Психолого-педагогический аспект игровых форм обучения в профессиональной подготовке молодых людей с ментальными нарушениями по специальности "Рабочий зелёного хозяйства"
статья
Профессия "Рабочий зелёного хозяйства" предполагает не только освоение трудовых навыков (посадка растений, уход за зелёными насаждениями, работа с инструментами. Игровые формы обучения являются эффективным инструментом психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки молодых людей с ментальными нарушениями. ), но и развитие социально-коммуникативных компетенций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический аспект игровых форм обучения в профессиональной подготовке молодых людей с ментальными нарушениями по специальности "Рабочий зелёного хозяйства"
В современных условиях образования особую значимость приобретает поиск эффективных методов профессиональной адаптации лиц с ментальными нарушениями. Профессия "Рабочий зелёного хозяйства" предполагает не только освоение трудовых навыков (посадка растений, уход за зелёными насаждениями, работа с инструментами), но и развитие социально-коммуникативных компетенций. Однако традиционные методы обучения часто оказываются недостаточно эффективными из-за когнитивных и эмоциональных особенностей данной категории обучающихся.
Профессия "Рабочий зелёного хозяйства" требует не только практических умений, но и эмоциональной вовлечённости, что эффективно достигается через игровые формы:
- дидактические игры (моделирование трудовых ситуаций, викторины по видам растений) помогают закрепить знания;
- ролевые игры (имитация работы в команде, взаимодействие с клиентами) развивают коммуникативные навыки;
- сенсорные и подвижные игры (посадка растений в игровой форме, эстафеты) улучшают моторику и снижают тревожность;
Такие игровые методы обучения способствуют:
- повышению интереса к профессии, снижение стресса в обучении;
- формированию устойчивых трудовых навыков через эмоционально положительный опыт.
Игровые технологии, обладая высокой мотивационной и коррекционно-развивающей ценностью, способствуют:
- снижению тревожности в процессе обучения,
- формированию устойчивого интереса к профессии,
- развитию когнитивных функций (память, внимание, мышление),
- совершенствованию моторных и социальных навыков.
Использование игровой формы в обучении воспитанников с ментальными нарушениями позволяет:
- проанализировать психолого-педагогические особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- определить критерии отбора и адаптации игровых методов для профессионального обучения;
- разработать и апробировать систему игровых занятий, направленных на формирование трудовых и социальных навыков;
- оценить динамику развития профессиональных компетенций и личностных качеств обучающихся.
В своей работе по использованию игровой формы мы опираемся на исследования:
- теории игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), подчеркивающей роль игры в развитии личности;
- принципах коррекционной педагогики (О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева), ориентированных на адаптацию образовательных методик для лиц с ОВЗ;
- концепции профессиональной инклюзии, предполагающей создание специальных условий для трудовой социализации.
В программу обучения «Рабочий зелёного хозяйства» включены следующие виды игр:
1. Дидактические игры
- "Угадай растение" (развитие зрительной памяти, закрепление названий растений).
- "Собери инструмент" (тренировка мелкой моторики, изучение профессионального инвентаря).
2. Сюжетно-ролевые игры
- "Садовник и заказчик" (развитие коммуникативных навыков).
- "Бригада озеленителей" (формирование взаимовыручки и ответственности).
3. Подвижные и сенсорные игры
- Эстафета "Посадка цветов" (координация движений, закрепление последовательности трудовых операций).
- Тактильные игры "Узнай растение на ощупь" (развитие сенсорного восприятия).
В результате внедрение игровых методов позволяет:
- повысить уровень вовлеченности обучающихся в профессиональную деятельность,
- улучшить усвоение практических навыков,
- снизить уровень стресса и агрессии в учебном процессе,
- развить социальную адаптивность и самостоятельность.
Разработанные методики могут быть использованы:
- в профессиональных образовательных учреждениях для лиц с ОВЗ,
- в центрах социальной реабилитации,
- в программах сопровождаемого трудоустройства.
Вывод:
Игровые формы обучения являются эффективным инструментом психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки молодых людей с ментальными нарушениями. Их применение способствует не только освоению профессии "Рабочий зелёного хозяйства", но и комплексному развитию личности, обеспечивая плавную интеграцию в трудовую и социальную среду.
Используемая литература:
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игровая деятельность в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Союз, 2006.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Аркти, 2000.
- Шипицына Л.М. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы. – СПб.: Речь, 2011.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Владос, 2008.
- Профориентация и трудовое обучение лиц с ОВЗ:
- Дульнев Г.М. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1985.
- Карвялис В.Ю. Социально-трудовая адаптация лиц с интеллектуальной недостаточностью. – Вильнюс, 1993.
- Матвеев В.Ф. Профессиональная подготовка лиц с ментальными нарушениями: методика и практика. – М.: Академия, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".
Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....
Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках иностранного языка в старшей школе
1. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между учащимися (мотивы общения).2. В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к де...
сообщение о проблемах подготовки молодых людей интерната к самостоятельной жизни
Проблемы подготовки молодых людей к самостоятельной жизни. Из опыта работы в интернате,+0...

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммиро...

Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.
В статье представлен теоретический и практический материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....

Дифференциация показателей концентрации внимания в игровой деятельности, на уроках физической культуры, для лиц с ментальными нарушениями.
В статье рассмотрено значение концентрации внимания в игровой деятельности на уроках физической культуры, а так же способы развития концентрации внимания и методики диагностики концентрации внимания....

Основная профессиональная образовательная программа профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессии 16437 Парикмахер
Программа профессиональной подготовки по профессии 16437 Парикмахер - 3 месяца...