Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями "Твой выбор"
методическая разработка
Программа рассчитана на формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников с интеллектуальными нарушениями, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Екатеринбургская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Краткое наименование: ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 1»
ул. Татищева, 78, г. Екатеринбург, 620131, тел. (343) 232-55-50;
ул. Готвальда, 19-а, г. Екатеринбург. 620034, тел. (343) 367-43-63;
Программа
по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся с интеллектуальными нарушениями
«ТВОЙ ВЫБОР»
Екатеринбург
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников — это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Пребывание ребенка в школе целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека, для формирования законопослушного гражданина.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы обучающиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от #1075;. (в редакции на ), ст. подчеркнутанеобходимостьразработкиивнедрениявпрактикуработыобразовательныхучреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как обучающихся, так и их родителей.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от № 273-ФЗ;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от № 63-ФЗ;
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от № 174-ФЗ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от № 195-ФЗ;
- Семейный кодекс Российской Федерации от № 223-ФЗ;
- Федеральный закон от № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Конвенция о правах ребенка от ;
- Федеральный закон от № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Цель программы: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи:
- Формирование знаний по теме прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
- Развитие интереса к правам человека среди обучающихся, их родителей.
- Усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
- Воспитание у школьников позитивных правовых норм, ответственного поведения законопослушного гражданина.
- Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1. Стабилизировать уровень правонарушений и преступлений среди обучающихся. В результате обучающиеся должны:
Обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
Жить по законам морали и государства;
Уважать и соблюдать права и законы;
Быть законопослушными, активно участвовать в законодательном творчестве.
2. Повысить правовую грамотность и правовую культуру обучающихся и родителей.
3. Сформировать способности в ситуации выбора руководствоваться правовыми и нравственными нормами.
4. Уменьшить факторы риска, приводящие к безнадзорности, правонарушениям (в результате проводимой профилактической и коррекционной работы).
5. Формировать ценностные ориентации: ответственность, свобода, гуманизм, патриотизм, толерантность.
6. Сознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
7. Улучшение социальной адаптации учеников в обществе.
Участники программы:
- Педагог-психолог
- Обучающиеся
- Родители (законные представители)
- Социальный педагог
- Классные руководители
- Заместитель директора по воспитанию
- Педагоги
- Медицинский работник
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Основные аспекты Программы:
- Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;
- Работа с обучающимися, пропускающими занятия без уважительной причины;
- Организация досуга обучающихся;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Правовое воспитание;
- Профилактика наркомании и токсикомании;
- Предупреждение вовлечения обучающихся в Экстремистские организации;
- Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении;
- Проведение индивидуальной профилактической работы.
Структура Программы:
- Модуль «Я познаю себя» (1-4 классы)
- Модуль «Я и они» (5-7 классы)
- Модуль «Мой нравственный выбор» (8-9 классы)
- Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей, проведение индивидуальной работы.
- Работа с обучающимися, пропускающими занятия без уважительной причины обеспечивает успешную профилактику правонарушений.
- Организация досуга обучающихся. Широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружку широкого круга обучающихся, особенно детей «группы риска».
- Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала.
- Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия.
- Профилактика наркомании и ПАВ.
- Предупреждение вовлечения обучающихся в экстремистские организации. Весь педагогический коллектив проводит работу по предупреждению вовлечения обучающихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей, пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь привлекаются обучающиеся старших классов.
- Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Некоторые посещения проводятся с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на ВШУ и учете ПДН.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В таблице представлен план классных часов и профилактических бесед.
№п/п | Содержание работы | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о выполении |
1. | Составление базы данных обучающихся, склонных (имеющих) правонарушения | Сентябрь | Педагог-психолог, социальный педагог | |
2. | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с обучающимися и их семьями | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог, зам. директора по ВР | |
3. | Консультирование обучающихся в том числе по запросу | В течение года | Социальный педагог, зам. директора по ВР | |
«Я познаю себя» (1-4 классы) | ||||
4. | Правила поведения обучающихся. Для чего они нужны? | Сентябрь | Классные руководители, социальный педагог | |
5. | Права и обязанности школьника. | Октябрь | Классные руководители, зам. директора по ВР | |
6. | Права ребенка. Что это? Какие они есть? | Ноябрь | Классные руководители | |
7. | Вредные привычки и их профилактика. | Январь | Классные руководители, социальный педагог, медицинский работник | |
«Я и они» (5-7 класс) | ||||
8. | Права и обязанности школьника | Сентябрь | Классные руководители, социальный педагог | |
9. | Что такое «ответственность»? Виды ответственности | Октябрь | Классные руководители | |
10. | Возраст, с которого наступает уголовная ответственность | Ноябрь | Классные руководители, зам. директора по ВР | |
11. | Мои права и права других людей. | Январь | Классные руководители, социальный педагог | |
12. | Хулиганство как особый вид преступлений несовершеннолетних | Март | Классные руководители, социальный педагог, зам. директора по ВР | |
«Мой нравственный выбор» (8-9 классы) | ||||
13. | Я-гражданин Росси | Сентябрь | Классные руководители, зам. директора по ВР | |
14. | Как не стать жертвой преступления | Декабрь | Классные руководители, социальный педагог | |
15. | Способы борьбы со стрессом и агрессией | Февраль | Педагог-психолог, классные руководители | |
16. | Учимся решать конфликты | Апрель | Педагог-психолог, классные руководители | |
17. | Твой путь: как быть законопослушным гражданином | Май | Классные руководители, социальный педагог. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Программа законопослушного поведения несовершеннолетних...
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Я – законопослушный гражданин»
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание п...
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних граждан "Отражение"
Данная программа включает в себя задачи, формы, методы и приемы профилактической работы, прогнозируемый результат, план основных мероприятий....
Программа во формированию законопослушного поведения несовершеннолетнего "РЕБЁНОК И ЗАКОН"
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетнего «РЕБЁНОК И ЗАКОН»...

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Программа по формированию законопослушного поведения учащихся 1-11 классов....

ПРОГРАММА по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Программа разработана для учащимися 1-11 классов. Срок реализации 1 год....

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
программа расчитана на детей с ОВЗ 2-9 класса...