Методическая разработка «Причины деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ»
методическая разработка
Методическая разработка для педагогов, которые работают с детьми с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Причины деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ»
Ни для кого не секрет, что рождение в семье ребенка с патологией в развитии становится серьезным испытанием для родителей и оказывает существенное влияние на всю семью в целом.
Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Им нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических и психических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за ребёнком и ответственностью за его жизнь и здоровье. С течением времени становится ясно, что личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность.
Многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают перманентное эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.
Однако, степень выраженности родительского кризиса в таких случаях, всё же зависит от некоторых аспектов:
- во первых, от сложности структуры нарушения в развитии ребенка (здесь берем во внимание структуру дефекта);
- во вторых, от продолжительности периода с момента постановки диагноза;
-в третьих, от индивидуальных особенностей родителей (личных, эмоциональных);
- в четвертых, от уровня социальной поддержки такой семьи (здесь имеется в виду не только поддержка ближайшего социального круга, но и помощь, которая должна оказываться специалистами разных сфер деятельности (психологами, дефектологами и т. д.).
Что же мы имеем в виду, когда говорим о деструктивном характере родительского поведения?
Как правило, проявляется он в:
— в неконструктивных видах поведения родителей во взаимоотношениях «взрослый — ребенок»;
— в том, что родители могут вообще игнорировать проблему и эмоционально отвергать ребенка, иногда возможно жестокое обращение. Либо наоборот, наблюдается гиперопека. В итоге такие дети часто окружены излишней заботой, со временем становятся ревнивы, привыкают к повышенному вниманию и настойчиво его требуют;
— в противоречивости по отношению к детям: любят своих детей и пытаются понять их проблему, но четко прослеживается неудовлетворенность детьми, приклеивание ярлыков к поведению (упрям, стереотипен и т. д.);
— в недостаточном уровне психологической грамотности и компетенции родителей, что усложняет коррекционно-развивающий процесс в дальнейшем;
— в недооценке возможностей грамотного родительского поведения, для успешной адаптации ребенка и т.д.
Сейчас предлагаю более подробно остановиться на причинах, вызывающих деструктивное родительское поведение в семьях с детьми с ОВЗ. В данном вопросе буду опираться на данные статьи Рыбаковой Виктории Сергеевны о причинах деструктивного родительского поведения, опубликованной в журнале «Молодой ученый».
Во первых, речь идет о проблемах личностного плана (или психологических проблемах), которые связаны:
— с непринятием диагноза ребенка;
— с тревогой за судьбу ребенка всех членов семьи;
—с напряженными взаимоотношениями родителей в связи с необходимостью решать разнообразные проблемы к которым они были не готовы;
— с умышленным ограничением в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребенка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребенка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребенка;
— с неприятием личности и возможностей своего ребенка и отсюда, неконструктивные формы взаимоотношений с ним. Часто встречается во многих семьях. К примеру, выбор образовательного маршрута не подходящего для ребенка с ОВЗ;
— со страхом ответственности и отказа от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание. Рассмотрение рождения особого ребенка как наказание за что-либо. Здесь отмечу, что частичное или полное отрицание диагноза своего ребенка ведет к отсрочке оказания необходимой коррекционной помощи и поддержки. Ведь, чем раньше начать коррекционно-развивающую работу с ребенком, тем больше возможностей для эффективного обучения и дальнейшей социализации появится у него. Поскольку ранний возраст наиболее сенситивен для формирования важнейших видов психической деятельности, ведь именно в это время закладывается основа дальнейшего развития ребенка.
— в итоге все вышеперечисленные психологические проблемы, вызывающие деструктивное поведение, ведут к ухудшению или потере физического и психического здоровья родителей.
Далее идут проблемы межличностного плана, выражающиеся в дисгармонии внутрисемейных отношений (между родителями в первую очередь), педагогической несостоятельности родителей, ведущей к формированию социальной дезадаптации.
В свою очередь, к проблемам социального плана относят следующие:
— подчинение семейного уклада жизни интересам ребенка, вынужденные перерывы в работе для ухода и лечения, родитель не реализуется профессионально;
— вынужденное сокращение рабочего дня, смена работы, потеря заработной платы, снижение материальной обеспеченности безусловно являются одними из ведущих причин деструктивного поведения родителей.
Соответственно, далее мы имеем экономические проблемы, так как уровень материальной обеспеченности в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, обычно ниже, чем в семьях со здоровыми детьми в силу того, что как правило один из родителей вынужденно остается без работы или переходит на более низкооплачиваемую удалённую работу и т.д.
К медицинским проблемам относятся трудности с получением информации, касающейся диагноза ребенка и особенностей его протекания, прогноза, ожидаемых социальных трудностях и дальнейших действий родителей (к кому обратиться, какие специалисты нужны и т.д.)
Также причинами деструктивного поведения родителей являются проблемы воспитания, обучения и ухода за особыми детьми, предполагающие трудности, связанные с подготовкой ребенка к школе и помощь в обучении, особенно, если ребенок вынужден учиться дома; отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребенка, не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для развития, воспитания и образования особого малыша.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание, на то, что когда в семье появляется ребенок с нарушениями в развитии, то уже сам факт наличия такого ребенка является непростой проблемой, которая напрямую влияет на социальное благополучие и на психологическое благополучие семьи в целом. Морально всегда сложно принять такое обстоятельство и это становится травмой, как для родителей, так и для самих детей.
Таким образом, психологическая нестабильность ребенка с нарушениями в развитии оказывает огромное влияние на своих родителей и всех членов его семьи, чем может стать причиной деструктивного поведения.
Рыбакова, В. С. Причины деструктивного родительского поведения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / В. С. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 445-448. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92675/ (дата обращения: 10.03.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью
Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих....

доклад на тему «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках мобильной социальной службы»
теоретический материал из опыта работы...

Комплексная программа социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна
При ежегодном увеличении количества детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в республике Коми отсутствует комплексная и системная помощь в их реабилитации и социальной адаптации...
«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»
Описывается система работы в школе социальным педагогом с семьями воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра....

Инновационные формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой патологией
В консультации рассматриваются инновационные формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой паталогией и вопросы психолого-педагогического взаимодействия Н...

Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ
В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается. Опыт показывает, что помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случ...
"Детско-родительские отношения, в семьях воспитывающих детей с дцп"
Статья предназначена для специалистов, работающих с детьми с дцп....
