«Развивающие тренажеры как средство мотивации к обучению у детей с интеллектуальными нарушениями»
статья

Черных Наталья Владимировна

Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь. Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Основной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности. Ведь именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой другой), ее структурированию и развивается такое качество личности как упорство по достижению поставленных целей. Поэтому педагогу очень важно вовремя и с профессионализмом отнестись к процессу формирования учебной мотивации у школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhregionalnaya_npk_statya2.docx780.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Развивающие тренажеры

как средство мотивации к обучению у детей

с интеллектуальными нарушениями»

Черных Наталья Владимировна,

Педагог – психолог

natalya_chernyx_92@mail.ru

Подкорытова Лидия Владимировна

Педагог – психолог

podkoritovalidia@yandex.ru

ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»

Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь. Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Основной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности. Ведь именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой другой), ее структурированию и развивается такое качество личности как упорство по достижению поставленных целей. Поэтому педагогу очень важно вовремя и с профессионализмом отнестись к процессу формирования учебной мотивации у школьников.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» говорил В. А. Сухомлинский. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с удовольствием, а другой с безразличием? Мотивация – это то, что побуждает детей двигаться в том или ином направлении. Учиться, развиваться, приобретать, добиваться, проявлять инициативу, делиться с другими полученными знаниями.

Характеризуя, обучающихся с интеллектуальными нарушениями, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, лёгкую отвлекаемость, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.  В этой связи большое значение в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями приобретает игровая деятельность.

В. А. Сухомлинский писал «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития». Игра для детей с интеллектуальными нарушениями, имеет еще большее значение, чем для их ровесников из общеобразовательной школы. Использование развивающих тренажеров способствует изменению мотивов поведения, раскрытию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе. В игре осуществляется эмоционально-волевое развитие, развивается потребность усваивать нормы поведения, развиваются те личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность в учебной, трудовой деятельности.

Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре. Так давайте же учить, играя! Занятия для учащихся с интеллектуальными нарушениями должны быть построены ярко и эмоционально. Занятия должны сопровождаться красочными дидактическими материалами, картинками.

В своей работе мы используем различные развивающие тренажеры, часть из которых делаем вместе с детьми. Сегодня расскажем о некоторых из них.

Тренажер «Шнуровка» развивает сенсомоторную координацию движений, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование ("вверху", "внизу", "справа", "слева"), формирует навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), способствует развитию речи.

В играх со шнурованием развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на головной мозг и речь. Чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Кроме того, они помогают разнообразить занятия и повысить интерес, способствуют созданию благоприятного психофизиологического комфорта для детей во время занятия.  

Танграм – старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций.

Танграм — одна из множества вариаций игр в основу которых положено решение логических геометрических задач на разрезание. Исходное базовое тело или фигура разрезается на определенное число элементов (танов). Они создают исходный материал, из которого требуется сложить ту или иную фигуру. Различие в комбинации исходных базовых элементов порождает целый класс головоломок, как в случае плоских фигур, так и объемных.

      photo_2024-10-14_12-05-44.jpg                              photo_2024-10-14_12-05-43.jpg

Игра-тренажер «Танграм» научит логически мыслить, анализировать изображения, выделяя геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот. Эта игра развивает воображение, комбинаторные способности, внимание, наглядно-образное мышление, умение работать по инструкции, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику.

«Геоборд» – это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений. Геоборд состоит из плоского поля и 25 штырьков, расположенных на поле равноудаленно друг от друга по горизонтали и вертикали. Для работы с геобордом нужны схемы рисунков и резиночки. Это могут быть обычные латексные канцелярские резинки или тонкие цветные резинки для волос. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных).

Использование тренажера «Геоборд» обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях. Способствует развитию памяти, мышления и речи детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.

            photo_2024-10-16_13-05-27.jpg                        photo_2024-10-16_12-47-05.jpg

Головоломка «Ключики» включает в себя 10 замочков, к каждому из которых надо подобрать свои ключики. На ключах написаны примеры на сложение или вычитание. Для детей постарше – примеры на умножение. На замках цифры - ответы. К каждому замку подойдет несколько ключей. Нужно лишь правильно решить пример.

photo_2024-10-16_12-52-31.jpg                   photo_2024-10-17_11-51-14.jpg

 Такая головоломка развивает математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление, укрепляет память учащихся, развивает и укрепляет интерес к математике.

Сортер «Ёжик» для изучения цвета, счета, букв. Вместе с ёжиком изучаем цвета и счет от 1 до 10, решаем примеры, ищем пропущенную букву. В наборе идут сменные задания и вкладыши – колючки. Сортер способствует развитию мелкой моторики, координации движений, ловкости, которые влияют на мыслительные способности, логическое мышление и речевой аппарат, развивает усидчивость и внимательность. Это несомненно, полезный тренажер, направленный на разностороннее развитие ребенка.

photo_2024-10-16_13-05-29.jpg                photo_2024-10-16_12-52-02.jpg

Тренажер «Математические ромашки» представляет собой крышки серединки с цифрами и крышки с примерами на прибавление и вычитание. нужно решить примеры и подставить к крышке с цифрой, результат который получился при решении, в результате нужно собрать «лепестки» к «серединкам».

      photo_2024-10-16_13-05-26.jpg                           photo_2024-10-16_13-05-20.jpg

Такой тренажер учить детей знанию цифр, закрепляет умение решать примеры в пределах 10, развивает мышление и внимание, учит детей доводить начатое дело до конца, радоваться полученному результату.

Тренажеры очень многофункциональны, кроме развития мелкой моторики, сенсорных процессов, тренажеры позволяют развивать наблюдательность, логику, мышления, память, усидчивость, переключение детей с одного вида деятельности на другую, также способствуют успокоению и разрядки психоэмоционального напряжения, развивают познавательные и творческие способности детей. Так же с помощью тренажеров развивается:

- коммуникативность – навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения;

- креативность – способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение;

- критическое мышление – решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации;

 - координация, лидерство, работа в команде, сотрудничество.

Наша практика показала, что результат работы с развивающими тренажерами очень эффективен. У детей поднимается уровень мотивации, благодаря тренажерам осуществляется сенсорное развитие детей любого возраста, формируется наглядно-образное мышление. Тренажеры развивают все сферы деятельности детей, помогают закрепить пройденный материал на уроке, для закрепления сенсорных навыков и пространственных представлений, развития воображения, мышления.

Преимущество представленных тренажеров заключается в том, что их легко изготовить и в домашних условиях из подручных материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе

Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...

Доклад "Дидактическая игра на уроке истории как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

 Обучающемуся с интеллектуальными нарушениями очень сложно усваивать предложенный учителем материал на уроке. В связи с особенностями в развитии обучающийся с интеллектуальной недостаточно...

Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса  к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...

«Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с интеллектуальными нарушениям»

Ни для кого сегодня не секрет, насколько увеличился темп жизни: запросы общества, повсеместный технический прогресс, компьютеризация, огромный объем информации требуют от педагогов и обучающихся совер...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (ВАРИАНТ 1)

Данная программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с предложенными обучающимся рекомендациями ПМПК. ...

Печатное издание на тему комплексного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : "Неделя специалиста: Зимние забавы".

В данной книге содержатся занятия (мероприятия) специалистов СППиСС ГКОУ СКОШИ № 52 (Москва) по формированию и развитию навыков социализации и коммуникации у детей с интеллектуальными н...

Доклад. Формирование учебной мотивации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках поварского дела

Формирование мотивации обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), оказывает влияние на развитие всех познавательных процессов и личности ребенка в целом. Это обусловле...