Средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)
методическая разработка

Яшина Яна Михайловна


Материал представляет собой авторскую подборку средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), используемых в сопровождении обучающихся  с расстройствами аутистического спектра (РАС). Включены описания и примеры применения папки-коммуникатора PECS, визуального расписания, планшета «Сначала — потом», а также карточек с предметными изображениями и подписями. Все материалы адаптированы под индивидуальные особенности обучающихся, способствуют развитию коммуникации, снижению тревожности и формированию понятных структур повседневной деятельности. Рекомендовано для логопедов, педагогов, тьюторов и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adk_dlya_detey_s_ras.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

Средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК)

В помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Автор: Яшина Яна Михайловна, учитель-логопед

Описание:
Представлены авторские материалы и наработки, направленные на сопровождение детей с РАС средствами альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Эти средства позволяют компенсировать нарушения речи, повышают уровень понимания, регулируют поведение и снижают тревожность в образовательной среде.

 Используемые материалы АДК:

Папка-коммуникатор PECS:
Индивидуальный набор карточек с изображениями (предметы, действия, эмоции) для обмена в процессе общения. Используется по системе PECS (Picture Exchange Communication System).

Визуальное расписание занятий:
Лента или планшет с карточками-пиктограммами, отражающими последовательность действий в течение дня. Помогает снизить тревожность и повысить предсказуемость происходящего.

Планшет «Сначала — потом»
Простая визуальная схема для структурирования деятельности и мотивации: сначала (обязательное действие), потом (вознаграждение/приятное событие).

Карточки с предметными изображениями и подписями
Используются для формирования понятий, расширения словаря, формирования понимания письменной речи через наглядные опоры.

 Особенности:

  • Все материалы адаптированы под индивидуальные особенности ребёнка.
  • Используются наглядные пиктограммы, фото и символы.
  • Карточки и расписания могут быть выполнены в ламинированном виде, на липучках, с возможностью гибкой перестановки.
  • Подходят для инклюзивного и коррекционного образования.

Цели использования:

  • Развитие навыков понимания и выражения намерений.
  • Формирование коммуникативных стратегий в условиях отсутствия или недоразвития речи.
  • Обеспечение предсказуемости и эмоционального комфорта в образовательном процессе.

Материалы применяются в индивидуальной и групповой работе, могут быть использованы родителями, педагогами, тьюторами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ"

Исследования показывают, что речь и альтернативные способы коммуникации могут поддерживать друг друга. Для детей, которые находятся в группе риска, что речь у них не разовьётся, помощь должна осуществ...

Календарно - тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»

Целью программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умен...

рабочая тетрадь по использованию альтернативной и дополнительной коммуникации

Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в ко...

презентация " Альтернативная и дополнительная коммуникация"

В данной презентации раскрыты виды альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ....

Альтернативная и дополнительная коммуникация с детьми с ТМНР

Программа предназначена для развития коммуникации с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития  для безречевых детей. Данная нозологическая категория детей нуждается в особенной методи...