Конспект детско - родительского занятия "Традиции моей семьи. Птица - Радость"
план-конспект

Теплова Елена Сергеевна

Конспект детско - родительского занятия. Материал может быть использован педагогами, работающими с обучающимися начальных классов, с детьми с ОВЗ. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsa_radost.konspekt.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект детско – родительского занятия:  «Традиции моей семьи. Птица – Радость»

Цель: приобщение к истокам народного творчества, формирование и активизация творческого потенциала участников мастер - класса через обучение технологии изготовления обереговой куклы.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе весной.

2. Закрепить знания о связи обрядовых праздников с сезонными изменениями в природе.

3. Дать представление об обереговой кукле - мотанке «Птица – Радость»

4. Обучить родителей и детей технологии изготовления семейного оберега.

Развивающие:        

1. Развить познавательную активность, наблюдательность.

2. Развивать коммуникативные навыки, память, внимание.

3. Расширять словарный запас по теме весна.

4. Развивать творческие способности обучающихся, умение работать с различными материалами.

Воспитательные:

1. Активизировать совместную детско-родительскую деятельность и установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

2. Воспитывать уважение к традициям семьи и желание их продолжать.

3. Воспитывать чувство принадлежности к национальным ценностям и традициям.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, сигнальные карточки, фото-презентация о весне, раздаточный материал (зимующие и перелетные птицы), фото-презентация масленичных гуляний, атрибуты для хороводных игр, материал для изготовления куклы (белая натуральная ткань, ткани других расцветок, красные нитки).

Деятельность учителя

Действия обучающихся/

родителей

1. Организационно-мотивационный этап.

Создает доброжелательную обстановку, мотивирует обучающихся на успешный результат.

- Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня наше занятие будет необычное: мы будем выполнять разные задания, играть и общаться. От вас требуется хорошее настроение и готовность к работе. Вы готовы? Покажите ваше настроение.

2. Актуализация знаний. Определение темы занятия.

Актуализирует знания, через загадки, активизацию логического мышления (умозаключение), подводит к осознанию темы занятия.

- Ребята, послушайте внимательно загадку.

Зеленоглаза, весела

Девица-красавица.

А в подарок принесла

То, что всем понравится:

Зелень – листьям,

Нам тепло, волшебство – чтоб все цвело.

Вместе с нею прилетели птицы –

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Это девица … (весна)

- О каком времени года говорится?

- Какие весенние месяца вы знаете?

- Сегодня мы с вами вспомним всё, что вы изучали, наблюдали, читали про весну. Вспомним и узнаем новые традиции и обряды встречать весну и возвращение птиц, которые пришли к нам из далёкого прошлого от древних славян. А ещё вас ждет творческая работа.

3. Основной этап

Обращает внимание на фотоколлаж «Такая разная весна», созданный из семейных фотографий ранее. Дополнительные фотографии представлены на слайде.

- Итак, что же мы знаем о весне. Давайте вспомним об изменениях в природе весной. Помогут нам в этом фотографии ваших семейных прогулок весной.  

Упражнение «Бывает или не бывает»

- Педагог называет признак, если он относится к весне, дети хлопают. Если нет, то поднимают руки вверх, а потом исправляют.

- Человек весной собирает урожай.

- Птицы вьют гнезда.

- Вороны возвращаются из жарких стран.

- Тает снег.

- Ласточки возвращаются из теплых краев.

- Листья желтеют и опадают.

- На лужах появляется лёд.

- На реках начинается ледоход.

- На деревьях набухают почки.

- Появляется первая травка.

- Появляются первые насекомые.

- Ёж весною сладко спит.

- Заяц поменял серую шубку на белую.

Упражнение «Соедини пословицу»

- Вместе со своей семье вы нашли весенние заклички, пословицы и поговорки.

- Давайте вспомним, как русский народ в пословицах говорил о весне.

Участникам предлагается текст пословиц, разделенный на две части.

- В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

- Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

- Весна да осень – на дню погод восемь

- Вода с гор потекла - весну принесла.

- Зима весну пугает, да сама тает

- На весну надейся, а дрова береги!

- Весною сверху печёт, а снизу морозит.

- Март и снегом сеет, солнцем греет.

- Люди во все времена любили весну и с нетерпением ждали ее. Древние славяне жили по природному календарю. Приход весны определяли по Солнцу. Со дня весеннего равноденствия, когда день равен ночи, весна приходит на смену зиме, и начинаются обновления в природе. Этот день очень ждали и почитали. Именно с этого дня наши предки начинали подготовку к работам на земле. Людям необходимо было после длинной, холодной зимы взбодриться весельем и обильной едой перед началом полевых работ. В честь начала весны устраивали праздники. Некоторые сохранились и до наших времен.

- Какие праздники вы знаете, которые связаны с приходом весны?

- Вспомните, как называли Масленицу древние славяне? (Комоедица)

- А почему блины были главным блюдом на празднике Маслинице - Комоедице?

- Правильно, блин круглый, горячий, похож на яркое, ласковое Солнце.

- Праздник Масленица означает приход весны и тепла, пробуждения природы после зимнего сна. В этот праздник провожали богиню зиму (Морену) и торжественно сжигали ее чучело. Масленица – это веселый праздник проводов зимы, с радостным ожиданием весеннего тепла и обновления Матушки Природы. Пословица гласит: Масленица Зиму замыкает, Весну Красну приглашает!

На слайдах представлены фотографии праздничных масленичных гуляний, картинны художников.

Упражнение «Птичьи голоса»

Звучит музыкальная композиция со звуками природы, пением птиц.

- Закройте глаза и прислушайтесь.

- Что вы услышали?

Упражнение «Зимующее и перелётные птицы»

- Давайте вспомним перелётных и зимующих птиц.

Педагог раздает карточки с набором зимующих и перелётных птиц.

- Разделите карточки на 2 группы: зимующие и перелётные птицы. Вспомните название птиц.

- Древние славяне наблюдали, что в дни весеннего равноденствия птицы из тёплых стран прилетали жаворонки, а за ними и все перелётные птицы. В эти дни славяне отмечали праздник Жаворонки или Сороки. Было поверье, что на Сороки прилетает 40 разных птиц, а через 40 дней можно ждать настоящую тёплую весну.

Чтобы весна не задерживалась, женщины к началу этого праздника выпекали из теста птичек - жаворонков и проводили обряды.

Птичек раздавали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головку сели». Этими словами мамы и бабушки желали детям здоровье и удачу на весь год.

Дети сами мастерили пташек из бересты, насаживали их на веточки, бегали, весело размахивая ими, пели заклички. Молодёжь водила обрядовые игры-хороводы.

- Давайте и мы покличем весну.

Участникам предлагаются атрибуты для ряжения: косынки, сарафаны, жилеты, бумажные птички на веточках.

Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам,

Принесите из-за моря вы нам весну!

Весну ясную, весну красную.

Унесите от нас зиму холодную!

Нам зима холодная наскучила,

Руки- ноги нам отморозила!

Ждем тебя, весна, отворяй ворота!

Игра-хоровод «Золотые ворота»

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!

Идет Матушка – весна, отворяйте ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Первый Март пришёл, всех детей провёл.

А за ним - Апрель отворил окно и дверь.

А уж как пришёл Май, сколько хочешь гуляй!

Идёт Матушка-весна по полям - лесам.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

4. Творческая работа

- Ребята, вы знаете, что символом весны для славян были птицы.

- А хотите увидеть необычную птицу? Вы удивлены? Да, это обереговая кукла - мотанка «Птица – Радость» или «Птица Рода».

- Раньше, вы уже познакомились с некоторыми обереговыми куклами. Педагог обращает внимание на выставку обереговых кукол или предлагает фото на слайде.

- У древних славян было особое трепетное отношение к куклам. Традиции по изготовлению, значению каждой куклы бережно хранили и передавали внутри рода от старших к младшим. Кукол (обереговые, обрядовые, целительные) славяне мастерили, чтобы защищать детей и взрослых от болезней, завистников, охранять лад в семье, оберегать дом, проводить сезонные обряды.

- «Птица -  Радость» особая кукла - кукла весеннего обряда. Этих кукол мастерили, встречая первых птиц, радуясь наступающему теплу и обновлению природы. Женщины, когда мастерили куклу, верили, что ее магическая сила принесет душевный покой, домашнее тепло, оградит от печали, чужих недобрых взглядов. А еще эта кукла поворачивает время на весну, а жизнь - на радость. На одежде куколы семь птичек, каждая — символ радости на свой день недели. Все птички несут радость на своих маленьких крылышках!

- Далее участники изготавливают куклу-мотанку «Птица – Радость» по предложенной инструкции.

5. Заключительная часть

Презентация итоговых работ.

- Вот наши куклы и готовы. Посмотрите, какие они получились разные, но очень яркие и пестрые. Теперь весна к нам поторопится.

Рефлексия

Упражнение «Птички – невелички» с добрыми словами»

- Кукла «Птица – Радость»  украшается пташками. Семь птичек, каждая — символ радости на свой день недели.

- Давайте и мы украсим своих кукол пташками и скажем добрые слова. Все птички несут радость на своих маленьких крылышках!

- Сделайте такую куклу дома и подарите своим близким. Помните, что кукла «Птица – Радость» - это оберег вашего дома, она заряжена нашими добрыми словами и хорошим настроением.

Удачи!

Настраиваются на занятие, оценивают свое настроение по  сигнальным карточкам.

Обучающиеся слушают и отгадывают загадку.

Обучающиеся отвечают, что такое весна, называют месяца.

Дети внимательно слушают, соотносят с признаком весны и если необходимо, исправляют.

Пословицы взяты из задания «Спроси бабушку» (см. план проекта).

Участники читают свой текст и находят вторую смысловую часть.

Участники слушают и рассматривают фотографии и картины художников на слайдах.

Участники отвечают на вопросы, рассматривают фотографии на слайдах.

Участники слушают голоса птиц и отвечают.

Участники выполняют задание в паре (родитель и ребенок).

Дети берут в руки веточки с бумажными птичками, поют заученные заклички.

Пара игроков встает лицом друг к другу и поднимает вверх руки – это ворота. Остальные игроки встают в круг и проходят между игроками-воротами.

С последними словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся в круг. Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

Участники выполняют куклу по инструкции.

Участники (ребенок и родитель) украшают куклу птичками, которые сделали ранее и на каждую птичку говорят добрые пожелания друг другу.

Маленьких птичек дети изготовили ранее, см. план.

Библиографический список:

1. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.

2. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1990. – 176 с.

3. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. – 2-е изд., М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 542 с.

3. Онлайн – журнал Ярмарка Мастеров (www.livemaster.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема детско-родительских отношений "Моя семья"

Внеурочное мероприятие - проблема детско-родительских отношений "Моя семья"....

КОНСПЕКТ ОБЩЕГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ТЕМА: «Семья и детский сад: детство без жестокости и насилия».

КОНСПЕКТ ОБЩЕГО  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ТЕМА: «Семья и детский сад: детство без жестокости и насилия».Цель: Повышение правовой культуры родителей.Задачи:- формирование в обществе...

Родительское собрание "Моя семья - моя радость"

Разработка конспекта-сценария и презентаци к родительскому собранию "Моя семья - моя радость"...

"Детско-родительские отношения, в семьях воспитывающих детей с дцп"

Статья предназначена для специалистов, работающих с детьми с дцп....

Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...

Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...