Логопедическое занятие на тему: «Путешествие в город Согласных. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки». 10 класс для детей с УО
план-конспект занятия (10 класс)
Логопедическое занятие на тему: «Путешествие в город Согласных. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки».
Цель: Учить различать согласные звуки по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости на основе слухового, зрительного и тактильного контроля.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Закреплять понятия «звук», «согласный звук». Учить дифференцировать согласные звуки по парным признакам: [звонкий]-[глухой], [твёрдый]-[мягкий]. Активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический слух, восприятие и анализ. Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Развивать тактильные ощущения (рука на горле – «работает моторчик»). Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение).
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе, соблюдать очередность. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Оборудование: Интерактивная доска или магнитная доска с картинками. Карточки-символы: «колокольчик» (для звонких), «сосуд с ядом» (для глухих), «камень» (для твёрдых), «пух/подушка» (для мягких). Набор предметных картинок с парными согласными (например: «бочка»-«почка», «мышка»-«мишка», «лук»-«люк»). Зеркала для каждого ученика. Мягкий мячик. «Тактильные мешочки» или карточки с разной поверхностью (наждачная бумага – твёрдый, бархат/ватный диск – мягкий).
Ход занятия: I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 минуты) Логопед: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в город Согласных Звуков. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на интересную работу». Упражнение «Передай мячик и назови звук»: Логопед передаёт мячик ученику и называет любой гласный звук([а], [о], [у]). Ученик должен повторить его и передать мячик дальше. Задача – вспомнить, что гласные звуки мы можем петь, и им ничто не мешает во рту.
II. Актуализация знаний. Повторение. (3-4 минуты) Логопед: «А вот и ворота в город Согласных. Но чтобы войти, нужно вспомнить, чем согласные звуки отличаются от гласных? (При их произнесении воздуху мешают губы, зубы, язык). Давайте проверим!» Артикуляционная гимнастика (с зеркалами): «Заборчик» (улыбка) – звук [с]· «Трубочка» (губы вперёд) – звук [ш]. · «Часики» (язык двигается влево-вправо) – звук [л]. «Пароход гудит» – [ы-ы-ы] (напомнить, что это гласный). Логопед: «Молодцы! Ворота открыты!»
III. Основная часть. (20-25 минут) 1. Знакомство с жителями: «Звонкие и Глухие». (10-12 минут) Логопед: «В этом городе живут необычные пары. Одни жители любят шуметь и петь, а другие – тихони. Давайте их найдём». Тактильное упражнение «Работает моторчик»: Логопед просит детей положить ладошку на своё горлышко. «Произнесите долго звук [Ж] (жук). Что чувствуете? (Дрожит, «работает моторчик»). Это звонкий звук! Ему помогает наш голос». «А теперь произнесите звук [Ш] (змея). Что чувствуете? (Дрожания нет, тишина). Это глухой звук. Он любит тишину».
Показываем карточки-символы: «колокольчик» для звонких и «перечёркнутый ротик/сосуд с ядом (ш-ш-ш, ядовито)» для глухих. Игра «Звени – Не звени»: Логопед называет парные звуки: [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [З]-[С], [Ж]-[Ш]. Дети на звонкий звук поднимают карточку с колокольчиком, на глухой – карточку с символом тишины. Работа с картинками (на доске): Пара картинок: «Бочка» – «Почка». Логопед: «Давайте определим первый звук в слове «Бочка». [Б]. Рука на горло – «моторчик» работает? (Да). Значит, он какой? (Звонкий). А в слове «Почка»? [П]. «Моторчик» работает? (Нет). Значит, он... (глухой)». Аналогично разбираем 2-3 пары.
2. Физкультминутка «Звуковые прятки». (3-4 минуты) Логопед: «А теперь отдохнём! Встаньте, пожалуйста. Если услышите в слове звонкий звук [Д] или [Д'] – подпрыгните и хлопните в ладоши. Если глухой [Т] или [Т'] – присядьте и обхватите колени». Слова: дом, том, дым, тыл, дверь, торт, дятел, тень.
3. Знакомство с другими жителями: «Твёрдые и Мягкие». (10-12 минут) Логопед: «В нашем городе есть ещё одни пары жителей. Одни – жёсткие и крепкие, как камушки, а другие – нежные и мягкие, как пух». Тактильное упражнение «Камень и вата»: Дети трогают карточку с наждачной бумагой (или камень). Логопед: «Какой он на ощупь? (Жёсткий, твёрдый). Такой и твёрдый звук [Л] в слове «ЛАК»». Дети трогают ватный диск или кусочек бархата. Логопед: «А этот? (Мягкий, нежный). Такой и мягкий звук [Л'] в слове «ЛИС»». Показываем карточки-символы: «синий квадрат» (общепринятый символ твёрдого звука) и «зелёный квадрат» (символ мягкого звука). Артикуляционное сравнение: Логопед: «Давайте почувствуем разницу. Произнесите [Л] (ЛАК) и [Л'] (ЛИС). Посмотрите в зеркало, как меняется положение языка? (При мягком звуке спинка языка поднимается к нёбу выше)». Игра «Твёрдый-Мягкий»: Логопед называет слоги или слова, а дети показывают синюю или зелёную карточку. Примеры: [МА] – [МЯ], [НЫ] – [НИ], «РА» – «РЯ», «НО» – «НЁ», «ЛА»-ЛЯ, КА-КИ, ТЫ-ТИ
Работа с картинками (на доске): Пара картинок: «Лук» – «Люк». Логопед: «Определим первый звук в слове «Лук». [Л]. Он твёрдый, покажем синий квадрат. А в слове «Люк»? [Л']. Он мягкий, покажем зелёный квадрат».
IV. Закрепление. Игровое задание. (5-7 минут) Дидактическая игра «Разложи по домикам» (на магнитной доске). На доске – четыре «домика» с символами: 1. Колокольчик (звонкие). 2. Перечёркнутый рот (глухие). 3. Синий квадрат (твёрдые). 4. Зелёный квадрат (мягкие). У детей набор картинок (мыло, мило, шар, жар, кот, кит, роза, лоза и т.д.). Задание: Подойти к доске, назвать свою картинку, определить первый звук по двум признакам (звонкий/глухой И твёрдый/мягкий) и прикрепить картинку к нужному домику. Например: «МЫЛО – первый звук [М]. Он звонкий и твёрдый. Отнесу его к домику с колокольчиком и синему домику». Логопед помогает и направляет.
V. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты) Логопед: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы сегодня были настоящими исследователями звуков! Давайте вспомним: Какие звуки любят петь и у них «работает моторчик»? (Звонкие). Какие звуки произносятся тихо? (Глухие). ·На что похожи твёрдые звуки? (На камень). А мягкие? (На вату)».
Оценка работы: Логопед хвалит каждого ученика, отмечая его конкретные успехи Прощание: Ритуал окончания занятия (например, все вместе говорят «До свидания, город Согласных!»).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс Урок 4 07.10.2025 г.
Логопедическое занятие на тему: «Путешествие в город Согласных. Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки».
Цель: Учить различать согласные звуки по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости на основе слухового, зрительного и тактильного контроля.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Закреплять понятия «звук», «согласный звук». Учить дифференцировать согласные звуки по парным признакам: [звонкий]-[глухой], [твёрдый]-[мягкий]. Активизировать словарный запас по теме.
Коррекционно-развивающие: Развивать фонематический слух, восприятие и анализ. Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Развивать тактильные ощущения (рука на горле – «работает моторчик»). Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение).
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе, соблюдать очередность. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Оборудование: Интерактивная доска или магнитная доска с картинками. Карточки-символы: «колокольчик» (для звонких), «сосуд с ядом» (для глухих), «камень» (для твёрдых), «пух/подушка» (для мягких). Набор предметных картинок с парными согласными (например: «бочка»-«почка», «мышка»-«мишка», «лук»-«люк»). Зеркала для каждого ученика. Мягкий мячик. «Тактильные мешочки» или карточки с разной поверхностью (наждачная бумага – твёрдый, бархат/ватный диск – мягкий).
Ход занятия: I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (2-3 минуты) Логопед: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в город Согласных Звуков. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на интересную работу». Упражнение «Передай мячик и назови звук»: Логопед передаёт мячик ученику и называет любой гласный звук([а], [о], [у]). Ученик должен повторить его и передать мячик дальше. Задача – вспомнить, что гласные звуки мы можем петь, и им ничто не мешает во рту.
II. Актуализация знаний. Повторение. (3-4 минуты) Логопед: «А вот и ворота в город Согласных. Но чтобы войти, нужно вспомнить, чем согласные звуки отличаются от гласных? (При их произнесении воздуху мешают губы, зубы, язык). Давайте проверим!» Артикуляционная гимнастика (с зеркалами): «Заборчик» (улыбка) – звук [с]· «Трубочка» (губы вперёд) – звук [ш]. · «Часики» (язык двигается влево-вправо) – звук [л]. «Пароход гудит» – [ы-ы-ы] (напомнить, что это гласный). Логопед: «Молодцы! Ворота открыты!»
III. Основная часть. (20-25 минут) 1. Знакомство с жителями: «Звонкие и Глухие». (10-12 минут) Логопед: «В этом городе живут необычные пары. Одни жители любят шуметь и петь, а другие – тихони. Давайте их найдём». Тактильное упражнение «Работает моторчик»: Логопед просит детей положить ладошку на своё горлышко. «Произнесите долго звук [Ж] (жук). Что чувствуете? (Дрожит, «работает моторчик»). Это звонкий звук! Ему помогает наш голос». «А теперь произнесите звук [Ш] (змея). Что чувствуете? (Дрожания нет, тишина). Это глухой звук. Он любит тишину».
Показываем карточки-символы: «колокольчик» для звонких и «перечёркнутый ротик/сосуд с ядом (ш-ш-ш, ядовито)» для глухих. Игра «Звени – Не звени»: Логопед называет парные звуки: [Б]-[П], [В]-[Ф], [Г]-[К], [Д]-[Т], [З]-[С], [Ж]-[Ш]. Дети на звонкий звук поднимают карточку с колокольчиком, на глухой – карточку с символом тишины. Работа с картинками (на доске): Пара картинок: «Бочка» – «Почка». Логопед: «Давайте определим первый звук в слове «Бочка». [Б]. Рука на горло – «моторчик» работает? (Да). Значит, он какой? (Звонкий). А в слове «Почка»? [П]. «Моторчик» работает? (Нет). Значит, он... (глухой)». Аналогично разбираем 2-3 пары.
2. Физкультминутка «Звуковые прятки». (3-4 минуты) Логопед: «А теперь отдохнём! Встаньте, пожалуйста. Если услышите в слове звонкий звук [Д] или [Д'] – подпрыгните и хлопните в ладоши. Если глухой [Т] или [Т'] – присядьте и обхватите колени». Слова: дом, том, дым, тыл, дверь, торт, дятел, тень.
3. Знакомство с другими жителями: «Твёрдые и Мягкие». (10-12 минут) Логопед: «В нашем городе есть ещё одни пары жителей. Одни – жёсткие и крепкие, как камушки, а другие – нежные и мягкие, как пух». Тактильное упражнение «Камень и вата»: Дети трогают карточку с наждачной бумагой (или камень). Логопед: «Какой он на ощупь? (Жёсткий, твёрдый). Такой и твёрдый звук [Л] в слове «ЛАК»». Дети трогают ватный диск или кусочек бархата. Логопед: «А этот? (Мягкий, нежный). Такой и мягкий звук [Л'] в слове «ЛИС»». Показываем карточки-символы: «синий квадрат» (общепринятый символ твёрдого звука) и «зелёный квадрат» (символ мягкого звука). Артикуляционное сравнение: Логопед: «Давайте почувствуем разницу. Произнесите [Л] (ЛАК) и [Л'] (ЛИС). Посмотрите в зеркало, как меняется положение языка? (При мягком звуке спинка языка поднимается к нёбу выше)». Игра «Твёрдый-Мягкий»: Логопед называет слоги или слова, а дети показывают синюю или зелёную карточку. Примеры: [МА] – [МЯ], [НЫ] – [НИ], «РА» – «РЯ», «НО» – «НЁ», «ЛА»-ЛЯ, КА-КИ, ТЫ-ТИ
Работа с картинками (на доске): Пара картинок: «Лук» – «Люк». Логопед: «Определим первый звук в слове «Лук». [Л]. Он твёрдый, покажем синий квадрат. А в слове «Люк»? [Л']. Он мягкий, покажем зелёный квадрат».
IV. Закрепление. Игровое задание. (5-7 минут) Дидактическая игра «Разложи по домикам» (на магнитной доске). На доске – четыре «домика» с символами: 1. Колокольчик (звонкие). 2. Перечёркнутый рот (глухие). 3. Синий квадрат (твёрдые). 4. Зелёный квадрат (мягкие). У детей набор картинок (мыло, мило, шар, жар, кот, кит, роза, лоза и т.д.). Задание: Подойти к доске, назвать свою картинку, определить первый звук по двум признакам (звонкий/глухой И твёрдый/мягкий) и прикрепить картинку к нужному домику. Например: «МЫЛО – первый звук [М]. Он звонкий и твёрдый. Отнесу его к домику с колокольчиком и синему домику». Логопед помогает и направляет.
V. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 минуты) Логопед: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Вы сегодня были настоящими исследователями звуков! Давайте вспомним: Какие звуки любят петь и у них «работает моторчик»? (Звонкие). Какие звуки произносятся тихо? (Глухие). ·На что похожи твёрдые звуки? (На камень). А мягкие? (На вату)».
Оценка работы: Логопед хвалит каждого ученика, отмечая его конкретные успехи Прощание: Ритуал окончания занятия (например, все вместе говорят «До свидания, город Согласных!»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект логопедического занятия по теме"Путешествие в страну гласных звуков А , У" в старшей группе
Конспект занятия с использованием ТСО (презентации) по теме "Путешествие в страну гласных звуков А,У"...

Урок письма "Согласные звонкие и глухие (Г - К)" в 3 классе.
Обучение фонетически правильному письму в специальной (коррекционной) школе VIII вида приходится на второй класс. Наибольшие затруднения у учащихся вызывает тема «Звонкие и глухие согласные». Работа п...

Конспект логопедического занятия на тему: "Путешествие в страну звуков"
Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:1. Образовывать множественное число существительных.2. Развивать мышление, коо...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Путешествие в зоопарк." Звук [Р]
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: "Путешествие в зоопарк"Звук[Р]...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Путешествие"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Путешествие".Дифференциация звуков "С" и "Ш"....
Логопедическое занятие на тему: Буквы. Гласные и согласные звуки. 10 класс для детей с УО
Логопедическое занятие на тему: Буквы. Гласные и согласные звуки.Цель: Закрепить умения различать гласные и согласные звуки на слух и на письме.Задачи: Коррекционно-образовательные: повторить и закреп...
Логопедическое занятие на тему: «Путешествие в Страну Звуков. Гласные и согласные» 10 класс для детей с УО
Логопедическое занятие на тему: «Путешествие в Страну Звуков. Гласные и согласные» Цель: Формирование представлений о речевых звуках, дифференциация гласных и согласных звуков по артикуляц...