Инновационные формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой патологией
консультация по теме

Гусенкова Татьяна Ермахановна

В консультации  рассматриваются инновационные  формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой паталогией  и  вопросы    психолого-педагогического взаимодействия НДОУ и семьи в целях преодоления имеющихся у ребенка нарушений речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx55.99 КБ

Предварительный просмотр:

     Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими  изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.

      В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной  общеобразовательной программы ДОУ.

       В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон РФ «Об образовании», ст.п. 1). Работа с родителями – это сложная и важная часть работы учителя-логопеда, а с родителями детей с ОВЗ тем более.  

       Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определённые трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.  И к сожалению, многие родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов. Данный факт обусловливает необходимость более тесного взаимодействия специалистов ДОУ с родителями.

          Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагога и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

       Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и педагога, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Педагог существляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией.  Осознанное включение родителей в совместный с педагогом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы.

      Исходя из данного направления работы, нами решаются следующие задачи:

  •  устанавливаются партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
  •  объединяются усилия педагогов группы и родителей для развития и воспитания детей;
  •  создаётся атмосфера общности интересов, эмоциональной

взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

  •  повышается психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
  •  оказывается помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживается их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Проведенное анкетирование логопедов Вакуленко Л.С. и изучение его результатов показало, что учителя-логопеды  оценивают активность родителей, воспитывающих детей с речевой недостаточностью (всего 670 семей), как недостаточную. Выяснилось, что в большинстве случаев она находится на среднем уровне (45%), подразумевающем формальный подход к взаимодействию, малую долю инициативы в общении, недостаточный уровень психолого-педагогических знаний.  Так учителя-логопеды наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями считают беседу, в то время как родители предпочитают тетрадь для домашних заданий. Этот вывод предсказуем, поскольку при сильной занятости временные возможности членов семей для общения с логопедом ограничены. Кроме того, график работы логопеда также далеко не всегда соотносится с присутствием родителей в ДОУ.

     Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Для оптимизации этого направления учителем-логопедом и педагогами было решено уделить особое внимание семьям, дети которых посещают группу компенсирующей направленности. Понимая, что, продуктивность работы учителей-логопедов с семьями воспитанников напрямую зависит от осознания необходимости выделять время на взаимодействие с родителями дошкольников, был скорректирован график работы, с более мобильнным, установления коллегиальных отношений со специалистами образовательного учреждения (с активным участием психолога и социального педагога ДОУ) .

    Для решения поставленных задач, мы использовали как традиционные, так и инновационные формы сотрудничества с родителями детей логопатов. Общение с родителями строили, руководствуясь девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды логопедической группы».

Инновационные формы работы с семьями О.Л. Зверева и Т.В. Кротова назвали следующие:

  • информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросников, «Родительская почта»);
  • досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках);
  • познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей);
  • наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет, организация мини-библиотек).

Мы в своей работе применяли наиболее эффективные формы и приемы организации работы с семьями воспитанников:

Родительские собрания

Родительское собрание — хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, осуществляется разными путями: педагогическая мастерская, организационно-деятельностная, деловая или ролевая игра, конференция, консилиум, диспут, размышление, дискуссия, практикум, тренинг, опыт, «круглый стол», вечер- встреча, КВН, викторины «Поле чудес» и «Счастливый случай»; конкурс, праздник вместе с детьми, в форме презентации.

Приглашаем родителей, не только стандартным объявлением но и sms-информированием (многие сотовые операторы дают возможность бесплатно отправлять сообщения с их сайтов), индивидуальные приглашения (обязательно с обращением к родителям по имени-отчеству, указанием точной даты и времени проведения мероприятия).

Первое родительское собрание в условиях дошкольного учреждения проводим в конце сентября. На этом собрании учитель-логопед освещает вопросы о необходимости специального обучения детей с нарушениями речи, анализирует результаты логопедического обследования детей (с указанием на общие трудности, а в ходе индивидуальных бесед информирует родителей о результатах обследования их ребенка); сообщает об организации и содержании работы в течение года; информирует о принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение при нарушениях мышечного тонуса, заболеваниях органов зрения, слуха и т.д.). Даем послушать родителям записи речевых высказываний детей, полученных при первичном обследовании.

Второе родительское собрание проводим в январе, когда родителей знакомим с итогами обучения детей за истекший срок. Это собрание может иметь форму деловой игры, круглого стола, родительской гостиной и т. п. Обязательно провдится и  открытое занятие по звукопроизношению или занятие-развлечение (например, «Праздник звука л», если этот звук к этому времени введен в речь всех детей). Предлагаем родителям ответить на вопросы анкет, обсудить опыт работы отдельных семей по обучению и воспитанию детей.

Третье собрание проводится по итогам коррекционного обучения (в мае), на нем даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.

В подготовке родительского собрания  участвуют и  родители, и специалисты детского сада, и воспитатели.

Этапы проведения собрания включают:

1. Выступления ведущего, воспитателей, педагогов — специалистов в определенной области.

2. Выступления, магнитофонные записи образцов речи детей.

3. Показ открытых занятий или их фрагментов.

4. Анализ выступлений детей и обмен опытом родителей.

5. Обсуждение анкет. Выводы специалистов.

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Например:«Шоковая анкета» (разработчик В.В. Сеничкина)

Анкета предъявляется родителям на одном из первых родительских собраний и представляет собой половину листа форматом А4 со следующим содержанием: «Какие причины мешают мне заниматься с собственным ребенком?».

  1. Не хватает времени, я много работаю.
  2. Раздражает отказ ребенка от занятий.
  3. Хочется поболтать по телефону с подругой.
  4. Много домашних дел, не успеваю.
  5. Пусть в садике занимаются.
  6. Хочется посмотреть любимый сериал.
  7. Надоело выполнять одни и те же упражнения.
  8. Зачем заниматься, когда и так все «срастется»?
  9. Я слишком устаю на работе.
  10. Мне лень.

Отметив выбранные пункты, родитель переворачивает лист с анкетой и видит фразу: «Что я скажу своему ребенку, когда он вырастет и спросит, почему ему в школе ставят двойки по русскому языку?» и другие анкеты (см.приложение).

Индивидуальные консультации

        Консультативно-информационная деятельность — неотъемлемая часть коррекционного процесса.  Потребность родителей в знаниях можно реализовать в разных формах: проведение консультаций, встреч за «круглым столом», чаепитием и т.д. В зависимости от темы проводит ее  воспитатель или логопед.

  «Учимся правильно, красиво говорить»-  решаем задачу постановки звуков при помощи специальных приёмов. Взрослые должны уметь объяснить детям правильный уклад органов артикуляционного аппарата конкретного звука. Проводим с родителями игру-тренинг «Отгадай,звук» которая помогает познакомить с моделями артикуляции. На схемах изображены основные характеристики произношения нарушенных звуков:

-          положение губ («улыбка», «рупор»);

-          поза языка (вверху-внизу, в виде «чашечки», «иголочки», «паруса»);

-          постановка зубов (сомкнуты-разомкнуты, сближены);

-          наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;

-          характеристика воздушной струи (тёплая, холодная).

    Мамы и папы со временем приобретают исключительно логопедические навыки и умения, становится «семейными логопедами».

 Индивидуальные консультации позволяют знакомить с инновационными методами и приёмами обучения ребёнка. Такая форма позволяет учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики воспитанника.

В практике работы логопеда часто случаются ситуации, когда у родителей возникают какие-либо вопросы, но у них нет возможности задать их специалисту лично. В этом случае можно использовать «Родительскую почту» — коробку с прорезью для складывания записок с вопросами. Родители адресуют эти вопросы не только логопеду, но и другим педагогам.

Семинары-практикумы

      В  ДОУ нами  были проведёны:

  • семинар-практикум на тему: «Учимся вместе» цель которого- формирование коррекционно-логопедической компетенции родителей,  оказание практической помощи родителям детей при выполнении домашних заданий.
  • семинар-практикум  «Мама + ребенок».  Цель -  обеспечение  родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Совместное разучивание мамой и ребенком приемов артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.
  • Мастер-класс «Игры, которые звуки закрепляют» позволил продемонстрировать весь спектр игрового материала по автоматизации: от картинок до медиа пособий. Знакомили с правилами  игр, и вариантами усложнения задания. Для закрепления полученных знаний, предлагаем логопедические тетради с рекомендациями, в которые еженедельно вклеиваются новые карточки с заданиями, в зависимости от речевых возможностей ребёнка.

     В итоге активность родителей значительно возросла и уже появились результаты. Многие дети вышли на этап автоматизации звука, а с помощью родителей значительно легче и быстрей вводится звук в спонтанную речь. Компетентные родители закрепляют правильное произношение звуков во всех видах деятельности ребёнка, потому что знают, как это делать и насколько это важно!

         Проектная деятельность

        Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе мы считаем  организацию проектной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для

данного возраста формы и способы деятельности. Нами разработан и реализуется проект под названием « Учимся, играя».    

     Основными задачами явились:

- овладение родителями навыками обучения в дидактических играх детей с речевыми паталогиями;

- обогащение словаря и формирование грамматического строя речи в  (настольно-печатных, дидактических).

       Разработка проектов обеспечивает системное и последовательное информирование родителей о значении и необходимости организации развивающего и обучающего игрового досуга ребенка. Комплексный подход к повышению педагогической культуры родителей значительно разнообразит их отношения с детьми и оптимизирует взаимодействие с педагогами детского сада, позволяет вывести образовательный процесс на качественно новый уровень в соответствии с современной нормативной базой.

     

Видеотека

    Многие занятия, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаем на видео. В начале учебного года нужно помочь родителям увидеть речевую проблему ребёнка. Лучшую возможность для этого представляем в совместном анализе видео материала. Видеосюжеты с каждым ребёнком снимаются индивидуально. Дети рассказывают знакомую сказку, в нашем случае — «Репку». После просмотра сюжетов, с каждым родителем персонально, обмениваемся впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, уточняем: с чем ребёнок справился, что вызывает трудности, оговариваем план совместной деятельности по развитию речи.

Родителям не всегда понятны термины, употребляемые специалистом, принципы выполнения задания. После просмотра видеоконсультации или мультимедийной презентации у взрослых появляется возможность выполнять с ребенком домашние задания в соответствии с требованиями учителя-логопеда.

Темы видеоматериалов логопедической направленности:

  • «Артикуляционная гимнастика» (о правилах ее выполнения);
  • «Веселые пальчики» (о правилах проведения пальчиковых игр и массажа пальцев рук);
  • «Автоматизация звуков» (практический видеоматериал но автоматизации звуков родного языка);
  • «Веселые игры» (правила И содержание речевых игр).

Один из вариантов оригинального фильма «Сам себе логопед» требует хороших личных отношений с конкретным родителем, задача которого — провести логопедическое занятие вместе с логопедом по заранее обсужденному конспекту.    Коллективный просмотр такой видеозаписи позволяет родителям выявить типичные трудности детей, специфические пути подачи материала, оценить масштаб и трудоемкость коррекционной работы, осуществляемой логопедом.

Домашние задания

      Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи.

  Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.

         Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.

            Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда.    Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

     Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель помогают родителям правильно организовать эту работу. В их задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить общий перспективный план преодоления имеющихся проблем в  развитии.

     Для установления режима систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечения к ним родителей заводим индивидуальную тетрадь домашних заданий, в которой весь речевой материал распределяется по направлениям:

— развитие (формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук;

— воспитание произносительных навыков;

— развитие просодики речи;

—  развитие звукового анализа и синтеза;

— подготовка к обучению в школе (обучение грамоте, формирование навыка чтения, развитие графических навыков и т.д.);

— формирование активного и пассивного словаря;

— формирование лексико-грамматических категорий языка;

— развитие психологической базы речи.

Интерактивная взаимосвязь

   В последнее время в практике дошкольных логопедов стали появляться новые формы взаимодействия с родителями, к примеру,  интерактивная взаимосвязь: консультации на сайте ДОУ, репортажи, оказание индивидуальной консультативной помощи родителям через интернет-общение. В конце мастер-класса знакомим с авторскими презентациями, а также делаем обзор сайтов в сети Интернет, которые располагают богатейшими коллекциями онлайн игр.  

      Медиатека - мультимедийные материалы к занятиям с детьми-логопатами  знакомят родителей с развивающими и обучающими   компьютерными программами.

Термин «медиатека» включает в себя не только аппаратные устройства, но и носители информации, а также собственно саму информацию. Учитель-логопед может помочь родителям подобрать мультимедийные материалы к занятиям с детьми, развивающие и обучающие программы, выбор которых на рынке в настоящее время достаточно велик. Как правило, данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации, либо тематической выставки, на которой представляются различные медиа-объекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в Интернете.   Самостоятельно подготовленные и записанные на электронные носители видео-консультации по различным темам учитель-логопед может вкладывать в папки-передвижки с целью более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений

  1. Можно использовать программу Power Point в форме компьютерной игры, можно отработать произношение того или иного звука, совершенствовать фонематические процессы, лексико-грамматический строй и связную речь. У каждого ребенка имеется памятка для родителей «Как заниматься с ребенком за компьютером». Задания рассчитаны на 7—10 мин и только для детей 5,5—7 лет и выполняются в присутствии родителей. Создав большую базу картинок по темам и на определенные звуки, логопед может очень быстро изменить задание для каждого ребенка.
  2. Использование ИКТ дает возможность на стадии постановки звуков у детей значительно повысить эффективность логопедического воздействия.

Родительские дни,

       Когда все мероприятия, режимные моменты, рабочие ситуации являются открытыми для родителей. Учитывая интерес родителей к поведению ребенка на занятии, к тому, как он усваивает преподносимый материал, какими методами учитель-логопед добивается правильного произношения, практикуем посещение обычных занятий в течение года (при необходимости) с учетом возможности родителей. Комплексные занятия, подсказывающие чему учить и как; простейшие психологические тесты, заставляющие задуматься об уровне развития ребенка; различные советы и предложения по воспитанию помогут родителям в их педагогических поисках.

   Групповые встречи-занятия с родителями, присутствие которых на открытых просмотрах с последующим обсуждением, является действенной формой обучения родителей. Перед занятием необходимо сообщить родителям вид образовательной деятельности, его цель, используемые методы и приёмы.

Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников занятия и вместе с детьми «совершают» новые открытия. С вопросами можно обращаться и к взрослым, и к детям, что создаст на занятии непринуждённую атмосферу. Родители и дети могут заниматься рисованием, ручным художественным трудом, составлять рассказы по картинам,

придумывать сказки. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий учителя-логопеда.

             Наглядные формы работы

     Важной составляющей взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является просвещение родителей. Одна из функций просвещения -информативная. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволит не только познакомить родителей с вопросами логопедии через материалы стендов, тематических выставок и др., но и доступно и убедительно дать родителям нужную информацию логопедического характера.

Стенды

    Стенды – это одна из наглядных форм представления информации. На логопедических стендах размещаем несколько видов информации: многолетнюю, годичную и оперативную. Многолетняя информация - это необходимые родителям сведения о реализуемой образовательной программе, ее авторе. Годичная информация – это сведения о задачах и содержании логопедической работы в группе на год. Оперативная информация, как правило, касается проведения тематических недель. Если позволяет размер стенда, то на нем можно поместить письменную консультацию или памятку для родителей.

Папки-ширмы

      Размер стендов не всегда удовлетворяет запросам специалистов, особенно работающих в коррекционных группах. Тематические папки-ширмы помогают решить данную проблему. Формат одного окна ширмы соответствует, как правило, размерам альбомного листа. Количество страниц папки-ширмы регулирует сам специалист. Обычно оно не превышает 3-4 листов. Как правило, в папках-ширмах размещаются письменные консультации, памятки, различный выставочный материал.

Выставки

      Выставка - это собрание различных материалов логопедической направленности, расположенных для обозрения взрослых. Тематические выставки могут быть организованы как для родителей детей, посещающих коррекционную группу, так и для родителей воспитанников массовых групп.

Выставки проходят, как правило, одновременно с родительскими собраниями или групповыми консультациями. В качестве материала для тематических выставок можно предложить различные медиапособия, к использованию которых проявляет интерес все большее и большее количество родителей.

Рукописные газеты и журналы

       В некоторых дошкольных учреждениях сложилась традиция выпуска рукописных газет и журналов определенной тематики. Цель таких изданий - медицинское, психологическое и педагогическое просвещение родителей, привлечение их внимания к различным аспектам воспитания и обучения детей

дошкольного возраста. Газеты и журналы, имеющие только логопедическую направленность, помогают родителям усвоить определенные знания по речевому развитию детей, сформировать у них некоторые умения и навыки, помочь в разрешении проблемных вопросов. К оформлению таких газет и

журналов могут привлекаться не только педагоги, но и дети, а также их родители.

       Наглядная информация логопедической направленности может быть представлена в виде письменных консультаций, памяток, буклетов, а также видео-консультаций и мультимедийных презентаций.

Письменные консультации

      Как показывают проведенные опросы родителей, они часто не ориентируются в проблемах речевого развития своих детей. Универсальность наглядной информации в виде письменных консультаций состоит в том, что она имеет огромные возможности по освещению педагогического и образовательного процессов, проводимых в коррекционной группе или на логопункте. Такие консультации могут быть плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика

письменных консультаций может быть разнообразна, но в любом случае, должна быть актуальной для родителей. Письменные консультации логопедической направленности помещаются на информационном стенде, папке-ширме или в папке-передвижке, как правило, после проведения

родительского собрания, устной консультации.

Буклеты

    Буклет - это письменная консультация, отпечатанная на одном листе, который складывается параллельными сгибами таким образом, чтобы ее можно было читать и рассматривать, не разрезая, а раскрывая ширмообразно. Их отличие от письменных консультаций, размещаемых на информационных

стендах, состоит в том, что буклеты предназначены для индивидуального информирования.

Памятки и листовки

Памятка и листовки – это хорошо структурированные тексты с краткими сведениями или апоминаниями о чем-либо, являющиеся руководством для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть различного рода речевые дефекты. Памятки и листовки логопедической направленности могут вклеиваться в тетрадь для домашних заданий, помещаться на информационном стенде или в папке-передвижке. Как правило, объем текста логопедической памятки не превышает одного печатного листа и может быть составлен как самим учителем-логопедом, так и оформлен совместно с родителями.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

 Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности   важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас в ДОУ  сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда.

Список используемой литературы:

1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64

2. Н.Г. Свободина Беседы с логопедом. Вопросы и ответы

3. Сборник. Работа учителя-логопеда с семьями. Традиционные и инновационные подходы. Редактор Л. Вакуленко

4. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи
/по ред. Вакуленко Л. С, Детство-Пресс, 2011 г.
5. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями: Пособие по специальности "Логопедия" Автор/создатель: Рыжова Н.В. Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
6. Семья ребенка с отклонениями в развитии         Виктория Ткачева: 2007
7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии
8. В.А.Березина, Л.И.Виноградова, О.И. Волжина Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программа родительского всеобуча

                                                          Журналы

Логопед

  • Калинкина Е.Б. Родительское собрание «Развитие связной речи детей с ОНР» №1/2012
  • Храмова М.Н. Основные направления просветительской работы школьного логопеда. 2010. - № 1. - с. 98-101.
  • Кизимова Е.А. Взаимодействие учи-теля-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи.//Логопед. №1/2011.
  • Татаринова И.А. Логопедическая школа для родителей. - № 2010. - № 3. - с. 98
  • Кылосова О.Н. Подводные камни процесса формирования письмен-ной речи (семинар-практикум для родителей учащихся 1-х классов) 2009 г. №4. - с. 114-122.
  • Решетова И.А. Приемы развития речи младших школьников (игра-соревнование для родителей и детей). 2008г.№ 7 - с.114-120

          Школьный логопед

  • Бенилова С.Ю., Климонтович Е.Ю.  «Взаимодействие специалистов с родителями и детьми в процессе коррекции речевых нарушений» Журнал «Школьный логопед» №5-6, 2005.

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Определение воспитательских умений у родителей, детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева)

Инструкция:

В анкете содержатся вопросы, которые помогут определить Ваши способности как воспитателя своего ребенка. Прочтите каждое утверждение и оцените его как верное или неверное по отношению к Вам. В том случае, если оно верное, отметьте слово «ДА», если неверное, то слово «НЕТ». В анкете нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте так, как Вы сами думаете.

1. Трудно ли вам угадывать желания и настроения вашего ребенка?

Да                                          Нет

2.  Принимаете ли вы своего ребенка таким, каков он есть, со всеми его недостатками и проблемами?

Да                                          Нет

3.  Любите ли вы проводить с ребенком свободное время: играть, читать книги, совершать прогулки, отдыхать и др.?

Да                                          Нет

4.  Проявляете ли вы к ребенку нежность и ласку в обращении (прижимаете к себе, гладите по головке, качаете на руках и др.)?

Да                                          Нет

5.  Сопереживаете ли вы ребенку, если он ушибся, ударился или расстроен чем-то?

Да                                          Нет

6.  Есть ли у вас с ребенком эмоциональный контакт? Да                                          Нет

7.  Нравится ли вам улыбка вашего ребенка? Да                                          Нет

8. Довольны ли вы тем, что у вас такой ребенок? Да                                          Нет

9.  Понимаете ли вы, что в развитии вашего ребенка имеются проблемы, может быть и значительные?

Да                                          Нет

10.  Считаете ли вы возможным разрешение этих проблем только собственными усилиями?

Да                                          Нет

11. Нуждаетесь ли вы как родитель в профессиональной помощи педагогов и других специалистов учреждения, в котором обучается ваш ребенок?

Да                                          Нет

12.  Читаете ли вы педагогическую литературу? Если да, то укажите, как часто и какую.

Да                                          Нет

13. Считаете ли вы, что обучение вашего ребенка в специальном учреждении поможет преодолеть проблемы в его развитии?

Да                                          Нет

14. Как вы считаете, повлияет ли на позитивную динамику развития ребенка ваше личное участие и помощь?

Да                                          Нет

15.  Понимаете ли вы, что будущее вашего ребенка, в силу имеющихся у него нарушений, будет отличаться от будущего других детей?

Да                                          Нет

16.  Считаете ли вы себя ответственным за воспитание ребенка?

Да                                          Нет

17.  Считаете ли вы, что процесс воспитания, оказывает положительное воздействие не только на вашего ребенка, но и на вас?

Да                                          Нет

18.  Считаете ли вы возможным наказывать ребенка за провинность физически (ремнем, шлепком и др.)?

Да                                          Нет

19.  Проявляете ли вы терпение, если ребенок капризничает или не послушен?

Да                                          Нет

20. Часто ли вы хвалите ребенка? Да                                          Нет

21.  Повышаете ли вы голос на ребенка? Да                                          Нет

22.  Оставляли ли вы ребенка одного в темной комнате в качестве наказания?

Да                                          Нет

23. Уважительно ли вы относитесь к личности ребенка? Да                                          Нет

24.  Какой тип поощрения ребенка вы используете:

—  подарок (материальный),

—  похвалу (моральный),

—  проявление ласки, нежности (эмоциональный).

Правила пользования анкетой

Воспитательские умения родителей детей с отклонениями в развитии оцениваются по трем шкалам:

—  шкала «Эмоциональное принятие—отвержение ребенка» включает ответы на первые восемь вопросов;

—  ответы на вопросы с 9 по 17 соответствуют шкале «Рациональное понимание—непонимание проблем ребенка»;

—  соответственно в вопросах с 18 по 24 раскрывается содержание шкалы «Адекватные—неадекватные формы взаимодействия».

Положительными считаются следующие ответы: «ДА» - 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23;

«НЕТ» - 1, 10, 18, 21, 22.

На 24 вопрос дается дифференцированный ответ.

                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методические рекомендации учителя-логопеда

родителям детей с речевыми недостатками

Общие методические рекомендации:

— покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);

— систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

— занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

— не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

— не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений;

—  соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

— не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

—  вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

— постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

— учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

— совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

—  согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;

— помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;

— верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

Варианты специфических рекомендаций:

— родителей, недооценивающих серьезность положения, следует убедить в важности логопедической работы, показав например, тетради с выраженной дисграфией; объяснить, что нарушения произношения могут явиться причиной неуспеваемости в школе по русскому языку и чтению;

— родителям с гиперрефлексией на дефект важно объяснить, что прогноз коррекции может быть весьма благоприятным, если ребенок почувствует себя спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть, поначалу, небольших успехов; ребенок переживает свой дефект и это сказывается на особенностях его личности и поведения;

— не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;

— не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;

— работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка, является Для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.);

— подробно рассказывать, каким образом дефектное произношение может зависеть от аномалий в строении артикуляционного аппарата, какую роль может играть наследственность в формировании правильной речи;

— родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

Консультация для педагогов ДОУ

  1. «Инновационные  формы  работы с семьями,

воспитывающими детей  с речевой патологией»

г.Брянск

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование общих речевых навыков у детей с речевой патологией. Цели и задачи.

В статье  размещены цели и задачи по совершенствованию Общих Речевых Навыков (дыхания, артикуляционной моторики, просодических компонентов) у дошкольников с речевой патологией....

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ).

СИСТЕМАТИЗИРОВАНА РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРН: ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯТОРНОЙ МОТОРИКИ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА....

Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего вида. Консультация для воспитателей ДОУ.

Раннее выявление детей с речевой патологией и оказание им квалифицированной помощи в условиях ДОУ общеразвивающего видаКонсультация для воспитателей ДОУ...

Нетрадиционные формы работы с семьей воспитывающей детей с ОВЗ

Памятка для педагогов  "НЕтрадиционные формы работы с семьей воспитывающей детей с ОВЗ"...

«Работа с семьями, воспитывающими детей со сложной структурой дефекта»

Особенности работы с родителями, перед которыми встала проблема воспитания в семье "особого" ребенка....

Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»

Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей.  Р...