Главные вкладки
Доклад на педсовете "Уровень сформированности профессиональных навыков по трудовому обучению и воспитанию"
статья
Социально-экономическая ситуация в России обусловлена ростом безработицы, высокими требованиями к квалификации рабочих на рынке труда, что затрудняет успешную социализацию выпускников с проблемами в развитии. Основная задача - это формирование умений и навыков у обучающихся для того, чтобы облегчить адаптацию детей в современном обществе. Выпускники коррекционной школы не востребованы на рынке труда и им сложно устроиться в жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей с ОВЗ»
Доклад
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Тема: «Уровень сформированности профессиональных навыков по трудовому обучению и воспитанию»
Выполнила: учитель трудового обучения
Холодова Е.А.
Май 2025 г.
Социально-экономическая ситуация в России обусловлена ростом безработицы, высокими требованиями к квалификации рабочих на рынке труда, что затрудняет успешную социализацию выпускников с проблемами в развитии. Основная задача - это формирование умений и навыков у обучающихся для того, чтобы облегчить адаптацию детей в современном обществе. Выпускники коррекционной школы не востребованы на рынке труда и им сложно устроиться в жизни.
В школе для детей с ОВЗ при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.
Современная структура коррекционной школы предусматривает три этапа трудовой подготовки:
I этап — пропедевтический с 1 по 4 класс (ручной труд, разделение детей на будущие профессии);
Занятия ручным трудом в 1 – 4 кл. направлены на всесторонне развитие обучающихся и на приобретение ими начальных трудовых умений. Одна из задач данного периода – подготовка школьников к профессионально-трудовому обучению. Она в первую очередь предусматривает усвоение обучающимися некоторых правил организации своего труда (подготовка рабочего места, правила безопасной работы с ручным инструментом и т.д.), накопление элементарного трудового опыта. На данном этапе обучающиеся способны выполнять некоторые простейшие приемы работы с ручным инструментом, но задача овладения профессиональными трудовыми приемами и навыками не ставиться. Уровень развития трудовых возможностей формируется на уровне предварительных навыков.
На занятиях ручного труда также решается задача предварительного прогнозирования развития трудовых способностей и определяется соответствующий вид труда для дальнейшего обучения.
II этап— профессионально-трудовое обучение (5-9 класс);
На этом этапе в школьных мастерских обучающиеся овладевают доступными для них профессиональными приемами труда и умениями рационально планировать свои трудовые действия. Задача второго периода обучения в школьных мастерских заключается в формировании профессиональных навыков. Овладение навыками осуществляется постепенно, путем проведения специальных упражнений, а также при изготовлении изделий. В начале обучения происходит формирование простейших приемов с использованием станочного оборудования (сверлильного станка, швейной машины), ряда приспособлений и более широкого набора инструментов. Возросшие трудовые умения позволяют в дальнейшем переходить к работе на станках и машинах производственного типа, а также освоению более сложных машинных работ. На данном периоде создаются условия, при которых значительно эффективнее формируются трудовые навыки – практические работы с пооперационным разделением труда.
Эффективность трудовой подготовки обучающихся во многом определяется уровнем организации учебного процесса. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих детям с нарушением интеллекта в трудовой деятельности. Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей обучающихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности.
Обучающиеся с нарушениями интеллекта сталкиваются с трудностями при выполнении задания на уроках трудового обучения. Для эффективного обучения предлагается систематическое изучение динамики развития трудовых способностей обучающихся, одним из способов которого, служат самостоятельные, практические работы обучающихся в конце каждой четверти, наблюдения учителем за деятельностью школьников, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Материал программ требует терпения, однообразной деятельности, к тому же достаточно сложен для некоторых обучающихся. Трудности в овладении знаниями, умениями и навыками приводят к равнодушному, отрицательному отношению к урокам труда. Одним из условий успешного включения обучающихся с нарушениями интеллекта в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно.
Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у обучающихся определенной системы производственных, операционных навыков. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность обучающихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.
В этом плане школа для детей с ОВЗ достигла удовлетворительного выполнения программных требований, хотя и не всегда одинаково в отношении некоторых обучающихся. Однако, наблюдения показывают, что многие из этих обучающихся усваивая технологические знания, хорошо овладевая комплексом производственных навыков, испытывают большие трудности в применении этих знаний, умений и навыков на практике.
Таким образом, ни приобретение производственных навыков, ни усвоение технологических сведений, сами по себе еще не обеспечивают самостоятельность в работе обучающихся. Как уже отмечалось выше, для самостоятельного выполнения трудового задания выпускники коррекционной школы должны:
- разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
- определять последовательность выполнения задания;
- выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.
Процесс формирования учебных умений и навыков является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
Формирование умений и навыков - специальная педагогическая задача.
Программы для всех видов труда построены по операционно-комплексной системе, когда с большинством приемов труда обучающиеся предварительно знакомятся при выполнении упражнений с последующим использованием этих приемов в комплексных практических работах, включающих различные операции. Учебный материал распределен по темам. В основу подбора учебных тем взята последовательность, свойственная профессиональному обучению.
Структура тем в основном одинакова и имеет три подраздела:
- Изделия или объекты работы
- Технические сведения
- Умения и приемы работы
Раздел «Умения и приемы работы» включает сведения, по своему содержанию относящиеся к двум группам: в первой группе («Умения»), занимающей небольшой объем, содержатся сведения, непосредственно связанные с решением наиболее сложной задачи в ходе трудовой подготовки обучающихся с нарушениями интеллекта – коррекцией их недостатков в трудовой деятельности; ко второй группе относятся конкретные названия приемов работы, которыми необходимо овладеть школьникам. Перечень приемов, рекомендуемых программой, учитель обычно дополняет, исходя из той технологии, которая характерна для данной практической работы.
Программы профессионально-трудового обучения коррекционной школы построены таким образом, что в течение всего курса обучающиеся знакомятся с новыми для них трудовыми приемами.
Работа по формированию трудовых приемов и навыков на уроках трудового обучения проходит поэтапно:
1 этап – ознакомление и первоначальное освоение технологического приема; 5-6 класс
2 этап – овладение профессиональными приемами труда; 7-9 класс
Первоначальное освоение технологического приема
При первом ознакомлении с приемом и обучении обучающихся трудовым движениям учитель сначала показывает, как выполняют тот или иной технологический прием в рабочем темпе, затем в замедленном и в конце опять в рабочем. Выполняя движения приема в замедленном темпе, учитель объясняет, как осуществляется каждое рабочее движение. При первоначальном ознакомлении обучающихся с результатом нового приема учитель останавливается лишь на правильных характеристиках. После объяснения учителя и практического показа, ученики выполняют тренировочные упражнения. Как показывает практика, процесс обучения технологическим приемам идет гораздо успешнее, если первичное усвоение приемов осуществлять изолированно от конкретных практических работ обучающихся – в тренировочных упражнениях. Там, где не проводятся специальные занятия по ознакомлению обучающихся с новыми для них технологическими приемами и эти приемы обучающиеся осваивают попутно в ходе практических работ, обучение имеет ряд недостатков. Основной недостаток заключается в том, что в этом случае технологические приемы усваиваются механически, неосознанно. Заученные без достаточного понимания, они становятся сложными и не могут переноситься в новые условия. Кроме того, нередко обучающиеся усваивают неправильную технику выполнения таких приемов и впоследствии их требуется переучивать.
Упражнения по первоначальному освоению нового приема целесообразно выполнять на специальных образцах. Это позволяет обучающимся действовать смелее, не рискуя испортить изделие. Перед выполнением упражнения учитель указывает школьникам, на что следует обратить внимание при отработке трудовых движений. Чтобы не вырабатывались неправильные приемы, заметив ошибку, учитель останавливает работу, вновь объясняет и показывает, как надо держать инструмент и перемещать его рабочую часть относительно заготовки. После того, как у школьников сложилось верное представление о результате выполнения приема и двигательной программой изучаемого приема, учитель должен остановиться на типичных ошибках и раскрыть их причину.
Объясняя и показывая трудовые действия, нужно иметь в виду, что многие обучающиеся коррекционной школы с большим трудом запоминают двигательный комплекс приема (положение тела, хватку инструмента, траекторию движения руки, величину приложенных усилий). Помогают обучающимся усвоить трудовые действия учебные таблицы с рисунками отдельных положений работающего. Если учитель показывает трудовые приемы и действия без иллюстративного материала, то многие обучающиеся не запоминают их особенности и последовательность. Таким образом, основной результат первоначального ознакомления обучающихся с новыми для них приемами заключается в представлении и понимании их содержания. В своей педагогической практике учитель труда должен стремиться к тому, чтобы трудовые действия обучающиеся выполняли осознанно.
Овладение профессиональными приемами
Во время подготовительных и тренировочных занятий обучающиеся знакомятся с новыми приемами труда, отрабатывают отдельные профессиональные приемы. Однако этого еще недостаточно для развития способности умело действовать в разных ситуациях трудовой деятельности. Трудовое умение в целом формируется в процессе работы над такими заданиями, которые содержат комплекс задач. Условиям развития трудовых умений, близких по своему характеру к профессиональным, отвечают комплексные практические работы, в ходе которых обучающиеся изготавливают общественно полезные изделия.
В тоже время следует отметить, что не все комплексные работы создают благоприятные условия для развития трудовых умений. При повторении одной и той же работы мало развивается способность выбирать необходимые трудовые действия. Комплексные практические работы тогда направлены на развитие трудовых навыков, когда они содержат элементы нового (новая конструкция изделия, новый материал и т.п.).
Проведение занятий данного типа связано с правильным выбором изделий. Действующие учебные программы позволяют учителю выбирать изделия, или заменять их другими. Однако такой выбор или замена должны быть обоснованы. Технология изготовления изделий должна всегда соответствовать программному материалу, т.е. содержать достаточное количество упражнений по отработке новых приемов труда.
Организуя такую работу, учитель встречается с необходимостью дифференцировать сложность изделия или технологию изготовления в соответствии с реальными возможностями школьников. Учитель может облегчить трудовое задание за счет упрощения технологии или наоборот усложнить трудовое задание. При этом необходимо избегать противоположных по своему характеру ошибок. С одной стороны, облегченные приемы нецелесообразно формировать на уровне навыков, так как это затрудняет последующее овладение профессиональными приемами. С другой стороны, нельзя усложнять задание, применяя недоступные для обучающихся в данный период приемы труда. Высокопроизводительные приемы надо включать в обучение в тот период, когда они становятся доступными для обучающихся с данной трудовой подготовкой.
При работе над комплексными заданиями закрепляется двигательная программа и наращивается темп работы. Учителю необходимо своевременно выявлять причины отставания отдельных обучающихся и постоянно заботиться об устранении ошибок и недостатков в работе обучающихся.
На данном этапе формирования двигательных трудовых приёмов, учителю необходимо выделить для наблюдений несколько параметров:
- правильность выполнения двигательного приёма (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приема, дифференциация усилий);
- понимание фронтального объяснения приёма;
- реакцию на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместно с учителем выполнения приема);
- темп овладения приёмом;
- прочность сформированного умения (изолированное выполнение приёма, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичного и нового изделия);
- качественный результат выполнения.
Выделяются следующие уровни овладения обучающимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам:
0 уровень - обучающийся совершенно не владеет данным действием (нет умения);
1 уровень - обучающийся знаком с характером данного действия, умеет выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень - обучающийся умеет выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень - обучающийся умеет достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень - обучающийся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняет действия.
Но далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.
Я уже на протяжении многих лет веду Профиль «Швейное дело»
В рамках профиля «Швейное дело» программа нацелена на подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья. Первично происходит знакомство с устройством швейной машины, освоение приемов работы на ней; формирование умений и навыков выполнения машинных строчек и швов (обработка прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятие мерок, построение чертежа). Наряду с этим, обучающиеся изучают свойства тканей и технологию пошива легкой одежды, знакомятся с основами промышленной технологии пошива женской и детской легкой одежды, скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Формирование умений и навыков швейного дела опирается на знания, которые приобретают обучающиеся на уроках черчения, математики, естествознания и истории, что позволяет им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д.
Вывод.
Для коррекционной школы приоритетной является ориентация на конечные цели
обучения – получение в будущем специалиста, который сможет занять достойное
место на рынке труда. Серьезная задача для наших ребят - правильно выбрать
профессию. К выпуску из школы-интерната дети должны осознать, что сегодня, в
условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет достаточную
профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью
приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдержать конкуренцию при
наличии безработицы. Процесс трудовой подготовки школьников с ОВЗ
способствуют возможности ученика более осознанно подойти к выбору профессии.
К сожалению, ограниченный выбор и невысокий уровень знаний наших
выпускников сужает границы возможного для них. Будем надеяться, что выпускники школы-интерната найдут своё место в социуме, трудовых
коллективах и станут полноценными членами общества.
Ссылки:
- https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2025/10/05/doklad-na-pedsovete-uroven-sformirovannosti
- https://videouroki.net/razrabotki/soviershienstvovaniie-profiessional-noi-podghotovki-obuchaiushchikhsia-s-umstvie.html
- http://www.celinny.ucoz.ru/publ/poleznye_stati/korrekcionnaja_pedagogika/formirovanie_uchebnoj_motivacii_uchashhikhsja_s_umstvennoj_otstalostju_na_urokakh_trudovogo_obuchenija/25-1-0-66
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»
Доклад для выступления на заседании ШМО учителей трудового обучения «Психоэмоциональный настрой детей класса со сложной структурой дефекта как важная составляющая здоровьесберегающих технологий»...

Сообщение на МО «Совершенствование трудовых навыков учащихся средствами обучения и воспитания»
Сообщение на МО«Совершенствование трудовых навык...

Совершенствование трудовых умений и навыков средствами трудового обучения и воспитания
В специальной (коррекционной) школе VIII вида предмет «Технология» имеет особую значимость в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии, так как наряду с другими учебными пре...

Профессионально трудовое обучение и воспитание в школе - интернате
Профессионально трудовое обучение и воспитание в школе - интернате....

Доклад "Использования элементов арт терапии на уроках трудового обучения"
Доклад расширяет знания об арт терапии и возможностях укрепить память, внимание, мышление через предложенные занятия"...

Доклад на тему: «Уровень сформированности профессиональных навыков по трудовому обучению и воспитанию»
laquo;Уровень сформированности профессиональных навыков по трудовому обучению и воспитанию»...

Доклад "Выявление и определение педагогических позиций по проблеме трудового обучения и воспитания обучающихся с УО(ИН) через воспитательную систему школы-интерната"
В.А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание – это образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитание вне труда и без труда, потому что...
