Рабочая программа "Финансовая грамотность" для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа

Улыбышева Ирина Андреевна

Программа предназначена для работы с детьми по варианту обучения 9.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_2025-2026.docx52.37 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №90 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Финансовая грамотность»

для  5-9 классов (вариант 1)

Количество часов (объём): 170 ч ( 34 ч на класс)

Составитель программы: Улыбышева И.А.

г. Москва, 2025 г.

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В  современном обществе финансовая грамотность является ключевым навыком для самостоятельной жизни. Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в специальных знаниях и умениях для успешной адаптации в социальной и экономической сферах. Обучение финансовой грамотности помогает таким детям приобретать базовые навыки управления личными финансами, что способствует их независимости и снижает риск финансовой эксплуатации. Программа способствует интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в общество, обеспечивая им равный доступ к знаниям, необходимым для повседневной жизни; позволяет предотвращать распространённые ошибки — незнание ценности денег, неправильные покупки, уязвимость к мошенничеству и манипуляциям.

Цель обучения - формирование базовых знаний и навыков управления личными финансами, развитие понимания ценности денег и способности принимать простые финансовые решения.

Задачи обучения:

  • Познакомить детей с основными понятиями финансов: деньги, доход, расход, сбережения.
  • Развить навыки простого планирования личного бюджета.
  • Обучить различать необходимые и ненужные траты.
  • Формировать умение принимать финансово обоснованные решения в повседневных ситуациях.
  • Повысить самостоятельность детей в управлении личными средствами.
  • Развить навыки безопасного обращения с деньгами и понимания важности экономии.
  • Использовать игровые и наглядные методы для закрепления знаний в доступной форме.
  • Содействовать социальной адаптации через развитие финансовой компетентности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Финансовая грамотность» входит в предметную область «Математика» и является обязательной частью учебного плана.  На изучение предмета по учебному плану выделено: в неделю1 ч,  в год – 34 ч (170 часов с 5-9 класс)

Возможно уменьшение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения урока на праздничные дни. Количество часов, отведенное на каждый изучаемый раздел программы, может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимся.

Общая характеристика учебного предмета

Данная программа разработана с целью формирования у детей с интеллектуальными нарушениями базовых знаний и практических навыков финансовой грамотности, необходимых для повседневной жизни и социальной адаптации. В современных условиях умение правильно обращаться с деньгами, планировать бюджет и принимать простые финансовые решения становится важным компонентом самостоятельности и комфорта в обществе.

Особенностью программы является использование доступных методов обучения, учитывающих особенности восприятия и уровня развития детей с интеллектуальными нарушениями. Занятия строятся на основе игровых техник, наглядных примерах и повторении, что способствует более эффективному усвоению материала и развитию мотивации к обучению.

 Программа направлена на формирование таких ключевых компетенций, как понимание стоимости денег, планирование расходов, умение откладывать средства, распознавание финансовых рисков и необходимости экономии. Реализация курса способствует развитию социального и личностного потенциала детей, облегчая их интеграцию в общественную среду.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Виды урочной деятельности:

  • Лекции и беседы
  • Игровые занятия (настольные, сюжетно-ролевые, онлайн игры)
  • Проектные работы
  • Мастер-класс
  • Викторины

II.        СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа финансовой грамотности для детей с интеллектуальными нарушениями направлена на расширение их возможностей, повышение самостоятельности и улучшение качества жизни через освоение значимых и практичных финансовых навыков с учетом особенностей восприятия и понимания.

Обучение базовым финансовым понятиям: объяснение таких понятий, как деньги, цена, покупка, сбережения, бюджет.

Развитие практических навыков: умение использовать деньги в повседневной жизни — покупка товаров, планирование расходов, ведение простого бюджета.

Формирование ответственного отношения к финансам: воспитание внимательного и осознанного поведения при использовании финансовых ресурсов.

Поддержка самостоятельности: помощь в развитии навыков, необходимых для самостоятельного принятия решений в финансовой сфере.

Создание безопасной среды: обеспечение защитных знаний, которые помогут избежать финансового мошенничества и неправильного использования денег.

1. Знакомство с деньгами 

  • Что такое деньги и для чего они нужны
  • Различные виды денег (купюры, монеты, электронные деньги)
  • Основные номиналы (обзор купюр и монет)
  • Введение в понятия «стоимость» и «цена»
  • Практическое задание: рассмотрение и сравнение купюр и монет

2. Основы денежных операций

  • Как можно получить деньги (например, карманные деньги, помощь родителей)
  • Как можно использовать деньги (покупка товаров, услуги)
  • Простые денежные операции
  • Какие бывают доходы: карманные деньги, подарки, заработок, и др.
  • Значение регулярного дохода
  • Практические занятия с использованием игрушечных денег или реальных купюр и монет; составление простого списка источников дохода

3. Планирование и экономия, бюджет семьи

  • Что значит «экономить» деньги
  • Как можно копить деньги
  • Основы планирования: что важнее—купить что-то нужное сейчас или отложить деньги на что-то более ценное
  • Основные потребности и желания
  • Простая схема бюджета: доходы и расходы
  • Основы составления личного бюджета
  • Учимся распределять деньги: на еду, одежду, развлечения, и др.
  • Игры и упражнения на составление бюджетов
  • Практическое задание: составление простого «бюджета» на неделю

4. Покупки онлайн и офлайн

  • Как выбирать товар (цена, качество, необходимость)
  • Сравнение цен, умение читать ценники
  • Правила безопасных покупок: не брать деньги у незнакомых, просить помощи
  • Как правильно рассчитываться на кассе
  • Понятия «чек», «сдача», «акция», «скидка»
  • Правила оплаты в интернет-магазинах
  • Ролевая игра «Покупки товаров»
  • Практические игры: покупка с ограниченным бюджетом

5. Безопасность финансовых операций

  • Основные правила безопасности: не давать чужим деньги, не сообщать пин-коды и пароли
  • Введение в понятия банковской карты
  • Практические ролевые игры по финансовому мошенничеству

6. Банк и банковские услуги

  • Что такое банк и зачем он нужен
  • Депозит, сбережения, кредит
  • Пенсия, налоги (оплата онлайн)

7. Повторение и закрепление знаний

  • Закрепляющие игры и упражнения
  • Практические задания по прошедшим темам
  • Обсуждение повседневных ситуаций

Каждый раздел предполагает использование адаптированных учебных материалов, наглядных пособий и игровых форм для комфортного усвоения информации

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные резуультаты

  • умение грамотно распоряжаться деньгами
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:  сопоставление доходов и расходов
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
  • планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях
  • участие в принятии решение о семейном бюджете
  • • Формирование ответственного отношения к денежным средствам.
  • • Развитие чувства удовлетворения от достижения финансовых целей (даже простых, например, копить на игрушку или сладость).
  • • Снижение тревожности при обсуждении денежных вопросов за счёт ясных и понятных объяснений.

Планируемые результаты  

Раздел: Знакомство с деньгами

Познавательные результаты:  

• понимать, что такое деньги и для чего они нужны

• познакомиться с различными видами денег (монеты, банкноты, электронные деньги).  

• формировать представления о ценности денег и их роли в повседневной жизни.  

• распозновать основные номиналы денежных знаков

Практические результаты:  

• уметь различать и называть монеты и банкноты по номиналу и внешнему виду

• правильно считать деньги (суммировать деньги, используя монеты и банкноты).  

• выполнять простые операции с деньгами (например, выдать или получить нужное количество монет).  

• практиковаться в правильном хранении денег (например, в кошельке).

Социально-эмоциональные результаты:  

• формировать положительное отношение к использованию денег и пониманию их роли  

• развивать коммуникативные навыки через игровые ситуации с деньгами (например, покупка-продажа в игровой форме).  

• повышать самооценку через успешное выполнение заданий с деньгами

Метапредметные результаты:  

• развивать внимание и память через задания на распознавание и подсчет денег

• формировать элементарные навыки сотрудничества и взаимодействия в коллективных играх с использованием денег.

Раздел: Основы денежных операций

Понимание денежных понятий:  

   • узнать и назвать различные виды денег (монеты, банкноты)

   • понять основное назначение денег — средство обмена и меры стоимости

Определение ценности денег:  

   • познакомиться с номиналом монет и банкнот

   • научиться различать денежные единицы по стоимости

Осуществление элементарных денежных операций:  

   • научиться считать деньги при покупке (суммировать цену товара и проверять правильность сдачи)

   • освоить навыки использования денег в простых жизненных ситуациях (покупка, получение сдачи)

Развитие практических навыков:  

  • • проводить простые денежные расчёты с помощью наглядных материалов и вспомогательных средств
  • уметь выбирать нужное количество денег для оплаты заданной суммы

Развитие уважения к деньгам и осознание их ценности:  

   • понять важность бережного и аккуратного обращения с деньгами

   • осознать необходимость планирования своих расходов

Коммуникация и социальное взаимодействие:  

  • сформировать умение обращаться за помощью при проведении денежных операций
  • научиться взаимодействовать с другими людьми в процессе покупки или обмена денег

Раздел: Планирование и экономия, бюджет семьи

Познавательные результаты:

• познакомиться с основными понятиями:  бюджет семьи, доходы и расходы

• осознанать значения планирования бюджета для обеспечения потребностей семьи

• узнать простые правила экономии и контроля за расходами

Практические результаты:

• совсместо с педагогом или родителями составлять простой семейный бюджет (например, с использованием картинок или таблиц с крупными яркими символами)

• уметь различать основные категории расходов (еда, одежда, жильё, транспорт, развлечения)

• научиться фиксировать доходы и расходы в доступной форме (например, в виде картинок или чек-листов)

•  развивать навык откладывать деньги на определённые нужды (например, копилка, конверт)

Коммуникативные результаты:

• уметь обсуждать важность экономии и разумного использования денег с членами семьи

• научиться выражать свои желания и потребности в рамках бюджета

Раздел: Безопасность финансовых операций

Понимание основ безопасности финансовых операций:

• узнать, что такое личные финансовые данные и почему их нужно защищать

• понять, что нельзя сообщать пароли и ПИН-коды другим людям

Навыки идентификации безопасных и опасных ситуаций:

• уметь распознавать мошеннические действия и подозрительные предложения (фишинг, звонки от якобы банковских сотрудников и т. п.)

• знать, как действовать при подозрении на мошенничество (например, сразу сообщать взрослым, не выполнять сомнительные просьбы)

Правильное использование платежных инструментов:

• уметь пользоваться банковскими картами и электронными кошельками безопасно (не терять карты, не вводить данные на подозрительных сайтах)

• понимать необходимость защищать мобильные устройства и компьютеры (использовать пароли, не скачивать неизвестные приложения)

Уверенное выполнение финансовых операций с помощью взрослых:

  • формировать способность осуществлять простые операции под контролем взрослых (например, оплатить товар, снять деньги с карты)
  • знать, к кому обратиться за помощью в случае возникновения проблем

Формирование ответственного отношения к личным финансам:

• развивать осознание важности бережного отношения к деньгам и финансовым данным

• осваивать навыки предотвращения финансовых рисков через соблюдение простых правил безопасности

Раздел: Банк и банковские услуги

Понимание роли банка в жизни человека

   • осознавать, что такое банк и какую функцию он выполняет в обществе

   • видеть разницу между банком и другими учреждениями

Знание основных банковских продуктов и услуг

  • уметь назвать основные банковские услуги: открытие счета, хранение денег, получение карты, снятие и внесение денег
  • понимать назначение банковской карты и как ею пользоваться

Навыки взаимодействия с банком

  • уметь заполнить простую банковскую форму (например, заявление на банковскую карту).
  • понимать, как обращаться в банк за помощью и консультацией
  • уметь проверять баланс счета или количество денег на карте

Безопасное использование банковских услуг

  • знать, что банковская карта — это личная вещь, и нельзя сообщать пин-код другим людям
  • осознавать важность бережного хранения карты и конфиденциальной информации
  • понимать основные меры предосторожности при совершении операций в банке и через банкомат

Практические навыки

  • уметь использовать банкомат для снятия и внесения наличных (с помощью инструктора или сопровождающего)
  • умение совершить простую операцию – оплатить покупку с использованием карты.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1

Понятие финансовой грамотности, её значение в жизни

1

Знакомятся и называют базовые понятия финансовой грамотности с помощью взрослого

Называют базовые понятия финансовой грамотности

2

Основные финансовые термины. Что такое деньги, зачем они нужны? Распознавание купюр и монет

1

Присутствует элементарное понимание значения денег в повседневной жизни

Присутствует осознанное представление о финансовой грамотности, ее роли в жизни и простейших навыках обращений с деньгами

3

История появления денег

1

Отвечают на вопросы взрослого о развитии денег от натурального обмена до современных средств платежа

Рассказывают о развитии денег от натурального обмена до современных средств платежа

4

Какие бывают деньги (наличные, безналичные). Основные функции денег

Называют с помощью взрослого виды денег: наличные и безналичные, отличия между наличными и безналичными деньгами, их функции

Перечисляют виды денег, приводят примеры товарных денег, сравнивают преимущества и недостатки разных видов денег

5

Введение в понятие «доход». Источники дохода

Описывают и сравнивают источники доходов семьи, виды заработной платы, приводят примеры социальных выплат

Описывают и сравнивают источники доходов семьи, виды заработной платы, называют особенности труда несовершеннолетних, объясняют причины различий в заработной плате, объясняют, почему существуют социальные выплаты, приводят примеры социальных выплат.

6

Что такое доходы и расходы? Простые примеры расходов.

С помощью взрослых называют  необходимые, желательные и престижные расходы; называют сроки расходов:  ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные

Называют  необходимые, желательные и престижные расходы; называют сроки расходов: ежегодные,  ежемесячные, сезонные и переменные

7

Как планировать бюджет семьи?

Описывают семейный бюджет — план доходов и расходов, как избежать финансовых проблем, как делать сбережения.

Описывают семейый бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

8

Понятие личного бюджета, как управлять своими деньгами

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения.

9

Составление простого плана доходов и расходов

Составляют с помощью взрослого семейный бюджет на условных примерах, сравнивают доходы и расходы и принимают решения, объясняют причины, по которым люди делают сбережения, описывают последствия превышения

расходов над доходами.

Составляют семейный бюджет на условных примерах, сравнивают доходы и расходы и принимают решения, объясняют причины, по которым люди делают сбережения, описывают последствия превышения

расходов над доходами.

10

Игры и упражнения: распределение ограниченного бюджета

Составляют с помощью взрослого семейный бюджет на условных примерах, сравнивают доходы и расходы и принимают решения, объясняют причины, по которым люди делают сбережения, описывают последствия превышения

расходов над доходами.

Составляют семейный бюджет на условных примерах, сравнивают доходы и расходы и принимают решения, объясняют причины, по которым люди делают сбережения, описывают последствия превышения

расходов над доходами.

11

Товары и услуги. Сравнение цен и поиск выгодных предложений. Онлайн покупки.

Знакомятся с понятиями товары и услуги, и их видами. Знакомятся  понятием онлайн и офлайн покупки

Знакомятся с понятиями товары и услуги, и их видами. Знакомятся  понятием онлайн  и офлайн покупки, что можно купить онлайн, и как выбирать товар.

12

Виды магазинов и товары

Знакомятся с различными типами магазинов и товаров. Называют виды магазинов  с помощью взрослого

Знакомятся с различными типами магазинов и товаров, как выбирать нужные товары      необходимых покупок

13

Как правильно рассчитывать бюджет покупок

Учатся планировать расходы и считать итоговую сумму покупки. Составляют план покупок на неделю с учетом бюджета с помощью всрослого

Учатся планировать расходы и считать итоговую сумму покупки. Составляют план покупок на неделю с учетом бюджета с помощью всрослого

14

Сбережения и накопления

Знакомятся с основными инструментами сбережений, называют из с помощью всрослого

Знакомятся со значением сбережений и накоплений, зачем сохранять деньги. Знакомяься с основными инструментами сбережений

15

Значение сбережений, цели накоплений, способы долговременного сбережения.

Знакомятся с основными инструментами сбережений, называют из с помощью всрослого

Знакомятся со значением сбережений и накоплений, зачем сохранять деньги. Знакомяься с основными инструментами сбережений

16

Экономия и бережливость.  Как и зачем экономить деньги?

Знакомятся с понятиями: экономия, экономить, бережливость.  С помощью взрослого составляют список предметов, на которых можно сэкономить (пример: выключать свет, не покупать лишние сладости).

Знакомятся с понятиями: экономия, экономить, бережливость.  Составляют список предметов, на которых можно сэкономить (пример: выключать свет, не покупать лишние сладости).

17

Что такое банк. Банковские услуги

Изучают базовые понятия: что такое банк, основные функции.   Работают с раздаточным материалом: простые определения, картинки. Отвечают на наводящие вопросы (например, «Для чего нужны банки?»).

Изучают базовые понятия: что такое банк, основные функции

Работают в парах: составляют список банковских услуг

18

История появления банков

Изучают историю возникновения банков и их развитие. Отвечают на наводящие вопросы

Изучают и рассказывают историю возникновения банков и их развитие

19

Виды и функции банков, как выбрать банк, виды счетов, карточки

Знакомятся с понятиями депозит, текущий счет, сберегательный счет, и др. Отвечают на наводящие вопросы взрослого

Знакомятся с понятиями депозит, текущий счет, сберегательный счет, и др. Отвечают на вопросы взрослого

20

Банковские карты: типы и функции

Знакомятся с дебетовыми и кредитными картами,  возможностях их использования. Отвечают на наводящие вопросы взрослого

Знакомятся с дебетовыми и кредитными картами,  возможностях их использования. Отвечают на вопросы взрослого

21

Как открыть банковский счет

Знакомятся с  процедурой открытия счета и необходимыми документами

Изучают процедуру открытия счета и необходимые документы

22

Безопасность при использовании банковских карт

Знакомятся с правилами безопасности, защитой персональных данных. Отвечают на вопросы взрослого

Знакомятся с правилами безопасности, защитой персональных данных, рассказывают почему персональные данные называются персональными, и что нельзя никому их говорить

23

Электронные кошельки и банковские карты: как пользоваться безопасно

Знакомятся с принципами безопасного использования электронных платежных средств, отвечают на вопросы взрослого

Знакомятся с принципами безопасного использования электронных платежных средств, составляют план безопасного использования

24

Основные понятия безопасности финансовых операций

Знакомятся с основными понятиями: финансовые операции, безопасность, риски. Отвечают на наводящие вопросы взрослого

Знакомятся с основными понятиями: финансовые операции, безопасность, риски. Называют основные правила безопасности и риски.

25

Виды финансовых операций и их риски

Изучают различные виды финансовых операций и  возможных угроз, составляют список с помощью взрослого

Изучают различные виды финансовых операций и возможных угроз, составялют список

26

Защита персональных данных при финансовых операциях

Изучают правила обращения с личными данными, методами их защиты. Составляют правила в помощью взрослого.

Изучают правила обращения с личными данными, методами их защиты. Составляют правила самостоятельно

27

Основные виды мошенничества в финансовой сфере

Знакомятся с основынми видами мошенничества правилами безопасности при использовании банковских карт, с помощью взрослого составляют правила поведения с картами

Знакомятся с основными видами мошенничества и  правилами безопасности при использовании банковских карт, составляют правила использования банковских карт

28

Безопасное использование банковских карт и счетов

Составляют с помощью взрослого правила  безопасности при использовании банковских карт и счетов

Составляют правила  безопасности при использовании банковских карт и счетов

29

Личные финансовые данные: что это и почему их нужно защищать

Знакомятся какие данные считаются личными и почему их нужно защищать. Составляют алгоритм защиты с помощью взрослого

Знакомятся какие данные считаются личными и почему их нужно защищать. Составляют алгоритм защиты.

30

Основные виды финансовых операций, которые существуют

Знакомятся с видами операций (оплата, переводы, покупки). Участвуют в ролевых играх

Знакомятся с видами операций (оплата, переводы, покупки). Участвуют в ролевых играх

31

Опасности в интернете при проведении финансовых операций

Знакомятся с типичными угрозами в интернете: фишинг, мошенничество, вирусы.

Знакомятся с типичными угрозами в интернете: фишинг, мошенничество, вирусы.

32

Защита паролей и PIN-кодов

Изучают принципы создания надежных паролей и защиты PIN-кодов. Выполняют практические задания с помощью взрослого

Изучают принципы создания надежных паролей и защиты PIN-кодов. Выполняют практические задания самостоятельно

33

Мошеннические схемы (телефонный, почтовый, личный обман)

Изучают распространённые схемы мошенничества и способы их распознавания. Отвечают на наводящие вопросы взрослого

Изучают распространённые схемы мошенничества и способы их распознавания. Называют виды мошенничества, с которыми уже знакомы

34

Финансовое мошенничество

Анализ ситуаций, ролевые игры, разбор кейсов с помощью взрослого

Анализ ситуаций, ролевые игры, разбор кейсов


IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1

Понятие финансовой грамотности, её значение в жизни

1

Знакомятся и называют базовые понятия финансовой грамотности с помощью взрослого

Называют базовые понятия финансовой грамотности

2

Что такое деньги?               Познакомить с понятием денег и их историей

Отвечают на вопросы взрослого о развитии денег от натурального обмена до современных средств платежа

Рассказывают о развитии денег от натурального обмена до современных средств платежа

3

Виды денег. Функции денег

Знакомятся с наличными, безналичными деньгами, электронными платежами. Рассматривают основные функции денег (средство обмена, мера стоимости, средство накопления).

Знакомятся с наличными, безналичными деньгами, электронными платежами. Рассматривают основные функции денег (средство обмена, мера стоимости, средство накопления). Приводят примеры использования денег в семье

4

Как правильно обращаться с деньгами?

Формируют навыки бережного и осознанного обращения с деньгами. Записывают свои расходы за неделю (транспорт, еда, развлечения)

Формируют навыки бережного и осознанного обращения с деньгами. Записают и анализируют свои расходы за неделю (транспорт, еда, развлечения)

5

Понятие дохода. Виды доходов

Знакомятся  с понятиями дохода, источниками доходов

Знакомятся  с понятиями дохода, источниками доходов; составляют виды доходов (зарплата, подарок, стипендия и т.д.)

6

Понятие расходов.  Виды расходов

Знакомятся с понятиями расходов, значением планирования бюджета; основными видами расходов (обязательные и необязательные). Составляют  с помощью взрослого список необходимых и необязательных расходов

Знакомятся с понятиями расходов, значением планирования бюджета; основными видами расходов (обязательные и необязательные). Составляют список необходимых и необязательных расходов

7

Баланс доходов и расходов

Знакомятся с важностью баланса доходов и расходов, учатся составлять простой бюджет. Составить личный бюджет на неделю

Знакомятся с важностью баланса доходов и расходов, учатся составлять простой бюджет. Составляют личный бюджет на неделю

8

Доходы семьи: источники и виды доходов. Расходы семьи: основные статьи расходов

Знакомятся с основными категориями расходов семьи. Составляют список

Изучают основные категории расходов семьи                составление списка

9

Создание семейного бюджета на практике. Как экономить семейный бюджет

Обобщают знания, составляют полный бюджет семьи.

Обобщают знания, составляют полный бюджет семьи.  Обсуждают способы экономии и разумного использования средств

10

Планирование и контроль расходов

Формируют навыки контроля расходов, анализ бюджета. Участвуют в  сюжетно-ролевыех играх

Формируют навыки контроля расходов, анализ бюджета. Участвуют в  сюжетно-ролевыех играх

11

Управление финансами

Закрепляют знания, навыки планирования и контроля бюджета  с помощью взрослого

Закрепляют знания, навыки планирования и контроля бюджета

12

Цели и приоритеты в финансовом планировании

Определяют цели финансового планирования, оценивают приоритеты с помощью взрослого

Определяют цели финансового планирования, оценивают приоритеты

13

Способы экономии денег

Знакомятся с основными методами экономии. Составляют план с помощью взрослого

Знакомятся с основными методами экономии. Составляют план

14

Виды денежных операций

Рассматривают разные виды денежных операций (платежи, расчёты, сбережения).

Рассматривают разные виды денежных операций (платежи, расчёты, сбережения). Называют различия между ними.

15

Платёжные системы и их особенности

Рассматривают виды платёжных систем (наличные, банковские карты, электронные деньги)

Рассматривают виды платёжных систем (наличные, банковские карты, электронные деньги)

16

Безопасность денежных операций

Знакомятся с принципами безопасности при совершении денежных операций, защите личных данных

Учатся принципам безопасности при совершении денежных операций, защите личных данных

17

Зачем нужны сбережения. Как правильно планировать сбережения

Знакомятся с причинами создания финансовой подушки, примерами целей накоплений.

Знакомятся с причинами создания финансовой подушки, примерами целей накоплений. Изучают основы планирования бюджета, постановку целей накоплений

18

Виды сберегательных инструментов

Знакомятся с понятиями: банковские вклады, копилки, электронные кошельки, их преимущества и недостатки

Знакомятся с понятиями: банковские вклады, копилки, электронные кошельки, изучают их преимущества и недостатки, составляют список

19

Как правильно копить деньги?

Осваивают основные правила и привычки накопления.   Знакомятся с принципами экономии, планированию бюджета. Участвуют в разборке кейсов

Осваивают основные правила и привычки накопления.   Знакомятся с принципами экономии, планированию бюджета, записывают советы по сбережениям. Участвуют в разборке кейсов

20

Финансовые цели: зачем и как их ставить

Учатся ставить краткосрочные и долгосрочные цели. Выполняют практическое задание с помощью взрослого

Учатся ставить краткосрочные и долгосрочные цели    Практическое задание: постановка целей

21

Как планировать накопления

Знакомятся со способами планирования и учёта накоплений

Знакомятся со способами планирования и учёта накоплений

22

Способы сбережения и формирования накоплений

Изучают способы накопления: копилка, банк, электронный кошелек. Участие в сюжетно-ролевой игре

Изучают способы накопления: копилка, банк, электронный кошелек. Участие в сюжетно-ролевой игре

23

Вклады и накопления в банке

Знакомятся с понятием вклад, как сохранять и приумножать деньги. Составляют алгоритм с помощью взрослого

Знакомятся с понятием вклад, как сохранять и приумножать деньги. Составляют алгоритм

24

Кредит и его особенности

Знакомятся с понятием кредит, проценты по кредитам, ответственность. Участвуют в сюжетно-ролевой игре (банк-клиент)

Знакомятся с понятием кредит, проценты по кредитам, ответственность. Участвуют в сюжетно-ролевой игре (банк-клиент)

25

Безопасность при работе с банком

Знакомятся с правилами безопасности банковских операций, защите персональных данных.

Знакомятся с правилами безопасности банковских операций, защите персональных данных. Записывают основные правила

26

Электронные деньги и карты

Знакомятся с видами электронных платежей и банковских карт

Знакомятся с видами электронных платежей и банковских карт

27

Онлайн и офлайн покупки

Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупки, определяют основные отличия с помощью взрослого

Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупки, определяют основные отличия покупок

28

Преимущества и риски онлайн-покупок

Знакомятся с плюсами и минусами онлайн-покупок, обсуждают безопасность в покупках.

Знакомятся с плюсами и минусами онлайн-покупок, обсуждают безопасность в покупках. Находят информацию о способах защиты при онлайн-покупках

29

Оффлайн покупки: что важно знать?  Сравнить онлайн и офлайн покупки

Определяют особенности офлайн покупок. Вырабатывают личные рекомендации по безопасным покупкам

Определяют особенности офлайн покупок, записывают советы по грамотному выбору товаров . Вырабатывают личные рекомендации по безопасным покупкам

30

Введение в безопасность финансовых операций. Защита персональных данных и паролей

Знакомятся с понятием безопасности финансов, почему важно защищать свои деньги и данные. Как хранить и защищать свои пароли, что нельзя рассказывать посторонним

Знакомятся с понятием безопасности финансов, почему важно защищать свои деньги и данные. Как хранить и защищать свои пароли, что нельзя рассказывать посторонним

31

Основные виды финансовых мошенничеств

Знакомятся с телефонным и интернет-мошенничеством, фишингом, мошенничество с картами и платежами

Знакомятся с телефонным и интернет-мошенничеством, фишингом, мошенничество с картами и платежами.

32

Безопасность платежных операций через интернет

Знакомятся с рисками при онлайн-платежах, учатся как проверить сайт, безопасность реквизитов

Знакомятся с рисками при онлайн-платежах, учатся как проверить сайт, безопасность реквизитов, как не сохранять данные на сайтах

33

Правила поведения при подозрительных финансовых операциях

Учатся, как распознать подозрительные операции, что делать при сомнениях. Участвуют в ролевых играх, обсуждение ситуаций

Учатся, как распознать подозрительные операции, что делать при сомнениях. Участвуют в ролевых играх, обсуждение ситуаций

34

Итоговое повторение и контроль знаний

Участвуют в разбое кейсов по прошедшим темам

Участвуют в разбое кейсов по прошедшим темам


IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1

Понятие финансовой грамотности, её значение в жизни

1

Знакомятся и называют базовые понятия финансовой грамотности с помощью взрослого

Называют базовые понятия финансовой грамотности

2

Что такое деньги? История возникновения денег

Знакомятся с понятием деньги.                          Изучают историю денег (наличные, электронные) Изучают эволюцию средств обмена

Знакомятся с понятием деньги.                          Изучают историю денег (наличные, электронные) Изучают эволюцию средств обмена

3

Функции денег. Виды денег: наличные и безналичные.

Знакомятся с ролью денег в экономике. Знакомятся с современными формами денег. Изучают оплату наличными, банковскими картами, электронные платежи

Знакомятся с ролью денег в экономике: средство обмена, мера стоимости, средство накопления, средство платежа. Знакомятся с современными формами денег. Изучают оплату наличными, банковскими картами, электронные платежи

4

Финансовая ответственность

Знакомятся с правилами обращения денег

Знакомятся с правилами обращения денег

5

Виды денежных операций

Знакомятся с различными видами операций: наличные и безналичные.

Изучают и учатся различать виды операций: наличные и безналичные.

6

Наличные платежи и их особенности

Знакомятся с процессом оплаты наличными. Формируют навык проведения наличной оплаты (с помощью взрослого)

Знакомятся с процессом оплаты наличными. Формируют навык проведения наличной оплаты

7

Безналичные платежи: банковские карты

Знакомятся с видами карт и их использованием. Учатся объяснять использование карт

Знакомятся с видами карт и их использованием. Учатся объяснять использование карт

8

Электронные платежи и мобильные приложения

Знакомятся с правилами пользования электронными платежами

Учатся правилам пользования электронными платежами

9

Введение в понятие бюджета семьи

Знакомятся с понятием бюджета семьи, его значением и структурой.

Знакомятся с понятием бюджета семьи, его значением и структурой. Приводят примеры расходов в семье

10

Введение в тему: доходы и расходы

Знакомятся с понятием доходов и расходов, их ролью в жизни человека

Знакомятся с понятием доходов и расходов, их ролью в жизни человека

11

Доходы и расходы семьи

Разбирают с помощью взрослого основные виды доходов и расходов семьи            Составить список доходов и расходов своей семьи или условной семьи

Разбирают  основные виды доходов и расходов семьи            Составляют список доходов и расходов своей семьи или условной семьи

12

Ведение домашнего бюджета

Знакомятся с методами планирования и контроля бюджета.

Знакомятся с методами планирования и контроля бюджета. Учатся вести учет личных трат в течение недели

13

Правила ведения семейного бюджета

Изучают элементы составления и ведения бюджета.

Изучают элементы составления и ведения бюджета. Ведут дневник расходов и доходов (можно условно)

14

Разница между постоянными и переменными расходами

Знакомятся с понятиями постоянных и переменных расходов. Систематизируют расходы по категориям с помощью взрослого

Знакомятся с понятиями постоянных и переменных расходов. Систематизируют расходы по категориям

15

Экономия и накопления

Изучают важность экономии и накоплений, способы их достижения. Составляют план накопления на конкретную цель с помощью взрослого

Изучают важность экономии и накоплений, способы их достижения. Составляют план накопления на конкретную цель

16

Сбережения и финансовые цели семьи

Изучают важность сбережений и постановку финансовых целей.

Изучают важность сбережений и постановку финансовых целей. Определяют финансовую цель семьи и способы накопления

17

Непредвиденные расходы и финансовая подушка

Рассматривают значение резерва на случай непредвиденных расходов, польза финансовой подушки

Рассматривают значение резерва на случай непредвиденных расходов, изучают как можно создать финансовую подушку

18

Итоговое занятие: составление семейного бюджета.

Закрепляют знаний о составлении семейного бюджета

Закрепляют знаний о составлении семейного бюджета, составляют самостоятельно план

19

Как правильно откладывать и копить деньги

Изучают методы накопления, важность финансовой подушки. Составляют с помощью взрослого план накоплений на определённую цель

Изучают методы накопления, важность финансовой подушки. Составляют план накоплений на определённую цель

20

Финансовое планирование и контроль

Учатся контролировать бюджет, делать корректировки при необходимости

Учатся контролировать бюджет, делать корректировки при необходимости

21

Виды сбережений и накоплений

Изучают различные способы сбережения и накопления: наличные и безналичные сбережения, домашняя копилка

Изучают различные способы сбережения и накопления: наличные и безналичные сбережения, банковские вклады, домашняя копилка, инвестиции.

22

Правила эффективного сбережения

Учатся планировать и контролировать личные финансы. Изучают правила создания и поддержания сбережений, важность бюджета

Учатся планировать и контролировать личные финансы. Изучают правила создания и поддержания сбережений, важность бюджета

23

Финансовые цели и планы

Учатся составлять финансовые цели и планировать накопления: краткосрочные и долгосрочные цели.

Учатся составлять финансовые цели и планировать накопления: краткосрочные и долгосрочные цели, постановка целей, планирование.

24

Инструменты накопления денег

Знакомятся с инструментами для накопления денег (банк, инвестиции, вклады). Изучают функции банков

Знакомятся с инструментами для накопления денег (банк, инвестиции, вклады). Изучают функции банков, особенности вкладов и различных инструментов.

25

Риски и доходность сбережений

Знакомятся, как различаются доходность и риски различных способов сбережения. Сравнивают с помощью взрослого доходности и риски: вклады, инвестиции, денежные сбережения

Знакомятся, как различаются доходность и риски различных способов сбережения. Сравнивают доходности и риски: вклады, инвестиции, денежные сбережения

26

Основные банковские услуги

Знакомятся с основными услугами банков (вклады, кредиты, переводы). Участвуют в разборе кейсов

Знакомятся с основными услугами банков (вклады, кредиты, переводы).Участвуют в разборе кейсов

27

Банковский вклад: виды, условия и правила

Знакомятся как открыть вклад, какие бывают вклады, какие правила необходимо соблюдать

Учатся как открыть вклад. Изучают какие бывают вклады, какие правила необходимо соблюдать.

28

Кредитование: понятие кредита, виды кредитов

Знакомятся с понятием кредита, целями и видами кредитов

Изучают понятие кредита, цели и виды кредитов

29

Электронные банковские услуги и безопасность

Знакомятся с преимуществами электронных услуг, правилами безопасности при работе с банком

Знакомятся с преимуществами электронных услуг, составляют правила безопасности при работе с банком

30

Введение в безопасность финансовых операций

Изучают, почему важна безопасность при проведении финансовых операций. Знакомятся с основными рисками и мошенническими схемами.

Изучают, почему важна безопасность при проведении финансовых операций. Знакомятся с основными рисками и мошенническими схемами. Находят и записывают примеры финансового мошенничества в СМИ

31

Основные виды финансового мошенничества

Знакомятся с типичными схемами мошенничества, подозрительными операциями и сообщениями. Готовят с помощью взрослого памятку «Как не стать жертвой мошенников»

Изучают типичные схемы мошенничества. Учатся распознавать подозрительные операции и сообщения. Готовят памятку «Как не стать жертвой мошенников»

32

Безопасность банковских операций

Знакомятся с безопасным использованием банковских карт и интернет-банкингов. Изучают правила создания и хранения паролей

Изучают безопасное использование банковских карт и интернет-банкингов. Составляют правила создания и хранения паролей

33

Защита персональных данных и финансовая этика

Изучают важность сохранения конфиденциальности. Знакомятся с правилами безопасного поведения в интернете при работе с финансами

Изучают важность сохранения конфиденциальности. Составляют правила безопасного поведения в интернете при работе с финансами

34

Итоговое повторение и контроль знаний

Участвуют в разборке кейсов по прошедшим темам

Участвуют в разборке кейсов по прошедшим темам


IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1

Понятие финансовой грамотности, её значение в жизни

Знакомятся и называют базовые понятия финансовой грамотности с помощью взрослого

Называют базовые понятия финансовой грамотности

2

Деньги: понятие и история

Знакомятся с понятием денег, историей их возникновения и эволюцией

Знакомятся с понятием денег, историей их возникновения и эволюцией

3

Функции денег и виды денег. Современные формы денег

Изучают функции и виды денег (наличные, безналичные, электронные).

Изучают функции и виды денег (наличные, безналичные, электронные). Приводят примеры различных видов денег из жизни

4

Роль денег в экономике

Знакомятся со значением денег для экономики и общества

Знакомятся со значением денег для экономики и общества

5

Значение финансового планирования

Изучают финансовое планирование, его роль и значениемдля личных финансов. Приводят примеры ситуаций, где нужно планировать расходы.

Изучают финансовое планирование, его роль и значениемдля личных финансов. Приводят примеры ситуаций, где нужно планировать расходы. Учатся формулировать финансовые цели, различать краткосрочные и долгосрочные

6

Понятие доходов и их виды. Понятие расходов и их классификация

Изучают виды доходов (заработная плата, пенсии, и т.д.). Учатся классифицировать расходы: обязательные и необязательные, постоянные и переменные.

Изучают виды доходов (заработная плата, пенсии, и т.д.). Учатся классифицировать расходы: обязательные и необязательные, постоянные и переменные. Анализируют свои или семейные расходы.

7

Составление бюджета: доходы и расходы. Планирование и контроль бюджета

Знакомятся со структурой бюджета, категорией доходов и расходов, осваивают навыки составления личного бюджета.

Знакомятся со структурой бюджета, категорией доходов и расходов, осваивают навыки составления личного бюджета. Составляют личный (семейный) бюджет на месяц

8

Риски и ошибки при планировании бюджета

Учатся с помощью взрослого планировать семейный бюджет

Учатся  планировать семейный бюджет

9

Способы экономии средств

Знакомятся с основными методами экономии

Знакомятся с основными методами экономии, выявляют возможности для оптимизации расходов

10

Виды денежных операций

Изучают виды денежных операций: наличные и безналичные.

Изучают виды денежных операций: наличные и безналичные. Приводят примеры безналичных операций в повседневной жизни

11

Безналичные денежные операции

Изучают виды безналичных операций: перевод, оплата картой, электронные деньги

Изучают виды безналичных операций: перевод, оплата картой, электронные деньги. Разбор кейсов

12

Наличные денежные операции

Изучают особенности наличных денежных операций: снятие, внесение, оплата наличными

Изучают особенности наличных денежных операций: снятие, внесение, оплата наличными. Разбор кейсов

13

Платежные инструменты и их виды. Современные электронные денежные системы

Знакомятся с различными платежными инструментами: карты, чеки, электронные кошельки. Изучают электронные платежные системы, безопасность, преимущества и риски использования

Знакомятся с различными платежными инструментами: карты, чеки, электронные кошельки. Изучают электронные платежные системы, безопасность, преимущества и риски использования. Учатся ими пользоваться.

14

Что такое сбережения и накопления?

Знакомятся с понятиями «сбережения», «накопления».  Изучают причины необходимости сбережений.

Знакомятся с понятиями «сбережения», «накопления». Изучают и рассматривают причины необходимости сбережений.

15

Инструменты сбережений: банковские вклады, депозитные счета, ценные бумаги

Изучают различные способы сохранения и приумножения денег. Знакомятся с особенностями банковских инструментов.

Изучают различные способы сохранения и приумножения денег. Знакомятся с особенностями банковских инструментов.  Изучают условия вкладов в различных банках.

16

Банковские вклады и проценты

Изучают вклады, начисление процентов, рассчитывают с помощью взрослого проценты по вкладу заданной суммы на заданный срок

Изучают вклады, как начисляются проценты: простые и сложные проценты. Рассчитывают проценты по вкладу заданной суммы на заданный срок

17

Цели накоплений и стратегии накопления

Знакомятся с различными целями накоплений и способами достижения финансовых целей.

Знакомятся с различными целями накоплений и способами достижения финансовых целей. Изучают информацию и приводят примеры хметодов накопления

18

Банковские услуги и продукты

Изучают основные банковские услуги: вклады, кредиты, услуги платежных карт, операции. Сравнивают с помощью взрослых условия вкладов в двух банках и сделать выводы

Изучают основные банковские услуги: вклады, кредиты, услуги платежных карт, операции. Сравнивают условия вкладов в двух банках и сделать выводы

19

Банковские карты и платежные системы

Изучают виды банковских карт, правила безопасности при пользовании. Знакомятся с платежными системами (Visa, MasterCard, МИР), с условиями обслуживания карт в выбранном банке

Изучают виды банковских карт, правила безопасности при пользовании. Знакомятся с платежными системами (Visa, MasterCard, МИР), с условиями обслуживания карт в выбранном банке

20

Как открыть и воспользоваться банковским счётом

Изучают процесс открытия банковского счёта, возможности управления через онлайн-банк.

Изучают процесс открытия банковского счёта, возможности управления через онлайн-банк. Составляют план действий для открытия счёта в банке

21

Кредит и займ: понятие и отличие

Изучают понятия «кредит» и «заём», их отличие, чем отличается кредит от займа.

Изучают понятия «кредит» и «заём», их отличие, чем отличается кредит от займа

22

Виды кредитов и займов

Изучают виды кредитов (потребительский, ипотечный и др.) и займов.

Изучают виды кредитов (потребительский, ипотечный и др.) и займов. Какие бывают кредиты, их особенности.

23

Условия кредитного договора и права заемщика. Риски при получении кредита, как избежать долговой ямы

Изучают основные условия кредитного договора, права и обязанности заемщика, на что обратить внимание при подписании договора. Анализтиповых договоров, ролевые игры. Изучают финансовые риски, последствия просрочки

Изучают основные условия кредитного договора, права и обязанности заемщика, на что обратить внимание при подписании договора. Анализируют типовые договоры, ролевые игры.

24

Отличия онлайн и офлайн-покупок. Правила безопасных покупок онлайн и офлайн

Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупок, с правилами безопасного совершения покупок, проверки качества товаров, возврата и гарантий

Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупок, с правилами безопасного совершения покупок, проверки качества товаров, возврата и гарантий

25

Введение в безопасность финансовых операций

Знакомятся с понятием безопасности финансовых операций, важностью защиты личных данных

Изучают понятие безопасности финансовых операций, важностью защиты личных данных

26

Основные виды финансового мошенничества

Изучают основные виды финансового мошенничества

Изучают основные виды финансового мошенничества

27

Правила безопасного пользования банковскими картами и электронными платежами

Знакомятся с правилами безопасности при использовании банковских карт, электронных кошельков и платежей

Изучают правила безопасности при использовании банковских карт, электронных кошельков и платежей

28

Защита личных данных и паролей

Изучают важность защиты личных данных, особенности надежных паролей, многофакторной аутентификации

Изучают важность защиты личных данных, особенности надежных паролей, многофакторной аутентификации. Учатся составлять пароли

29

Защита от финансового мошенничества

Изучают технические меры безопасности (пароли, антивирусы), проверку информации, жалобы и обращения в правоохранительные органы

Изучают технические меры безопасности (пароли, антивирусы), проверку информации, жалобы и обращения в правоохранительные органы

30

Как распознать и избежать финансовых мошенников

Учатся распознавать подозрительные сообщения, звонки и ситуации, избегать мошеннических схем

Учатся распознавать подозрительные сообщения, звонки и ситуации, избегать мошеннических схем

31

Основные формы бизнеса                Бизнес-план и его структура

Изучают принципы составления бизнес-плана

Изучают принципы составления бизнес-плана

32

Риски и доходность в бизнесе

Изучают понятие предпринимательского риска, способы их оценки и управления

Изучают понятие предпринимательского риска, способы их оценки и управления

33

Разбор кейсов по теме Бизнес

Участие в разборе кейсов

Участие в разборе кейсов

34

Итоговое повторение и контроль знаний

Участвуют в разборке кейсов по прошедшим темам

Участвуют в разборке кейсов по прошедшим темам


IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

1

Понятие финансовой грамотности, её значение в жизни

Знакомятся с основными понятиями финансовой грамотности

Называют базовые понятия финансовой грамотности

2

Понятие денег. История возникновения

Знакомятся с понятием денег, их функциями и историей возникновения

Знакомятся с понятием денег, их функциями и историей возникновения

3

Функции денег и виды денег

Изучают функции денег, рассмотривают виды денег (наличные, безналичные, электронные). Подготовить примеры различных видов денег из жизни

Изучают функции денег, рассмотривают виды денег (наличные, безналичные, электронные). Приводят примеры различных видов денег из жизни

4

Роль денег в экономике.

Знакомятся со значение денег для экономики и общества

Знакомятся со значение денег для экономики и общества                              Анализ ситуаций.

5

Безопасность обращения с деньгами и основы бюджетирования

Знакомятся с правилами безопасного обращения с деньгами, с основами личного бюджета

 Изучают правила безопасного обращения с деньгами, с основами личного бюджета

6

Виды денежных операций

Изучают виды денежных операций: наличные и безналичные.

Изучают виды денежных операций: наличные и безналичные. Приводят  примеры безналичных операций в повседневной жизни

7

Что такое доходы и расходы?

Изучают понятия дохода и расхода. Рассматривают основные источники доходов и виды расходов.

Изучают понятия дохода и расхода. Рассматривают основные источники доходов и виды расходов.

8

Классификация доходов: активные и пассивные

Изучают различия между активными и пассивными доходами.

Изучают различия между активными и пассивными доходами. Находят информацию о пассивном доходе

9

Основные виды расходов: обязательные и необязательные

Изучают виды расходов и их значение в семейном бюджете.

Изучают виды расходов и их значение в семейном бюджете. Составляют список расходов своей семьи

10

Планирование доходов и расходов

Изучают навыки планирования бюджета, выявлению приоритетов расходов

Овладевают навыками планирования бюджета, выявлению приоритетов расходов

11

Введение в финансовое планирование

Знакомятся  с понятием финансового планирования, его значением и этапами.

Знакомятся  с понятием финансового планирования, его значением и этапами. Приводятпримеры личных целей финансового планирования

12

Бюджет семьи и личный бюджет

Изучают структуру бюджета семьи, учатся составлять личный бюджет.

Изучают структуру бюджета семьи, учатся составлять личный бюджет. Составляют личный и семейный бюджет на месяц

13

Экономия и эффективность расходов

Изучают способы экономии, знакомятся с понятием эффективности расходов

Изучают способы экономии, эффективности расходов

14

Планирование крупных покупок и сбережений

Учатся планировать крупные расходы и формировать сбережения.  Учатся с помощью взрослого планировать покупку на основе сбережений

Учатся планировать крупные расходы и формировать сбережения. Учатся планировать покупку на основе сбережений

15

Виды налогов и их классификация

Знакомятся с основными видами налогов (прямые, косвенные), классификацией налогов

Знакомятся с основными видами налогов (прямые, косвенные), классификацией налогов

16

Функции налогов.  Налогоплательщики и субъекты налогообложения |

Изучают функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Изучают, кто является плательщиком налогов

Изучают функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Изучают, кто является плательщиком налогов, знакомятся с понятиями субъект и объект налогообложения

17

Как подготовиться к покупке. Анализ цен и качество товара

Изучают этапы подготовки к покупке.  Почему важно планировать покупки? Что учитывать?  Учатся читать этикетки, сравнивать цены и качество товаров.

Изучают этапы подготовки к покупке.  Почему важно планировать покупки? Что учитывать? Составляют список товаров для покупки. Учатся читать этикетки, сравнивать цены и качество товаров. Как выбрать товар по соотношению цена/качество?

18

Способы оплаты и безопасность расчетов. Возврат товара и права потребителя

Изучают виды оплат: наличные, карта, онлайн. Какие есть способы оплаты? Рассматривают права покупателя и процесс возврата

Изучают виды оплат: наличные, карта, онлайн. Какие есть способы оплаты? Рассматривают права покупателя и процесс возврата

19

Отличия онлайн и офлайн-покупок            Преимущества и риски онлайн-покупок. Правила безопасных покупок онлайн и офлайн

Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупок. Учатся видеть основные различия и возможности каждого формата.  Знакомятся с правилами безопасного совершения покупок, проверки качества товаров, возврата и гарантий

Знакомятся с понятием онлайн и офлайн покупок. Учатся видеть основные различия и возможности каждого формата.  Рассматривают основные плюсы и минусы интернет-покупок, способы защиты своих данных, распознавание мошенничества. Знакомятся с правилами безопасного совершения покупок, проверки качества товаров, возврата и гарантий

20

Что такое сбережения и накопления

Знакомятся с понятиями «сбережения», «накопления».  Изучают причины необходимости сбережений.

Знакомятся с понятиями «сбережения», «накопления». Изучают и рассматривают причины необходимости сбережений.

21

Зачем нужны сбережения и накопления?

Изучают значение и цели, важность накоплений на разные жизненные цели

Изучают значение и цели, важность накоплений на разные жизненные цели

22

Способы сбережений: банк, инвестиции, кошельки

Изучают основные способы сохранения и приумножения денег.

Изучают основные способы сохранения и приумножения денег. Анализируют  ситуации

23

Процентные ставки и инфляция. Как влияют на накопления?

Знакомятся с понятием процентов и инфляции, влияние на реальные сбережения.

Знакомятся с понятием процентов и инфляции, влияние на реальные сбережения. Рассчитывают сколько можно заработать/потерять на депозитах с разной ставкой

24

Роль банков в экономике

Знакомство с банком, его функции и виды банков

Знакомство с банком, его функции и виды банков

25

Банковские операции и услуги

Изучают основные банковские услуги (депозиты, кредиты, переводы, валютные операции)

Изучают основные банковские услуги (депозиты, кредиты, переводы, валютные операции). Учатся их сравнивать

26

Вкладные и кредитные операции

Изучают виды вкладов, проценты, условия кредитования

Изучают виды вкладов, проценты, условия кредитования. Участвуют в разборе кейсов

27

Безналичные расчёты и платежные системы

Изучают понятия: карты, интернет-банкинг, электронные деньги, безопасность операций

Изучают понятия: карты, интернет-банкинг, электронные деньги, безопасность операций.

28

Введение в безопасность финансовых операций

Изучают важность безопасности при финансовых операциях. Знакомятся с основными рисками.

Изучают важность безопасности при финансовых операциях. Знакомятся с основными рисками.

28

Способы защиты личных финансовых данных

Изучают методы защиты личных данных (пароли, PIN, двухфакторная аутентификация и пр.) Выполняют практическое занятие с помощью взрослого

Изучают методы защиты личных данных (пароли, PIN, двухфакторная аутентификация и пр.)  Выполняют практическое занятие, разбирают кейсы

29

Основные виды финансового мошенничества

Изучают виды мошенничества: интернет-мошенничество, пирамиды, фишинг и др.

Изучают виды мошенничества: интернет-мошенничество, пирамиды, фишинг и др.

30

Как не стать жертвой финансового мошенничества

Изучают способы защиты, признаки мошенничества, правила безопасного поведения с деньгами и личными данными.  Составляют памятку с помощью взрослого «Правила безопасности»

Изучают способы защиты, признаки мошенничества, правила безопасного поведения с деньгами и личными данными.  Участвуют в ролевой игре. Составляют памятку «Правила безопасности»

31

Финансовое планирование в бизнесе

Знакомятся с основами финансового планирования: доходы, расходы, прибыль.

Знакомятся с основами финансового планирования: доходы, расходы, прибыль.

32

Роль предпринимательства в экономике

Знакомятся с понятием предпринимательства и его значением

Знакомятся с понятием предпринимательства и его значением

33

Основные формы бизнеса                Бизнес-план и его структура

Изучают принципы составления бизнес-плана

Изучают принципы составления бизнес-плана

34

Итоговое повторение и контроль знаний

Разбор кейсов по прошедшим темам

Разбор кейсов по прошедшим темам


V.         МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ноутбук

Монитор

Раздаточный материал


Аннотация к рабочей программе по учебному предмету

«Финансовая грамотность»  

Рабочая программа  «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В  современном обществе финансовая грамотность является ключевым навыком для самостоятельной жизни. Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в специальных знаниях и умениях для успешной адаптации в социальной и экономической сферах. Обучение финансовой грамотности помогает таким детям приобретать базовые навыки управления личными финансами, что способствует их независимости и снижает риск финансовой эксплуатации. Программа способствует интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в общество, обеспечивая им равный доступ к знаниям, необходимым для повседневной жизни; позволяет предотвращать распространённые ошибки — незнание ценности денег, неправильные покупки, уязвимость к мошенничеству и манипуляциям.

Цель обучения - формирование базовых знаний и навыков управления личными финансами, развитие понимания ценности денег и способности принимать простые финансовые решения.

Задачи обучения:

  • Познакомить детей с основными понятиями финансов: деньги, доход, расход, сбережения.
  • Развить навыки простого планирования личного бюджета.
  • Обучить различать необходимые и ненужные траты.
  • Формировать умение принимать финансово обоснованные решения в повседневных ситуациях.
  • Повысить самостоятельность детей в управлении личными средствами.
  • Развить навыки безопасного обращения с деньгами и понимания важности экономии.
  • Использовать игровые и наглядные методы для закрепления знаний в доступной форме.
  • Содействовать социальной адаптации через развитие финансовой компетентности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Финансовая грамотность» входит в предметную область «Математика» и является обязательной частью учебного плана.  На изучение предмета по учебному плану выделено: в неделю1 ч,  в год – 34 ч (170 часов с 5-9 класс)

Возможно уменьшение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения урока на праздничные дни. Количество часов, отведенное на каждый изучаемый раздел программы, может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимся.

Общая характеристика учебного предмета

Данная программа разработана с целью формирования у детей с интеллектуальными нарушениями базовых знаний и практических навыков финансовой грамотности, необходимых для повседневной жизни и социальной адаптации. В современных условиях умение правильно обращаться с деньгами, планировать бюджет и принимать простые финансовые решения становится важным компонентом самостоятельности и комфорта в обществе.

Особенностью программы является использование доступных методов обучения, учитывающих особенности восприятия и уровня развития детей с интеллектуальными нарушениями. Занятия строятся на основе игровых техник, наглядных примерах и повторении, что способствует более эффективному усвоению материала и развитию мотивации к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 4 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями4 классНазвание предмета: «Развитие речи и окружающий мир»Общее кол-во часов – 68 , кол-во часов в неделю ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часо...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий социальный мир" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 ча...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Математические представления" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102...