Рабочая программа логопедических занятий по преодолению сложной формы дисграфии у учащихся с СНР в 3классе (АООП УО(ИН) 2 вариант.)
рабочая программа
Рабочая программа по курсу "Логопедия"для учащихся с СНР,3 класс (АООП УО(ИН)2 вариант)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ “Починковская школа-интернат”
Рассмотрена на заседании МО №__1__ от «_28__»__08__2053г. | Утверждена протоколом педсовета №__1__от «__29__»__08__2025г. |
Рабочая программа логопедических занятий по преодолению сложной формы дисграфии у учащихся с СНР в 3классе (АООП УО(ИН) 2 вариант.)
на 2024-2025 учебный год
Разработчик:
Буданова Елена Васильевна
Учитель-логопед
Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2)
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Приказом Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Учебным планом СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2024-20245учебный год;
С учётом авторской программы Н.Н.Яковлевой по коррекции дисграфии у детей с нарушением интеллекта
- Требований к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» и являются частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 3,4 классе рассчитана на 64 час (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме групповых и индивидуальных занятий занятия.
6 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 4 часа, с 25 мая по 30 мая - 2 часа).
58 часа – на коррекционные групповые и индивидуальные логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 3 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Речь и альтернативная коммуникация».
Задачи коррекционного курса:
- повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
- осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
- закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
- расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
- вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
- обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии .
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы Э. В. Якубовская, Я.В. Коршунов. Русский язык. 2 класс.– М.: «Просвещение», 2022 г.
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
- практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
- наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
- словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося;
- использование ритуалов школьного поведения (поднимать руку и т.п.), употребляя во фразе обращения, вводные слова – вежливые слова и др.;
- формирование первоначальных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности;
- работа с учебными принадлежностями, понимая и называя их назначение;
- формирование и развитие умения слушать и понимать речь других, инструкцию к учебному заданию;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя-логопеда;
- оценка совместно с логопедом результатов своих действий и действий других обучающихся.
Предметные:
Минимальный уровень:
- определять на слух неречевые звуки, назвать источник звука с опорой на наглядный материал;
- знать названия органов артикуляции;
- знать, что каждый звук имеет букву;
- называть отличия гласных и согласных звуков;
- правильно обозначать звуки буквами;
- делить слова на слоги с опорой на наглядный материал;
- подбирать обобщающее понятие к группе предметов с опорой на наглядный материал;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста.
Достаточный уровень:
- знать названия органов артикуляции;
- знать артикуляторные и акустические признаки гласных и согласных звуков;
- знать, что каждый звук имеет букву;
- определять на слух неречевые звуки, назвать источник звука;
- знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков, роль звуков в различении слов;
- делить слова на слоги;
- правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах;
- подбирать обобщающие понятие к группе предметов;
- дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
- писать под диктовку слоги и простые слова.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования (с конца 2-го триместра 3 класса). Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
- высокий – 100 - 80%;
- выше среднего – 79,9 -65%;
- средний – 64,9 - 45%;
- низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные.
Календарно-тематическое планирование
3 класс (АООП УО(ИН)2 вар)
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
По плану | Фактически | |||
1 четверть | 16 ч | |||
1-4 | Обследование | 4 | 06.09,08.09,13.09,15.09 | |
5,6 | Уточнение пространственных представлений. | 2 | 20.09,22.09 | |
7,8 | Уточнение временных представлений. | 2 | 27.09,29.09 | |
9 | Лексическая тема : «Игрушки». | 1 | 04.10 | |
10 | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках. | 1 | 06.10 | |
11 | Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках. | 1 | 11.10 | |
12 | Лексическая тема : «Мой дом» | 1 | 13.10 | |
13,14 | Звук и буква У | 2 | 18.10,20.10 | |
15,16 | Лексическая тема: «Осень». | 2 | 25.11,27.11 | |
2 четверть | 14ч | |||
17 | Звуки У-А. | 1 | 08.11 | |
18 | Звук и буква П. | 1 | 10.11 | |
19 | Лексическая тема : «Овощи». | 1 | 15.11 | |
20 | Звук и буква О. | 1 | 17.11 | |
21 | Звук и буква И. | 1 | 22.11 | |
22 | Лексическая тема : «Фрукты». | 1 | 24.11 | |
23 | Звук и буква М. | 1 | 29.11 | |
24 | Звук и буква Н. | 1 | 01.12 | |
25 | Тема: «Птицы». | 1 | 06.12 | |
26 | Звук и буква Т. | 1 | 08.12 | |
27 | Звук Ть.Буква Т. | 1 | 13.12 | |
28 | Тема: «Лес.Ягоды,деревья.» | 1 | 15.12 | |
29,30 | Лексическая тема: «Новогодний праздник.» | 20.12,22.12 | ||
3 четверть | 20 ч | |||
31 | Тема: «Зима.Зимние забавы.» | 1 | 10.01 | |
32 | Звуки Кь-К. Буква К. | 1 | 12.01 | |
33 | Звук и буква Б. | 1 | 17.01 | |
34 | Тема : «Одежда». | 1 | 19.01 | |
35 | Звук и буква Э. | 1 | 24.01 | |
36 | Звуки Г-Гь. Буква Г. | 1 | 26.01 | |
37 | Тема: «Дикие животные зимой». | 1 | 31.01 | |
38,39 | Звук и буква Л. | 2 | 02.02,07.02 | |
40 | Звук Ль.Буква Л. | 1 | 09.02 | |
41 | Тема: «Зимующие птицы.» | 1 | 14.02 | |
42 | Звук и буква Ы. | 1 | 16.02 | |
43,44 | Звук и буква С. | 2 | 21.02,28.02 | |
45 | Тема : «Транспорт» | 1 | 01.03 | |
46,47 | Звук и буква Ш. | 2 | 06.03,13.03 | |
48,49,50 | Звуки С-Ш | 3 | 15.03,20,22.03 | |
4 четверть | 14 ч | |||
51,52 | Звуки С-Ш | 2 | 03.04,05.04 | |
53,54 | Звук и буква З. | 2 | 10.04,12.04 | |
55 | Лексическая тема: «Посуда». | 1 | 17.04 | |
56,57 | Звук и буква Ж. | 2 | 19.04,24.04 | |
58,59 | Звуки З-Ж. | 2 | 26.04,03.05 | |
60 | Лексическая тема «Лето» | 1 | 08.05 | |
61 | Итоговая аттестация.Проверочная работа. | 15.05 | ||
62,63,64 | Обследование. | 3 | 17.05,22.05,24.05 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов (VII вид)"
Цель программы «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов»: обучение грамотному письму посредством самостоятельног...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов(VII вид )»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной формы дисграфии и дислексии с учащимися 6 классов» является модифицированной. При разработке программы были исп...

Рабочая программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов (VII вид)»
Программа «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанных форм дисграфии и дислексии у учащихся 5 классов» является модифицированной. При разработке программы были испол...
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 1 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
Рабочая программа для учащихся 1 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
Рабочая программа для учащихся 2 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
Рабочая программа для учащихся 3 класса с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которым рекомендовано обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умст...

Рабочая программа ФГОС по внеурочной деятельности "Арт-терапия" для обучающихся 1 и 2 класса (АООП ИН, 1 вариант)
Цель программы педагогической арт-терапия – инициация резервных возможностей детей, активизация и обогащение предшествующего художественного опыта, развитие эмоциональной сферы, адаптация в...
