Рабочая программа по трудовому воспитанию для 1 класса
рабочая программа
Программа составлена для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей, базовой частью для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке воспитанников коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеклассные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это дает широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.
Правильное отношение к труду у умственно отсталого ребенка можно воспитать лишь систематически организуя его собственную деятельность. Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатывается в результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются.
Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28)
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 года №1026 «Об утверждении Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Цели и задачи программы.
Основные цели данной программы:
- Привитие навыков самообслуживания;
- Формирование навыков трудовой деятельности.
Эффективная организация работы предусматривает решение следующих задач:
- Формирование навыков и умений:
- ухода за одеждой и обувью;
- проведения сухой и влажной уборки помещения.
Воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу.
Методы достижения поставленной цели и задач.
Программа по трудовому воспитанию основана на следующих принципах:
- Принцип индивидуальности и дифференциации.
Данный принцип состоит в использовании различных методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов.
- Принцип коррекционной направленности: направлен на исправление недостатков психофизического развития умственно отсталых детей ОВЗ.
- Принцип доступности предполагает построение занятий на уровне реальных возможностей и способностей.
- Принцип воспитывающей направленности осуществляется с помощью различных видов деятельности, общения и отношений, которые складываются в ходе занятий.
Содержание программы
Объем программы 33 часа.
Для каждого воспитательного занятия определены, цель и имеются рекомендации по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.
Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому воспитатель вправе изменять последовательность изучения тех или иных тем, дополнять или вносить в них необходимые изменения.
Формы проведения могут быть разнообразными и зависеть от контингента детей, их психофизического развития, поэтому чёткого определения не требуется.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Дата | |
по плану | по факту | |||
1 | Для чего люди трудятся? | беседа | 02.09. | |
2 | Мои обязанности в семье. | беседа | 09.09. | |
3 | Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. | беседа | 16.09. | |
4 | Книга – источник знаний. | беседа | 23.09. | |
5 | Книжкина больница. | п/з | 30.09. | |
6 | Сезонная обувь и ее назначение. | беседа | 07.10. | |
7 | Учимся правильно ухаживать за обувью. | п/з | 14.10. | |
8 | Как подбирать обувь по сезону. | беседа | 21.10. | |
9 | Учимся правильно ухаживать за одеждой. | п/з | 04.11. скорректировано с занятием №10 от 11.11 | |
10 | Каждой вещи своё место. | п/з | 11.11. | |
11 | Профессии наших родителей. | беседа | 18.11. | |
12 | В мире профессий. | беседа | 25.11. | |
13 | Угадай профессию. | викторина | 02.12. | |
14 | Терпенье и труд все перетрут. | беседа | 09.12 | |
15 | Подготовка к Новому году. | п/з | 16.12. | |
16 | Мастерская Деда Мороза. | п/з | 23.12. | |
17 | Содержи всегда в порядке книги, ручки и тетрадки. | п/з | 13.01. | |
18 | Наш чистый класс. | п/з | 20.01. | |
19 | Мебель. Её название и назначение. | беседа | 27.01. | |
20 | Уход за мебелью. | п/з | 03.02. | |
21 | Умелые руки не знают скуки. | п/з, беседа | 10.02. | |
22 | Как я помогаю родителям. | беседа | 24.02. скорректировано с занятием №21 от 10.02 | |
23 | Скоро праздник – мамин день. | п/з | 03.03. | |
24 | Школьники – друзья птиц. | п/з | 10.03. скорректировано с занятием №25 от 17.03 | |
25 | Труд людей весной. | п/з | 17.03. | |
26 | Поговорим о труде хлебороба. | презентация | 31.03. | |
27 | Хлеб – всему голова! | беседа | 07.04. | |
28 | Береги школьное имущество! | беседа | 14.04. | |
29 | Чисто не там где убирают, а там где не сорят. | беседа | 21.04. | |
30 | Учение – это тоже труд. | конкурс | 28.04. | |
31 | Умение везде найдет применение. | конкурс | 05.05. | |
32 | Всякий человек в деле познается. | беседа | 12.05. | |
33 | Чему я научился в первом классе? | беседа | 19.05. | |
Предполагаемый результат деятельности.
Дети должны знать:
- свои домашние обязанности;
- сведения о труде людей по сезонам;
- правила ухода за одеждой, обувью;
- правила ухода за мебелью
- порядок выполнения уборки помещений.
Дети должны уметь:
- ухаживать за различными видами обуви;
- подбирать обувь по сезону;
- ухаживать за мебелью;
- выполнять элементарную уборку помещения.
Литература
- В. П. Кащенко «Педагогическая коррекция», «Роль труда в коррекции аномального ребёнка».
- Коррекционная педагогика. Изд.дом «Образование плюс», 2008г
- Ермолаева Т. И., Логинова Л. Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. Москва – Самара, 1998г
- Казакова Л. В. Ручной труд в младшем школьном возрасте. М., 1990г
- Государственный образовательный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., 1999г
- Воронкова В. В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по трудовому обучению 4 класс школа 8 вида
календарно-тематическое планирование по трудовому обучению...

рабочая программа по трудовому обучению 3 класс
Рабочая программа по трудовому обучению составлена для детей с умственной отсталостью VIII вида...
Рабочая программа по трудовому обучению 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа...

рабочая программа по трудовому обучению 1 класс
Программа разработана для учащихся 1 класса коррекционноых школ....

Рабочая программа по трудовому обучению. 1 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОСПИТАННИКОВ СРЦН
ПРОГРАММА СОДЕРЖИТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Рабочая программа по трудовому воспитанию, 4 класс
Рабочая программа предназначенна для коррекционых школ....
