Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" для 9 класса по теме: «Количественные представления. Один/много».
методическая разработка (9 класс)
Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" для 9 класса по теме: «Количественные представления. Один/много».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по предмету «Математические представления»
для 9 класса
по теме: «Количественные представления. Один/много».
Татаренко Ирина Сергеевна,
учитель индивидуального обучения
ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка предназначена для учителей школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития 2 вариант.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадают в ситуации, требующие от них использования математических знаний. Создание практических ситуаций, в которых дети лучше овладевают элементарными представлениями, осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. Все задания способствуют развитию внимания, памяти, развитию мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации. Поэтому педагог связывает новый материал с пройденным, устанавливая взаимосвязь между уже имеющимися знаниями и вновь приобретаемыми, вовлекает детей в процесс обучения, воспроизводя имеющиеся знания и опираясь на их прошлый опыт. При этом он широко использует наглядность: предметные пособия, дидактический раздаточный материал, графические изображения, иллюстрации. Новый материал разбивается на небольшие, логически завершённые «порции».
В данной методической разработке раскрываются приемы проведения урока по теме: «Количественные представления. Один/много», для обучающегося 9 класса «Особый ребёнок». При разработке урока учитывались психофизические особенности обучающегося, для которого характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в тяжелой степени. Ребенок не владеет вербальной речью, но может вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, графических изображений. Понимает обращенную к нему речь, эмоционально реагирует на речевую информацию. Выполнение целенаправленных движений осложняется большим количеством стереотипных движений и низкой концентрацией произвольного внимания. Уровень развития мелкой моторики позволяет ученику захватывать, удерживать и манипулировать предметами.
Цель: Повторение первичных количественных представлений: «один», «много».
Задачи:
Образовательные:
- Тренировать навык соотнесения графических символов «один», «много» с количеством предметов.
- Учить узнавать на графических изображениях соответствующее количество предметов
Коррекционно-развивающие:
- Продолжать развивать умения выполнять манипулятивные действия с предметами и материалами в контексте задания.
- Продолжать развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
- Воспитывать позитивное отношение к совместным действиям с учителем.
Оборудование и материалы: колокольчик, матрёшка, контейнер с водой и рыбками, фрукты (счётный материал), детали из фетра (дерево, птицы, снежинки), графические символы по теме «один», «много».
Планируемые результаты:
- Различает предметы по количественному признаку «один/много»
- Соотносит графическое изображение предметов с понятием "один/много"
- Выполняет манипулятивные действия с предметами, предлагаемыми в ходе урока, по физической подсказке (в случае необходимости – с физической помощью):
- разбирает и собирает матрёшку,
- сортирует фрукты (счётный материал)
- «ловит» руками рыбок и кладёт их в контейнер
- открепляет снежинки из фетра с фланелеграфа.
- Следит за действиями своих рук.
- Принимает помощь взрослого при выполнении совместных действий (не убирает руку, не проявляет негативно окрашенных эмоциональных реакций).
Методы и приёмы: интеграция словесного, практического и наглядного методов как единственно доступных для данной категории детей
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап | Привлекает внимание к гостям. Предлагает поздороваться. Проверяет позиционирование учащегося, дает инструкции по изменению положения, оказывает необходимую помощь. Сообщает о начале урока, предлагает позвонить в колокольчик. Отмечает в расписании урок | Здоровается с гостями при помощи графических символов (выбор из 2-х альтернатив). Старается самостоятельно выпрямить спину, поставить правильно ноги. Звонит в колокольчик. Выбирает графический символ "математика" из двух альтернатив |
Мотивационный этап | Спрашивает, сколько гостей пришло на урок.
Сообщает, что на уроке будут говорить о понятиях "один", "много". | Выбирает графический символ "много" из двух альтернатив. Выбирает по очереди из двух альтернатив графические символы "один", "много". |
Этап закрепления изученного материала | Упражнение : "Матрешка" Демонстрирует ученику матрешку. Спрашивает, сколько у нас матрешек. Обращает внимание, что матрешка тяжелая. Предлагает разобрать матрешку и посмотреть что внутри. Спрашивает, сколько матрешек стало. Предлагает сложить матрешек обратно.
Спрашивает, сколько теперь матрешек. | Отвечает на вопросы выбирая графический символ из 2-х альтернатив. Разбирает матрешку по заданию учителя. Выполняет действия с необходимой помощью учителя. Отвечает на вопросы выбирая графический символ из 2-х альтернатив. Собирает матрешку по заданию учителя. Выполняет действия с необходимой помощью учителя. Отвечает на вопросы выбирая графический символ из 2-х альтернатив. |
Упражнение: "Фрукты" Предъявляет ученику контейнер с фруктами (счётный материал). Спрашивает, сколько фруктов в контейнере. Предлагает рассортировать фрукты в две корзины. Спрашивает, сколько в корзинах груш и яблок. | Отвечает на вопросы учителя выбирая верный графический символ из 2-х альтернатив. Сортирует фрукты (счетный материал) в корзины по заданию. | |
Упражнение: "Рыбки" Демонстрирует контейнер с водой и рыбками. Задает вопрос, сколько рыбок плавает в воде. Предлагает поймать рыбок и сложить в корзину. Задает вопросы:-сколько рыбок поймали?-сколько осталось в воде? | Отвечает на вопросы учителя выбирая верный графический символ из двух альтернатив. Достает рыбок из воды и складывает в корзину. | |
Физминутка: «Раз, два, три, четыре, пять». Предлагает отдохнуть. Проводит физминутку. Раз - подняться, потянуться, (потянулись) Два - согнуться, разогнуться, (наклониться и выпрямиться) Три - в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши) Головою три кивка. (движения головой) На четыре - руки шире, (руки в стороны) Пять - руками помахать, (махи руками) | Выполняет движения по ходу текста самостоятельно или с физической подсказкой педагога. | |
Этап систематизации и обобщения | Упражнение: «Картина из фетра» Предлагает рассмотреть картину из фетра с изображением дерева. Обращает внимание на птиц на дереве. Спрашивает, сколько птичек сидит на дереве. -На дерево прилетели еще птицы. Прикрепляет птиц. Спрашивает, сколько теперь стало птичек? - Подул ветер, птички испугались и улетели. Сколько птичек осталось? Обращает внимание на снежинки. Спрашивает, сколько снежинок на картине? Предлагает убрать часть снежинок. Задает вопросы:- сколько теперь снежинок на картине?- сколько снежинок убрали? | Отвечает на вопросы учителя выбирая верный графический символ из двух альтернатив. Открепляет от фланелеграфа снежинки и отдаёт их учителю. Отвечает на вопросы выбирая верный графический символ из двух альтернатив. |
Упражнение : «Наводим порядок» Предъявляет фланелеграф, с разделительной полосой, в одной части графический символ "много", в другой - "один". Просит взять конкретное изображение из двух предложенных и расположить его в верной части фланелеграфа. | Выбирает заданный графический символ из двух предложенных и располагает на фланелеграфе. | |
Итоговый этап | Проводит анализ урока, выделяя основные моменты. Повторяет все виды деятельности, совершенные на уроке, выделяет основные достижения обучающегося в ходе урока. Сообщает об окончании урока. | Смотрит, слушает, отвечает на вопросы, выбирая соответствующие графические символы. Звонит в колокольчик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.
Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме: "Количественные представления. Много – мало."
Класс: 1 «Г» (доп.)Предмет: математические представления.Тема урока: Количественные представления. Много – мало.Цель урока: формирование количественных представлений «много-мал...
