Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" для 9 класса по теме: «Количественные представления. Один/много».
методическая разработка (9 класс)

Татаренко Ирина Сергеевна

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" для 9 класса по теме: «Количественные представления. Один/много». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по предмету «Математические представления»

для 9 класса

по теме: «Количественные представления. Один/много».

Татаренко Ирина Сергеевна,

учитель индивидуального обучения

ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка предназначена для учителей школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития 2 вариант.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадают в ситуации, требующие от них использования математических знаний. Создание практических ситуаций, в которых дети лучше овладевают элементарными представлениями, осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. Все задания способствуют развитию внимания, памяти, развитию мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации. Поэтому педагог связывает новый материал с пройденным, устанавливая взаимосвязь между уже имеющимися знаниями и вновь приобретаемыми, вовлекает детей в процесс обучения, воспроизводя имеющиеся знания и опираясь на их прошлый опыт. При этом он широко использует наглядность: предметные пособия, дидактический раздаточный материал, графические изображения, иллюстрации. Новый материал разбивается на небольшие, логически завершённые «порции».

В данной методической разработке раскрываются приемы проведения урока по теме: «Количественные представления. Один/много», для обучающегося 9 класса «Особый ребёнок». При разработке урока учитывались психофизические особенности обучающегося, для которого характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в тяжелой степени. Ребенок не владеет вербальной речью, но может вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, графических изображений. Понимает обращенную к нему речь, эмоционально реагирует на речевую информацию. Выполнение целенаправленных движений осложняется большим количеством стереотипных движений и низкой концентрацией произвольного внимания. Уровень развития мелкой моторики позволяет ученику захватывать, удерживать и манипулировать предметами.

Цель: Повторение первичных количественных представлений: «один», «много».

Задачи:

Образовательные:

- Тренировать навык соотнесения графических символов «один», «много» с количеством предметов.

- Учить узнавать на графических изображениях соответствующее количество предметов

Коррекционно-развивающие:

- Продолжать развивать умения выполнять манипулятивные действия с предметами и материалами в контексте задания.

- Продолжать развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные:

- Воспитывать позитивное отношение к совместным действиям с учителем.

Оборудование и материалы: колокольчик, матрёшка, контейнер с водой и рыбками, фрукты (счётный материал), детали из фетра (дерево, птицы, снежинки), графические символы по теме «один», «много».

Планируемые результаты:

- Различает предметы по количественному признаку «один/много»

- Соотносит графическое изображение предметов с понятием "один/много"

- Выполняет манипулятивные действия с предметами, предлагаемыми в ходе урока, по физической подсказке (в случае необходимости – с физической помощью):

- разбирает и собирает матрёшку,

- сортирует фрукты (счётный материал)

- «ловит» руками рыбок и кладёт их в контейнер

- открепляет снежинки из фетра с фланелеграфа.

- Следит за действиями своих рук.

- Принимает помощь взрослого при выполнении совместных действий (не убирает руку, не проявляет негативно окрашенных эмоциональных реакций).

Методы и приёмы: интеграция словесного, практического и наглядного методов как единственно доступных для данной категории детей

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

Привлекает внимание к гостям.

Предлагает поздороваться.

Проверяет позиционирование учащегося, дает инструкции по изменению положения, оказывает необходимую помощь.

Сообщает о начале урока, предлагает позвонить в колокольчик.

Отмечает в расписании урок

Здоровается с гостями при помощи графических символов (выбор из 2-х альтернатив).

Старается самостоятельно выпрямить спину, поставить правильно ноги.

Звонит в колокольчик.

Выбирает графический символ "математика" из двух альтернатив

Мотивационный этап

Спрашивает, сколько гостей пришло на урок.

Сообщает, что на уроке будут говорить о понятиях "один", "много".

Выбирает графический символ "много" из двух альтернатив.

Выбирает по очереди из двух альтернатив графические символы "один", "много".

Этап закрепления изученного материала

Упражнение : "Матрешка"

Демонстрирует ученику матрешку.

Спрашивает, сколько у нас матрешек.

Обращает внимание, что матрешка тяжелая. Предлагает разобрать матрешку и посмотреть что внутри.

Спрашивает, сколько матрешек стало.

Предлагает сложить матрешек обратно.

Спрашивает, сколько теперь матрешек.

Отвечает на вопросы выбирая графический символ из 2-х альтернатив.

Разбирает матрешку по заданию учителя. Выполняет действия с необходимой помощью учителя.

Отвечает на вопросы выбирая графический символ из 2-х альтернатив.

Собирает матрешку по заданию учителя. Выполняет действия с необходимой помощью учителя.

Отвечает на вопросы выбирая графический символ из 2-х альтернатив.

Упражнение: "Фрукты"

Предъявляет ученику контейнер с фруктами (счётный материал).

Спрашивает, сколько фруктов в контейнере.

Предлагает рассортировать фрукты в две корзины.

Спрашивает, сколько в корзинах груш и яблок.

Отвечает на вопросы учителя выбирая верный графический символ из 2-х альтернатив.

Сортирует фрукты (счетный материал) в корзины по заданию.

Упражнение: "Рыбки"

Демонстрирует контейнер с водой и рыбками.

Задает вопрос, сколько рыбок плавает в воде.

Предлагает поймать рыбок и сложить в корзину.

Задает вопросы:-сколько рыбок поймали?-сколько осталось в воде?

Отвечает на вопросы учителя выбирая верный графический символ из двух альтернатив.

Достает рыбок из воды и складывает в корзину.

Физминутка: «Раз, два, три, четыре, пять».

Предлагает отдохнуть. Проводит физминутку.

Раз - подняться, потянуться, (потянулись)

Два - согнуться, разогнуться, (наклониться и выпрямиться)

Три - в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши)

Головою три кивка. (движения головой)

На четыре - руки шире, (руки в стороны)

Пять - руками помахать, (махи руками)

Выполняет движения по ходу текста самостоятельно или с физической подсказкой педагога.

Этап систематизации и обобщения

Упражнение: «Картина из фетра»

Предлагает рассмотреть картину из фетра с изображением дерева. Обращает внимание на птиц на дереве.

Спрашивает, сколько птичек сидит на дереве.

-На дерево прилетели еще птицы.

Прикрепляет птиц.

Спрашивает, сколько теперь стало птичек?

- Подул ветер, птички испугались и улетели. Сколько птичек осталось?

Обращает внимание на снежинки.

Спрашивает, сколько снежинок на картине?

Предлагает убрать часть снежинок.

Задает вопросы:- сколько теперь снежинок на картине?- сколько снежинок убрали?

Отвечает на вопросы учителя выбирая верный графический символ из двух альтернатив.

Открепляет от фланелеграфа снежинки и отдаёт их учителю.

Отвечает на вопросы выбирая верный графический символ из двух альтернатив.

Упражнение : «Наводим порядок»

Предъявляет фланелеграф, с разделительной полосой, в одной части графический символ "много", в другой - "один". Просит взять конкретное изображение из двух предложенных и расположить его в верной части фланелеграфа.

Выбирает заданный графический символ из двух предложенных и располагает на фланелеграфе.

Итоговый этап

Проводит анализ урока, выделяя основные моменты.

Повторяет все виды деятельности, совершенные на уроке, выделяет основные достижения обучающегося в ходе урока.

Сообщает об окончании урока.

Смотрит, слушает, отвечает на вопросы, выбирая соответствующие графические символы.

Звонит в колокольчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.

Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме: "Количественные представления. Много – мало."

Класс: 1 «Г» (доп.)Предмет: математические представления.Тема урока: Количественные представления. Много – мало.Цель урока: формирование количественных представлений «много-мал...