Совершенствование трудовых умений и навыков средствами трудового обучения и воспитания
методическая разработка на тему

Говорецкая Елена Георгиевна

В специальной (коррекционной) школе VIII вида предмет «Технология» имеет особую значимость в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии, так как наряду с другими учебными предметами является одним из важных средств умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Уроки технологии (это и ручной труд, и уроки ремесла) являются составной частью единой коррекционно-развивающей системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование трудовых умений и навыков

средствами трудового обучения и воспитания

Говорецкая Елена Георгиевна, учитель технологии ВКК

В специальной (коррекционной) школе VIII вида предмет «Технология» имеет особую значимость в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии, так как наряду с другими учебными предметами является одним из важных средств умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Уроки технологии (это и ручной труд, и уроки ремесла) являются составной частью единой коррекционно-развивающей системы обучения, которая строится на основе целостного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Для организации работы по трудовому обучению должны быть созданы особые  условия: во-первых, материально-техническое обеспечение (кабинет, оборудование, приборы, инструменты, материалы),  во-вторых, организационно-методическое (подготовка учителя к работе с детьми с ОВЗ, разработка рабочих программ по предметам, создание учебно-методического комплекса). С целью реализации этих условий в филиале школы создан специализированный кабинет технологии, в котором оборудованы учебная, рабочая, коррекционно-развивающая и выставочная зоны. В учебной зоне расположены рабочие столы учащихся; в рабочей – систематизированы инструменты, материалы, приспособления, оборудование, которые учащиеся самостоятельно могут выбирать в соответствии с видом работы; в коррекционно-развивающей зоне находятся предметы и приспособления, используемые для развития цветовосприятия и цветоразличения, мелкой моторики и согласованности движений, тактильности, пространственной ориентировки и т.д.; в выставочной зоне располагаются творческие работы учащихся.

В основу по ручному труду, ремеслу положен концентрический принцип: принцип повторяемости и постепенного усложнения выполняемых работ. Все работы основываются на уже приобретенных навыках и дают возможность ребенку сделать очередной шаг в своем развитии, осваивая новые техники и материалы, выполняя все более сложные изделия, приобретая новые умения.

Для учащихся с нарушением интеллекта разной степени тяжести трудовое обучение должно быть привлекательной для них деятельностью, имеющей какую-либо ценность. Поэтому, моя задача, как учителя технологии – создать творческую, созидательную атмосферу на уроках технологии, дать возможность учащимся проявить свои возможности и способности. Поэтому, на уроках технологии большое внимание уделяется формированию познавательного интереса и  положительного отношения к труду как одной из основных задач обучения и воспитания в коррекционной школе. Эффективность учебного процесса будет снижена, если у ребенка не будет интереса к занятиям, тогда любой труд будет ему в тягость. Интересное запоминается легко, быстро и надолго, интерес способствует повышению работоспособности. Для формирования познавательного интереса, на уроках технологии, используются различные методы подачи учебного материала; включаются элементы занимательности и игровой деятельности (сказочные герои, персонажи в виде иллюстраций, изображений на экране монитора, куклы «помогают» проводить урок: загадывают загадки, рассказывают о праздниках, временах года); детям предоставляется возможность выбрать поделочный материал, приборы и инструменты для изготовления поделок, имеющих практическое применение, например, предметы быта,  подарки к празднику, игрушки, сувениры, украшения (декоративные вазы и цветы из пластика, игольницы для мам, поздравительные открытки ко дню 8 Марта, новогодние игрушки, аппликации из ниток, сувениры из солёного теста и т.п.). Именно практическое применение вещей, сделанных своими руками, является эффективной мотивацией для воспитания трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, способности доводить начатое до завершения.

В целях максимального развития личностного потенциала учащихся в процессе трудового обучения сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы, что позволяет учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся, которые определяются особенностями познавательного  развития и структурой нарушения детей с ОВЗ.

При организации различных форм обучения  активно используются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие существенно  расширить диапазон используемых методов и средств обучения, например, демонстрация электронных презентаций, видеофрагментов, прослушивание фонограмм, проведение видеоэкскурсий, показ инструкционных карт, схем последовательного выполнения заданий и т.д. Кроме того,  при помощи ИКТ используются игры и упражнения на развитие мыслительных операций, задания на развитие произвольного и непроизвольного внимания и памяти, игры и упражнения на развитие пространственных представлений, сенсорики, восприятия формы, цвета, размера, контура предметов.

Коррекционно-развивающая направленность трудового обучения   предполагает также  осуществление работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. С этой целью во время   уроков  проводятся традиционные физкультминутки с использованием пальчиковых игр, упражнений для зрительной гимнастики, которые подбираются в соответствии с темой урока. Кроме того, дети занимаются с тренажёрами, сенсорными ковриками, планшетами, подбираются упражнения и задания, направленные на развитие осязательного восприятия предмета, мелкой моторики пальцев рук и согласованности движений: выкладывание фигур разноцветными деталями, работа с косточками, семенами, зёрнами, крышками, пробками. Также дети работают с прищепками разными по форме, цвету, материалу; со спичками, шнурами, тесьмой на шаблонах и зажимах, тренажёрами для рук.

Применение коррекционно-развивающих игр и упражнений способствует лучшему усвоению материала, активизации познавательной и трудовой деятельности детей, преодолению нарушений в эмоционально-волевой сфере, созданию положительного фона, интереса к занятиям, что подтверждается результатами мониторинга динамики развития учащихся. Для этого ежегодно проводится входная, промежуточная и итоговая диагностика учащихся. Полученные данные позволяют проектировать и прогнозировать деятельность учителя, осуществлять разноуровневый подход к организации познавательной деятельности с целью максимального развития личностного потенциала детей. При подведении итогов годовой диагностики у ребят отмечается положительная динамика владения трудовыми умениями и навыками.

Помимо учебной деятельности, проводится и внеклассная трудовая деятельность: кружковая работа, оформительская, выставочная.

В течение нескольких лет ведётся кружок «Мастерилка» по направлениям: декоративно-прикладное искусство и нетрадиционные техники рисования. В рамках программы кружка у детей развиваются творческие способности, реализуется творческий потенциал, формируется познавательный интерес, художественный вкус, развиваются навыки трудовой деятельности, создаются условия для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Для каждой группы разрабатывается своя программа, которая составляется для определённого возраста и возможностей детей, занимающихся на кружке.

Совместно с детьми, воспитателями и родителями учащихся были осуществлены проекты по созданию и оформлению стендов: «Уголок школьника», «Город Мастеров», «Мир творчества», «Умелые ручки», на которых в течение учебного года размещаются выставочные детские работы, оформляются сменные тематические экспозиции. Также детские работы помещаются в выставочный центр в кабинете технологии, оформляются коллективными и индивидуальными работами учащихся классные кабинеты.

Учащиеся всех классов активно участвуют в выставках: «День знаний», «Дары осени», «Добрых рук мастерство» в рамках проведения Международного дня инвалидов, «А вот мы какие!» ко дню открытых дверей для родителей, зональной выставке «Золотой, серебряный росток». Именно практическое применение вещей, сделанных своими руками, является эффективной мотивацией для воспитания у учащихся с ограниченными возможностями здоровья трудолюбия, настойчивости, самостоятельности, способности доводить начатое до завершения.

Периодически проводятся открытые уроки, мастер-классы, практические семинары, консультации для учителей нашей школы и учителей массовых общеобразовательных школ, имеющие классы интегрированного обучения. Также проводятся семинары для родителей учащихся и воспитателей школы групп продленного дня. Для накопления и совершенствования своего педагогического опыта участвую в краевых конференциях, конкурсах педагогического мастерства, в течение 11-ти лет являюсь постоянным участником городских выставок и творческих арт-проектов.

Таким образом, можно отметить, что основное предназначение трудового обучения, в целом, заключается в повышении уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что в значительной степени будет способствовать повышению адаптационных способностей выпускников коррекционной школы и успешной их интеграции в социально-трудовые отношения.

В заключение, в качестве методических рекомендаций, предлагаю вашему вниманию буклет по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ.

Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННЫМИ

И ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Е.Г. Говорецкая, учитель технологии

В этом учебном году для обучения учащихся предмету «Технология» взята за основу программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой, рекомендованной к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Учебный предмет «Технология (ручной труд)» рассматривается в образовательном процессе предложенной программы с позиций психотерапевтических технологий, направленных на воспитание трудолюбия, развитие мышц рук, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами. Содержание коррекционно-развивающей работы с учащимися, у которых диагностирована умеренная или тяжелая умственная отсталость, относится к пропедевтическому уровню образованности. Это отражается в названии предмета «Технологии» − Ручной труд.

Ручной труд − это так называемые ручные занятия, взятые из области ремесленных работ, но отличающиеся от них своими задачами, которые состоят не в подготовке к какому-либо виду ремесла, а в повышении ловкости рук вообще, а косвенно − в развитии эмоциональных и эстетических качеств учеников. В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания учащихся.

Количество часов по программе определено следующим образом: 6 кл. –  7 ч., 8 кл. – 10 ч., 9 кл. – 10 ч. Так как часов по программе немало, то обучение детей ручному труду осуществляется непосредственно мной, как учителем технологии, и классными руководителями 6 «б», 8 «в» и 9 «в» классов. В результате совместных усилий нами составлена рабочая программа учителя по данному предмету, распределены часы по каждому разделу программы.

При составлении рабочей программы учитывались рекомендации узких специалистов по каждому учащемуся, данные ПМП(к).

Прохождение программы осуществляется в двух формах: уроки и коррекционно-развивающие занятия, которые являются обязательными для учащихся. Они строятся на основе предметно-практической деятельности учащихся, реализуются через систему специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, включают большое количество практических, игровых упражнений и образовательных ситуаций.

Программа направлена на:

• психомоторное развитие ребенка через моделирование предметной среды и познание внешнего мира и его объектов;

• формирование у детей сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов;

•  реализацию личностного потенциала;

• развитие умения переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого из них строго индивидуальны, потому с учащимися данной категории проводится система работы, направленная на личностное развитие каждого учащегося, его потенциальных возможностей и способностей. Уроки трудового обучения носят социальный характер:

− формирование способов мотивации к труду (желание, элементарная осознанная необходимость);

− выработка установок на выполнение трудовых действий с учетом индивидуальных интеллектуальных и моторных особенностей каждого ученика. Учащиеся данной категории могут овладеть элементарными предметно-практическими и трудовыми действиями в минимальной степени и зависимы от взрослых, требуя постоянного ухода и сопровождения.

Так как учащиеся имеют разный уровень сформированности компонентов трудовой деятельности (общетрудовые умения, двигательные умения, работоспособность), то осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, предлагаются задания различной степени сложности.

Итог продуктивной деятельности учащихся по предмету «Ручной труд»:

- работа с природным материалом (изделия в технике аппликации, комбинированные работы, многодетальные изделия, флористика);

-  работа с бумагой и картоном (изделия в технике аппликации, бумагопластики, оригами, плоского плетения);

- работа с текстильными материалами (ручные отделочные стежки, вышивание нитками на картоне, вышивание на ткани, изготовление помпонов, вязание цепочек, плетение в технике макраме, изделия из ткани и пуговиц);

- работа с пластическими материалами (лепка из пластилина, пластилинография, тестопластика);

- работа со строительным материалом (конструирование из разрезных карточек, геометрическая мозаика, моделирование и конструирование из геометрических форм, конструирование из спичек и палочек, работа с конструкторами: Лего, наборами строительного материала, металлоконструкторами);

- работа с бросовым материалом (комбинированные работы, объёмное и плоское моделирование).

Для «особых» детей трудовое обучение должно быть привлекательной для них деятельностью, имеющей какую-либо ценность. Для организации полезной и интересной деятельности детей мы, наша команда (классные руководители и я, учитель технологии), используем современные технологии коррекционно-развивающего обучения, пользуемся методическими разработками Г.Н. Давыдовой, Т.Н. Просняковой, Н.А. Цирулик, Т.Н. Геронимус, применяем комбинированные технологии работы с различными материалами. Мы считаем, что изготовление поделок из различных материалов в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с огромным удовольствием изготавливают игрушки, сувениры, украшения, оригинальные, неповторимые подарки для родителей к праздникам, активно участвуют в выставках, детские работы помещаются в выставочный центр в кабинете технологии, оформляются стенды «Мир творчества» и «Умелые ручки», коллективные и индивидуальные работы учащихся размещаются в кабинетах каждого класса.

При выявлении уровня развития каждого ученика оценивается качественное содержание доступных ему действий. В Программе выделены следующие уровни осуществления трудовой деятельности:

− совместные действия с педагогом;

− деятельность по подражанию;

− деятельность по образцу;

− деятельность по последовательной инструкции;

− деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;

− самостоятельная деятельность учащегося;

− умение учащегося исправить допущенные ошибки.

В течение года проводится мониторинг учебной деятельности учащихся. Для оценки уровней сформированности трудовых действий мной разработаны протоколы диагностики трудовых умений и навыков у учащихся согласно предложенным рекомендациям в программе Баряевой, Яковлевой (в программе предложена следующая градация и условные обозначения):

– действие (операция) сформировано – «ДА» – 3 балла;

– действие осуществляется при сотрудничестве с педагогом – «ПОМОЩЬ» – 2 балла;

– действие выполняется частично, даже с помощью педагога – «ЧАСТИЧНО» – 1 балл;

– действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ» – 0 баллов.

Диагностическое обследование проводится в начале учебного года (входная диагностика), в середине года (промежуточная) и в конце года (итоговая). Диагностический материал обрабатывается, обобщается, данные заносятся в таблицы, составляются диаграммы сформированности трудовых умений и навыков, отслеживается динамика владения трудовыми умениями и навыками учащихся.

Данная практика позволяет своевременно реагировать на недостатки развития трудовой деятельности каждого ребёнка и оказывать коррекционно-педагогическое воздействие, а также планировать учебный процесс, разрабатывать тематическое планирование с учётом возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. При подведении итогов годовой диагностики у всех ребят отмечается положительная динамика владения трудовыми умениями и навыками.  

Таким образом, можно отметить, что основное предназначение трудового обучения заключается в повышении уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к элементарной регуляции трудовой деятельности, что будет способствовать повышению адаптационных способностей выпускников коррекционной школы и успешной их интеграции в социально-трудовые отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"

Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....

Алгоритм выполнения трудовых действий на уроках трудового обучения

В статье представлены основные свойства алгоритма, представлены примеры написания алгоритма трудовых действий....

Сообщение на МО «Совершенствование трудовых навыков учащихся средствами обучения и воспитания»

                                        Сообщение на МО«Совершенствование трудовых навык...

Сообщение на тему: «Совершенствование трудовых навыков учащихся с ОВЗ средствами обучения и воспитания».

Трудовое воспитание относится к важным направлениям воспитания детей с ОВЗ. Оно имеет большое значение для становления ребенка как личности, подготовки  к жизни в социуме....

доклад на тему: «Мониторинг достижений воспитанника в овладении профессионально-трудовыми навыками на уроках трудового обучения»

В докладе приводятся виды диагностик для мониторинга обученности по трудовым предметам в коррекционной школе...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Статья «Учет сохранных сторон памяти у обучающихся, с целью успешного усвоения трудовых умений и навыков на уроках профессионально –трудового обучения»

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала тесно связаны с особенностями их памяти. Все психические процессы у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ...