Песочная терапия, как средство развития дошкольников с ОВЗ
консультация
В этой статье будут приведены примеры использования элементов песочной терапии в коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога при работе с детьми с нарушением интеллекта легкой степени.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная терапия, как средство развития дошкольников с ОВЗ
«Песочная терапия»— один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира» - такое определение одному из направлений Арт терапии дает Википедия.
В 1980г. вышла работа швейцарского юнгианского аналитика Доры Калф «Сандплэй». Этот труд явился теоретической основой песочной терапии. В использовании элементов этого направления при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нет предела для творчества специалистов.
В этой статье будут приведены примеры использования элементов песочной терапии в коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога при работе с детьми с нарушением интеллекта легкой степени. Основные проблемы детей данной категории - это:
Стойкие непрогрессирующие нарушения мыслительных процессов (когнитивные, речевые, моторные), ведущие к нарушениям познавательных функций, системному нарушению речи, нарушениям эмоционально-волевой сферы. Все это приводит к большим сложностям социальной адаптации и нарушениям формирования личности в целом. Такие дети приходят в школу с низкой мотивацией к учебной деятельности, в начальных классах они пребывают еще на этапе игровой деятельности, поэтому использование песочницы на занятиях создает нужную настроенность ребенка, снимает его психологические зажимы (застенчивость, страх, робость и т.д.). Занятие превращается в увлекательную игру для ребенка и в более легкое достижение коррекционно-развивающей цели для дефектолога.
На протяжении всех занятий развивается концентрация, устойчивость, объем внимания, повышается уровень переключения с одного задания на другое, а также способность к распределению внимания между разными видами деятельности.
Ощущение и восприятие у детей с нарушением интеллекта формируется замедленно. При развитии зрительного восприятия можно использовать такие упражнения:
- узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.
- соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
- найти из разложенных на песке предметов одинаковые написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
- узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.
- предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.
Развитие пространственной ориентации также вызывает большие трудности. Здесь можно применить такие упражнения:
- расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д.
В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, формируется контроль собственного поведения.
Также можно провести актуализацию знаний элементарных математических представлений:
- повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала,
- закрепление знаний изученных геометрических форм.
При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету
Изучение и актуализация знаний мер длины: длинный - короткий, высокий - низкий, маленький - большой и т.д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.
Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.
Проведение ролевых игр в песочнице совместно с дефектологом способствует развитию коммуникативных навыков, пополнению словарного запаса, расширению знаний об окружающем мире.
При развитии различных видов памяти можно использовать следующие задания:
- перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.
- в песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ребенок отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
- в песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ученик отворачивается. Задача ребенка – вспомнить, какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.
При развитии мыслительных процессов интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов в песочнице.
Это только самая малая часть возможности использования элементов песочной терапии в коррекционно-развивающих занятиях. При работе в этом направлении раскрывается весь творческий потенциал, как самого специалиста, так и детей, с которыми он работает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АРТ - терапия – эффективное средство развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью
Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности человека, является в настоящее время актуальной проблемой. По мере роста знаний в област...

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников
Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное...

Социоигровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО
Доклад на тему «Социоигровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО»...

Организация рабочего пространства на занятиях в студии песочной анимации как средство развития творческих способностей
Образовательное пространство дополнительного образования ориентированно на личные интересы каждого ребенка, а организация работы в студии песочной анимации может в значительной степени не только помоч...

Песочная терапия как средство коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов у детей с ОВЗ.
Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеком активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза, эк...

Су-джок терапия, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Несомненно, что именно на этапе дошкольн...
