Проект "Методические аспекты реализации профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ по специальности «Столяр»"
проект (10, 11 класс)

   В проекте рассматриваются вопросы создания оптимальных условий для обучения, прохождения производственной практики и защиты выпускной квалификационной работы обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) по специальности «Столяр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_stolyar.docx237.93 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

«Методические аспекты реализации профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ по специальности «Столяр»

г. Радужный

2023г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.Сведение об авторе…………………………………………………………… 4

2.Информационная карта проекта……………………………………………....5

3.Введение………………………………………………………………………..6

3.Основная часть………………………………………………………………... 8

4.Литература……………………………………………………………………..16

Сведения об авторе разработки проекта

Фамилия, имя, отчество:

Глушак Андрей Викторович

Образование (с указанием полного названия учебного заведения):

высшее, Новосибирский государственный педагогический институт; Челябинский государственный педагогический университет

Специальность и квалификация (по диплому):

учитель труда и общетехнических дисциплин;

профессиональная переподготовка по программе: «Олигофренопедагогика»

Профессиональные награды:

«Почетный работник образования и воспитания», «Почетная грамота МО Российской Федерации», «Почетная грамота Департамента образования и молодежной политики Ханты - Мансийского автономного округа – Югры».

Квалификационная категория:

высшая, по должности «Учитель»

Место работы и занимаемая должность:

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», учитель.

Адрес для переписки:

 628461 ХМАО-ЮГРА Тюменской области г. Радужный 1 мкр.,  дом 29    

Электронный адрес и контактные телефоны:

mailto:Radscool@rambler.ru

8 (34668) 3-97-40, 3-13-51, 3-97-24, 2-34-45

Информационная карта проекта

Название проекта: 

«Методические аспекты реализации профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ по специальности «Столяр».

Разработчик: 

заместитель директора по УВР, руководитель МО учителей трудового обучения, учитель производственного обучения.

Ведущая идея: 

построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей возможности получения обучающимися с ОВЗ определенных рабочих специальностей.

Цель: 

создание оптимальных условий для обучения, прохождения производственной практики и защиты выпускной квалификационной работы обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) по специальности «Столяр».

Этапы реализация проекта:

  • проектный – 2020-2021 учебный год;
  • поисково-преобразовательный – 2021-2022 учебный год;
  • рефлексивно - обобщающий – 2022-2023 учебный год.

Круг основных активных участников проекта: 

обучающиеся с ОВЗ, их родители (законные представители), учителя профессионально-трудового и производственного обучения, администрация школы.

Обеспечение проекта:

  • кадровые ресурсы;
  • программно-методическое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение.

Срок реализации: 2020-2023 годы

Введение

                                 «Самым близким к естественному состоянию

 из всех тех занятий, которые способны

обеспечить существование человека,

является труд его рук.

Из всех общественных положений

самое независимое от судьбы и от людей

  -   положение ремесленника».

Жан-Жак Руссо

Повышение темпа и качества производительного труда, сокращение несложных видов работ в условиях современного производства создают определенные трудности в социальной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Особой остро встает вопрос подготовки к жизни и труду учащихся с нарушением интеллекта. Тенденция к осложнению дефекта со стороны психического и соматического здоровья у таких детей требует нового подхода к организации процесса профессионально-трудовой подготовки.  

Основная задача школы заключается в создании специальных условий для получения обучающимися с ОВЗ профессиональных ЗУН на уровне 1-2 разряда рабочих профессий. Перечень таких профессий достаточно ограничен, он определяется профилями профессионально-трудовой подготовки. Воспитанники школы, имеющие легкую степень умственной отсталости, осваивают столярное и швейное дело, а обучающиеся со средней и тяжелой степенью занимаются по профилю ремесло.

Обучение в школе заканчивается в 9 классе итоговой аттестацией по профессионально-трудовому обучению. Получение дальнейшего образования по профессии затруднено в виду отсутствия образовательных учреждений в городе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).  Продолжение обучения в других городах осложняется в силу несамостоятельности выпускников и наличия заболеваний разной степени сложности.

Поэтому ряд коррекционных образовательных учреждений VIII вида, в том числе и «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», осуществили в 2009 году переход на 11(12) -летний срок обучения. В связи с открытием в школе дополнительных классов, возникла необходимость разработки нового компонента современной образовательной среды, обеспечивающего доступность качественного производственного обучения и успешную социализацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, все вышеизложенное, а также отсутствие в специальном образовании системы практических рекомендаций по нормативному, научному и учебно-методическому сопровождению обучения в 10-11-х классах школьников с ОВЗ, указывает на актуальность и необходимость разработки данного проекта.

Новизна проекта заключается в создании оптимальных условий для успешного освоения учащимися с ОВЗ профессиональных ЗУН по выбранной профессии в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями.

Теоретическая значимость проекта заключается в разработке методического обеспечения по специальности «Столяр» 1-2 разряда.

Практическая значимость проекта определяется четко выраженной практико-ориентированной направленностью на создание материально-технической базы, улучшения оснащения столярной мастерской.

Содержание данного проекта основывается на основных принципах дидактики и направлено на развитие старшеклассника как компетентной личности. Особое внимание уделяется социально-трудовой и ценностно-ориентированной компетенции. Важнейшее значение имеет овладение обучающимися учебно-познавательной компетенции.

Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах. Достижение высоких образовательных результатов каждым воспитанником возможно при решении задачи оптимального сочетания:

  • требований стандарта, индивидуальных способностей и потребностей обучающихся;
  • новых информационно-коммуникативных технологий и учебно-методических комплексов;
  • эмоционально-психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности.

Основная часть

Вид проекта:

педагогический, среднесрочный.

Цель проекта:

создание оптимальных условий для обучения, прохождения производственной практики и защиты выпускной квалификационной работы обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по специальности «Столяр».

Объект проекта: процесс начальной профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Предмет проекта: адаптированные рабочие программы производственного обучения по специальности «Столяр», методические материалы, образцы изделий с конструкторско-технологической документацией, материалы по подготовке к защите выпускной квалификационной работы.

Задачи:

  • выяснить и проанализировать исходный уровень требований к кадровому, методическому и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС НПО по профессии «262023.01 Мастер столярного и мебельного производства»; 
  • изучить методику ведения начальной профессиональной подготовки на примере аналогичных профессий реализуемых в системе НПО;
  • разработать программно-методическое обеспечение, создать материально-техническую базу для внедрения профессиональной подготовки в образовательный процесс;
  • подобрать комплекс контрольно-измерительных материалов для отслеживания эффективности реализации разделов программы по подготовке рабочих по специальности «Столяр»;
  • разработать план поэтапного введения элементов профессиональной подготовки в процесс производственного обучения обучающихся с ОВЗ.

Гипотеза проекта: обучающиеся с ОВЗ способны успешно пройти профессиональную подготовку по специальности «Столяр» при условии создания в учебном заведении соответствующих кадровых, методических и материально-технических ресурсов. 

Диапазон проекта: учебно-производственная деятельность на уроках производственного обучения, направленная на освоения обучающимися 10-11 классов теоретических и практических основ освоения профессии «Мастер столярного и мебельного производства» по специальности «Столяр» и подготовку обучающихся 11 класса к защите выпускной квалификационной работы.

Предполагаемые результаты:

  • обучение обучающихся в 10-11-х классах по специальности «Столяр» даст возможность выпускникам получить более глубокие профессиональные знания и умения, а также увеличит количество выпускников, поступивших в профессиональные училища по окончанию обучения в школе;
  • пересмотр содержания процесса профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ будет способствовать более успешному трудоустройству и повышению конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда;
  • продление сроков пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в школе создаст предпосылки для достижения ими большей социальной зрелости к началу самостоятельной жизни.

Схема взаимодействия с социальными партнерами в рамках реализации проекта представлена на рис. 1.

Рис.1 Схема взаимодействия с социальными партнерами

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Закон РФ «об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 237-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
  • Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре от 1 июля 2013 г. № 68оз (ред. от 11.03.2015);
  • Письмо Министерства образования РФ от 19.06.2003г. №27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности X-XII классов в   специальных коррекционных) образовательных учреждениях VIII   вида   с   углубленной   трудовой подготовкой».

Материально-техническое обеспечение

Кабинет для теоретических занятий с комплектом мультимидийного оборудования: персональный компьютер, проектор, экран, подключение кабинета к локальной школьной сети и обеспечение доступа в интернет, работа осуществляется на классном участке столярной мастерской.

 Столярная мастерская для ручной обработки древесины оборудована индивидуальными рабочими местами (верстаками) с полным комплектом ручного столярного инструмента.

Мастерская по механической обработке древесины снабжена различными группами деревообрабатывающих станков.

Вспомогательные цеха: распиловочный, отделочный, заготовительный и склад для хранения пиломатериала организованы в подсобных помещениях и оборудованы соответствующими конструкциями и механизмами.

Информационное обеспечение:

реализация проекта предполагает использование интернет - ресурсов, психолого-педагогической, методической, специальной литературы по профессии «Столяр».

Дидактические средства:

  • учебно-технологическая документация на изготовление изделий;
  • тесты и тренировочные упражнения, в том числе и с ИКТ;
  • разноуровневые карточки – задания.

Наглядный учебный материал:

  • демонстрационные, тематические стенды, коллекция образцов пород древесины, образцы столярных соединений, журналы и книги по выпиливанию и резьбе по дереву, чертежи и шаблоны деталей изделий.

Реализация проекта

Реализация данного проекта проходила в три этапа.

На первом проектном (подготовительном) этапе была проведена следующая работа:

  1. подобраны нормативно-правовые документы;
  2. сформулированы цели и задачи проектной работы;
  3. разработан комплекс мероприятий, позволяющий поэтапно реализовывать углублённую профессионально-трудовую подготовку обучающихся 10-11-х классов;
  4. разработано положение об организации 10-11-х классов, в котором учитывались:
  • трудовые профили, по которым учащиеся могут обучаться;
  • наличие созданных в учреждении условий для приобретения рабочих профессий;
  • наличие профессиональных кадров;
  • востребованность предлагаемых профилей на рынке труда.

Второй, поисково-преобразовательный этап, был посвящен

разработке программно-методических материалов, внедрению комплексной модели углублённой профессионально-трудовой подготовки обучающихся 10-11-х классов. Учебный план освоения рабочих профессий был составлен на основе 1 варианта базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10.04.02 № 29/2065-п, «Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии», утвержденного Правительством Российской Федерации 12.03.97 № 288.

Программно-методическое обеспечение по предметам, входящим в учебный план 10-11-х классов, составлено с использованием следующих сборников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства»;
  2. Перелетов А.Н. Столярное дело 10-11классы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /А.Н.Переплетов. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 368с.

Адаптированная рабочая программа по специальности «Столяр» была рассмотрена на методическом совете и утверждена директором школы. В ходе научно-методической работы проводилась корректировка и доработка существующей программы.

Учебно-дидактические комплексы по профилю столярное дело разрабатывались с учётом требований к данной профессии.

В ходе заключительного этапа были подведены итоги работы учреждения в рамках данного направления, оценка его результатов и распространение опыта работы школы.

Анализ данных жизненного определения выпускников 11-го класса на протяжении последних четырех лет свидетельствует об устойчивой положительной динамике количества обучающихся, продолжающих обучение в профессиональных училищах, и тех, кто на основе полученного образования в школе устроился на предприятия города.

План реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Дата

Мероприятия

Цель

Результаты

Май-июнь

2020 г.

Проведение заседания методического совета школы, протокол от 22.05. 2020 г. №5

  Разработать и утвердить список профессий начального профессионального образования, доступных для освоения обучающимися коррекционной школы

  Издание приказа директора школы «Об утверждении программ профессиональной подготовки»

Июль-август

2020 г.

  Подборка нормативно-правовой и     методической литературы, диагностического материала по теме проекта

  Проанализировать психолого-педагогическую, методическую, специальную литературу,  нормативные  документы по  теме  проекта,  провести системный     анализ   проектирования,  моделирования     процесса  обучения в 10 и 11  классах

  Разработка примерной программы по профессии «Мастер столярного и мебельного производства». Разработка пакета методических материалов, рекомендаций по подготовке обучающихся 10 класса к освоению профессии                      

     

Сентябрь

2020 г.

 Заседание МО учителей трудового обучения и заседание методического совета школы

  Согласование и рассмотрение адаптированных образовательных программ по профессии «Мастер столярного и мебельного производства»

  Разработка и согласование адаптированных образовательных программ по профессии «Мастер столярного и мебельного производства»

II. Основной этап

Дата

Мероприятия

Цель

Результаты

2020-2021 учебный год

  Проведение занятия с обучающимися 10 класса по разделам программы производственного обучения по специальности «Столяр»

  Апробирование рабочей программы, определение необходимого методического и ресурсного обеспечения для реализации разделов программы

  Освоение обучающимися разделов образовательной программы, наработка методической и практической составляющих реализации проекта

Май

2021 г.

 Выступление на заседании МО учителей трудового обучения

  Обсуждение итогов первого года реализации профессиональной подготовки по специальности «Столяр»

 Информированность педагогов о ходе реализации проекта

2021-2022 учебный год

  Проведение занятий с обучающимися 10- 11 классов по разделам программы производственного обучения по специальности «Столяр»

  Корректировка и реализация рабочей программы в 10 классе и апробирование программы в 11 классе

  Дальнейшая наработка методических материалов и учебно-технологической документации для реализации проекта

Октябрь-декабрь

2021 г.

  Работа по подготовке экзаменационных материалов

  Разработать экзаменационные материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся

 Билеты, ответы к билетам, правила защиты выпускной квалификационной работы

Январь- май

2022 г.

 Выполнение выпускной квалификационной работы учащимися 11 класса

  Подготовить материалы для выполнения выпускной работы

  Разработка и оформление конструкторско-технологической документации на выпускное изделие

Январь- май

2022 г.

  Подготовка экзаменационных изделий

  Выполнить столярные изделия в соответствии со способностями обучающихся

   Столярные изделия разного уровня сложности

 Январь-февраль

2022 г.

  Утверждение на педсовете тем выпускной квалификационной работы и формы прохождения итоговой аттестации

  Ознакомить педагогический состав школы с особенностями предстоящих экзаменационных испытаний

   Решение педсовета

Январь-май

2022 г.

  Контроль за подготовкой к экзаменам

  Проверить степень подготовленности квалификационных изделий, наличие конструкторско-технологической документации, количество выученных билетов

  Мониторинг количества и качества выполненных работ, обязательных для прохождения экзаменационных испытаний

Май

2022 г.

  Проведение пробной защиты квалификационной работы

  Ознакомление выпускников с правилами защиты

квалификационной работы

  Репетиция экзамена

Июнь

2022 г.

  Проведение экзамена и защиты квалификационной работы

  Выявить соответствие

профессиональных ЗУН требованиям квалификационной характеристики столяра

  Присвоение обучающимся 1-2 квалификационного разряда по специальности «Столяр»

Сентябрь

2022 г.

 Выступление на МО учителей трудового обучения

  Обсуждение итогов сдачи квалификационного экзамена по специальности «Столяр»

  Информированность педагогов о ходе реализации проекта

2021-2022 уч. год – 2022-2023 уч. год

  Проведение занятий с обучающимися 10 и 11 класса по разделам программы по подготовки рабочего по специальности «Столяр»

  Реализация и корректировка рабочей программы в 10 и 11 классе, создание банка готовых конструкторско-технологических комплектов на изготовление изделий

  Дальнейшая наработка методических материалов и учебно-технологической документации для реализации проекта

В течение учебного года

  Применение ИКТ на уроках, создание банка творческих проектов

   Формирование информационной компетентности и технологической грамотности обучающихся

 Создание учебно-методического комплекса по теме проекта

III. Заключительный этап

Дата

Мероприятия

Цель

Результаты

Сентябрь-декабрь

2023год

  Презентация результатов проекта

   Анализ достигнутых результатов и разработка плана дальнейшего развития проекта

   Создание учебно-методических материалов с целью распространения опыта реализации инновационного проекта. Размещение                          информации о проекте на школьном сайте

Результаты реализации проекта

  1. Сформирован рабочий комплект нормативно-правовых и учебно-методических материалов по организации углублённой профессионально-трудовой подготовки учащихся 10-11-х классов с нарушением интеллекта.
  2. Успешное прохождение экзаменационных испытаний и защиты выпускной квалификационной работы на уровне I-II разряда по специальности «Столяр» обучающимися с разными возможностями обучения.
  3. Разработана и успешно реализуется разноуровневая адаптированная рабочая программа с полным методическим обеспечением для обучающихся 10-11 классов по специальности «Столяр».
  4. Разработан пакет экзаменационных материалов с учетом индивидуальных возможностей учащихся для проведения квалификационного экзамена и защиты выпускной работы.
  5. Разработана конструкторско-технологическая документация по основным разделам программы.
  6. Разработаны памятки, рекомендации для родителей по подготовке выпускников к сдаче выпускного экзамена, написанию, оформлению и защиты квалификационной работы.
  7. Созданы оптимальные условия сотрудничества с учителями, специалистами школы, социальными партнерами.

Таким образом, открытие классов с углубленной трудовой подготовкой способствует более успешной социально-трудовой адаптации выпускников школы, которые не только овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и способны:

  • предложить свои услуги на рынке труда;
  • работать самостоятельно без помощи руководства;
  • адекватно осознавать собственные возможности и способности;
  • брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
  • осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде;
  • адекватно осознавать собственные возможности и способности.

Список литературы

  1. Перелетов А.Н. Столярное дело 10-11классы. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./А.Н.Переплетов.–М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. – 368с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 262023.01 «Мастер столярного и мебельного производства».
  3. Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станках. / М.С. Глинин. М. Просвещение, 2001г. – 280с. ил.
  4.  Карабанов И.А. справочник по трудовому обучению. / И.А.Карабанов.  М. Просвещение, 1991 г.  – 160с.
  5. Рыжко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы. / В.И. Рыжко,  В.И.Юров. М. КЛАССИК» ,  2003г. – 180с.
  6.  Якубин Н.Ф. учебные задания по труду. / Н.Ф. Якубин. М. Просвещение, 1996 г. – 120с.
  7. Мирский С.Л.  Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной  

    школы в трудовом обучении. [Текст] / С.Л.Мирский // Науч.- исслед.  

         ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. 160

         с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. "Разработка и реализация допрофессиональной и профессиональной подготовки обучающихся основной и старшей школы совместно с предприятиями и организациями".

Последние два года были достаточно сложными для нашей страны. Антироссийские санкции и ответные защитные меры с российской стороны как никогда остро поставили проблему высокой зависимости российской э...

Отчет о результатах реализации плана производственной практики обучающихся, осваивающих профиль профессиональной подготовки «Уборщики служебных помещений»

Отчет о результатах реализации плана производственной практики обучающихся, осваивающих профиль профессиональной подготовки«Уборщики служебных помещений»...

Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в ...

Реализация комплексного сопровождения профессиональной подготовки обучающихся колледжа в соответствии с актуальными ФГОС СПО, требованиями стандартов WORLDSKILLS RUSSIA, работодателей: опыт, проблемы, перспективы

Материалы Всероссийской научно-практической конференции16 февраля 2021 годаПосвящается Году науки и технологийв Российской Федерации,10-летию образования ГБПОУ ИО ИРКПО...

Психолого-педагогический аспект игровых форм обучения в профессиональной подготовке молодых людей с ментальными нарушениями по специальности "Рабочий зелёного хозяйства"

Профессия "Рабочий зелёного хозяйства" предполагает не только освоение трудовых навыков (посадка растений, уход за зелёными насаждениями, работа с инструментами. Игровые формы обучения ...