Рабочая программа "Финансовая грамотность" для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа
Программа предназначена для работы с детьми по варианту обучения 9.1
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №90 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Финансовая грамотность»
для 5-9 классов (вариант 1)
Количество часов (объём): 170 ч ( 34 ч на класс)
Составитель программы: Улыбышева И.А.
г. Москва, 2025 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В современном обществе финансовая грамотность является ключевым навыком для самостоятельной жизни. Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в специальных знаниях и умениях для успешной адаптации в социальной и экономической сферах. Обучение финансовой грамотности помогает таким детям приобретать базовые навыки управления личными финансами, что способствует их независимости и снижает риск финансовой эксплуатации. Программа способствует интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в общество, обеспечивая им равный доступ к знаниям, необходимым для повседневной жизни; позволяет предотвращать распространённые ошибки — незнание ценности денег, неправильные покупки, уязвимость к мошенничеству и манипуляциям.
Цель обучения - формирование базовых знаний и навыков управления личными финансами, развитие понимания ценности денег и способности принимать простые финансовые решения.
Задачи обучения:
- Познакомить детей с основными понятиями финансов: деньги, доход, расход, сбережения.
- Развить навыки простого планирования личного бюджета.
- Обучить различать необходимые и ненужные траты.
- Формировать умение принимать финансово обоснованные решения в повседневных ситуациях.
- Повысить самостоятельность детей в управлении личными средствами.
- Развить навыки безопасного обращения с деньгами и понимания важности экономии.
- Использовать игровые и наглядные методы для закрепления знаний в доступной форме.
- Содействовать социальной адаптации через развитие финансовой компетентности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Финансовая грамотность» входит в предметную область «Математика» и является обязательной частью учебного плана. На изучение предмета по учебному плану выделено: в неделю1 ч, в год – 34 ч (170 часов с 5-9 класс)
Возможно уменьшение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения урока на праздничные дни. Количество часов, отведенное на каждый изучаемый раздел программы, может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимся.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа разработана с целью формирования у детей с интеллектуальными нарушениями базовых знаний и практических навыков финансовой грамотности, необходимых для повседневной жизни и социальной адаптации. В современных условиях умение правильно обращаться с деньгами, планировать бюджет и принимать простые финансовые решения становится важным компонентом самостоятельности и комфорта в обществе.
Особенностью программы является использование доступных методов обучения, учитывающих особенности восприятия и уровня развития детей с интеллектуальными нарушениями. Занятия строятся на основе игровых техник, наглядных примерах и повторении, что способствует более эффективному усвоению материала и развитию мотивации к обучению.
Программа направлена на формирование таких ключевых компетенций, как понимание стоимости денег, планирование расходов, умение откладывать средства, распознавание финансовых рисков и необходимости экономии. Реализация курса способствует развитию социального и личностного потенциала детей, облегчая их интеграцию в общественную среду.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Виды урочной деятельности:
- Лекции и беседы
- Игровые занятия (настольные, сюжетно-ролевые, онлайн игры)
- Проектные работы
- Мастер-класс
- Викторины
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа финансовой грамотности для детей с интеллектуальными нарушениями направлена на расширение их возможностей, повышение самостоятельности и улучшение качества жизни через освоение значимых и практичных финансовых навыков с учетом особенностей восприятия и понимания.
Обучение базовым финансовым понятиям: объяснение таких понятий, как деньги, цена, покупка, сбережения, бюджет.
Развитие практических навыков: умение использовать деньги в повседневной жизни — покупка товаров, планирование расходов, ведение простого бюджета.
Формирование ответственного отношения к финансам: воспитание внимательного и осознанного поведения при использовании финансовых ресурсов.
Поддержка самостоятельности: помощь в развитии навыков, необходимых для самостоятельного принятия решений в финансовой сфере.
Создание безопасной среды: обеспечение защитных знаний, которые помогут избежать финансового мошенничества и неправильного использования денег.
1. Знакомство с деньгами
- Что такое деньги и для чего они нужны
- Различные виды денег (купюры, монеты, электронные деньги)
- Основные номиналы (обзор купюр и монет)
- Введение в понятия «стоимость» и «цена»
- Практическое задание: рассмотрение и сравнение купюр и монет
2. Основы денежных операций
- Как можно получить деньги (например, карманные деньги, помощь родителей)
- Как можно использовать деньги (покупка товаров, услуги)
- Простые денежные операции
- Какие бывают доходы: карманные деньги, подарки, заработок, и др.
- Значение регулярного дохода
- Практические занятия с использованием игрушечных денег или реальных купюр и монет; составление простого списка источников дохода
3. Планирование и экономия, бюджет семьи
- Что значит «экономить» деньги
- Как можно копить деньги
- Основы планирования: что важнее—купить что-то нужное сейчас или отложить деньги на что-то более ценное
- Основные потребности и желания
- Простая схема бюджета: доходы и расходы
- Основы составления личного бюджета
- Учимся распределять деньги: на еду, одежду, развлечения, и др.
- Игры и упражнения на составление бюджетов
- Практическое задание: составление простого «бюджета» на неделю
4. Покупки онлайн и офлайн
- Как выбирать товар (цена, качество, необходимость)
- Сравнение цен, умение читать ценники
- Правила безопасных покупок: не брать деньги у незнакомых, просить помощи
- Как правильно рассчитываться на кассе
- Понятия «чек», «сдача», «акция», «скидка»
- Правила оплаты в интернет-магазинах
- Ролевая игра «Покупки товаров»
- Практические игры: покупка с ограниченным бюджетом
5. Безопасность финансовых операций
- Основные правила безопасности: не давать чужим деньги, не сообщать пин-коды и пароли
- Введение в понятия банковской карты
- Практические ролевые игры по финансовому мошенничеству
6. Банк и банковские услуги
- Что такое банк и зачем он нужен
- Депозит, сбережения, кредит
- Пенсия, налоги (оплата онлайн)
7. Повторение и закрепление знаний
- Закрепляющие игры и упражнения
- Практические задания по прошедшим темам
- Обсуждение повседневных ситуаций
Каждый раздел предполагает использование адаптированных учебных материалов, наглядных пособий и игровых форм для комфортного усвоения информации
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные резуультаты
- умение грамотно распоряжаться деньгами
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях
- участие в принятии решение о семейном бюджете
- • Формирование ответственного отношения к денежным средствам.
- • Развитие чувства удовлетворения от достижения финансовых целей (даже простых, например, копить на игрушку или сладость).
- • Снижение тревожности при обсуждении денежных вопросов за счёт ясных и понятных объяснений.
Планируемые результаты
Раздел: Знакомство с деньгами
Познавательные результаты:
• понимать, что такое деньги и для чего они нужны
• познакомиться с различными видами денег (монеты, банкноты, электронные деньги).
• формировать представления о ценности денег и их роли в повседневной жизни.
• распозновать основные номиналы денежных знаков
Практические результаты:
• уметь различать и называть монеты и банкноты по номиналу и внешнему виду
• правильно считать деньги (суммировать деньги, используя монеты и банкноты).
• выполнять простые операции с деньгами (например, выдать или получить нужное количество монет).
• практиковаться в правильном хранении денег (например, в кошельке).
Социально-эмоциональные результаты:
• формировать положительное отношение к использованию денег и пониманию их роли
• развивать коммуникативные навыки через игровые ситуации с деньгами (например, покупка-продажа в игровой форме).
• повышать самооценку через успешное выполнение заданий с деньгами
Метапредметные результаты:
• развивать внимание и память через задания на распознавание и подсчет денег
• формировать элементарные навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективных играх с использованием денег.
Раздел: Основы денежных операций
Понимание денежных понятий:
• узнать и назвать различные виды денег (монеты, банкноты)
• понять основное назначение денег — средство обмена и меры стоимости
Определение ценности денег:
• познакомиться с номиналом монет и банкнот
• научиться различать денежные единицы по стоимости
Осуществление элементарных денежных операций:
• научиться считать деньги при покупке (суммировать цену товара и проверять правильность сдачи)
• освоить навыки использования денег в простых жизненных ситуациях (покупка, получение сдачи)
Развитие практических навыков:
- • проводить простые денежные расчёты с помощью наглядных материалов и вспомогательных средств
- уметь выбирать нужное количество денег для оплаты заданной суммы
Развитие уважения к деньгам и осознание их ценности:
• понять важность бережного и аккуратного обращения с деньгами
• осознать необходимость планирования своих расходов
Коммуникация и социальное взаимодействие:
- сформировать умение обращаться за помощью при проведении денежных операций
- научиться взаимодействовать с другими людьми в процессе покупки или обмена денег
Раздел: Планирование и экономия, бюджет семьи
Познавательные результаты:
• познакомиться с основными понятиями: бюджет семьи, доходы и расходы
• осознанать значения планирования бюджета для обеспечения потребностей семьи
• узнать простые правила экономии и контроля за расходами
Практические результаты:
• совсместо с педагогом или родителями составлять простой семейный бюджет (например, с использованием картинок или таблиц с крупными яркими символами)
• уметь различать основные категории расходов (еда, одежда, жильё, транспорт, развлечения)
• научиться фиксировать доходы и расходы в доступной форме (например, в виде картинок или чек-листов)
• развивать навык откладывать деньги на определённые нужды (например, копилка, конверт)
Коммуникативные результаты:
• уметь обсуждать важность экономии и разумного использования денег с членами семьи
• научиться выражать свои желания и потребности в рамках бюджета
Раздел: Безопасность финансовых операций
Понимание основ безопасности финансовых операций:
• узнать, что такое личные финансовые данные и почему их нужно защищать
• понять, что нельзя сообщать пароли и ПИН-коды другим людям
Навыки идентификации безопасных и опасных ситуаций:
• уметь распознавать мошеннические действия и подозрительные предложения (фишинг, звонки от якобы банковских сотрудников и т. п.)
• знать, как действовать при подозрении на мошенничество (например, сразу сообщать взрослым, не выполнять сомнительные просьбы)
Правильное использование платежных инструментов:
• уметь пользоваться банковскими картами и электронными кошельками безопасно (не терять карты, не вводить данные на подозрительных сайтах)
• понимать необходимость защищать мобильные устройства и компьютеры (использовать пароли, не скачивать неизвестные приложения)
Уверенное выполнение финансовых операций с помощью взрослых:
- формировать способность осуществлять простые операции под контролем взрослых (например, оплатить товар, снять деньги с карты)
- знать, к кому обратиться за помощью в случае возникновения проблем
Формирование ответственного отношения к личным финансам:
• развивать осознание важности бережного отношения к деньгам и финансовым данным
• осваивать навыки предотвращения финансовых рисков через соблюдение простых правил безопасности
Раздел: Банк и банковские услуги
Понимание роли банка в жизни человека
• осознавать, что такое банк и какую функцию он выполняет в обществе
• видеть разницу между банком и другими учреждениями
Знание основных банковских продуктов и услуг
- уметь назвать основные банковские услуги: открытие счета, хранение денег, получение карты, снятие и внесение денег
- понимать назначение банковской карты и как ею пользоваться
Навыки взаимодействия с банком
- уметь заполнить простую банковскую форму (например, заявление на банковскую карту).
- понимать, как обращаться в банк за помощью и консультацией
- уметь проверять баланс счета или количество денег на карте
Безопасное использование банковских услуг
- знать, что банковская карта — это личная вещь, и нельзя сообщать пин-код другим людям
- осознавать важность бережного хранения карты и конфиденциальной информации
- понимать основные меры предосторожности при совершении операций в банке и через банкомат
Практические навыки
- уметь использовать банкомат для снятия и внесения наличных (с помощью инструктора или сопровождающего)
- умение совершить простую операцию – оплатить покупку с использованием карты.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||
1 | Понятие финансовой грамотности, её значение в жизни | 1 | Знакомятся и называют базовые понятия финансовой грамотности с помощью взрослого | Называют базовые понятия финансовой грамотности |
2 | Основные финансовые термины. Что такое деньги, зачем они нужны? Распознавание купюр и монет | 1 | Присутствует элементарное понимание значения денег в повседневной жизни | Присутствует осознанное представление о финансовой грамотности, ее роли в жизни и простейших навыках обращений с деньгами |
3 | История появления денег | 1 | Отвечают на вопросы взрослого о развитии денег от натурального обмена до современных средств платежа | Рассказывают о развитии денег от натурального обмена до современных средств платежа |
4 | Какие бывают деньги (наличные, безналичные). Основные функции денег | Называют с помощью взрослого виды денег: наличные и безналичные, отличия между наличными и безналичными деньгами, их функции | Перечисляют виды денег, приводят примеры товарных денег, сравнивают преимущества и недостатки разных видов денег | |
5 | Введение в понятие «доход». Источники дохода | Описывают и сравнивают источники доходов семьи, виды заработной платы, приводят примеры социальных выплат | Описывают и сравнивают источники доходов семьи, виды заработной платы, называют особенности труда несовершеннолетних, объясняют причины различий в заработной плате, объясняют, почему существуют социальные выплаты, приводят примеры социальных выплат. | |
6 | Что такое доходы и расходы? Простые примеры расходов. | С помощью взрослых называют необходимые, желательные и престижные расходы; называют сроки расходов: ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные | Называют необходимые, желательные и престижные расходы; называют сроки расходов: ежегодные, ежемесячные, сезонные и переменные | |
7 | Как планировать бюджет семьи? | Описывают семейный бюджет — план доходов и расходов, как избежать финансовых проблем, как делать сбережения. | Описывают семейый бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. | |
8 | Понятие личного бюджета, как управлять своими деньгами | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. | |
9 | Составление простого плана доходов и расходов | Составляют с помощью взрослого семейный бюджет на условных примерах, сравнивают доходы и расходы и принимают решения, объясняют причины, по которым люди делают сбережения, описывают последствия превышения расходов над доходами. | Составляют семейный бюджет на условных примерах, сравнивают доходы и расходы и принимают решения, объясняют причины, по которым люди делают сбережения, описывают последствия превышения расходов над доходами. | |
10 | Игры и упражнения: распределение ограниченного бюджета | Составляют с помощью взрослого семейный бюджет на условных примерах, сравнивают доходы и расходы и принимают решения, объясняют причины, по которым люди делают сбережения, описывают последствия превышения расходов над доходами. | Составляют семейный бюджет на условных примерах, сравнивают доходы и расходы и принимают решения, объясняют причины, по которым люди делают сбережения, описывают последствия превышения расходов над доходами. | |
11 | Товары и услуги. Сравнение цен и поиск выгодных предложений. Онлайн покупки. | Знакомятся с понятиями товары и услуги, и их видами. Знакомятся понятием онлайн и офлайн покупки | Знакомятся с понятиями товары и услуги, и их видами. Знакомятся понятием онлайн и офлайн покупки, что можно купить онлайн, и как выбирать товар. | |
12 | Виды магазинов и товары | Знакомятся с различными типами магазинов и товаров. Называют виды магазинов с помощью взрослого | Знакомятся с различными типами магазинов и товаров, как выбирать нужные товары необходимых покупок | |
13 | Как правильно рассчитывать бюджет покупок | Учатся планировать расходы и считать итоговую сумму покупки. Составляют план покупок на неделю с учетом бюджета с помощью всрослого | Учатся планировать расходы и считать итоговую сумму покупки. Составляют план покупок на неделю с учетом бюджета с помощью всрослого | |
14 | Сбережения и накопления | Знакомятся с основными инструментами сбережений, называют из с помощью всрослого | Знакомятся со значением сбережений и накоплений, зачем сохранять деньги. Знакомяься с основными инструментами сбережений | |
15 | Значение сбережений, цели накоплений, способы долговременного сбережения. | Знакомятся с основными инструментами сбережений, называют из с помощью всрослого | Знакомятся со значением сбережений и накоплений, зачем сохранять деньги. Знакомяься с основными инструментами сбережений | |
16 | Экономия и бережливость. Как и зачем экономить деньги? | Знакомятся с понятиями: экономия, экономить, бережливость. С помощью взрослого составляют список предметов, на которых можно сэкономить (пример: выключать свет, не покупать лишние сладости). | Знакомятся с понятиями: экономия, экономить, бережливость. Составляют список предметов, на которых можно сэкономить (пример: выключать свет, не покупать лишние сладости). | |
17 | Что такое банк. Банковские услуги | Изучают базовые понятия: что такое банк, основные функции. Работают с раздаточным материалом: простые определения, картинки. Отвечают на наводящие вопросы (например, «Для чего нужны банки?»). | Изучают базовые понятия: что такое банк, основные функции Работают в парах: составляют список банковских услуг | |
18 | История появления банков | Изучают историю возникновения банков и их развитие. Отвечают на наводящие вопросы | Изучают и рассказывают историю возникновения банков и их развитие | |
19 | Виды и функции банков, как выбрать банк, виды счетов, карточки | Знакомятся с понятиями депозит, текущий счет, сберегательный счет, и др. Отвечают на наводящие вопросы взрослого | Знакомятся с понятиями депозит, текущий счет, сберегательный счет, и др. Отвечают на вопросы взрослого | |
20 | Банковские карты: типы и функции | Знакомятся с дебетовыми и кредитными картами, возможностях их использования. Отвечают на наводящие вопросы взрослого | Знакомятся с дебетовыми и кредитными картами, возможностях их использования. Отвечают на вопросы взрослого | |
21 | Как открыть банковский счет | Знакомятся с процедурой открытия счета и необходимыми документами | Изучают процедуру открытия счета и необходимые документы | |
22 | Безопасность при использовании банковских карт | Знакомятся с правилами безопасности, защитой персональных данных. Отвечают на вопросы взрослого | Знакомятся с правилами безопасности, защитой персональных данных, рассказывают почему персональные данные называются персональными, и что нельзя никому их говорить | |
23 | Электронные кошельки и банковские карты: как пользоваться безопасно | Знакомятся с принципами безопасного использования электронных платежных средств, отвечают на вопросы взрослого | Знакомятся с принципами безопасного использования электронных платежных средств, составляют план безопасного использования | |
24 | Основные понятия безопасности финансовых операций | Знакомятся с основными понятиями: финансовые операции, безопасность, риски. Отвечают на наводящие вопросы взрослого | Знакомятся с основными понятиями: финансовые операции, безопасность, риски. Называют основные правила безопасности и риски. | |
25 | Виды финансовых операций и их риски | Изучают различные виды финансовых операций и возможных угроз, составляют список с помощью взрослого | Изучают различные виды финансовых операций и возможных угроз, составялют список | |
26 | Защита персональных данных при финансовых операциях | Изучают правила обращения с личными данными, методами их защиты. Составляют правила в помощью взрослого. | Изучают правила обращения с личными данными, методами их защиты. Составляют правила самостоятельно | |
27 | Основные виды мошенничества в финансовой сфере | Знакомятся с основынми видами мошенничества правилами безопасности при использовании банковских карт, с помощью взрослого составляют правила поведения с картами | Знакомятся с основными видами мошенничества и правилами безопасности при использовании банковских карт, составляют правила использования банковских карт | |
28 | Безопасное использование банковских карт и счетов | Составляют с помощью взрослого правила безопасности при использовании банковских карт и счетов | Составляют правила безопасности при использовании банковских карт и счетов | |
29 | Личные финансовые данные: что это и почему их нужно защищать | Знакомятся какие данные считаются личными и почему их нужно защищать. Составляют алгоритм защиты с помощью взрослого | Знакомятся какие данные считаются личными и почему их нужно защищать. Составляют алгоритм защиты. | |
30 | Основные виды финансовых операций, которые существуют | Знакомятся с видами операций (оплата, переводы, покупки). Участвуют в ролевых играх | Знакомятся с видами операций (оплата, переводы, покупки). Участвуют в ролевых играх | |
31 | Опасности в интернете при проведении финансовых операций | Знакомятся с типичными угрозами в интернете: фишинг, мошенничество, вирусы. | Знакомятся с типичными угрозами в интернете: фишинг, мошенничество, вирусы. | |
32 | Защита паролей и PIN-кодов | Изучают принципы создания надежных паролей и защиты PIN-кодов. Выполняют практические задания с помощью взрослого | Изучают принципы создания надежных паролей и защиты PIN-кодов. Выполняют практические задания самостоятельно | |
33 | Мошеннические схемы (телефонный, почтовый, личный обман) | Изучают распространённые схемы мошенничества и способы их распознавания. Отвечают на наводящие вопросы взрослого | Изучают распространённые схемы мошенничества и способы их распознавания. Называют виды мошенничества, с которыми уже знакомы | |
34 | Финансовое мошенничество | Анализ ситуаций, ролевые игры, разбор кейсов с помощью взрослого | Анализ ситуаций, ролевые игры, разбор кейсов | |
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||
1 | Понятие финансовой грамотности, её значение в жизни | 1 | Знакомятся и называют базовые понятия финансовой грамотности с помощью взрослого | Называют базовые понятия финансовой грамотности |
2 | Что такое деньги? Познакомить с понятием денег и их историей | Отвечают на вопросы взрослого о развитии денег от натурального обмена до современных средств платежа | Рассказывают о развитии денег от натурального обмена до современных средств платежа | |
3 | Виды денег. Функции денег | Знакомятся с наличными, безналичными деньгами, электронными платежами. Рассматривают основные функции денег (средство обмена, мера стоимости, средство накопления). | Знакомятся с наличными, безналичными деньгами, электронными платежами. Рассматривают основные функции денег (средство обмена, мера стоимости, средство накопления). Приводят примеры использования денег в семье | |
4 | Как правильно обращаться с деньгами? | Формируют навыки бережного и осознанного обращения с деньгами. Записывают свои расходы за неделю (транспорт, еда, развлечения) | Формируют навыки бережного и осознанного обращения с деньгами. Записают и анализируют свои расходы за неделю (транспорт, еда, развлечения) | |
5 | Понятие дохода. Виды доходов | Знакомятся с понятиями дохода, источниками доходов | Знакомятся с понятиями дохода, источниками доходов; составляют виды доходов (зарплата, подарок, стипендия и т.д.) | |
6 | Понятие расходов. Виды расходов | Знакомятся с понятиями расходов, значением планирования бюджета; основными видами расходов (обязательные и необязательные). Составляют с помощью взрослого список необходимых и необязательных расходов | Знакомятся с понятиями расходов, значением планирования бюджета; основными видами расходов (обязательные и необязательные). Составляют список необходимых и необязательных расходов | |
7 | Баланс доходов и расходов | Знакомятся с важностью баланса доходов и расходов, учатся составлять простой бюджет. Составить личный бюджет на неделю | Знакомятся с важностью баланса доходов и расходов, учатся составлять простой бюджет. Составляют личный бюджет на неделю | |
8 | Доходы семьи: источники и виды доходов. Расходы семьи: основные статьи расходов | Знакомятся с основными категориями расходов семьи. Составляют список | Изучают основные категории расходов семьи составление списка | |
9 | Создание семейного бюджета на практике. Как экономить семейный бюджет | Обобщают знания, составляют полный бюджет семьи. | Обобщают знания, составляют полный бюджет семьи. Обсуждают способы экономии и разумного использования средств | |
10 | Планирование и контроль расходов | Формируют навыки контроля расходов, анализ бюджета. Участвуют в сюжетно-ролевыех играх | Формируют навыки контроля расходов, анализ бюджета. Участвуют в сюжетно-ролевыех играх | |
11 | Управление финансами | Закрепляют знания, навыки планирования и контроля бюджета с помощью взрослого | Закрепляют знания, навыки планирования и контроля бюджета | |
12 | Цели и приоритеты в финансовом планировании | Определяют цели финансового планирования, оценивают приоритеты с помощью взрослого | Определяют цели финансового планирования, оценивают приоритеты | |
13 | Способы экономии денег | Знакомятся с основными методами экономии. Составляют план с помощью взрослого | Знакомятся с основными методами экономии. Составляют план | |
14 | Виды денежных операций | Рассматривают разные виды денежных операций (платежи, расчёты, сбережения). | Рассматривают разные виды денежных операций (платежи, расчёты, сбережения). Называют различия между ними. | |
15 | Платёжные системы и их особенности | Рассматривают виды платёжных систем (наличные, банковские карты, электронные деньги) | Рассматривают виды платёжных систем (наличные, банковские карты, электронные деньги) | |
16 | Безопасность денежных операций | Знакомятся с принципами безопасности при совершении денежных операций, защите личных данных | Учатся принципам безопасности при совершении денежных операций, защите личных данных | |
17 | Зачем нужны сбережения. Как правильно планировать сбережения | Знакомятся с причинами создания финансовой подушки, примерами целей накоплений. | Знакомятся с причинами создания финансовой подушки, примерами целей накоплений. Изучают основы планирования бюджета, постановку целей накоплений | |
18 | Виды сберегательных инструментов | Знакомятся с понятиями: банковские вклады, копилки, электронные кошельки, их преимущества и недостатки | Знакомятся с понятиями: банковские вклады, копилки, электронные кошельки, изучают их преимущества и недостатки, составляют список | |
19 | Как правильно копить деньги? | Осваивают основные правила и привычки накопления. Знакомятся с принципами экономии, планированию бюджета. Участвуют в разборке кейсов | Осваивают основные правила и привычки накопления. Знакомятся с принципами экономии, планированию бюджета, записывают советы по сбережениям. Участвуют в разборке кейсов | |
20 | Финансовые цели: зачем и как их ставить | Учатся ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Выполняют практическое задание с помощью взрослого | Учатся ставить краткосрочные и долгосрочные цели Практическое задание: постановка целей | |
21 | Как планировать накопления | Знакомятся со способами планирования и учёта накоплений | Знакомятся со способами планирования и учёта накоплений | |
22 | Способы сбережения и формирования накоплений | Изучают способы накопления: копилка, банк, электронный кошелек. Участие в сюжетно-ролевой игре | Изучают способы накопления: копилка, банк, электронный кошелек. Участие в сюжетно-ролевой игре | |
23 | Вклады и накопления в банке | Знакомятся с понятием вклад, как сохранять и приумножать деньги. Составляют алгоритм с помощью взрослого | Знакомятся с понятием вклад, как сохранять и приумножать деньги. Составляют алгоритм | |
24 | Кредит и его особенности | Знакомятся с понятием кредит, проценты по кредитам, ответственность. Участвуют в сюжетно-ролевой игре (банк-клиент) | Знакомятся с понятием кредит, проценты по кредитам, ответственность. Участвуют в сюжетно-ролевой игре (банк-клиент) | |
25 | Безопасность при работе с банком | Знакомятся с правилами безопасности банковских операций, защите персональных данных. | Знакомятся с правилами безопасности банковских операций, защите персональных данных. Записывают основные правила | |
26 | Электронные деньги и карты | Знакомятся с видами электронных платежей и банковских карт | Знакомятся с видами электронных платежей и банковских карт | |
27 | Онлайн и офлайн покупки | Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупки, определяют основные отличия с помощью взрослого | Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупки, определяют основные отличия покупок | |
28 | Преимущества и риски онлайн-покупок | Знакомятся с плюсами и минусами онлайн-покупок, обсуждают безопасность в покупках. | Знакомятся с плюсами и минусами онлайн-покупок, обсуждают безопасность в покупках. Находят информацию о способах защиты при онлайн-покупках | |
29 | Оффлайн покупки: что важно знать? Сравнить онлайн и офлайн покупки | Определяют особенности офлайн покупок. Вырабатывают личные рекомендации по безопасным покупкам | Определяют особенности офлайн покупок, записывают советы по грамотному выбору товаров . Вырабатывают личные рекомендации по безопасным покупкам | |
30 | Введение в безопасность финансовых операций. Защита персональных данных и паролей | Знакомятся с понятием безопасности финансов, почему важно защищать свои деньги и данные. Как хранить и защищать свои пароли, что нельзя рассказывать посторонним | Знакомятся с понятием безопасности финансов, почему важно защищать свои деньги и данные. Как хранить и защищать свои пароли, что нельзя рассказывать посторонним | |
31 | Основные виды финансовых мошенничеств | Знакомятся с телефонным и интернет-мошенничеством, фишингом, мошенничество с картами и платежами | Знакомятся с телефонным и интернет-мошенничеством, фишингом, мошенничество с картами и платежами. | |
32 | Безопасность платежных операций через интернет | Знакомятся с рисками при онлайн-платежах, учатся как проверить сайт, безопасность реквизитов | Знакомятся с рисками при онлайн-платежах, учатся как проверить сайт, безопасность реквизитов, как не сохранять данные на сайтах | |
33 | Правила поведения при подозрительных финансовых операциях | Учатся, как распознать подозрительные операции, что делать при сомнениях. Участвуют в ролевых играх, обсуждение ситуаций | Учатся, как распознать подозрительные операции, что делать при сомнениях. Участвуют в ролевых играх, обсуждение ситуаций | |
34 | Итоговое повторение и контроль знаний | Участвуют в разбое кейсов по прошедшим темам | Участвуют в разбое кейсов по прошедшим темам | |
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||
1 | Понятие финансовой грамотности, её значение в жизни | 1 | Знакомятся и называют базовые понятия финансовой грамотности с помощью взрослого | Называют базовые понятия финансовой грамотности |
2 | Что такое деньги? История возникновения денег | Знакомятся с понятием деньги. Изучают историю денег (наличные, электронные) Изучают эволюцию средств обмена | Знакомятся с понятием деньги. Изучают историю денег (наличные, электронные) Изучают эволюцию средств обмена | |
3 | Функции денег. Виды денег: наличные и безналичные. | Знакомятся с ролью денег в экономике. Знакомятся с современными формами денег. Изучают оплату наличными, банковскими картами, электронные платежи | Знакомятся с ролью денег в экономике: средство обмена, мера стоимости, средство накопления, средство платежа. Знакомятся с современными формами денег. Изучают оплату наличными, банковскими картами, электронные платежи | |
4 | Финансовая ответственность | Знакомятся с правилами обращения денег | Знакомятся с правилами обращения денег | |
5 | Виды денежных операций | Знакомятся с различными видами операций: наличные и безналичные. | Изучают и учатся различать виды операций: наличные и безналичные. | |
6 | Наличные платежи и их особенности | Знакомятся с процессом оплаты наличными. Формируют навык проведения наличной оплаты (с помощью взрослого) | Знакомятся с процессом оплаты наличными. Формируют навык проведения наличной оплаты | |
7 | Безналичные платежи: банковские карты | Знакомятся с видами карт и их использованием. Учатся объяснять использование карт | Знакомятся с видами карт и их использованием. Учатся объяснять использование карт | |
8 | Электронные платежи и мобильные приложения | Знакомятся с правилами пользования электронными платежами | Учатся правилам пользования электронными платежами | |
9 | Введение в понятие бюджета семьи | Знакомятся с понятием бюджета семьи, его значением и структурой. | Знакомятся с понятием бюджета семьи, его значением и структурой. Приводят примеры расходов в семье | |
10 | Введение в тему: доходы и расходы | Знакомятся с понятием доходов и расходов, их ролью в жизни человека | Знакомятся с понятием доходов и расходов, их ролью в жизни человека | |
11 | Доходы и расходы семьи | Разбирают с помощью взрослого основные виды доходов и расходов семьи Составить список доходов и расходов своей семьи или условной семьи | Разбирают основные виды доходов и расходов семьи Составляют список доходов и расходов своей семьи или условной семьи | |
12 | Ведение домашнего бюджета | Знакомятся с методами планирования и контроля бюджета. | Знакомятся с методами планирования и контроля бюджета. Учатся вести учет личных трат в течение недели | |
13 | Правила ведения семейного бюджета | Изучают элементы составления и ведения бюджета. | Изучают элементы составления и ведения бюджета. Ведут дневник расходов и доходов (можно условно) | |
14 | Разница между постоянными и переменными расходами | Знакомятся с понятиями постоянных и переменных расходов. Систематизируют расходы по категориям с помощью взрослого | Знакомятся с понятиями постоянных и переменных расходов. Систематизируют расходы по категориям | |
15 | Экономия и накопления | Изучают важность экономии и накоплений, способы их достижения. Составляют план накопления на конкретную цель с помощью взрослого | Изучают важность экономии и накоплений, способы их достижения. Составляют план накопления на конкретную цель | |
16 | Сбережения и финансовые цели семьи | Изучают важность сбережений и постановку финансовых целей. | Изучают важность сбережений и постановку финансовых целей. Определяют финансовую цель семьи и способы накопления | |
17 | Непредвиденные расходы и финансовая подушка | Рассматривают значение резерва на случай непредвиденных расходов, польза финансовой подушки | Рассматривают значение резерва на случай непредвиденных расходов, изучают как можно создать финансовую подушку | |
18 | Итоговое занятие: составление семейного бюджета. | Закрепляют знаний о составлении семейного бюджета | Закрепляют знаний о составлении семейного бюджета, составляют самостоятельно план | |
19 | Как правильно откладывать и копить деньги | Изучают методы накопления, важность финансовой подушки. Составляют с помощью взрослого план накоплений на определённую цель | Изучают методы накопления, важность финансовой подушки. Составляют план накоплений на определённую цель | |
20 | Финансовое планирование и контроль | Учатся контролировать бюджет, делать корректировки при необходимости | Учатся контролировать бюджет, делать корректировки при необходимости | |
21 | Виды сбережений и накоплений | Изучают различные способы сбережения и накопления: наличные и безналичные сбережения, домашняя копилка | Изучают различные способы сбережения и накопления: наличные и безналичные сбережения, банковские вклады, домашняя копилка, инвестиции. | |
22 | Правила эффективного сбережения | Учатся планировать и контролировать личные финансы. Изучают правила создания и поддержания сбережений, важность бюджета | Учатся планировать и контролировать личные финансы. Изучают правила создания и поддержания сбережений, важность бюджета | |
23 | Финансовые цели и планы | Учатся составлять финансовые цели и планировать накопления: краткосрочные и долгосрочные цели. | Учатся составлять финансовые цели и планировать накопления: краткосрочные и долгосрочные цели, постановка целей, планирование. | |
24 | Инструменты накопления денег | Знакомятся с инструментами для накопления денег (банк, инвестиции, вклады). Изучают функции банков | Знакомятся с инструментами для накопления денег (банк, инвестиции, вклады). Изучают функции банков, особенности вкладов и различных инструментов. | |
25 | Риски и доходность сбережений | Знакомятся, как различаются доходность и риски различных способов сбережения. Сравнивают с помощью взрослого доходности и риски: вклады, инвестиции, денежные сбережения | Знакомятся, как различаются доходность и риски различных способов сбережения. Сравнивают доходности и риски: вклады, инвестиции, денежные сбережения | |
26 | Основные банковские услуги | Знакомятся с основными услугами банков (вклады, кредиты, переводы). Участвуют в разборе кейсов | Знакомятся с основными услугами банков (вклады, кредиты, переводы).Участвуют в разборе кейсов | |
27 | Банковский вклад: виды, условия и правила | Знакомятся как открыть вклад, какие бывают вклады, какие правила необходимо соблюдать | Учатся как открыть вклад. Изучают какие бывают вклады, какие правила необходимо соблюдать. | |
28 | Кредитование: понятие кредита, виды кредитов | Знакомятся с понятием кредита, целями и видами кредитов | Изучают понятие кредита, цели и виды кредитов | |
29 | Электронные банковские услуги и безопасность | Знакомятся с преимуществами электронных услуг, правилами безопасности при работе с банком | Знакомятся с преимуществами электронных услуг, составляют правила безопасности при работе с банком | |
30 | Введение в безопасность финансовых операций | Изучают, почему важна безопасность при проведении финансовых операций. Знакомятся с основными рисками и мошенническими схемами. | Изучают, почему важна безопасность при проведении финансовых операций. Знакомятся с основными рисками и мошенническими схемами. Находят и записывают примеры финансового мошенничества в СМИ | |
31 | Основные виды финансового мошенничества | Знакомятся с типичными схемами мошенничества, подозрительными операциями и сообщениями. Готовят с помощью взрослого памятку «Как не стать жертвой мошенников» | Изучают типичные схемы мошенничества. Учатся распознавать подозрительные операции и сообщения. Готовят памятку «Как не стать жертвой мошенников» | |
32 | Безопасность банковских операций | Знакомятся с безопасным использованием банковских карт и интернет-банкингов. Изучают правила создания и хранения паролей | Изучают безопасное использование банковских карт и интернет-банкингов. Составляют правила создания и хранения паролей | |
33 | Защита персональных данных и финансовая этика | Изучают важность сохранения конфиденциальности. Знакомятся с правилами безопасного поведения в интернете при работе с финансами | Изучают важность сохранения конфиденциальности. Составляют правила безопасного поведения в интернете при работе с финансами | |
34 | Итоговое повторение и контроль знаний | Участвуют в разборке кейсов по прошедшим темам | Участвуют в разборке кейсов по прошедшим темам | |
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||
1 | Понятие финансовой грамотности, её значение в жизни | Знакомятся и называют базовые понятия финансовой грамотности с помощью взрослого | Называют базовые понятия финансовой грамотности | |
2 | Деньги: понятие и история | Знакомятся с понятием денег, историей их возникновения и эволюцией | Знакомятся с понятием денег, историей их возникновения и эволюцией | |
3 | Функции денег и виды денег. Современные формы денег | Изучают функции и виды денег (наличные, безналичные, электронные). | Изучают функции и виды денег (наличные, безналичные, электронные). Приводят примеры различных видов денег из жизни | |
4 | Роль денег в экономике | Знакомятся со значением денег для экономики и общества | Знакомятся со значением денег для экономики и общества | |
5 | Значение финансового планирования | Изучают финансовое планирование, его роль и значениемдля личных финансов. Приводят примеры ситуаций, где нужно планировать расходы. | Изучают финансовое планирование, его роль и значениемдля личных финансов. Приводят примеры ситуаций, где нужно планировать расходы. Учатся формулировать финансовые цели, различать краткосрочные и долгосрочные | |
6 | Понятие доходов и их виды. Понятие расходов и их классификация | Изучают виды доходов (заработная плата, пенсии, и т.д.). Учатся классифицировать расходы: обязательные и необязательные, постоянные и переменные. | Изучают виды доходов (заработная плата, пенсии, и т.д.). Учатся классифицировать расходы: обязательные и необязательные, постоянные и переменные. Анализируют свои или семейные расходы. | |
7 | Составление бюджета: доходы и расходы. Планирование и контроль бюджета | Знакомятся со структурой бюджета, категорией доходов и расходов, осваивают навыки составления личного бюджета. | Знакомятся со структурой бюджета, категорией доходов и расходов, осваивают навыки составления личного бюджета. Составляют личный (семейный) бюджет на месяц | |
8 | Риски и ошибки при планировании бюджета | Учатся с помощью взрослого планировать семейный бюджет | Учатся планировать семейный бюджет | |
9 | Способы экономии средств | Знакомятся с основными методами экономии | Знакомятся с основными методами экономии, выявляют возможности для оптимизации расходов | |
10 | Виды денежных операций | Изучают виды денежных операций: наличные и безналичные. | Изучают виды денежных операций: наличные и безналичные. Приводят примеры безналичных операций в повседневной жизни | |
11 | Безналичные денежные операции | Изучают виды безналичных операций: перевод, оплата картой, электронные деньги | Изучают виды безналичных операций: перевод, оплата картой, электронные деньги. Разбор кейсов | |
12 | Наличные денежные операции | Изучают особенности наличных денежных операций: снятие, внесение, оплата наличными | Изучают особенности наличных денежных операций: снятие, внесение, оплата наличными. Разбор кейсов | |
13 | Платежные инструменты и их виды. Современные электронные денежные системы | Знакомятся с различными платежными инструментами: карты, чеки, электронные кошельки. Изучают электронные платежные системы, безопасность, преимущества и риски использования | Знакомятся с различными платежными инструментами: карты, чеки, электронные кошельки. Изучают электронные платежные системы, безопасность, преимущества и риски использования. Учатся ими пользоваться. | |
14 | Что такое сбережения и накопления? | Знакомятся с понятиями «сбережения», «накопления». Изучают причины необходимости сбережений. | Знакомятся с понятиями «сбережения», «накопления». Изучают и рассматривают причины необходимости сбережений. | |
15 | Инструменты сбережений: банковские вклады, депозитные счета, ценные бумаги | Изучают различные способы сохранения и приумножения денег. Знакомятся с особенностями банковских инструментов. | Изучают различные способы сохранения и приумножения денег. Знакомятся с особенностями банковских инструментов. Изучают условия вкладов в различных банках. | |
16 | Банковские вклады и проценты | Изучают вклады, начисление процентов, рассчитывают с помощью взрослого проценты по вкладу заданной суммы на заданный срок | Изучают вклады, как начисляются проценты: простые и сложные проценты. Рассчитывают проценты по вкладу заданной суммы на заданный срок | |
17 | Цели накоплений и стратегии накопления | Знакомятся с различными целями накоплений и способами достижения финансовых целей. | Знакомятся с различными целями накоплений и способами достижения финансовых целей. Изучают информацию и приводят примеры хметодов накопления | |
18 | Банковские услуги и продукты | Изучают основные банковские услуги: вклады, кредиты, услуги платежных карт, операции. Сравнивают с помощью взрослых условия вкладов в двух банках и сделать выводы | Изучают основные банковские услуги: вклады, кредиты, услуги платежных карт, операции. Сравнивают условия вкладов в двух банках и сделать выводы | |
19 | Банковские карты и платежные системы | Изучают виды банковских карт, правила безопасности при пользовании. Знакомятся с платежными системами (Visa, MasterCard, МИР), с условиями обслуживания карт в выбранном банке | Изучают виды банковских карт, правила безопасности при пользовании. Знакомятся с платежными системами (Visa, MasterCard, МИР), с условиями обслуживания карт в выбранном банке | |
20 | Как открыть и воспользоваться банковским счётом | Изучают процесс открытия банковского счёта, возможности управления через онлайн-банк. | Изучают процесс открытия банковского счёта, возможности управления через онлайн-банк. Составляют план действий для открытия счёта в банке | |
21 | Кредит и займ: понятие и отличие | Изучают понятия «кредит» и «заём», их отличие, чем отличается кредит от займа. | Изучают понятия «кредит» и «заём», их отличие, чем отличается кредит от займа | |
22 | Виды кредитов и займов | Изучают виды кредитов (потребительский, ипотечный и др.) и займов. | Изучают виды кредитов (потребительский, ипотечный и др.) и займов. Какие бывают кредиты, их особенности. | |
23 | Условия кредитного договора и права заемщика. Риски при получении кредита, как избежать долговой ямы | Изучают основные условия кредитного договора, права и обязанности заемщика, на что обратить внимание при подписании договора. Анализтиповых договоров, ролевые игры. Изучают финансовые риски, последствия просрочки | Изучают основные условия кредитного договора, права и обязанности заемщика, на что обратить внимание при подписании договора. Анализируют типовые договоры, ролевые игры. | |
24 | Отличия онлайн и офлайн-покупок. Правила безопасных покупок онлайн и офлайн | Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупок, с правилами безопасного совершения покупок, проверки качества товаров, возврата и гарантий | Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупок, с правилами безопасного совершения покупок, проверки качества товаров, возврата и гарантий | |
25 | Введение в безопасность финансовых операций | Знакомятся с понятием безопасности финансовых операций, важностью защиты личных данных | Изучают понятие безопасности финансовых операций, важностью защиты личных данных | |
26 | Основные виды финансового мошенничества | Изучают основные виды финансового мошенничества | Изучают основные виды финансового мошенничества | |
27 | Правила безопасного пользования банковскими картами и электронными платежами | Знакомятся с правилами безопасности при использовании банковских карт, электронных кошельков и платежей | Изучают правила безопасности при использовании банковских карт, электронных кошельков и платежей | |
28 | Защита личных данных и паролей | Изучают важность защиты личных данных, особенности надежных паролей, многофакторной аутентификации | Изучают важность защиты личных данных, особенности надежных паролей, многофакторной аутентификации. Учатся составлять пароли | |
29 | Защита от финансового мошенничества | Изучают технические меры безопасности (пароли, антивирусы), проверку информации, жалобы и обращения в правоохранительные органы | Изучают технические меры безопасности (пароли, антивирусы), проверку информации, жалобы и обращения в правоохранительные органы | |
30 | Как распознать и избежать финансовых мошенников | Учатся распознавать подозрительные сообщения, звонки и ситуации, избегать мошеннических схем | Учатся распознавать подозрительные сообщения, звонки и ситуации, избегать мошеннических схем | |
31 | Основные формы бизнеса Бизнес-план и его структура | Изучают принципы составления бизнес-плана | Изучают принципы составления бизнес-плана | |
32 | Риски и доходность в бизнесе | Изучают понятие предпринимательского риска, способы их оценки и управления | Изучают понятие предпринимательского риска, способы их оценки и управления | |
33 | Разбор кейсов по теме Бизнес | Участие в разборе кейсов | Участие в разборе кейсов | |
34 | Итоговое повторение и контроль знаний | Участвуют в разборке кейсов по прошедшим темам | Участвуют в разборке кейсов по прошедшим темам | |
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дифференциация видов деятельности обучающихся | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |||
1 | Понятие финансовой грамотности, её значение в жизни | Знакомятся с основными понятиями финансовой грамотности | Называют базовые понятия финансовой грамотности | |
2 | Понятие денег. История возникновения | Знакомятся с понятием денег, их функциями и историей возникновения | Знакомятся с понятием денег, их функциями и историей возникновения | |
3 | Функции денег и виды денег | Изучают функции денег, рассмотривают виды денег (наличные, безналичные, электронные). Подготовить примеры различных видов денег из жизни | Изучают функции денег, рассмотривают виды денег (наличные, безналичные, электронные). Приводят примеры различных видов денег из жизни | |
4 | Роль денег в экономике. | Знакомятся со значение денег для экономики и общества | Знакомятся со значение денег для экономики и общества Анализ ситуаций. | |
5 | Безопасность обращения с деньгами и основы бюджетирования | Знакомятся с правилами безопасного обращения с деньгами, с основами личного бюджета | Изучают правила безопасного обращения с деньгами, с основами личного бюджета | |
6 | Виды денежных операций | Изучают виды денежных операций: наличные и безналичные. | Изучают виды денежных операций: наличные и безналичные. Приводят примеры безналичных операций в повседневной жизни | |
7 | Что такое доходы и расходы? | Изучают понятия дохода и расхода. Рассматривают основные источники доходов и виды расходов. | Изучают понятия дохода и расхода. Рассматривают основные источники доходов и виды расходов. | |
8 | Классификация доходов: активные и пассивные | Изучают различия между активными и пассивными доходами. | Изучают различия между активными и пассивными доходами. Находят информацию о пассивном доходе | |
9 | Основные виды расходов: обязательные и необязательные | Изучают виды расходов и их значение в семейном бюджете. | Изучают виды расходов и их значение в семейном бюджете. Составляют список расходов своей семьи | |
10 | Планирование доходов и расходов | Изучают навыки планирования бюджета, выявлению приоритетов расходов | Овладевают навыками планирования бюджета, выявлению приоритетов расходов | |
11 | Введение в финансовое планирование | Знакомятся с понятием финансового планирования, его значением и этапами. | Знакомятся с понятием финансового планирования, его значением и этапами. Приводятпримеры личных целей финансового планирования | |
12 | Бюджет семьи и личный бюджет | Изучают структуру бюджета семьи, учатся составлять личный бюджет. | Изучают структуру бюджета семьи, учатся составлять личный бюджет. Составляют личный и семейный бюджет на месяц | |
13 | Экономия и эффективность расходов | Изучают способы экономии, знакомятся с понятием эффективности расходов | Изучают способы экономии, эффективности расходов | |
14 | Планирование крупных покупок и сбережений | Учатся планировать крупные расходы и формировать сбережения. Учатся с помощью взрослого планировать покупку на основе сбережений | Учатся планировать крупные расходы и формировать сбережения. Учатся планировать покупку на основе сбережений | |
15 | Виды налогов и их классификация | Знакомятся с основными видами налогов (прямые, косвенные), классификацией налогов | Знакомятся с основными видами налогов (прямые, косвенные), классификацией налогов | |
16 | Функции налогов. Налогоплательщики и субъекты налогообложения | | Изучают функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Изучают, кто является плательщиком налогов | Изучают функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Изучают, кто является плательщиком налогов, знакомятся с понятиями субъект и объект налогообложения | |
17 | Как подготовиться к покупке. Анализ цен и качество товара | Изучают этапы подготовки к покупке. Почему важно планировать покупки? Что учитывать? Учатся читать этикетки, сравнивать цены и качество товаров. | Изучают этапы подготовки к покупке. Почему важно планировать покупки? Что учитывать? Составляют список товаров для покупки. Учатся читать этикетки, сравнивать цены и качество товаров. Как выбрать товар по соотношению цена/качество? | |
18 | Способы оплаты и безопасность расчетов. Возврат товара и права потребителя | Изучают виды оплат: наличные, карта, онлайн. Какие есть способы оплаты? Рассматривают права покупателя и процесс возврата | Изучают виды оплат: наличные, карта, онлайн. Какие есть способы оплаты? Рассматривают права покупателя и процесс возврата | |
19 | Отличия онлайн и офлайн-покупок Преимущества и риски онлайн-покупок. Правила безопасных покупок онлайн и офлайн | Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупок. Учатся видеть основные различия и возможности каждого формата. Знакомятся с правилами безопасного совершения покупок, проверки качества товаров, возврата и гарантий | Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупок. Учатся видеть основные различия и возможности каждого формата. Рассматривают основные плюсы и минусы интернет-покупок, способы защиты своих данных, распознавание мошенничества. Знакомятся с правилами безопасного совершения покупок, проверки качества товаров, возврата и гарантий | |
20 | Что такое сбережения и накопления | Знакомятся с понятиями «сбережения», «накопления». Изучают причины необходимости сбережений. | Знакомятся с понятиями «сбережения», «накопления». Изучают и рассматривают причины необходимости сбережений. | |
21 | Зачем нужны сбережения и накопления? | Изучают значение и цели, важность накоплений на разные жизненные цели | Изучают значение и цели, важность накоплений на разные жизненные цели | |
22 | Способы сбережений: банк, инвестиции, кошельки | Изучают основные способы сохранения и приумножения денег. | Изучают основные способы сохранения и приумножения денег. Анализируют ситуации | |
23 | Процентные ставки и инфляция. Как влияют на накопления? | Знакомятся с понятием процентов и инфляции, влияние на реальные сбережения. | Знакомятся с понятием процентов и инфляции, влияние на реальные сбережения. Рассчитывают сколько можно заработать/потерять на депозитах с разной ставкой | |
24 | Роль банков в экономике | Знакомство с банком, его функции и виды банков | Знакомство с банком, его функции и виды банков | |
25 | Банковские операции и услуги | Изучают основные банковские услуги (депозиты, кредиты, переводы, валютные операции) | Изучают основные банковские услуги (депозиты, кредиты, переводы, валютные операции). Учатся их сравнивать | |
26 | Вкладные и кредитные операции | Изучают виды вкладов, проценты, условия кредитования | Изучают виды вкладов, проценты, условия кредитования. Участвуют в разборе кейсов | |
27 | Безналичные расчёты и платежные системы | Изучают понятия: карты, интернет-банкинг, электронные деньги, безопасность операций | Изучают понятия: карты, интернет-банкинг, электронные деньги, безопасность операций. | |
28 | Введение в безопасность финансовых операций | Изучают важность безопасности при финансовых операциях. Знакомятся с основными рисками. | Изучают важность безопасности при финансовых операциях. Знакомятся с основными рисками. | |
28 | Способы защиты личных финансовых данных | Изучают методы защиты личных данных (пароли, PIN, двухфакторная аутентификация и пр.) Выполняют практическое занятие с помощью взрослого | Изучают методы защиты личных данных (пароли, PIN, двухфакторная аутентификация и пр.) Выполняют практическое занятие, разбирают кейсы | |
29 | Основные виды финансового мошенничества | Изучают виды мошенничества: интернет-мошенничество, пирамиды, фишинг и др. | Изучают виды мошенничества: интернет-мошенничество, пирамиды, фишинг и др. | |
30 | Как не стать жертвой финансового мошенничества | Изучают способы защиты, признаки мошенничества, правила безопасного поведения с деньгами и личными данными. Составляют памятку с помощью взрослого «Правила безопасности» | Изучают способы защиты, признаки мошенничества, правила безопасного поведения с деньгами и личными данными. Участвуют в ролевой игре. Составляют памятку «Правила безопасности» | |
31 | Финансовое планирование в бизнесе | Знакомятся с основами финансового планирования: доходы, расходы, прибыль. | Знакомятся с основами финансового планирования: доходы, расходы, прибыль. | |
32 | Роль предпринимательства в экономике | Знакомятся с понятием предпринимательства и его значением | Знакомятся с понятием предпринимательства и его значением | |
33 | Основные формы бизнеса Бизнес-план и его структура | Изучают принципы составления бизнес-плана | Изучают принципы составления бизнес-плана | |
34 | Итоговое повторение и контроль знаний | Разбор кейсов по прошедшим темам | Разбор кейсов по прошедшим темам | |
V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ноутбук
Монитор
Раздаточный материал
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Финансовая грамотность»
Рабочая программа «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В современном обществе финансовая грамотность является ключевым навыком для самостоятельной жизни. Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в специальных знаниях и умениях для успешной адаптации в социальной и экономической сферах. Обучение финансовой грамотности помогает таким детям приобретать базовые навыки управления личными финансами, что способствует их независимости и снижает риск финансовой эксплуатации. Программа способствует интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в общество, обеспечивая им равный доступ к знаниям, необходимым для повседневной жизни; позволяет предотвращать распространённые ошибки — незнание ценности денег, неправильные покупки, уязвимость к мошенничеству и манипуляциям.
Цель обучения - формирование базовых знаний и навыков управления личными финансами, развитие понимания ценности денег и способности принимать простые финансовые решения.
Задачи обучения:
- Познакомить детей с основными понятиями финансов: деньги, доход, расход, сбережения.
- Развить навыки простого планирования личного бюджета.
- Обучить различать необходимые и ненужные траты.
- Формировать умение принимать финансово обоснованные решения в повседневных ситуациях.
- Повысить самостоятельность детей в управлении личными средствами.
- Развить навыки безопасного обращения с деньгами и понимания важности экономии.
- Использовать игровые и наглядные методы для закрепления знаний в доступной форме.
- Содействовать социальной адаптации через развитие финансовой компетентности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Финансовая грамотность» входит в предметную область «Математика» и является обязательной частью учебного плана. На изучение предмета по учебному плану выделено: в неделю1 ч, в год – 34 ч (170 часов с 5-9 класс)
Возможно уменьшение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения урока на праздничные дни. Количество часов, отведенное на каждый изучаемый раздел программы, может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимся.
Общая характеристика учебного предмета
Данная программа разработана с целью формирования у детей с интеллектуальными нарушениями базовых знаний и практических навыков финансовой грамотности, необходимых для повседневной жизни и социальной адаптации. В современных условиях умение правильно обращаться с деньгами, планировать бюджет и принимать простые финансовые решения становится важным компонентом самостоятельности и комфорта в обществе.
Особенностью программы является использование доступных методов обучения, учитывающих особенности восприятия и уровня развития детей с интеллектуальными нарушениями. Занятия строятся на основе игровых техник, наглядных примерах и повторении, что способствует более эффективному усвоению материала и развитию мотивации к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 4 класс
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями4 классНазвание предмета: «Развитие речи и окружающий мир»Общее кол-во часов – 68 , кол-во часов в неделю ...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часо...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий социальный мир" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 ча...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Математические представления" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102...
