Проблемные аспекты в рамках подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа)

Сталина Наталья Сергеевна

Вопросы государственной итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_aspekty_stalina_ns.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемные аспекты в рамках подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию.

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

Учитель истории и обществознания

Сталина Наталья Сергеевна

Одним из актуальных вопросов в обучении школьников является подготовка и сдача экзаменов по завершению 9-го и 11-го классов. Безусловно, на процесс подготовки и сдачи экзаменов оказывают существенное влияние множество факторов. Задачей учителя и обучающихся является выделение существенных факторов, концентрация внимания на них в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. Учитель должен научить применять знания, умения и навыки учащихся на практике, то есть в рамках сдачи ЕГЭ и ОГЭ.  В рамках ЕГЭ мы условно можем выделить 2 части, из которой 1 часть ЕГЭ – это знания, а 2 часть ЕГЭ – это умения и навыки. Разработчики КИМов советуют осуществить переход на новые учебники достаточно быстро, так как там авторы те же, что и у разработчиков КИМов. Данный процесс затягивать не стоит.

В рамках сдачи экзаменов выделяется ряд проблемных областей. Проблемные области в ЕГЭ:

  1. Субъективные факторы (болезнь, не явился по уважительной причине и т.д.)
  2. Первый источник ЕГЭ. С введением ФГОС в заданиях  появилась Всеобщая история, учащиеся в которой имеют слабые знания.
  3. Второй источник ЕГЭ. Историко – культурный стандарт, в результате которого даты, персоналии попадают в кодификатор ЕГЭ.
  4. Современная история (1ый президент РФ – называют не Ельцина, а Путина, вопросы в ЕГЭ единичные. Избегать в историческом сочинение Вова Путин, Дима Медведев)
  5. Карта (3 задания). Черно-белый вид. Плохо пропечатанные КИМы.

До начала экзамена дается 10 минут времени, чтобы дети просмотрели свои КИМы, и в случаи обнаружения деффекта необходимо заменить КИМ. Но не позднее 10 минут, во время экзамена запрещается менять! Работать с легендой карты.

  1. Марки. Нюанс в самом задании – В честь какого или после какого события?
  2. Культура

Можно различать по векам каменно-храмовая культура:

- однокупольные - начинается с Византийского храма Святой Софии - – это 11-13 века- начало 14 века.

- многокупольные – с Ивана 3 с конца 15 века.

- барокко, классицизм – с 17 века.

  1. Плакаты, карикатуры. Частое использование в ЕГЭ тем революции , много западных карикатур, немецких карикатур на советскую армию. Карикатура Война с Испанией (трехглавый дракон с лицами деятелей. 1 узнали по усам, второй то что Испания, а Муссолини никак не могли узнать.)
  2. Хронологическая последовательность (задания 1-11). Задания 1 и 2 ФИПИ упростили и в 2017 году результат вырос.

Это основные проблемные области при выполнении экзамена первой части. Вторую часть ЕГЭ рассмотрим по заданиям и выделим основные проблемные зоны в каждом из них.

Часть вторая.

Задание 20. Четкий ответ на вопросы.

Задание 21. Задача на внимательность, нужно внимательно смотреть на задание, но не переписывать полностью. Нужно переформулировать. Ответить нужно на все три вопроса, за которые даются три балла. Не ответив на 1 вопрос минус 1 балл.

Задание 22. Меры – это не события, а действия. Внешнеполитические, внутриполитические действия. Пример: не Карибский кризис 1962 года, а принятие решения о размещение на Кубе ядерных ракет средней дальности в 1962г.

Задание 23. Задание на сравнение. В одном предложении необходимо дать сравнение, а не в разных. Нужно правильно записать свой ответ. Например, большевики выступали за социалистическую революцию, а меньшевики считали что Россия не готова к ней.

Задание 24 Не путать факты и аргументы. Аргуме́нт — логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения — тезиса.  Аргумент – это факт, который нужно пояснить. Пример: Присоединение территории дало то и то. Подписав договор или перемирие Россия приобрела такие территории и изменила положение в мире. За факты – 0 баллов, нужен хотя бы один аргумент. В данном задании основными темами являются Хрущев, Брежнев, коллективизация, индустриализация.

Задание 25 Историческое сочинение проверяется по 7 критериям:

  1. Назвать два значимых события, относящихся к этому событию.

Необходимо выбирать процесс - эпоху, длительный период.

20 век не советуют, там очень много событий, в которых могут запутаться учащиеся. И в Киевской Руси слишком мало.

  1. Назвать две исторические личности. Дать им характеристику, указать роль личности, указать конкретные действия этой личности, повлиявшие на ход и результат указанных событий.
  2. Причинно-следственная связь. То есть какие причины привели к данному событию, их результат.
  3. Оценка, аргументация и характеристика данных событий. Желательно привести мнения историков!

 « Этот период был неоднозначный. С одной стороны есть положительные моменты, с другой отрицательные. Мы видим, что историки спорят и нет однозначной точки зрения».

  1. Термины – исторические, достаточно одного грамотно написанного термина.
  2. – 7. Последовательность изложения. Связанный текст. Нет фактических ошибок.

6,7 критерий является бонусным,  максимальное количество баллов составляет 11.

     Для успешной сдачи экзамена можно выделить систему действий учителя истории при подготовке выпускников:

  1. Максимально использовать урок при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

2.     Уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся с учебником.

3.   У каждого сдающего экзамен ребенка должен быть кодификатор, где он будет отмечать темы, которые он выучил и какие ему необходимо еще познать

4.   Учащиеся должны иметь дидактические материалы  для систематизации учебной  информации и эффективного усвоения объектов проверки по предмету (тестов, планов, таблиц и др.).

5.   Систематически работать с  текстами, содержащими научную информацию, постоянно обращаться  к материалам СМИ, их анализу и интерпретации.

6.  Обучать учащихся  правилам оформления выполненного задания, технологиям выбора верного ответа.

7. Больше внимания уделить формированию умения привлекать   контекстные знания курса истории для конкретизации положений текста.

8. Использовать  алгоритмы, памятки, клише для выполнения тех или иных типов заданий.

9. Проводить обязательно текущий поурочный и итоговый контроль по отдельным компонентам содержания кодификатора.

10. Коллективный разбор сложных тестовых заданий, организация анализа ошибок.

11. В тестах для учащихся использовать материалы тех авторов, которые участвуют в составлении КИМов.

Таким образом, выделив основные проблемные аспекты в написание ЕГЭ и уделив больше внимания на организацию учебного процесса, мы сможем повысить средний балл и успешно сдать ЕГЭ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ по истории и обществознанию

Методические рекомендации для  обучающихся  по выполнению практических работ по истории и обществознанию,Работа с источниками, учебной литературой...

Адреса Интернет - ресурсов для подготовки к урокам, ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию.

Данный материал содержит адреса Интернет - ресурсов для подготовки к урокам, ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, что позволит более эффективнее усвоить материал....

Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".

Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стил...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года

Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...

Особенности подготовки обучающихся к выполнению заданий 21 – 22 ОГЭ по обществознанию

О подготовке обучающихся к выполнению заданий по тексту КИМов ОГЭ по обществознанию....