Конспект логопедического занятия.
план-конспект
Конспект логопедического занятия в рамках методического марафона "Неделя специалистов".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект
индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия
для обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальным нарушением).
Тема «Признаки весны. Составление повествовательного рассказа с опорой на наглядно-графические схемы».
Учитель-логопед: Загородних Н.А.
К данному коррекционно-развивающему занятию поставлены коррекционно-образовательная (ведущая) и коррекционно-развивающие задачи (указание на объекты коррекционно-педагогического воздействия-планируемые достижения, опознаваемые в действиях обучающегося). По ведущей задаче сформирована тема занятия. Несформированность определённых нравственных качеств является проявлением нарушения эмоционального развития (задача становится коррекционно-развивающей). Кроме того, в данном случае, подобранный текст, беседа - не позволяют решать никаких воспитательных задач.
Коррекционно-образовательная задача:
- Углубить знания по составлению повествовательного рассказа с опорой на заданные наглядно - графические схемы.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Речевой блок. Развитие устной речи.
- Развивать лексическую подсистему речевого умения через увеличение объёма номинативного, предикативного и атрибутивного словаря по теме «Весна. Признаки весны».
- Развивать умение составлять предложение с определённым количеством слов (2-3 слова).
- Развивать умение развития и организации семантической структуры слов (понимание смысла используемых слов).
- Развивать грамматическую подсистему речевого умения через формирование навыка словоизменения на уровне словосочетания, предложения, связного текста: согласование прилагательных с существительными; согласование сказуемых с существительными.
- Познавательный блок. Развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.
- Формировать умение наглядного отображения отношений между понятиями, множествами объектов (круги Эйлера «весна» - «осень»).
- Развивать умение проводить сравнение, устанавливать сходство между объектами («солнце» - «одуванчик»).
- Развивать умение выделения (вычленения) существенных деталей сюжетного изображения («фотографирование»).
- Совершенствовать умение дифференцировать природные звуки весеннего леса.
- Совершенствовать умение слухового восприятия речевых звуков.
- Развивать двигательную координацию.
- Совершенствовать статическую координацию движений (навыки удержания пальцевой позы.
Предварительная работа.
- Знакомство с признаками весны. Рассматривание картин, слайдовых презентаций.
- Компьютерные и дидактические игры на развитие ориентировки временных причинно-следственных отношений.
Методы и приемы:
- игровые (компьютерные и дидактические игры, игры на развитие общей и мелкой моторики, воображаемые ситуации);
- словесные (проговаривание речевого материала, стихотворной формы при выполнении движений; пояснение, похвала, напоминание);
- наглядные (картинный материал, схемы предложений);
- практические (совместные действия педагога и обучающегося, «скатывание» солнца из проволоки, тактильное обследование реальных объектов).
Оборудование, действующие лица:
- логопедический компьютерный стол, круги Эйлера, ритмические палочки, нейродорожка на двигательную координацию движений ног, сюжетная картина «Весна», сюжетные картинки «Признаки весны», живые веточки с набухшими почками, картинки со словами-квазиомонимами (почка-бочка), жёлтая синельная проволока, изображение предметов (солнце-одуванчик), аудиозапись («Звуки весеннего леса»), весенние цветы, фотоаппарат, заданные графические схемы предложений.
- учитель-логопед, обучающийся.
Ход занятия.
План занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающегося. (Возможные затруднения). | Время |
1.Организационный момент. | Приветствие. Подведение к самостоятельному определению и называнию темы занятия: «Сегодня занятие интересное. О чем мы будем говорить, ты догадаешься сам». Фонопедическое, артикуляционное, ритмическое упражнение «Весна пришла». Использование ритмических палочек. «Продолжаем тренироваться произносить звук [р]». Стихотворение с интонационным акцентированием на слове «весна»: ра-ра-ра - к нам пришла весна; ро-ро-ро – на улице тепло; ру-ру-ру – долго ждали мы весну; ры-ры-ры – не хватало нам весны; ра-ра-ра – наконец, пришла весна! «Какое слово я выделяла голосом? О чём мы будем говорить на занятии?» «Правильно». | Ответ на приветствие (знание ритуала приветствия). Повтор слоговых цепочек с использованием ритмических палочек. «На занятии мы будем говорить о весне». (может дать однословный ответ. Ответ должен быть развёрнутым с опорой на последнее слово вопроса). | 3 мин. |
2.Основная часть. Актуализация знаний. 3.Актуализация знаний. Изучение нового материала. | 1.Компьютерная дидактическая игра на дифференциацию предметов по временам года: осень-весна. «Посмотри внимательно на предметы. Какие из них относятся к весне? Найди и назови (уточнение: «Какие предметы надо найти?») 2.Круги Эйлера. «Я видела, что тебе трудно выбрать некоторые предметы. Давай мы «доиграем» и разберёмся в этой игре». Распределение картинок по временам года. Общая пересекающаяся часть. 3.Активизация, уточнение номинативного и предикативного словаря. «Отправимся на прогулку в весенний парк по нашей тропинки слов. Использование нейродорожки. Работаем со словами (с.). Использование сюжетных картинок. «Что это? Что сделала весна? Что это? Что делает солнце?» Лексика: весна, пришла, солнце, светит, греет, снег, растаял, проталины, виднеются, видны, ручей, бежит, журчит, цветы (подснежники), расцвели, растут, почки, набухают, птицы прилетели. 4.Словарная работа (семантика): «проталины», «подснежники», «набухают». Формирование слоговой структуры. Темпо-ритмический рисунок слова: ладони, колени, ноги. Использование 2-х картинок со словами - квазиомонимами (почка-бочка); реального объекта – живые ветки дерева (наблюдение, тактильное обследование). 5.ПОВТОР: «Повторяем наши весенние слова». 6.Развитие навыка словоизменения на уровне словосочетания. «На что похоже? Что весной круглое, жёлтое, яркое?» «А ещё наш клубок похож на цветы- одуванчики». Сравнение+отработка грамматических категорий. Использование картины. «Какое солнце? И одуванчик….» Лексика: жёлтое-жёлтый, круглое-круглый, яркое-яркий. 4. «Мы пришли в весенний парк. Использование на доске картины «Весна». Устали. Надо немного отдохнуть. Сядем на лавочку и послушаем звуки весеннего парка». Использование аудиозаписи. «Что ты слышишь?» | «Весенние предметы». (затруднение в образовании относительного прилагательного). Находит и называет. (возможные ошибки: сапоги, плащ). Распределяет картинки еще раз Повтор с уточнением. Называет слово с опорой на последнее слово вопроса. «Это весна. Весна пришла». (однословные ответы. Необходимо жестовое, интонационное указание на наглядность (картинку), Объясняет смысл слов с опорой на наглядность и наблюдение, исследование реальных объектов. (нарушение слоговой структуры слова «подснежник»). Выполнение упражнения. (нарушение дифференциации звуков: [п]очка-[б]очка). Повторяет с наматывание проволоки на руку (подключение моторной программы). Ответ: «солнце». Сравнивает. (неправильное согласование частей речи. Исправление. Отражённое проговаривание за учителем-логопедом). Ответ: «Журчит ручей. Капель. Песня птиц». (замена: капает вода. Повтор за учителем-логопедом: «Капель»). | 4 мин. 10 мин. |
4.Пальчиковая гимнастика. | «Кроме подснежников и одуванчиков распускаются весной и другие цветы. Это тюльпаны. Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, пальцы округлить). Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальчики в стороны). Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцами вместе-врозь). Дружно дают под землёй корешки (положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести)». | Выполняет движения. | 1 мин. |
5.Дыхательная гимнастика. | «Почувствуем запах (аромат) весенних цветов. Это запах чистоты, красоты природы». | Выполняет дыхательную гимнастику. Вдох – нос, выдох - рот - (ветерок) на цветок (2 раза). | 1 мин. |
6.Закрепление пройденного материала. | ПОВТОР «О чём мы говорим на занятии?» «Найди в нашем парке все «весенние» слова. Будешь их находить и фотографировать». Повтор инструкции. «Что надо сделать?» При нахождении прикрепление схем предложений (на каждую «фотографию»). « Вот. Все наши слова. Они подружились друг с другом. У нас получились предложения (п.)». Проговариваем их. «Всё занятии мы говорили о каком времени года? Если мы понимаем, о чём наши предложения, у нас получается рассказ (р.). Рассказ о чём? На большую картинку прикрепляются схемы. Слова-предложения-рассказ (от простого к сложному). ПОВТОР. Общие движения +мелкая моторика. «Потихоньку тает снег, Солнце пригревает. На деревьях листьев нет, Почки набухают. Больше нет снеговиков — Утекли ручьями. Вместо санок и коньков Самокат достанем». «Выезжаем из весеннего парка». | Ответ. (однословный ответ. Опора на последнее словосочетание: На занятии…). Нахождение и проговаривание весенних примет «фотографирование». (помощь в концентрации внимания. Использование указки). Составляет предложения по наглядно-графическим схемам. (направляющая помощь – первый слог , в назывании сказуемых). «Мы говорили о весне. Рассказ о весне». Выполняет движения. | 10 мин. |
7.Итог | Оценка деятельности. | 1 мин. | |
30 мин. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...

конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"
Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...
