Методическая разработка занятия в ГПД с детьми с ОВЗ "Ключик к общению - доброта"
план-конспект занятия (5 класс)
Разработка предназначена для помощи воспитателям при работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.
Тема:
“Ключик к общению - доброта»
Автор разработки: Кобзева Ирина Фёдоровна
Место работы: ГБОУ СОШ 382
Должность: воспитатель
Стаж работы в занимаемой должности – 2 года
Название мероприятия:
внеклассное занятие
«Доброта - ключик к общению»
Форма проведения: Игра-путешествие по дороге доброты
Введение
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена воспитателям для работы с воспитанниками с ОВЗ.
Пояснительная записка
Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье – когда ты умеешь быть понятным. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, зависит очень многое.
Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учёбу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
ФГОС для детей с ОВЗ обращает внимание на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях, на практическое освоение ими социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия. Отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение школьников данного контингента не только со сверстниками, но и со взрослыми. Они часто не видят отличий в разговоре со взрослыми и сверстниками, не умеют задавать вопросы, при ответах теряются. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут
-поддерживать и развивать установившийся контакт,
-не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание,
-не умеют внимательно слушать и слышать собеседника,
-взаимодействовать с партнером,
-доносить до партнёра информацию,
-достойно выходить из конфликтной ситуации,
-мириться,
-различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника.
Не пройдя «школы» общения со сверстниками, они выпадают из устоявшейся детской культурной среды с её неписаными законами и правилами, не умеют говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгаются ими.
Т.е. развитие навыков общения является необходимым условием для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная часть
Тема:
«Ключик к общению - доброта»
Цель: воспитывать культуру общения
Задачи:
- раскрыть положительные стороны доброты;
- побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;
- сформировать в сознании детей понятие “доброта”;
- расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека.
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
1 слайд
Воспитатель
Здравствуйте, уважаемые гости.
Добрый день, дорогие ребята.
Я очень рада всех вас видеть.
Надеюсь, что наша встреча будет доброй и интересной.
Ребята, я думаю, что большинство людей на Земле умные, мудрые, живут с добротой в сердце.
2 слайд
А ведь
можно по - разному жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
-Что значит, подарить солнце людям? (Ответы детей)
-А как вы думаете, почему, если вы будете добрыми, вежливыми, у вас появится больше друзей? (Ответы детей)
Воспитатель
Ребята, это действительно так. Если человек добр по отношению к окружающим, то с ним хотят общаться, у него много друзей.
Это доказывает сама жизнь.
Я хочу вам предложить посмотреть видео, которое нам прислали.
3 слайд
Дети смотрят видео, где к ним обращается их одноклассница Филиппова Даша.
Она говорит о том, что в школе у неё много друзей. Потому, что у неё есть ключик доброты. А этот ключик приобрести ей помогла начальная школа. И Даша желает своим одноклассникам тоже такой ключик найти
Воспитатель
Вот видите, ребята, Даша нашла ключик к общению. Ну, а вам предстоит его найти. И тогда ваша жизнь наполнится добротой, новыми друзьями, хорошим настроением.
И сейчас мы с вами отправимся по дороге к доброте. Итак, двигаемся в путь.
4 слайд
Перед нами волшебные ворота, которые не пускают нас на эту дорогу
Чтобы они открылись, нам надо отгадать загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт:
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска её боится. (Улыбка.)
Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Мы улыбнулись и
5 слайд
Мы улыбнулись и ворота открылись, и мы попали на Улицу Улыбки
Воспитатель
Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Улыбка помогает нам в отношениях с людьми.
И мы с улыбкой двигаемся дальше по дороге к Доброте и попадаем на Улицу добрых слов
6 слайд
(игра «Добрые слова)
– Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо)
– Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. ..(добрый день)
– Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим ……(извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ……. (до свидания)
7 слайд
Воспитатель
А вот мы дошли до улицы, где растёт «Дерево доброты» Посмотрите, ребята, красивая улица, вся в цветах и дерево есть, но нет на нем листочков. Я думаю, нужно исправить этот недостаток. Перед вами в конвертах лежат листочки, где написаны качества человека. Вы должны выбрать те качества, которые необходимы доброму человеку, а из них мы с вами сделаем крону нашему дереву.
(Дети выбирают листочки с нужными качествами и прикрепляют их к дереву)
8 слайд
Посмотрите, как изменилась улица. Она стала еще красивее.
Далее выходим в Переулок сказок
9 слайд
-Послушайте сказку
Жила-была на земле девочка. Захотелось ей иметь подружку. Вот и обратилась она к старому, седому волшебнику:
– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить всю свою жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
– Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла девочка в условленное место… Пришла и видит: стоят 2 девушки.
– Вот - выбирай, – сказал волшебник. –
Одну зовут Богатство, другую – Доброта.
– Они обе прекрасны, – сказала девочка. – Не знаю, кого и выбрать…
– Твоя правда, – ответил волшебник, – и ты в жизни ещё встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
-Как вы думаете, кого выбрала девочка?
-А кого бы выбрали вы (Ответы детей).
Да, ребята, несмотря на то, что в современном мире много говорят о богатстве , о деньгах, я, всё - таки , думаю, что самое большое богатство - это доброта. Именно к доброте нам нужно стремиться. А сейчас я предлагаю каждому из вас вспомнить и сказать, какое доброе дело вы сделали вчера. И вслух похвалить себя за это, сказать «Я- молодец!
(если дети затрудняются, начать с себя)
10 слайд
Воспитатель
А сейчас мы вышли на улицу задач.
“Задача не на сложение, а на другое правило”.
По улице шли двое прохожих.
Одному было 62 года, другому – 10 лет.
У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
– У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.
– Разве? – удивился тот.
– Конечно, – объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.
– Я вижу, что ты хорошо знаешь сложение и вычитание, – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. –
Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.
(Обсуждение ситуации)
Воспитатель
11 слайд
Перед нами улица, где живут люди, которые нуждаются в вашей помощи.
12 слайд
Воспитатель
А посмотрите, кто нам идёт навстречу?
Наверное, это самый проблемный житель этой улицы.
И он больше всех нуждается в помощи.
Оказывается, это - Злюка.
У него постоянно плохое настроение,
И он всегда говорит другим только плохие слова.
А вы знаете, что «чёрные» слова
Засоряют нашу речь, портят настроение и здоровье.
И хуже становится тому, кто ругается.
Вот какой тяжёлый случай.
Что нужно сделать Злюке в первую очередь? (улыбнуться, извиниться)
13 слайд
-Ребята, помогая жителю улицы, вы советовали улыбнуться.
Улыбка такая добрая, ласковая и я дружу с ней.
И хочу, чтобы вы тоже дружили с улыбкой.
Давайте встанем в круг и, с улыбкой передавая мяч,
Назовём друг друга ласково.
(Игра «Назови ласково»)
14 слайд
А сейчас мы подошли к улице «Устами младенца».
(Смотрят видео)
- О чём говорят малыши? О чём речь? Что должно быть у всех людей? За что мы любим наших близких?
Педагог- ребята, вы молодцы достойно прошли все улицы и переулки, помогли тем, кто нуждался в вашей помощи.
15слайд
И, посмотрите, на нашем пути возник сундучок, где хранятся ключики доброты, о которых нам говорила Даша.
А теперь, когда ключики уже так близко, положите руку на сердце, почувствуйте, живут ли в вашем сердце любовь и доброта? Я думаю, что с сегодняшнего дня их будет больше . А, значит, вы найдете ещё много друзей и ваше общение с ними будет полезным и приятным. Я дарю вам эти ключики – символ приятного доброго общения. Они откроют дверцу доброты в ваших сердцах.
Педагог из сундучка раздает детям ключики доброты
(Тренинг “Связующая нить”)
16 слайд
Ребята, у меня есть волшебный клубочек. Сейчас клубочек покатится по рукам. Пока он у вас в руках, вы можете пожелать что-то доброе своему соседу, можете рассказать, как вы себя чувствуете, какое у вас настроение, а потом передайте клубочек дальше, но ниточку из рук не выпускайте.
(Дети высказываются).
Когда клубочек возвращается к учителю,
все оказываются связанными одной нитью).
Воспитатель:
А теперь натяните ниточку, почувствуйте, что на том конце ваш друг, почувствуйте себя единым целым. И в заключение нашего путешествия я хочу вам пожелать: крепкого здоровья и успехов в учёбе, а еще поблагодарить вас за активное участие на занятии,
Сказать «спасибо» за радость общения с вами!
И я надеюсь, что сегодня вам эти ключики доброты помогут сделать добрые дела, говорить добрые слова и всегда идти в жизни дорогою добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с детьми 1-го года обучения
Методическая разработка занятия с детьми 1-го года обучения...
Интегрированный подход и инсценирование на уроках английского языка. Методические разработки занятий с одаренными детьми.
Цель: повысить интерес учащихся к изучению английского языка в нестандартной обстановке, развить творческие способности одаренных учащихся....

Методическая разработка занятия с детьми по холодному фарфору
Научить детей работать с полимерной глиной...

Методическая разработка занятия по развитию навыков общения у детей с ОВЗ (старший возраст)
Конспект занятие по развитию навыков межличностных отношений для подростков с ОВЗ...
Методическая разработка занятия на тему: "Доброта спасёт мир".
Методическая разработка занятия на тему: "Доброта спасёт мир" направлена на формирование нравственных качеств, развитие творческих способностей школьников....

Методическая разработка занятия-игры для 5 класса "Волонтёры доброты"
Занятие «Волонтёры доброты» направлено на духовно-нравственное и социальное развитие личности. Актуальность данных направлений указаны в ФГОС и национальном проекте «Образование&raqu...

Методическая разработка «Занятия с детьми группы риска, направленные на повышение их уровня адаптации в ОУ»
Психолого – педагогическое сопровождение детей «группы риска» является одной из острых проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. С каждым г...
