Проект "Развиваемся играя" для детей 5-7 лет с ОВЗ, обусловленными задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.
проект
Современные исследования показывают, что появляется всё больше детей с речевыми проблемами, и значительно увеличивается количество детей с ментальными нарушениями. Данную закономерность наблюдают и учителя – дефектологи. В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями как анатомического строения мозга, так и его функционированием. В отечественном коррекционном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного образования. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т.В. Ахутиной).
Отмечается положительная динамика в коррекционно – развивающей работе при использовании нейроигр в развитии психических процессов, таких как, внимание, восприятие, память, мышление, речь, а также сглаживание поведенческих и эмоциональных нарушений.
В связи с этим, возникла необходимость применения нейроигр в работе с дошкольниками с ОВЗ, обусловленными задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.41 МБ |
Подписи к слайдам:
Актуальность Современные исследования показывают, что появляется всё больше детей с речевыми проблемами, значительно увеличивается количество детей с ментальными нарушениями. Данную закономерность наблюдают и учителя – дефектологи . В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. В отечественном коррекционном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного образования. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской , Е. Д. Хомской, Т.В. Ахутиной ). Отмечается положительная динамика в коррекционно – развивающей работе при использовании нейроигр в развитии психических познавательных процессов , таких как, внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, а также сглаживание поведенческих и эмоциональных нарушений. В связи с этим, возникла необходимость применения нейроигр в работе с дошкольниками с ОВЗ , обусловленными задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями.
Вид проекта: долгосрочный Срок реализации: октябрь 2024 г.– апрель 2025г . Тип проекта: игровой . Участники: дети 4-7 лет с ОВЗ, обусловленными интеллектуальной недостаточностью, учитель-дефектолог, педагоги, родители.
Цель : создание педагогических условий для развития I , II , III блоков мозга Методы и приемы: Сюрпризные моменты, пальчиковые игры, различные виды нейроигр. Интеграция образовательных областей: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие Работа с родителями: Оформление и создание пособий, домашних игр. Создание развивающей предметно-пространственной среды с использованием нейроигр в группе, которая поможет сформировать у дошкольников в доступной игровой форме готовность к успешному школьному обучению.
Нейропсихология - это Наука о взаимосвязи психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и тд .) с работой головного мозга, его отделов, правого и левого полушария.
Функциональная ассиметрия головного мозга:
«Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг». М.Сонер «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов
Нейроигры -это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Цель нейроигры : активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.
Нейроигра необходима если есть: Проблемы с памятью Снижение внимания при выполнении заданий Проблемы с усвоением учебного материала Зеркальное письмо Нет четкого понимания пространственных представлений (лево-право) Плохая координация, неуклюжесть Излишняя активность или медлительность Плохо развита мелкая моторика рук Леворукость Тики, заикание, навязчивые движения Отмечаются движения языком или др частями тела, когда он пишет или рисует Быстро наступает усталость Частые головные боли, частый плач, проблемы со сном, аппетитом Проблемы в поведении, отношениях со сверстниками Нейроигра помогает в развитии всех ВПФ
Виды упражнений для активации первого блока головного мозга Дыхательные упражнения. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Растяжки. Нормализуют тонус мышц – гипер и – гипотонус (мышечное напряжение или мышечная вялость). Массаж, самомассаж. Позволяют активизировать организм или же успокоить и наладить на рабочий темп. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные или разнонаправленные движения языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию организма. Телесно-перекрестные упражнения. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий. Активизация межполушарного взаимодействия.
Виды упражнений для активации 2 блока Соматогностические , тактильные и кинестетические процессы. Зрительный гнозис . Пространственные и « квазипространственные » представления. Пространственные схемы и диктанты. Конструирование и копирование. Квазипространственные (логико-грамматические) речевые конструкции (словесно-логическое мышление). Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы. Мнестические процессы (в т.ч межмодальный процесс). Номинативные процессы.
Виды упражнений для активации 3 блока Когнитивные навыки. Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов. Способствуют развитию психических процессов. Коммуникативные навыки: Индивидуальные – направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом. Парные – способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые – дают возможность ребенку навыка взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы (словесно-логическое мышление). Упражнения по визуализации способствуют воссозданию зрительных, слуховых, осязательных, обанятельных и др образов. Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и является единым процессом.
Результаты применения нейроигр и упражнений: Активизация энергетического потенциала организма (повышение работоспособности) и улучшение всех жизненно важных процессов. Улучшение: внимания, памяти, мышления, речи; Улучшение качества освоения учебного материала; Развитие творческих способностей; Приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля; ВЫВОД: игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Такие разнообразные сеансы будут полезны детям, развитие которых соответствует возрастной норме.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям
Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

адаптированная рабочая программа для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ, обусловленными задержкой психического развития.
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического ра...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
Статья по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития"....

Тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-
Материал содержит тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного ап...

Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
Консультация для педагогов по подготовке детей сЗПР и ЗРР к выполнению ВПР...
