кнопка закрыть.

1

-

1

5.3

Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки.

1

-

1

5.4

Набор текста. Исправление ошибок.

1

-

1

5.5

Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.

1

-

1

5.6

4 кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы.

1

1

5.7

Кнопка, для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом.

1

-

1

5.8

Кнопка для подчёркивания выделенного фрагмента  текста. Изменение цвета текста

1

-

1

Итого

34

Содержание разделов программы

5 класс

Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий (2 ч.).

Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

Что такое компьютер (2ч).

Что умеют  компьютеры. Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

 Устройство компьютера(13ч). Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши.  Обучение  работе с манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка).Заглавные и прописные символы русского алфавита. Цифровые клавиши. Числа и цифры. Знаки и символы: «+»; «-»;  «=». Клавиши управления курсором.  Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Delete.Системный блок:  процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти.

 Графический редактор(9ч.):

Запуск программы Paint. Окно графического редактора Paint:  название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Работа с инструментами (карандаш,  кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник,   многоугольник,  ластик).   Отмена внесённых изменений.  

 Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.

 Текстовый редактор (8ч.)

 Запуск программы Word. Окно текстового редактора:  название документа,  строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Кнопка свернуть. Кнопка закрыть. Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки. Набор текста. Исправление ошибок. Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.4 кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы. Кнопка, для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом. Кнопка для подчёркивания выделенного фрагмента  текста. Изменение цвета текста.

Учебно-тематический план

6 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

    Кол-во  часов

№/дата проведения урока

Название  темы

Всего  

Теоретич.

Практич.

6 раздел

Правила техники безопасности при работе с компьютером

2ч.

6.1

Персональный компьютер - универсальное устройство для работы с информацией. Техника безопасности в компьютерном классе

1

1

-

6.2

Программное и аппаратное  обеспечение  компьютера

1

1

-

7 раздел

Устройство компьютера 

10ч.

7.1

Программы и файлы. СD  и DVD диски.

1

1

-

7.2

Работа с мышью. Левая, правая клавиша мыши,  колёсико. Курсор.

1

-

1

7.3

Вид курсора в зависимости от задачи

1

1

7.4

Клавиши управления курсором. Клавиши: пробел, Shift,   Enter, Backspace,  Caps Lock, Delete.

1

-

1

7.5

Монитор персонального компьютера.

1

1

-

7.6

Периферийные устройства  ввода и вывода информации.

1

1

-

7.7

 

Операционная система.

1

1

-

7.8

Организация данных в системе Windows.   Создание папок и файлов.

1

1

-

7.9

Нахождение нужного файла через проводник  или через функцию Поиск.

2

1

1

8 раздел

Текстовый редактор Word   

18

8.1

Запуск программы  Word. Внешний вид программы Word.

2

1

1

8.2

Создание документа.  

2

1

1

8.3

Панель форматирования, вкладка «Главная».

1

1

-

8.4

Буфер обмена (копировать, вставить, вырезать).

1

-

1

8.5

Шрифт,  абзац, стили, редактирование. Набор текста.

2

1

1

8.6

Оформление заголовка текста.  

1

1

8.7

WordArt – одна из функций текстового редактора Word.

2

1

1

8.8

Применение различных вариантов оформления заголовка текста, буквицы в начале текста.

1

1

8.9

Текстовый редактор  Word.  Вкладка «Вставка».

2

1

1

8.10

Оформление текста картинками. Сборник изображений  ClipArt.

1

1

8.11

Оформление титульного листа.   Надпись титульной страницы

1

1

8.12

Фигуры (геометрические фигуры, линии, фигурные стрелки, звёзды и ленты).

2

1

1

Итого

34

Содержание разделов программы

6 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

  Правила техники безопасности при работе с компьютером. (2ч)

Персональный компьютер - универсальное устройство для работы с информацией. Программное и аппаратное  обеспечение  компьютера.

Устройства компьютера(10ч). 

Программы и файлы. СD  и DVD диски. Работа с мышью. Левая, правая клавиша мыши,  колёсико. Курсор. Вид курсора в зависимости от задачи. Клавиши управления курсором. Клавиши: пробел, Shift,   Enter, Backspace,  Caps Lock, Delete. Монитор персонального компьютера.  Периферийные устройства  ввода и вывода информации.  Операционная система.

 Организация данных в системе Windows.   Создание папок и файлов.

Нахождение нужного файла через проводник  или через функцию Поиск.

Графический редактор  Paint (8ч).

Запуск программы Paint. Панель инструментов. Палитра. Создание  цветного рисунка. Сохранение  в  файле  созданного рисунка. Считывание  рисунка  из файла и его редактирование. Как увеличить область рисования. Как задать размеры рисунка.   Перемещение по рисунку больших размеров. Уменьшение рисунка. Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.  Надписи внутри рисунков. Выбор основного цвета, выбор шрифта, выбор размера шрифта.

Просмотр  и печать  рисунка.

Текстовый редактор  Word (14ч). 

Запуск программы  Word. Внешний вид программы Word.Создание документа.  

 Панель форматирования, вкладка «Главная». Буфер обмена (копировать, вставить, вырезать). Шрифт,  абзац, стили, редактирование. Набор текста.

 Оформление заголовка текста.  WordArt – одна из функций текстового редактора Word.Применение различных вариантов оформления заголовка текста, буквицу в начале текста. Текстовый редактор  Word.  Вкладка Вставка. Оформление текста картинками. Сборник изображений  ClipArt.Оформление титульного листа.   Надпись титульной страницы. Фигуры (геометрические фигуры, линии, фигурные стрелки, звёзды и ленты).

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Графический редактор Paint

Перед вами две колонки, в которых приведены части словосочетаний, относящихся к информатике или к устройству и работе компьютера. Постарайтесь найти  эти словосочетания !

1

Администратор

сеть

2

База

дискета

3

Виртуальная

технологии

4

Глобальная

информации

5

Графический

данных

6

Двоичный

диск

7

Двухмерный

модель

8

Алгоритм

каталог

9

Жесткий

файл

10

Загрузочная

алгоритм

11

Звуковая

редактор

12

Информационные

массив

13

Искусственный

программа

14

Кодирование

Евклида

15

Корневой

сети

16

Линейный

интеллект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...