Средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
методическая разработка
Материал представляет собой авторскую подборку средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), используемых в сопровождении обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Включены описания и примеры применения папки-коммуникатора PECS, визуального расписания, планшета «Сначала — потом», а также карточек с предметными изображениями и подписями. Все материалы адаптированы под индивидуальные особенности обучающихся, способствуют развитию коммуникации, снижению тревожности и формированию понятных структур повседневной деятельности. Рекомендовано для логопедов, педагогов, тьюторов и родителей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 45.65 КБ |




Предварительный просмотр:
Средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
В помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Автор: Яшина Яна Михайловна, учитель-логопед
Описание:
Представлены авторские материалы и наработки, направленные на сопровождение детей с РАС средствами альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Эти средства позволяют компенсировать нарушения речи, повышают уровень понимания, регулируют поведение и снижают тревожность в образовательной среде.
Используемые материалы АДК:
Папка-коммуникатор PECS:
Индивидуальный набор карточек с изображениями (предметы, действия, эмоции) для обмена в процессе общения. Используется по системе PECS (Picture Exchange Communication System).
Визуальное расписание занятий:
Лента или планшет с карточками-пиктограммами, отражающими последовательность действий в течение дня. Помогает снизить тревожность и повысить предсказуемость происходящего.
Планшет «Сначала — потом»
Простая визуальная схема для структурирования деятельности и мотивации: сначала (обязательное действие), потом (вознаграждение/приятное событие).
Карточки с предметными изображениями и подписями
Используются для формирования понятий, расширения словаря, формирования понимания письменной речи через наглядные опоры.
Особенности:
- Все материалы адаптированы под индивидуальные особенности ребёнка.
- Используются наглядные пиктограммы, фото и символы.
- Карточки и расписания могут быть выполнены в ламинированном виде, на липучках, с возможностью гибкой перестановки.
- Подходят для инклюзивного и коррекционного образования.
Цели использования:
- Развитие навыков понимания и выражения намерений.
- Формирование коммуникативных стратегий в условиях отсутствия или недоразвития речи.
- Обеспечение предсказуемости и эмоционального комфорта в образовательном процессе.
Материалы применяются в индивидуальной и групповой работе, могут быть использованы родителями, педагогами, тьюторами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ"
Исследования показывают, что речь и альтернативные способы коммуникации могут поддерживать друг друга. Для детей, которые находятся в группе риска, что речь у них не разовьётся, помощь должна осуществ...

Календарно - тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»
Целью программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умен...
рабочая тетрадь по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации
Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в ко...

презентация " Альтернативная и дополнительная коммуникация"
В данной презентации раскрыты виды альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ....

Альтернативная и дополнительная коммуникация с детьми с ТМНР
Программа предназначена для развития коммуникации с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития для безречевых детей. Данная нозологическая категория детей нуждается в особенной методи...

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности».
Индивуально-подгрупповое открытое занятие для детей с ТМНР и интелектуальной недостаточностью....

Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми – инвалидами
Консультация по вопросу коммуникации детей с ОВЗ...
