Мастер- класс для педагогов "Нейрогимнастика как средство развития когнитивных функций"
методическая разработка
В рамках данного мастер-класса будет обсуждаться важность нейрогимнастики как инструмента для развития когнитивных функций обучающихся. Участники ознакомятся с теоретическими аспектами применения нейрогимнастики, а также освоят практические упражнения, которые можно интегрировать в образовательный процесс. Цель встречи – актуализировать знания педагогов по данной теме и сформировать у них навыки использования нейрогимнастики для улучшения внимания, памяти и других когнитивных навыков у детей. Мастер-класс также направлен на вовлечение педагогов в активную деятельность и стимулирование интереса к улучшению образовательных методик. Участники смогут не только узнать о нейрогимнастике, но и активно участвовать в упражнениях, что позволит им на практике оценить эффективность методов, способствующих развитию их обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов «Нейрогимнастика
как средство развития когнитивных функций»
Цель: Актуализировать знания педагогов по теме применения нейро-гимнастики для развития когнитивных функций обучающихся.
Задачи:
2. Предложить практические упражнения, которые могут быть использованы в образовательном процессе.
3. Сформировать у педагогов навыки применения нейрогимнастики для улучшения внимания, памяти и других когнитивных навыков у обучающихся.
4. Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Тема нашей сегодняшней встречи
«Нейрогимнастика как средство развития когнитивных функций»
Всем известен факт, что для поддержания тела в форме нужна ежедневная физическая гимнастика. Но не всегда мы задумываемся о том, что для мозга так же нужны ежедневные тренировки.
Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое нейрогимнастика и кому она может быть полезна, рассмотрим классификацию упражнений, вместе придумаем, как можно адаптировать некоторые упражнения под индивидуальные возможности обучающихся и, конечно же, выполним несколько упражнений.
На руке у вас бумажный браслетик, он вам понадобится для самоконтроля. Во время мастер- класса я буду задавать неожиданные вопросы. Если вы ответили на вопрос в течение 1-2 секунд (даже, если вы не произнесли вслух, но точно знали ответ на вопрос), рисуете на нём кружочек. Так же кружочек вы можете нарисовать, если быстро и качественно справились с упражнением, или, запомнили и выполнили правильно заданные движения. Результат у вас я спрашивать не буду, это для вас, вы сами потом проанализируете свои достижения.
1 Слайд Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. Выделяют несколько основных видов нейрогимнастических упражнений: артикуляционные (элементы нейрогимнастики включают в логоритмику), глазодвигательные (расширяют возможности зрительного восприятия), двигательные (дают возможность лучше понимать своё тело, координировать движения), дыхательные (способствуют насыщению крови и тканей кислородом, нормализации дыхания, за счет чего снижают излишнюю эмоциональную возбудимость, гиперактивность, успокаивают ЦНС), упражнения, направленные на развитие когнитивных навыков (улучшают внимание, память, развивают мыслительные способности, логику).
И здесь мне бы хотелось сразу привести пример артикуляционной нейрогимнастики, которую по класиффикации мы можем отнести к детской динамической групповой нейрогимнастике, направленной на улучшение внимания, памяти, снижение стресса и улучшение настроения.
(Упражнение «Меня зовут») Выполнять мы его начнём от простого, постепенно усложняя.
- Детям объясняется, как делится имя на две части, дети проговаривают своё имя.
- Показ движений.
- Выполнение коллективно (в кругу).
- Выполнение в парах со своим именем (меня зовут…).
- Выполнение в парах с именем партнёра (тебя зовут)….
Скажите, пожалуйста, в образовательном процессе где мы можем применить эту нейрогимнастику? (на первых уроках после лета, особенно, если в классе появились новые дети, это позволит им лучше запомнить имена, на индивидуальных занятиях, работая в паре с учителем, на развлекательных мероприятиях в виде игры, если дети уже овладели навыком её выполнения).
(Если вы были внимательны, почувствовали, как ваш мозг работал, можете поставить себе отметку на браслетик).
Нейрогимнастика является частью прикладной науки «образовательная кинезиология», которая изучает развитие мыслительных способностей человека за счет выполнения заданий для обоих полушарий мозга.
Головной мозг человека состоит из более чем 86 миллиардов нейронов и триллионов синапсов (соединений между нейронами). Это делает его одной из самых сложных структур в известной Вселенной.
Мозг обладает удивительной способностью к нейропластичности, что означает, что он может изменять свои структуры и функции в зависимости от опыта, обучения и окружающей среды. Это открывает возможности для улучшения когнитивных функций через практики, такие как нейрогимнастика.
Самое бурное развитие мозга происходит в возрасте от 2 до 11 лет, а начиная с 30-летнего возраста, у человека ежедневно гибнет 30-50 тысяч нервных клеток.
2 Слайд Однако, академик РАН Наталья Владимировна Бехтерева говорила: «Если вы поддерживаете мозг в тонусе, то в ответ мозг в тонусе поддерживает весь организм. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые нервные клетки». Она считала, что самое эффективное средство развития мозга — решение сложных нестереотипных творческих задач, в котором участвуют разные психические процессы, ведь в эту деятельность вовлечён весь мозг целиком.
3 Слайд Очень подробно о возможностях головного мозга можно узнать из книги «Как заставить работать мозг в любом возрасте». Её автор- Рюта Кувашима, японский нейроучёный, специалист по томографии. Эта книга не содержит ни каких руководств и методик, но в ней автор увлекательно, простым языком отвечает на 100 вопросов, заданных детьми. Книга адресована читателям от 9 до 99 лет. По мнению Рюты, самое большое количество нейронов образуется во время решения простых примеров на время.
4 Слайд Как понять, что ребенку нужна нейрогимнастика? Если у ребенка:
- плохая память;
- рассеянность;
- невозможность сконцентрироваться на одной теме или объекте окружающей среды:
- плохая моторика пальцев рук или отсутствие ловкости кистей;
- уровень физического или интеллектуального развития не соответствует возрастному показателю;
- снижены способности к усвоению информации.
Также нейрогимнастика может применяться в профилактических целях.
В данном случае ребенок, или взрослый, который имеет нормальные функции центральной и периферической нервной системы, ежедневно выполняя упражнения для тренировки головного мозга, повышает его работоспособность.
5 Слайд Систематическое выполнение нейрогимнастики обеспечивает весьма ощутимый эффект:
- увеличивает скорость восприятия и обработки информации;
- благоприятно влияет на внимание и память;
- стимулирует кровообращение;
- способствует развитию мышления и речи;
- помогает справиться с дислексией и дисграфией;
- способствует развитию моторики (общей и мелкой);
- повышает устойчивость к стрессовым ситуациям и т. д.
Существует большое количество классификаций нейрогимнастик. Они разделяются по видам, целям и задачам, по методам выполнения, по возрастным группам, форме проведения и по направлению развития. Вы можете подробнее прочитать о них в буклетах, которые лежат на ваших столах.
Эта классификация позволяет лучше понять и структурировать подходы к нейрогимнастике, а также адаптировать её содержание под конкретные потребности.
А сейчас, внимание! Вопросы! Ответить нужно максимально быстро!
- Сколько миллиардов нейронов в человеческом мозге? (86)
- Сколько нейронов погибает ежедневно после 30 лет? (30-50 тысяч)
Кто быстро ответил, сделайте отметки на браслетах.
А мы подошли к практической части.
У вас был насыщенный рабочий день и я предлагаю устроить небольшую перезагрузку.
Сядьте удобно, закройте глаза. (Спокойная музыка)
1. - Сделайте несколько медленных вдохов и выдохов, чтобы успокоить ум и сосредоточиться на своих ощущениях и образах.
- Представьте, что вы — дерево. Как оно растет вверх, так и ваше тело выпрямляется.
2. - На вдохе медленно поднимите руки над головой, как ветви дерева, которое тянется к солнцу. Руки можно вытянуть вверх или немного в стороны, это крона.
- Представляйте, что с каждым вдохом ваше дерево становится выше и крепче.
3. - Задержитесь в этом положении на несколько секунд. Вдыхайте глубоко через нос, наполняя легкие воздухом, а затем медленно выдыхайте через рот.
- При выдохе представьте, как ваше тело отдает напряжение и усталость, словно листья дерева осыпаются на землю.
4. - На вдохе представьте, как из ваших ног растут корни, уходящие глубоко в землю. Эти корни помогают вам оставаться устойчивыми и уверенными.
- На выдохе подумайте о том, как эта энергия из земли поднимается вверх, укрепляя ваше дерево.
5. - Медленно опустите руки вниз, представляя, как ветви дерева опускаются под тяжестью плодов.
- Откройте глаза, медленно вернитесь к чувству пространства вокруг вас и сделайте несколько спокойных движений для расслабления.
Упражнение можно выполнять 1-2 раза в день. Можно добавить разнообразные визуализации, представляя разные виды деревьев или времени года, запахи природы, цвета. Когда мы это представляем, то наш мозг развивается.
Это упражнение не только помогает улучшить дыхательную функцию, но и способствует расслаблению и гармонии.
Если вам удалось максимально расслабиться, а образы в вашем воображении были достаточно яркими, не забудьте сделать отметку на браслете. С этого момента я не буду напоминать об отметках, постарайтесь не забывать об этом сами и ставить кружочек когда вам удаётся выполнить упражнение.
А сейчас давайте обратимся к буклетам и попробуйте самостоятельно разобрать упражнение «Дерево» с помощью классификации.
(Работа с классификацией)
А мы переходим к следующему упражнению, которое способствует концентрации внимания и повышению работоспособности, называется оно «Камень- ракушка». (Выполнение 1 минута, песочные часы).
Мы перезагрузились, настроились на работу и приступаем к упражнению для улучшения межполушарного взаимодействия. Такие упражнения нужны для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Так же они развивают способность быстро переключаться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению в занятие.
«Рисование узоров двумя руками». Перед вами лист, который разделён на две половины. В верхней части от центра начинаем рисовать узор. (1-2 примера)
В нижней части листа отступите от верха, примерно, одну треть и поставьте точку. От этой точки мы начнём выполнять ещё одно упражнение, которое называется «Подсолнух».
(рисование)
Скажите, пожалуйста, для обучающихся, с которыми вы работаете, доступно выполнение этого упражнения? Давайте подумаем, как можно его упростить. (Нарисовать, чтобы ребёнок по готовым линиям вёл одновременно двумя пальчиками).
6 Слайд А сейчас обратите, пожалуйста внимание на экран. Перед вами тест Струпа. Чаще всего мы путаемся при его выполнении. Это объясняется конфликтом левого и правого полушарий. Левое стремится прочитать слово, а правое- назвать цвет. Давайте прочитаем четыре верхние строчки (закрыть уши, произносить шёпотом, чтобы не мешать друг другу).
Следующее задание «Хоккеист» (выполнение)
Это упражнение тренирует умение удерживать внимание на двух задачах.
Существует великое множество подобных заданий, которые развивают когнитивные процессы и при этом они достаточно просты, воспринимаются как игра, развлечение.
(Просмотр примеров)
В презентации я представила наиболее сложные задания. Для обучающихся с умственной отсталостью их, конечно же нужно упрощать, либо использовать нейрогимнастику, рассчитанную на детей дошкольного возраста с более простыми упражнениями и заданиями.
Очень интересна и увлекательна нейрогимнастика с предметами, например, со стаканчиками. При их выполнении под музыку задействуются все анализаторы. Я бы хотела познакомить вас с одной из таких игр.
- Разучивание отдельно каждого движения.
- Просмотр видео фрагмента.
- Выполнение упражнения в парах.
Посмотрите, пожалуйста, на свои браслетики, можете подсчитать отметки, (назовём их нейрончики) которые вы себе поставили. Если на вашем браслете много нейрончиков (вы отлично справлялись со всеми задачами и не забывали отмечать это ), значит, ваш мозг сегодня прекрасно поработал, вы были максимально собраны и легко могли удерживать внимание на выполнении двух задач. Если вы забывали ставить отметки, то вам сегодня по какой- то причине было сложно удерживать внимание. Возможно, мозгу нужно дать отдохнуть, а может быть, стоит попробовать выполнять нейрогимнастики. А ещё (мы, к сожалению, никак не можем это проверить), но мы будем надеяться, что именно на столько (сколько вы нарисовали кружочков) вы пополнили сегодня запасы ваших нейронов.
Необходимо помнить- чтобы мозг хорошо работал, нужно давать ему своевременный отдых, систематически его развивать и, конечно же, питать. Замечено, что при высокой умственной нагрузке кусочек шоколада помогает моментально зарядиться энергией. И я приготовила для вас сегодня шоколад, чтобы оставшиеся рабочие часы прошли наиболее плодотворно.
Перед завершением встречи, хочется получить от вас обратную связь.
-Скажите, пожалуйста, есть среди вас педагоги, которые систематически применяют нейрогимнастику в педагогической деятельности? (Если есть, вопрос к ним).
- Скажите, пожалуйста, имея собственный багаж знаний и опыт применения нейрогимнастики, взяли бы вы что- то из того, что было представлено на мастер- классе?
- Есть педагоги, которые слышали о том, что есть такие нейрогимнастические упражнения, но в своей практике не применяли? (Вопрос к ним)
-Скажите, пожалуйста, после того, что вы сегодня услышали и увидели, захотелось ли вам попробовать применить нейрогимнастику на практике?
-А есть те, кто слышал сегодня о нейрогимнастике впервые?
- Понятно ли вам стало, что это за метод и захотелось ли углубить свои знания?
А теперь вопрос ко всем участникам: - Какие упражнения были для вас самые интересные или трудные?
-Что вы чувствуете после выполнения упражнений- усталость, утомление, или, наоборот, прилив энергии и бодрость?
Я благодарю вас за то, что вы уделили мне своё ценное педагогическое время, мне было приятно с вами работать.
Но это ещё не всё. Закончить эту встречу мне хотелось бы ещё одним упражнением, называется оно «Оркестр». Превратившись в один большой оркестр мы исполним «Турецкий марш» Моцарта. (фрагмент)
(Педагоги угощаются шоколадом)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс " Нетрадиционный урок как средство развития интереса к чтению у учащихся"
Мастер - класс знакомит с нетрадиционными приёмами работы на уроке чтения в коррекционной школе VIII вида по теме "Х.-К. Андерсент. "Снежная королева"....

Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся»
Мастер-класс «Историческая реконструкция как средство развития познавательных способностей и повышения учебной мотивации учащихся» в рамках встречи делегации педагогов и руководителей обра...

Мастер-класс «Музыкальные упражнения как средство развития вокальных навыков»
Мастер-класс «Музыкальные упражнения как средство развития вокальных навыков»...

Мастер–класс «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов школьников и осознанного усвоения языкового материала на уроках английского языка»
Как сделать урок интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным?Что сделать, чтобы на уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес в глазах учеников ни на минуту не пропадал? Педаг...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Методический мастер-класс «Машина Голдберга, как средство развития детского технического творчества».
Методический материал для организации работы с обучающимися по развитию технического творчества....


