РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОСОБЕННЫХ УЧАЩИХСЯ КАК АСПЕКТ УСПЕШОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
статья

Общение - одно из важнейших условий полноценного развития ребенка, фактор формирования личности, ведущий вид деятельности, направленный на познание самого себя и окружающего мира. От того насколько развита это часть познавательной сферы, зависит успешность в учебе, трудовой деятельности, социальной ориентации и т.д. Особое влияние общение оказывает на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями, способствует успешной социализации в обществе. Известно, что общение не является врожденным видом деятельности, поэтому достичь хороших результатов в развитии коммуникативных навыков можно с помощью организации коррекционно – развивающей работы.

Быть коммуникабельным – это значит уметь взаимодействовать с окружающим миром, уметь общаться, выстраивать отношения. При работе по развитию и формированию коммуникативных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь необходимо учитывать нозологию, уровень возможностей, а именно -  способность ориентироваться в социальных отношениях, умение реагировать на обращение окружающих, умение подражать, уровень развития речи, восприятие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_statya.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОСОБЕННЫХ УЧАЩИХСЯ КАК АСПЕКТ УСПЕШОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

Зуева Наталья Александровна педагог - психолог, Шамаева Светлана Николаевна учитель - дефектолог, Панфилова Валентина Анатольевна социальный педагог

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоусманская средняя школа №3»,

Аннотация: Общение - одно из важнейших условий полноценного развития ребенка, фактор формирования личности, ведущий вид деятельности, направленный на познание самого себя и окружающего мира. От того насколько развита это часть познавательной сферы, зависит успешность в учебе, трудовой деятельности, социальной ориентации и т.д. Особое влияние общение оказывает на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями, способствует успешной социализации в обществе. Известно, что общение не является врожденным видом деятельности, поэтому достичь хороших результатов в развитии коммуникативных навыков можно с помощью организации коррекционно – развивающей работы.

Быть коммуникабельным – это значит уметь взаимодействовать с окружающим миром, уметь общаться, выстраивать отношения. При работе по развитию и формированию коммуникативных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь необходимо учитывать нозологию, уровень возможностей, а именно -  способность ориентироваться в социальных отношениях, умение реагировать на обращение окружающих, умение подражать, уровень развития речи, восприятие речи.

Работа по развитию коммуникативных навыков должна быть последовательной и систематической, а также проводиться в разных видах деятельности.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, особенные обучающиеся, развитие сферы общения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.                

THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN INTELLIGENT STUDENTS AS AN ASPECT OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION. FROM WORK EXPERIENCE.

Zueva Natalia Aleksandrovna teacher - psychologist, Shamaeva Svetlana Nikolaevna teacher - defectologist, Panfilova Valentina Anatolyevna social pedagogue

Municipal budgetary educational institution "Novousmanskaya Secondary school No. 3",

Abstract: Communication is one of the most important conditions for the full development of a child, a factor in the formation of personality, a leading type of activity aimed at cognition of oneself and the surrounding world. Success in studies, work, social orientation, etc. depends on how developed this part of the cognitive sphere is. Communication has a special impact on the formation of the personality of a child with special educational needs, contributes to successful socialization in society. It is known that communication is not an innate activity; therefore, it is possible to achieve good results in the development of communication skills by organizing correctional and developmental work.

Being sociable means be able to interact with the outside world, be able to communicate, build relationships. When working on the development and formation of communication skills among students with disabilities, first, it is necessary to take into account the nosology, the level of capabilities, namely, the ability to navigate in social relations, the ability to respond to the treatment of others, the ability to imitate, the level of speech development, speech perception.

Work on the development of communication skills should be consistent and systematic, as well as carried out in different types of activities.

Keywords: communication skills, special students, development of the sphere of communication among students with disabilities.

Основная трудность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в недостаточном взаимодействии с природой, в недоступности культурных мероприятий. Одной из основных задач обучения и воспитания, обучающихся с ограниченным возможностями здоровья является развитие возможности и способности познавательной аффективной сферы и социализации, т.е. включения в среду в качестве полноценных членов общества. У обучающихся с особыми образовательными потребностями отсутствуют возможности приобретения социального опыта путем подражания поведению и способам преодоления жизненных трудностей, поэтому возникают проблемы в усвоении и воспроизводстве социального опыта.

Познавательная и социальная неактивность, приводит к тому, что возникают трудности в развитии и формировании коммуникативных компетенций, обучающихся с особенностями, что затрудняет их социализацию. Полноценные межличностные отношения между обучающимися помогают гармоничному развитию личности и приобретению ценного социального опыта общения с людьми. К сожалению, у детей с ограниченным возможностями здоровья диагностируются нарушения, проявляющиеся в снижении коммуникативно – познавательной потребности в общении. У таких обучающихся недостаточно сформированы речевая коммуникация, связная речь, что создаёт барьеры в межличностном взаимодействии. Это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью, страхами, обидчивостью. Обучающиеся с особенностями в развитии не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются, смущаются. У них возникают трудности с подражанием и развитием беседы, с выражением симпатии. Одновременно возникает желание контактировать и отторжение общения, иногда переходящие в агрессию и отчуждение.

Для решения вышеперечисленных трудностей в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Новоусманская СОШ №3», коррекционно – развивающая работа осуществляется с помощью разных форм. Одной из таких форм является организация и проведение ярмарки «Мы вместе». Подготовка к ярмарке происходит в рамках занятий, которые проводит учитель – дефектолог. Одним из видов деятельности на занятии является декоративное творчество, кроме развития мелкой моторики, воображения, усидчивости, самоконтроля, в процессе изготовления поделок – товаров обучающиеся приобретают проекцию на будущее, возможность использовать полученные знания и умения во взрослой жизни. Перед обучающимися ставится задача о необходимости самореализации и получении в будущем профессии, заработка, с опорой на навыки, полученные уже сегодня. Именно таким навыком является умение общаться.  На занятиях обучающиеся изготавливают поделки для ярмарки, которые хотелось бы купить, иными словами, это должны быть вещи качественные, нужные в быту, полезные и необходимые человеку. Задачей педагога   было научить детей изучать спрос, владеть основами различных ремесел, презентовать свой товар (поделки, выпечка и т.д.) Также важным было и то, чтобы дети увидели результат своего труда, переведенный в денежный эквивалент. На этом примере начиналось обучение финансовой грамотности, формировалась мотивация к труду. Стоит добавить, что   среди обучающихся, принимавших участие ярмарке, есть не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дети, имеющие статус ребенок – инвалид.   Участие в ярмарке позволяет запустить процесс адаптации ко взрослой самостоятельной жизни уже сейчас и искать компенсаторные возможности. Благодаря умению общаться и взаимодействовать в процессе торговли -  поприветствовать покупателя, расположить к себе, прорекламировать свою продукцию, договориться о цене (это же все-таки ярмарка, так что торг уместен), завершить продажу, поблагодарить покупателя. Весь процесс коммуникации на ярмарке способствует снятию барьеров в общении и создает благоприятную обстановку для межличностного общения и взаимодействия с окружающими.

Другим направлением коррекционной работы по развитию коммуникативных компетенций в нашей школе стало организация инклюзивного отряда на базе пришкольного оздоровительного лагеря «Патриот». В июне 2022 года был организован отряд, в состав которого вошли нормотипичные обучающиеся и дети с ограниченными возможностями здоровья. Все он являлись обучающимися нашей школы. Ребята вместе участвовали в командной творческой деятельности: в конкурсе рисунков, в спортивных эстафетах, в театрализованной постановке, в изготовлении декораций, в экскурсиях, в поездках. Это взаимодействие оказалось обоюдно полезным и для детей с ограниченными    возможностями здоровья и для нормотипичных обучающихся. Сработал принцип «равный равному». В процессе общения и совместной деятельности нормотипичные дети освоили навыки «soft skills», т.е. научились бесконфликтному общению, умению корпоративно действовать, получили опыт взаимодействия с непохожими на себя. А обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья приобрели социальный опыт с помощью подражания поведению и способам решения жизненных ситуаций в реальном времени.

И еще одна из форм работы по формированию и развитию коммуникативных навыков   - это занятия с психологом. Аффективная сфера обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется незрелостью и недоразвитием. Это проявляется в эмоциональной лабильности. Таким детям свойственно инертность, поэтому эмоциональный контакт с окружающими людьми и потребность в общении может совсем не возникать. Обучающиеся испытывающие трудности в обучении, имеют низкий психологический статус, что проявляется в трудностях адаптации, низкой или заниженной самооценке, снижении эмоционального фона, низким уровнем учебной мотивации, повышенной тревожности.

Целями коррекционной работы педагога – психолога в процессе занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков является – развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях, умение анализировать свое поведение и поступки окружающих, а также формирование адекватной самооценки.

В ходе занятий происходить изучение различных эмоций, их проигрывание с педагогом или в группе с другими детьми (все зависит от нозологии), затем с помощью заданий – «Собери эмоции», «Раскрась эмоцию», классифицирование «приятных» и «неприятных» эмоций – закрепляются полученные знания. Следующий этап коррекционной работы - это применением полученных знаний на практике. Обучающимся предлагается на примере сказок охарактеризовать какие эмоции испытывают в том или ином сюжете сказочные герои и почему они испытывают именно эти эмоции. Также предлагаются бытовые, жизненные ситуации с опорой на наглядный материал, которые обучающийся тоже должен охарактеризовать. Далее предлагается разыграть эти ситуации в реальном времени. И последний этап работы – это проблемная ситуация, которую нужно попробовать решить самому, обучающемуся дается начало в виде картинки, а ребенок должен предложить решение: что нужно сказать, какие фразы, что предложить или может быть отказаться и т.д.

На начальном этапе в работе рекомендуем использовать лепбук, у детей с особенностями ведущим видом мышления является наглядно – образное и именно материал с опорой на наглядность позволяет хорошо усваивать материал. Занятия рекомендуем проводить в форме игры, что не переутомляет и поддерживает интерес ребенка к занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Обобщение опыта работы по теме "Роль игры в развитии коммуникативных навыков учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

В настоящее время образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья нуждаются  в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных спос...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

Рабочая программа по социализации и развитию коммуникативных навыков

Рабочую программу по социализации и развитию коммуникативных навыков могут использовать в своей работе воспитатели. работающие с детьми школ-интернатов, и воспитанников коррекционных школ 8 вида....

Работа с текстом на уроках русского языка как средство развития коммуникативных навыков и личности учащегося

Совершенствование методики комплексного анализа текста на уроках русского языка связано с актуализацией универсальных приемов учебной деятельности: выразительного чтения и лексической работы. Цель дан...