Методическая разработка занятия в ГПД с детьми с ОВЗ "Ключик к общению - доброта"
план-конспект занятия (5 класс)

Кобзева Ирина Фёдоровна

Разработка предназначена для помощи воспитателям при работе с детьми с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klyuchik_k_obshcheniyu_dobrota.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.

Тема:

“Ключик к общению - доброта»

Автор разработки: Кобзева Ирина Фёдоровна

Место работы: ГБОУ СОШ 382

Должность: воспитатель

Стаж работы в занимаемой должности – 2 года

Название мероприятия:

внеклассное занятие

«Доброта - ключик к общению»

Форма проведения: Игра-путешествие по дороге доброты

Введение

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия предназначена воспитателям для работы с воспитанниками с ОВЗ.

Пояснительная записка

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье – когда ты умеешь быть понятным. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, зависит очень многое.

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учёбу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

ФГОС для детей с ОВЗ обращает внимание на формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях, на практическое освоение ими социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия. Отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение школьников данного контингента не только со сверстниками, но и со взрослыми. Они часто не видят отличий в разговоре со взрослыми и сверстниками, не умеют задавать вопросы, при ответах теряются. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут

-поддерживать и развивать установившийся контакт,

-не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание,

-не умеют внимательно слушать и слышать собеседника,

-взаимодействовать с партнером,

-доносить до партнёра информацию,

-достойно выходить из конфликтной ситуации,

-мириться,

-различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника.

Не пройдя «школы» общения со сверстниками, они выпадают из устоявшейся детской культурной среды с её неписаными законами и правилами, не умеют говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгаются ими.

Т.е. развитие навыков общения является необходимым условием для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная часть

Тема:

«Ключик к общению - доброта»

Цель: воспитывать культуру общения

Задачи:

  • раскрыть положительные стороны доброты;
  • побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;
  • сформировать в сознании детей понятие “доброта”;
  • расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека.

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

1 слайд

Воспитатель

Здравствуйте, уважаемые гости.

Добрый день, дорогие ребята.

Я очень рада всех вас видеть.

Надеюсь, что наша встреча будет доброй и интересной.

Ребята, я думаю, что большинство людей на Земле умные, мудрые, живут с добротой в сердце.

2 слайд

А ведь

можно по - разному жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.

А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

-Что значит, подарить солнце людям? (Ответы детей)

-А как вы думаете, почему, если вы будете добрыми, вежливыми, у вас появится больше друзей? (Ответы детей)

Воспитатель

Ребята, это действительно так. Если человек добр по отношению к окружающим, то с ним хотят общаться, у него много друзей.

Это доказывает сама жизнь.

Я хочу вам предложить посмотреть видео, которое нам прислали.

3 слайд

Дети смотрят видео, где к ним обращается их одноклассница Филиппова Даша.

Она говорит о том, что в школе у неё много друзей. Потому, что у неё есть ключик доброты. А этот ключик приобрести ей помогла начальная школа. И Даша желает своим одноклассникам тоже такой ключик найти

Воспитатель

Вот видите, ребята, Даша нашла ключик к общению. Ну, а вам предстоит его найти. И тогда ваша жизнь наполнится добротой, новыми друзьями, хорошим настроением.

И сейчас мы с вами отправимся по дороге к доброте. Итак, двигаемся в путь.

4 слайд

Перед нами волшебные ворота, которые не пускают нас на эту дорогу

Чтобы они открылись, нам надо отгадать загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт:

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска её боится. (Улыбка.)

Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Мы улыбнулись и

5 слайд

Мы улыбнулись и ворота открылись, и мы попали на Улицу Улыбки

Воспитатель

Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Улыбка помогает нам в отношениях с людьми.

И мы с улыбкой двигаемся дальше по дороге к Доброте и попадаем на Улицу добрых слов

6 слайд

(игра «Добрые слова)

– Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо)
– Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. ..(добрый день)
– Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим ……(извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят ……. (до свидания)

7 слайд

Воспитатель

А вот мы дошли до улицы, где растёт «Дерево доброты» Посмотрите, ребята, красивая улица, вся в цветах и дерево есть, но нет на нем листочков. Я думаю, нужно исправить этот недостаток. Перед вами в конвертах лежат листочки, где написаны качества человека. Вы должны выбрать те качества, которые необходимы доброму человеку, а из них мы с вами сделаем крону нашему дереву.

(Дети выбирают листочки с нужными качествами и прикрепляют их к дереву)

8 слайд

Посмотрите, как изменилась улица. Она стала еще красивее.
Далее выходим
в Переулок сказок

9 слайд

-Послушайте сказку

Жила-была на земле девочка. Захотелось ей иметь подружку. Вот и обратилась она к старому, седому волшебнику:

– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить всю свою жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

– Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла девочка в условленное место… Пришла и видит: стоят 2 девушки.

– Вот - выбирай, – сказал волшебник. –

Одну зовут Богатство, другую – Доброта.

– Они обе прекрасны, – сказала девочка. – Не знаю, кого и выбрать…

– Твоя правда, – ответил волшебник, – и ты в жизни ещё встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

-Как вы думаете, кого выбрала девочка?

-А кого бы выбрали вы (Ответы детей).

Да, ребята, несмотря на то, что в современном мире много говорят о богатстве , о деньгах, я, всё - таки , думаю, что самое большое богатство - это доброта. Именно к доброте нам нужно стремиться. А сейчас я предлагаю каждому из вас вспомнить и сказать, какое доброе дело вы сделали вчера. И вслух похвалить себя за это, сказать «Я- молодец!

(если дети затрудняются, начать с себя)

10 слайд

Воспитатель

А сейчас мы вышли на улицу задач.

“Задача не на сложение, а на другое правило”.

По улице шли двое прохожих.

Одному было 62 года, другому – 10 лет.

У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

– У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

– Разве? – удивился тот.

– Конечно, – объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

– Я вижу, что ты хорошо знаешь сложение и вычитание, – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. –

Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

(Обсуждение ситуации)

Воспитатель

11 слайд

Перед нами улица, где живут люди, которые нуждаются в вашей помощи.

12 слайд

Воспитатель

А посмотрите, кто нам идёт навстречу?

Наверное, это самый проблемный житель этой улицы.

И он больше всех нуждается в помощи.

Оказывается, это - Злюка.

У него постоянно плохое настроение,

И он всегда говорит другим только плохие слова.

А вы знаете, что «чёрные» слова

Засоряют нашу речь, портят настроение и здоровье.

И хуже становится тому, кто ругается.

Вот какой тяжёлый случай.

Что нужно сделать Злюке в первую очередь? (улыбнуться, извиниться)

13 слайд

-Ребята, помогая жителю улицы, вы советовали улыбнуться.

Улыбка такая добрая, ласковая и я дружу с ней.

И хочу, чтобы вы тоже дружили с улыбкой.

Давайте встанем в круг и, с улыбкой передавая мяч,

Назовём друг друга ласково.

(Игра «Назови ласково»)

14 слайд

А сейчас мы подошли к улице «Устами младенца».

(Смотрят видео)

- О чём говорят малыши? О чём речь? Что должно быть у всех людей? За что мы любим наших близких?

Педагог- ребята, вы молодцы достойно прошли все улицы и переулки, помогли тем, кто нуждался в вашей помощи.

15слайд

И, посмотрите, на нашем пути возник сундучок, где хранятся ключики доброты, о которых нам говорила Даша.

А теперь, когда ключики уже так близко, положите руку на сердце, почувствуйте, живут ли в вашем сердце любовь и доброта? Я думаю, что с сегодняшнего дня их будет больше . А, значит, вы найдете ещё много друзей и ваше общение с ними будет полезным и приятным. Я дарю вам эти ключики – символ приятного доброго общения. Они откроют дверцу доброты в ваших сердцах.

Педагог из сундучка раздает детям ключики доброты

(Тренинг “Связующая нить”)

16 слайд

Ребята, у меня есть волшебный клубочек. Сейчас клубочек покатится по рукам. Пока он у вас в руках, вы можете пожелать что-то доброе своему соседу, можете рассказать, как вы себя чувствуете, какое у вас настроение, а потом передайте клубочек дальше, но ниточку из рук не выпускайте.

(Дети высказываются).

Когда клубочек возвращается к учителю,

все оказываются связанными одной нитью).

Воспитатель:

А теперь натяните ниточку, почувствуйте, что на том конце ваш друг, почувствуйте себя единым целым. И в заключение нашего путешествия я хочу вам пожелать: крепкого здоровья и успехов в учёбе, а еще поблагодарить вас за активное участие на занятии,

Сказать «спасибо» за радость общения с вами!

И я надеюсь, что сегодня вам эти ключики доброты помогут сделать добрые дела, говорить добрые слова и всегда идти в жизни дорогою добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с детьми 1-го года обучения

Методическая разработка занятия с детьми 1-го года обучения...

Интегрированный подход и инсценирование на уроках английского языка. Методические разработки занятий с одаренными детьми.

Цель: повысить интерес учащихся к изучению английского языка в нестандартной обстановке, развить творческие способности одаренных учащихся....

Методическая разработка занятия с детьми по холодному фарфору

Научить детей работать с полимерной глиной...

Методическая разработка занятия по развитию навыков общения у детей с ОВЗ (старший возраст)

Конспект занятие по развитию навыков межличностных отношений для подростков с ОВЗ...

Методическая разработка занятия на тему: "Доброта спасёт мир".

Методическая разработка занятия на тему: "Доброта спасёт мир"  направлена на формирование нравственных качеств, развитие творческих способностей школьников....

Методическая разработка занятия-игры для 5 класса "Волонтёры доброты"

Занятие «Волонтёры доброты» направлено на духовно-нравственное и социальное развитие личности. Актуальность данных направлений указаны в ФГОС и национальном проекте «Образование&raqu...

Методическая разработка «Занятия с детьми группы риска, направленные на повышение их уровня адаптации в ОУ»

Психолого – педагогическое сопровождение  детей  «группы риска» является одной из острых проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе. С каждым г...