Проект "Методические аспекты реализации профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ по специальности «Столяр»"
проект (10, 11 класс)
В проекте рассматриваются вопросы создания оптимальных условий для обучения, прохождения производственной практики и защиты выпускной квалификационной работы обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) по специальности «Столяр».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 237.93 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«Методические аспекты реализации профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ по специальности «Столяр»
г. Радужный
2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Сведение об авторе…………………………………………………………… 4
2.Информационная карта проекта……………………………………………....5
3.Введение………………………………………………………………………..6
3.Основная часть………………………………………………………………... 8
4.Литература……………………………………………………………………..16
Сведения об авторе разработки проекта |
Фамилия, имя, отчество: Глушак Андрей Викторович |
Образование (с указанием полного названия учебного заведения): высшее, Новосибирский государственный педагогический институт; Челябинский государственный педагогический университет |
Специальность и квалификация (по диплому): учитель труда и общетехнических дисциплин; профессиональная переподготовка по программе: «Олигофренопедагогика» |
Профессиональные награды: «Почетный работник образования и воспитания», «Почетная грамота МО Российской Федерации», «Почетная грамота Департамента образования и молодежной политики Ханты - Мансийского автономного округа – Югры». |
Квалификационная категория: высшая, по должности «Учитель» |
Место работы и занимаемая должность: КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», учитель. |
Адрес для переписки: 628461 ХМАО-ЮГРА Тюменской области г. Радужный 1 мкр., дом 29 |
Электронный адрес и контактные телефоны: mailto:Radscool@rambler.ru 8 (34668) 3-97-40, 3-13-51, 3-97-24, 2-34-45 |
Информационная карта проекта
Название проекта:
«Методические аспекты реализации профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ по специальности «Столяр».
Разработчик:
заместитель директора по УВР, руководитель МО учителей трудового обучения, учитель производственного обучения.
Ведущая идея:
построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей возможности получения обучающимися с ОВЗ определенных рабочих специальностей.
Цель:
создание оптимальных условий для обучения, прохождения производственной практики и защиты выпускной квалификационной работы обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) по специальности «Столяр».
Этапы реализация проекта:
- проектный – 2020-2021 учебный год;
- поисково-преобразовательный – 2021-2022 учебный год;
- рефлексивно - обобщающий – 2022-2023 учебный год.
Круг основных активных участников проекта:
обучающиеся с ОВЗ, их родители (законные представители), учителя профессионально-трудового и производственного обучения, администрация школы.
Обеспечение проекта:
- кадровые ресурсы;
- программно-методическое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
Срок реализации: 2020-2023 годы
Введение
«Самым близким к естественному состоянию
из всех тех занятий, которые способны
обеспечить существование человека,
является труд его рук.
Из всех общественных положений
самое независимое от судьбы и от людей
- положение ремесленника».
Жан-Жак Руссо
Повышение темпа и качества производительного труда, сокращение несложных видов работ в условиях современного производства создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Особой остро встает вопрос подготовки к жизни и труду учащихся с нарушением интеллекта. Тенденция к осложнению дефекта со стороны психического и соматического здоровья у таких детей требует нового подхода к организации процесса профессионально-трудовой подготовки.
Основная задача школы заключается в создании специальных условий для получения обучающимися с ОВЗ профессиональных ЗУН на уровне 1-2 разряда рабочих профессий. Перечень таких профессий достаточно ограничен, он определяется профилями профессионально-трудовой подготовки. Воспитанники школы, имеющие легкую степень умственной отсталости, осваивают столярное и швейное дело, а обучающиеся со средней и тяжелой степенью занимаются по профилю ремесло.
Обучение в школе заканчивается в 9 классе итоговой аттестацией по профессионально-трудовому обучению. Получение дальнейшего образования по профессии затруднено в виду отсутствия образовательных учреждений в городе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Продолжение обучения в других городах осложняется в силу несамостоятельности выпускников и наличия заболеваний разной степени сложности.
Поэтому ряд коррекционных образовательных учреждений VIII вида, в том числе и «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», осуществили в 2009 году переход на 11(12) -летний срок обучения. В связи с открытием в школе дополнительных классов, возникла необходимость разработки нового компонента современной образовательной среды, обеспечивающего доступность качественного производственного обучения и успешную социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, все вышеизложенное, а также отсутствие в специальном образовании системы практических рекомендаций по нормативному, научному и учебно-методическому сопровождению обучения в 10-11-х классах школьников с ОВЗ, указывает на актуальность и необходимость разработки данного проекта.
Новизна проекта заключается в создании оптимальных условий для успешного освоения учащимися с ОВЗ профессиональных ЗУН по выбранной профессии в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями.
Теоретическая значимость проекта заключается в разработке методического обеспечения по специальности «Столяр» 1-2 разряда.
Практическая значимость проекта определяется четко выраженной практико-ориентированной направленностью на создание материально-технической базы, улучшения оснащения столярной мастерской.
Содержание данного проекта основывается на основных принципах дидактики и направлено на развитие старшеклассника как компетентной личности. Особое внимание уделяется социально-трудовой и ценностно-ориентированной компетенции. Важнейшее значение имеет овладение обучающимися учебно-познавательной компетенции.
Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах. Достижение высоких образовательных результатов каждым воспитанником возможно при решении задачи оптимального сочетания:
- требований стандарта, индивидуальных способностей и потребностей обучающихся;
- новых информационно-коммуникативных технологий и учебно-методических комплексов;
- эмоционально-психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности.
Основная часть
Вид проекта:
педагогический, среднесрочный.
Цель проекта:
создание оптимальных условий для обучения, прохождения производственной практики и защиты выпускной квалификационной работы обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по специальности «Столяр».
Объект проекта: процесс начальной профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).
Предмет проекта: адаптированные рабочие программы производственного обучения по специальности «Столяр», методические материалы, образцы изделий с конструкторско-технологической документацией, материалы по подготовке к защите выпускной квалификационной работы.
Задачи:
- выяснить и проанализировать исходный уровень требований к кадровому, методическому и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС НПО по профессии «262023.01 Мастер столярного и мебельного производства»;
- изучить методику ведения начальной профессиональной подготовки на примере аналогичных профессий реализуемых в системе НПО;
- разработать программно-методическое обеспечение, создать материально-техническую базу для внедрения профессиональной подготовки в образовательный процесс;
- подобрать комплекс контрольно-измерительных материалов для отслеживания эффективности реализации разделов программы по подготовке рабочих по специальности «Столяр»;
- разработать план поэтапного введения элементов профессиональной подготовки в процесс производственного обучения обучающихся с ОВЗ.
Гипотеза проекта: обучающиеся с ОВЗ способны успешно пройти профессиональную подготовку по специальности «Столяр» при условии создания в учебном заведении соответствующих кадровых, методических и материально-технических ресурсов.
Диапазон проекта: учебно-производственная деятельность на уроках производственного обучения, направленная на освоения обучающимися 10-11 классов теоретических и практических основ освоения профессии «Мастер столярного и мебельного производства» по специальности «Столяр» и подготовку обучающихся 11 класса к защите выпускной квалификационной работы.
Предполагаемые результаты:
- обучение обучающихся в 10-11-х классах по специальности «Столяр» даст возможность выпускникам получить более глубокие профессиональные знания и умения, а также увеличит количество выпускников, поступивших в профессиональные училища по окончанию обучения в школе;
- пересмотр содержания процесса профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ будет способствовать более успешному трудоустройству и повышению конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда;
- продление сроков пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в школе создаст предпосылки для достижения ими большей социальной зрелости к началу самостоятельной жизни.
Схема взаимодействия с социальными партнерами в рамках реализации проекта представлена на рис. 1.
Рис.1 Схема взаимодействия с социальными партнерами
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовое обеспечение:
- Закон РФ «об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 237-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
- Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре от 1 июля 2013 г. № 68оз (ред. от 11.03.2015);
- Письмо Министерства образования РФ от 19.06.2003г. №27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности X-XII классов в специальных коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой».
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для теоретических занятий с комплектом мультимидийного оборудования: персональный компьютер, проектор, экран, подключение кабинета к локальной школьной сети и обеспечение доступа в интернет, работа осуществляется на классном участке столярной мастерской.
Столярная мастерская для ручной обработки древесины оборудована индивидуальными рабочими местами (верстаками) с полным комплектом ручного столярного инструмента.
Мастерская по механической обработке древесины снабжена различными группами деревообрабатывающих станков.
Вспомогательные цеха: распиловочный, отделочный, заготовительный и склад для хранения пиломатериала организованы в подсобных помещениях и оборудованы соответствующими конструкциями и механизмами.
Информационное обеспечение:
реализация проекта предполагает использование интернет - ресурсов, психолого-педагогической, методической, специальной литературы по профессии «Столяр».
Дидактические средства:
- учебно-технологическая документация на изготовление изделий;
- тесты и тренировочные упражнения, в том числе и с ИКТ;
- разноуровневые карточки – задания.
Наглядный учебный материал:
- демонстрационные, тематические стенды, коллекция образцов пород древесины, образцы столярных соединений, журналы и книги по выпиливанию и резьбе по дереву, чертежи и шаблоны деталей изделий.
Реализация проекта
Реализация данного проекта проходила в три этапа.
На первом проектном (подготовительном) этапе была проведена следующая работа:
- подобраны нормативно-правовые документы;
- сформулированы цели и задачи проектной работы;
- разработан комплекс мероприятий, позволяющий поэтапно реализовывать углублённую профессионально-трудовую подготовку обучающихся 10-11-х классов;
- разработано положение об организации 10-11-х классов, в котором учитывались:
- трудовые профили, по которым учащиеся могут обучаться;
- наличие созданных в учреждении условий для приобретения рабочих профессий;
- наличие профессиональных кадров;
- востребованность предлагаемых профилей на рынке труда.
Второй, поисково-преобразовательный этап, был посвящен
разработке программно-методических материалов, внедрению комплексной модели углублённой профессионально-трудовой подготовки обучающихся 10-11-х классов. Учебный план освоения рабочих профессий был составлен на основе 1 варианта базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10.04.02 № 29/2065-п, «Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии», утвержденного Правительством Российской Федерации 12.03.97 № 288.
Программно-методическое обеспечение по предметам, входящим в учебный план 10-11-х классов, составлено с использованием следующих сборников:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства»;
- Перелетов А.Н. Столярное дело 10-11классы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /А.Н.Переплетов. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 368с.
Адаптированная рабочая программа по специальности «Столяр» была рассмотрена на методическом совете и утверждена директором школы. В ходе научно-методической работы проводилась корректировка и доработка существующей программы.
Учебно-дидактические комплексы по профилю столярное дело разрабатывались с учётом требований к данной профессии.
В ходе заключительного этапа были подведены итоги работы учреждения в рамках данного направления, оценка его результатов и распространение опыта работы школы.
Анализ данных жизненного определения выпускников 11-го класса на протяжении последних четырех лет свидетельствует об устойчивой положительной динамике количества обучающихся, продолжающих обучение в профессиональных училищах, и тех, кто на основе полученного образования в школе устроился на предприятия города.
План реализации проекта
| |||
Дата | Мероприятия | Цель | Результаты |
Май-июнь 2020 г. | Проведение заседания методического совета школы, протокол от 22.05. 2020 г. №5 | Разработать и утвердить список профессий начального профессионального образования, доступных для освоения обучающимися коррекционной школы | Издание приказа директора школы «Об утверждении программ профессиональной подготовки» |
Июль-август 2020 г. | Подборка нормативно-правовой и методической литературы, диагностического материала по теме проекта | Проанализировать психолого-педагогическую, методическую, специальную литературу, нормативные документы по теме проекта, провести системный анализ проектирования, моделирования процесса обучения в 10 и 11 классах | Разработка примерной программы по профессии «Мастер столярного и мебельного производства». Разработка пакета методических материалов, рекомендаций по подготовке обучающихся 10 класса к освоению профессии
|
Сентябрь 2020 г. | Заседание МО учителей трудового обучения и заседание методического совета школы | Согласование и рассмотрение адаптированных образовательных программ по профессии «Мастер столярного и мебельного производства» | Разработка и согласование адаптированных образовательных программ по профессии «Мастер столярного и мебельного производства» |
II. Основной этап
Дата | Мероприятия | Цель | Результаты |
2020-2021 учебный год | Проведение занятия с обучающимися 10 класса по разделам программы производственного обучения по специальности «Столяр» | Апробирование рабочей программы, определение необходимого методического и ресурсного обеспечения для реализации разделов программы | Освоение обучающимися разделов образовательной программы, наработка методической и практической составляющих реализации проекта |
Май 2021 г. | Выступление на заседании МО учителей трудового обучения | Обсуждение итогов первого года реализации профессиональной подготовки по специальности «Столяр» | Информированность педагогов о ходе реализации проекта |
2021-2022 учебный год | Проведение занятий с обучающимися 10- 11 классов по разделам программы производственного обучения по специальности «Столяр» | Корректировка и реализация рабочей программы в 10 классе и апробирование программы в 11 классе | Дальнейшая наработка методических материалов и учебно-технологической документации для реализации проекта |
Октябрь-декабрь 2021 г. | Работа по подготовке экзаменационных материалов | Разработать экзаменационные материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся | Билеты, ответы к билетам, правила защиты выпускной квалификационной работы |
Январь- май 2022 г. | Выполнение выпускной квалификационной работы учащимися 11 класса | Подготовить материалы для выполнения выпускной работы | Разработка и оформление конструкторско-технологической документации на выпускное изделие |
Январь- май 2022 г. | Подготовка экзаменационных изделий | Выполнить столярные изделия в соответствии со способностями обучающихся | Столярные изделия разного уровня сложности |
Январь-февраль 2022 г. | Утверждение на педсовете тем выпускной квалификационной работы и формы прохождения итоговой аттестации | Ознакомить педагогический состав школы с особенностями предстоящих экзаменационных испытаний | Решение педсовета |
Январь-май 2022 г. | Контроль за подготовкой к экзаменам | Проверить степень подготовленности квалификационных изделий, наличие конструкторско-технологической документации, количество выученных билетов | Мониторинг количества и качества выполненных работ, обязательных для прохождения экзаменационных испытаний |
Май 2022 г. | Проведение пробной защиты квалификационной работы | Ознакомление выпускников с правилами защиты квалификационной работы | Репетиция экзамена |
Июнь 2022 г. | Проведение экзамена и защиты квалификационной работы | Выявить соответствие профессиональных ЗУН требованиям квалификационной характеристики столяра | Присвоение обучающимся 1-2 квалификационного разряда по специальности «Столяр» |
Сентябрь 2022 г. | Выступление на МО учителей трудового обучения | Обсуждение итогов сдачи квалификационного экзамена по специальности «Столяр» | Информированность педагогов о ходе реализации проекта |
2021-2022 уч. год – 2022-2023 уч. год | Проведение занятий с обучающимися 10 и 11 класса по разделам программы по подготовки рабочего по специальности «Столяр» | Реализация и корректировка рабочей программы в 10 и 11 классе, создание банка готовых конструкторско-технологических комплектов на изготовление изделий | Дальнейшая наработка методических материалов и учебно-технологической документации для реализации проекта |
В течение учебного года | Применение ИКТ на уроках, создание банка творческих проектов | Формирование информационной компетентности и технологической грамотности обучающихся | Создание учебно-методического комплекса по теме проекта |
III. Заключительный этап | |||
Дата | Мероприятия | Цель | Результаты |
Сентябрь-декабрь 2023год | Презентация результатов проекта | Анализ достигнутых результатов и разработка плана дальнейшего развития проекта | Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта. Размещение информации о проекте на школьном сайте |
Результаты реализации проекта
- Сформирован рабочий комплект нормативно-правовых и учебно-методических материалов по организации углублённой профессионально-трудовой подготовки учащихся 10-11-х классов с нарушением интеллекта.
- Успешное прохождение экзаменационных испытаний и защиты выпускной квалификационной работы на уровне I-II разряда по специальности «Столяр» обучающимися с разными возможностями обучения.
- Разработана и успешно реализуется разноуровневая адаптированная рабочая программа с полным методическим обеспечением для обучающихся 10-11 классов по специальности «Столяр».
- Разработан пакет экзаменационных материалов с учетом индивидуальных возможностей учащихся для проведения квалификационного экзамена и защиты выпускной работы.
- Разработана конструкторско-технологическая документация по основным разделам программы.
- Разработаны памятки, рекомендации для родителей по подготовке выпускников к сдаче выпускного экзамена, написанию, оформлению и защиты квалификационной работы.
- Созданы оптимальные условия сотрудничества с учителями, специалистами школы, социальными партнерами.
Таким образом, открытие классов с углубленной трудовой подготовкой способствует более успешной социально-трудовой адаптации выпускников школы, которые не только овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и способны:
- предложить свои услуги на рынке труда;
- работать самостоятельно без помощи руководства;
- адекватно осознавать собственные возможности и способности;
- брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
- осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде;
- адекватно осознавать собственные возможности и способности.
Список литературы
- Перелетов А.Н. Столярное дело 10-11классы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./А.Н.Переплетов.–М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 368с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства».
- Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках. / М.С. Глинин. М. Просвещение, 2001г. – 280с. ил.
- Карабанов И.А. справочник по трудовому обучению. / И.А.Карабанов. М. Просвещение, 1991 г. – 160с.
- Рыжко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы. / В.И. Рыжко, В.И.Юров. М. КЛАССИК» , 2003г. – 180с.
- Якубин Н.Ф. учебные задания по труду. / Н.Ф. Якубин. М. Просвещение, 1996 г. – 120с.
- Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной
школы в трудовом обучении. [Текст] / С.Л.Мирский // Науч.- исслед.
ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. 160
с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. "Разработка и реализация допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся основной и старшей школы совместно с предприятиями и организациями".
Последние два года были достаточно сложными для нашей страны. Антироссийские санкции и ответные защитные меры с российской стороны как никогда остро поставили проблему высокой зависимости российской э...

Отчет о результатах реализации плана производственной практики обучающихся, осваивающих профиль профессиональной подготовки «Уборщики служебных помещений»
Отчет о результатах реализации плана производственной практики обучающихся, осваивающих профиль профессиональной подготовки«Уборщики служебных помещений»...

Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"
Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в ...

Проблемные аспекты в рамках подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
Вопросы государственной итоговой аттестации...

Включение в образовательный процесс обучающихся, для которых русский язык не является родным. Аспекты реализации требований профессионального стандарта «Педагог».
общие психолого-педагогические особенности, характеризующие детей с неродным русским языком....
Реализация комплексного сопровождения профессиональной подготовки обучающихся колледжа в соответствии с актуальными ФГОС СПО, требованиями стандартов WORLDSKILLS RUSSIA, работодателей: опыт, проблемы, перспективы
Материалы Всероссийской научно-практической конференции16 февраля 2021 годаПосвящается Году науки и технологийв Российской Федерации,10-летию образования ГБПОУ ИО ИРКПО...
Психолого-педагогический аспект игровых форм обучения в профессиональной подготовке молодых людей с ментальными нарушениями по специальности "Рабочий зелёного хозяйства"
Профессия "Рабочий зелёного хозяйства" предполагает не только освоение трудовых навыков (посадка растений, уход за зелёными насаждениями, работа с инструментами. Игровые формы обучения ...





