Конспект логопедического занятия.
план-конспект

Загородних Наталия Анатольевна

Конспект логопедического занятия в рамках методического марафона "Неделя специалистов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesna_2025g.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект

индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия

для обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальным нарушением).

Тема «Признаки весны. Составление повествовательного рассказа с опорой на наглядно-графические схемы».

Учитель-логопед: Загородних Н.А.

К данному коррекционно-развивающему занятию поставлены коррекционно-образовательная (ведущая) и коррекционно-развивающие задачи (указание на объекты коррекционно-педагогического воздействия-планируемые достижения, опознаваемые в действиях обучающегося). По ведущей задаче сформирована тема занятия. Несформированность определённых нравственных качеств является проявлением нарушения эмоционального развития (задача становится коррекционно-развивающей). Кроме того, в данном случае, подобранный текст, беседа -  не позволяют решать никаких воспитательных задач.

Коррекционно-образовательная задача:

  1. Углубить знания по составлению повествовательного рассказа с опорой на заданные наглядно - графические схемы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Речевой блок. Развитие устной речи.
  1. Развивать лексическую подсистему речевого умения через увеличение объёма номинативного, предикативного и атрибутивного словаря по теме «Весна. Признаки весны».
  2. Развивать умение составлять предложение с определённым количеством слов (2-3 слова).
  3. Развивать умение развития и организации семантической структуры слов (понимание смысла используемых слов).
  4. Развивать грамматическую подсистему речевого умения через формирование навыка словоизменения на уровне словосочетания, предложения, связного текста: согласование прилагательных с существительными; согласование сказуемых с существительными.
  1. Познавательный блок. Развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.
  1. Формировать умение наглядного отображения отношений между понятиями, множествами объектов (круги Эйлера «весна» - «осень»).
  2. Развивать умение проводить сравнение, устанавливать сходство между объектами («солнце» - «одуванчик»).
  3. Развивать умение выделения (вычленения) существенных деталей сюжетного изображения («фотографирование»).
  4. Совершенствовать умение дифференцировать природные звуки весеннего леса.
  5. Совершенствовать умение слухового восприятия речевых звуков.
  6. Развивать двигательную координацию.
  7. Совершенствовать статическую координацию движений (навыки удержания пальцевой позы.

Предварительная работа.

  1. Знакомство с признаками весны. Рассматривание картин, слайдовых презентаций.
  2. Компьютерные и дидактические игры на развитие ориентировки временных причинно-следственных отношений.

Методы и приемы:

  1. игровые (компьютерные и дидактические игры, игры на развитие общей и мелкой моторики, воображаемые ситуации);
  2. словесные (проговаривание речевого материала, стихотворной формы при выполнении движений; пояснение, похвала, напоминание);
  3. наглядные (картинный материал, схемы предложений);
  4. практические (совместные действия педагога и обучающегося, «скатывание» солнца из проволоки, тактильное обследование реальных объектов).

Оборудование, действующие лица:

- логопедический компьютерный стол, круги Эйлера, ритмические палочки, нейродорожка на двигательную координацию движений ног, сюжетная картина «Весна», сюжетные картинки «Признаки весны», живые веточки с набухшими почками, картинки со словами-квазиомонимами (почка-бочка), жёлтая синельная проволока, изображение предметов (солнце-одуванчик), аудиозапись («Звуки весеннего леса»), весенние цветы, фотоаппарат, заданные графические схемы предложений.

- учитель-логопед, обучающийся.

Ход занятия.

План занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающегося.

(Возможные затруднения).

Время

1.Организационный момент.

Приветствие.

Подведение к самостоятельному определению и называнию темы занятия:

«Сегодня занятие интересное. О чем мы будем говорить, ты догадаешься сам».

Фонопедическое, артикуляционное, ритмическое упражнение «Весна пришла». Использование ритмических палочек.

«Продолжаем тренироваться произносить звук [р]». Стихотворение с интонационным акцентированием на слове «весна»:

ра-ра-ра - к нам пришла весна;

ро-ро-ро – на улице тепло;

ру-ру-ру – долго ждали мы весну;

ры-ры-ры – не хватало нам весны;

ра-ра-ра – наконец, пришла весна!

«Какое слово я выделяла голосом? О чём мы будем говорить на занятии

«Правильно».

Ответ на приветствие (знание ритуала приветствия).

Повтор слоговых цепочек с использованием ритмических палочек.

«На занятии мы будем говорить о весне».

(может дать однословный ответ. Ответ должен быть развёрнутым с опорой на последнее слово вопроса).

3 мин.

2.Основная часть.

Актуализация знаний.

3.Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

1.Компьютерная дидактическая игра на дифференциацию предметов по временам года: осень-весна.

«Посмотри внимательно на предметы. Какие из них относятся к весне? Найди и назови (уточнение: «Какие предметы надо найти?»)

2.Круги Эйлера.

«Я видела, что тебе трудно выбрать некоторые предметы. Давай мы «доиграем» и разберёмся в этой игре».

Распределение картинок по временам года. Общая пересекающаяся часть.

3.Активизация, уточнение номинативного и предикативного словаря.

«Отправимся на прогулку в весенний парк по нашей тропинки слов. Использование нейродорожки.

Работаем со словами (с.).

Использование сюжетных картинок.

«Что это? Что сделала весна?

Что это? Что делает солнце?»

Лексика: весна, пришла, солнце, светит, греет, снег, растаял, проталины, виднеются, видны, ручей, бежит, журчит, цветы (подснежники), расцвели, растут, почки, набухают, птицы прилетели.

4.Словарная работа (семантика): «проталины», «подснежники», «набухают».

Формирование слоговой структуры. Темпо-ритмический рисунок слова: ладони, колени, ноги.

Использование 2-х картинок со словами - квазиомонимами (почка-бочка); реального объекта – живые ветки дерева (наблюдение, тактильное обследование).

5.ПОВТОР:

«Повторяем наши весенние слова».

6.Развитие навыка словоизменения на уровне словосочетания.

«На что похоже? Что весной круглое, жёлтое, яркое?»

«А ещё наш клубок похож на цветы- одуванчики».

Сравнение+отработка грамматических категорий.

Использование картины.

«Какое солнце? И одуванчик….»

Лексика: жёлтое-жёлтый, круглое-круглый, яркое-яркий.

4. «Мы пришли в весенний парк.

Использование на доске картины «Весна». Устали. Надо немного отдохнуть. Сядем на лавочку и послушаем звуки весеннего парка».

Использование аудиозаписи.

«Что ты слышишь?»

«Весенние предметы».

(затруднение в образовании относительного прилагательного).

Находит и называет.

(возможные ошибки: сапоги, плащ).

Распределяет картинки еще раз Повтор с уточнением.

Называет слово с опорой на последнее слово вопроса.

«Это весна. Весна пришла».

(однословные ответы. Необходимо жестовое, интонационное указание на наглядность (картинку),

Объясняет смысл слов с опорой на наглядность и наблюдение, исследование реальных объектов.

(нарушение слоговой структуры слова «подснежник»).

Выполнение упражнения.

(нарушение дифференциации звуков: [п]очка-[б]очка).

Повторяет с наматывание проволоки на руку (подключение моторной программы).

Ответ: «солнце».

Сравнивает.

(неправильное согласование частей речи. Исправление. Отражённое проговаривание за учителем-логопедом).

Ответ: «Журчит ручей. Капель. Песня птиц».

(замена: капает вода. Повтор за учителем-логопедом: «Капель»).

4 мин.

10 мин.

4.Пальчиковая гимнастика.

«Кроме подснежников и одуванчиков распускаются весной и другие цветы. Это тюльпаны.

Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, пальцы округлить).

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальчики в стороны).

Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцами вместе-врозь).

Дружно дают под землёй корешки (положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести)».

Выполняет движения.

1 мин.

5.Дыхательная гимнастика.

«Почувствуем запах (аромат) весенних цветов. Это запах чистоты, красоты природы».

Выполняет дыхательную гимнастику. Вдох – нос, выдох - рот - (ветерок) на цветок (2 раза).

1 мин.

6.Закрепление пройденного материала.

ПОВТОР

«О чём мы говорим на занятии

«Найди в нашем парке все  «весенние» слова. Будешь их находить и фотографировать».

Повтор инструкции.

«Что надо сделать?»

При нахождении прикрепление схем предложений (на каждую «фотографию»).

« Вот. Все наши слова. Они подружились друг с другом. У нас получились предложения (п.)». Проговариваем их.

«Всё занятии мы говорили о каком времени года? Если мы понимаем, о чём наши предложения, у нас получается рассказ (р.). Рассказ о чём?

На большую картинку прикрепляются  схемы.

Слова-предложения-рассказ (от простого к сложному).

ПОВТОР. Общие движения

+мелкая моторика.

«Потихоньку тает снег,

Солнце пригревает.

На деревьях листьев нет,

Почки набухают.

Больше нет снеговиков —

Утекли ручьями.

Вместо санок и коньков

Самокат достанем».

«Выезжаем из весеннего парка».

Ответ.

(однословный ответ. Опора на последнее словосочетание:

На занятии…).

Нахождение и проговаривание весенних примет «фотографирование».

(помощь в концентрации внимания. Использование указки).

Составляет предложения по наглядно-графическим схемам.

(направляющая помощь – первый слог , в назывании сказуемых).

«Мы говорили о весне. Рассказ о весне».

Выполняет движения.

10 мин.

7.Итог

Оценка деятельности.

1 мин.

30 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....