Организация рабочего пространства на занятиях в студии песочной анимации как средство развития творческих способностей
статья на тему

Бедристова Александра Александровна

Образовательное пространство дополнительного образования ориентированно на личные интересы каждого ребенка, а организация работы в студии песочной анимации может в значительной степени не только помочь реализовать творческие потребности каждого обучающегося, но и выявить скрытые, возможно ранее неизвестные, способности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

При проектировании пространства творческого объединения «Песочная сказка» мы руководствуемся принципом обеспечения условий реализации базовых потребностей предмета: кабинет, учебно-методический комплекс, ресурсное обеспечение.

Для песочной анимации используется особое помещение, отличающееся от других кабинетов художественно-эстетического цикла. Данный кабинет является совершенно затемненным (светонепроницаемые панели, жалюзи), так как работа с песком весьма затруднительна при наличии естественного или искусственного освещения.

Кроме того, работа осуществляется на специальном оборудовании: специальные столы с подсветкой, штатив, видеокамера для трансляции работы педагога, телевизор или проектор для просмотра учебно-методических материалов, фильмов. Кроме того, немаловажными являются специфические для этого вида искусства материалы и инструменты (специализированный кварцевый песок, трафареты, инструменты для получения фактур и др.), которые в значительной степени усиливают интерес детей к работе в данном виде творчества.

Все это необходимые условия для организации обучающего пространства на занятиях в студии песочной анимации.

Особое место данном виде творчества играет песок. На занятиях он выступает не только как материал или инструмент создания замысла, но и как «инструмент» эмоциональной разгрузки ребенка. При работе с песком активируется тактильная чувствительность рук, что так же способствует развитию познавательных процессов ребенка.

Песок так же обладает некоторыми специфическими свойствами:

  • это очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять  в любой момент;
  • песок – это декоративный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особыми художественными способностями, а потому боится оценки и отказывается рисовать;
  • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
  • работа с песком требует времени, он учит ребенка терпеливости.

Общая организация пространства на занятиях создает особую атмосферу (полумрак, светящие столы, свойства песка), которая оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное состояние ребенка. Это способствует еще большему раскрытию его творческих способностей и возможностей в работе.

Группа на занятиях в студии «Песочная сказка» состоит из  7 человек. Каждый работает за своим рабочим столом. Небольшой состав группы еще больше способствует раскрытию творческих способностей каждого ребенка. Ведь помимо того, что в малой группе ребенку легче перестать чувствовать себя скованным и неуверенным, ему легче выстроить личные взаимоотношения с другими обучающимися. Кроме того, педагог может больше времени уделять каждому, корректировать его работу, акцентировать внимание на индивидуальных творческих успехах, ориентировать на дальнейшую работу.

Сама организация учебной деятельности на занятиях состоит из нескольких частей. Так как длительная работа в затемненном помещении при недостаточном освещении может неблагоприятно сказаться на зрении, то в связи с этим каждое занятие длится не более 45 мину (1 академический час). В течение занятия обучающийся с успехом справляется с поставленными перед ним задачами и при этом не успевает пресытиться данным видом деятельности.

Каждый час разделен на несколько этапов работы:

  • выполнение обязательной работы (усвоение нового теоретического или практического материала);
  • частично-поисковая деятельность (поиск творческого решения поставленных задач);
  • самостоятельная творческая работа (выполнение авторских замыслов и идей на песке);
  • отдых, игровая деятельность (смена видов деятельности).

Переходы от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе - все это способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Рисование песком развивает координацию движения, мелкую моторику рук, воображение, способствует развитию речи, письма, а так же помогает научиться выражать свои мысли и творческие задумки. Ведь песочное рисование – это особый вид графического искусства, который может посредством необычной формы (песка) обучить всем основным  навыкам изобразительной деятельности. Это и жанры изобразительной деятельности (портрет, пейзаж, натюрморт), это и приемы и средства графической выразительности (линия, пятно, контраст, нюанс и др.), это и особенности построения композиции (динамика, статика).

Но песочная анимация – это не только изобразительная деятельность. На занятиях в студии каждый ребенок сможет попробовать свои способности в различных «ролях» анимационного искусства. Ведь для создания анимационной работы необходимо освоить большое количество разнообразных видов деятельности. Это:

  • написание сюжета для анимационных фильмов (работа сценариста);
  • раскадровка написанного сюжета (режиссер-сценарист);
  • отрисовка эпизодов (художник);
  • создание и отрисовка переходов между сюжетами (аниматор);
  • съемка анимационного фильма (оператор);
  • подбор и запись музыкального и речевого сопровождения (композитор);
  • монтаж анимационного фильма (режиссер монтажа).

Такой спектр разнообразных видов деятельности помогает каждому ребенку открыть свои творческие способности в каком-либо направлении.

Так как образовательное пространство дополнительного образования ориентированно на личные интересы каждого ребенка, то организация работы в студии песочной анимации может в значительной степени не только помочь реализовать творческие потребности каждого обучающегося, но и выявить скрытые, возможно ранее неизвестные, способности. На занятиях каждый сможет реализовать себя в том виде деятельности, в котором он будет себя чувствовать гармонично и уверенно. Для кого-то это может быть реализация художественных способностей, для кого-то творческий поиск, для кого-то работа в анимационном искусстве, а для кого-то просто отдых и эмоциональная разрядка.

Таким образом, организация образовательного пространства на занятиях в студии песочной анимации «Песочная сказка» полностью реализуют все задачи дополнительного образования, при этом способствуя максимальному раскрытию творческих способностей каждого ребенка:

  • каждый ребенок при записи на занятия в студии получает возможность заниматься разнообразными видами деятельности (рисование песком, анимационное творчество, релаксация и отдых);
  • он получает все теоретические и практические знание, предусмотренные образовательной программой;
  • обучение ориентированно на творческие способности и запросы каждого отдельного ребенка;
  • каждый обучающийся развивается в том направлении, которое ему наиболее интересно;
  • ребенок учится работать как самостоятельно, так и в коллективе (коллективные творческие работы, рисование в четыре руки);
  • занятия песочной анимацией – это вид деятельности, который способствует эмоциональному отдыху ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

«Занятия модульным оригами как средство развития творческих способностей младших школьников»

Пояснительная запискаТворческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Организация праздничных мероприятий как средство развития творческих способностей на уроках ОРКСЭ в 4 классе.

Данная работа представляет собой 1часть ( теретическую) научно - исследовательской работы по теме....

Игровые технологии на уроках и занятиях. «МЯГКАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ».

Игровые технологии на уроках и занятиях.«МЯГКАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ». Система дополнительного образования – сфера детской художественн...

Статья ": «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся на занятиях дополнительного образования».

Статья посвещена искусству бумажной пластики как средство развития творческих способностей обучающихся.  Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ...

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...