Психолого-педагогический аспект игровых форм обучения в профессиональной подготовке молодых людей с ментальными нарушениями по специальности "Рабочий зелёного хозяйства"
статья

Профессия "Рабочий зелёного хозяйства" предполагает не только освоение трудовых навыков (посадка растений, уход за зелёными насаждениями, работа с инструментами. Игровые формы обучения являются эффективным инструментом психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки молодых людей с ментальными нарушениями. ), но и развитие социально-коммуникативных компетенций. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический аспект игровых форм обучения в профессиональной подготовке молодых людей с ментальными нарушениями по специальности "Рабочий зелёного хозяйства"

В современных условиях образования особую значимость приобретает поиск эффективных методов профессиональной адаптации лиц с ментальными нарушениями. Профессия "Рабочий зелёного хозяйства" предполагает не только освоение трудовых навыков (посадка растений, уход за зелёными насаждениями, работа с инструментами), но и развитие социально-коммуникативных компетенций. Однако традиционные методы обучения часто оказываются недостаточно эффективными из-за когнитивных и эмоциональных особенностей данной категории обучающихся.  

Профессия "Рабочий зелёного хозяйства" требует не только практических умений, но и эмоциональной вовлечённости, что эффективно достигается через игровые формы:

  • дидактические игры (моделирование трудовых ситуаций, викторины по видам растений) помогают закрепить знания;
  • ролевые игры (имитация работы в команде, взаимодействие с клиентами) развивают коммуникативные навыки;
  • сенсорные и подвижные игры (посадка растений в игровой форме, эстафеты) улучшают моторику и снижают тревожность;

Такие игровые методы обучения способствуют:

  • повышению интереса к профессии, снижение стресса в обучении;
  • формированию устойчивых трудовых навыков через эмоционально положительный опыт.

Игровые технологии, обладая высокой мотивационной и коррекционно-развивающей ценностью, способствуют:  

  • снижению тревожности в процессе обучения,  
  • формированию устойчивого интереса к профессии,  
  • развитию когнитивных функций (память, внимание, мышление),  
  • совершенствованию моторных и социальных навыков.  

Использование игровой формы в обучении воспитанников с ментальными нарушениями позволяет:

  • проанализировать психолого-педагогические особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
  • определить критерии отбора и адаптации игровых методов для профессионального обучения;
  • разработать и апробировать систему игровых занятий, направленных на формирование трудовых и социальных навыков;
  • оценить динамику развития профессиональных компетенций и личностных качеств обучающихся.  

В  своей работе по использованию игровой формы мы опираемся на исследования:

  • теории игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), подчеркивающей роль игры в развитии личности;
  • принципах коррекционной педагогики (О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева), ориентированных на адаптацию образовательных методик для лиц с ОВЗ;
  • концепции профессиональной инклюзии, предполагающей создание специальных условий для трудовой социализации.  

В программу обучения «Рабочий зелёного хозяйства» включены следующие виды игр:  

1. Дидактические игры

   - "Угадай растение" (развитие зрительной памяти, закрепление названий растений).  

   - "Собери инструмент" (тренировка мелкой моторики, изучение профессионального инвентаря).  

2. Сюжетно-ролевые игры

   - "Садовник и заказчик" (развитие коммуникативных навыков).  

   - "Бригада озеленителей" (формирование взаимовыручки и ответственности).  

3. Подвижные и сенсорные игры

   - Эстафета "Посадка цветов" (координация движений, закрепление последовательности трудовых операций).  

   - Тактильные игры "Узнай растение на ощупь" (развитие сенсорного восприятия).  

В результате внедрение игровых методов позволяет:  

  • повысить уровень вовлеченности обучающихся в профессиональную деятельность,  
  • улучшить усвоение практических навыков,  
  • снизить уровень стресса и агрессии в учебном процессе,  
  • развить социальную адаптивность и самостоятельность.  

Разработанные методики могут быть использованы:  

  • в профессиональных образовательных учреждениях для лиц с ОВЗ,  
  • в центрах социальной реабилитации,  
  • в программах сопровождаемого трудоустройства.  

Вывод:

Игровые формы обучения являются эффективным инструментом психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки молодых людей с ментальными нарушениями. Их применение способствует не только освоению профессии "Рабочий зелёного хозяйства", но и комплексному развитию личности, обеспечивая плавную интеграцию в трудовую и социальную среду.  

Используемая литература:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игровая деятельность в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Союз, 2006.
  2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Аркти, 2000.
  3. Шипицына Л.М. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы. – СПб.: Речь, 2011.
  4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008.
  5. Профориентация и трудовое обучение лиц с ОВЗ:
  6. Дульнев Г.М. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1985.
  7. Карвялис В.Ю. Социально-трудовая адаптация лиц с интеллектуальной недостаточностью. – Вильнюс, 1993.
  8. Матвеев В.Ф. Профессиональная подготовка лиц с ментальными нарушениями: методика и практика. – М.: Академия, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".

Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе

1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к де...

сообщение о проблемах подготовки молодых людей интерната к самостоятельной жизни

Проблемы подготовки молодых людей к самостоятельной жизни. Из опыта работы в интернате,+0...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммиро...

Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.

В статье  представлен теоретический и практический  материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....

Дифференциация показателей концентрации внимания в игровой деятельности, на уроках физической культуры, для лиц с ментальными нарушениями.

В статье рассмотрено значение концентрации внимания в игровой деятельности на уроках физической культуры, а так же способы развития концентрации внимания и методики диагностики концентрации внимания....