Конспект детско - родительского занятия "Традиции моей семьи. Птица - Радость"
план-конспект
Конспект детско - родительского занятия. Материал может быть использован педагогами, работающими с обучающимися начальных классов, с детьми с ОВЗ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект детско – родительского занятия: «Традиции моей семьи. Птица – Радость»
Цель: приобщение к истокам народного творчества, формирование и активизация творческого потенциала участников мастер - класса через обучение технологии изготовления обереговой куклы.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе весной.
2. Закрепить знания о связи обрядовых праздников с сезонными изменениями в природе.
3. Дать представление об обереговой кукле - мотанке «Птица – Радость»
4. Обучить родителей и детей технологии изготовления семейного оберега.
Развивающие:
1. Развить познавательную активность, наблюдательность.
2. Развивать коммуникативные навыки, память, внимание.
3. Расширять словарный запас по теме весна.
4. Развивать творческие способности обучающихся, умение работать с различными материалами.
Воспитательные:
1. Активизировать совместную детско-родительскую деятельность и установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
2. Воспитывать уважение к традициям семьи и желание их продолжать.
3. Воспитывать чувство принадлежности к национальным ценностям и традициям.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, сигнальные карточки, фото-презентация о весне, раздаточный материал (зимующие и перелетные птицы), фото-презентация масленичных гуляний, атрибуты для хороводных игр, материал для изготовления куклы (белая натуральная ткань, ткани других расцветок, красные нитки).
Деятельность учителя | Действия обучающихся/ родителей |
1. Организационно-мотивационный этап. Создает доброжелательную обстановку, мотивирует обучающихся на успешный результат. - Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня наше занятие будет необычное: мы будем выполнять разные задания, играть и общаться. От вас требуется хорошее настроение и готовность к работе. Вы готовы? Покажите ваше настроение. 2. Актуализация знаний. Определение темы занятия. Актуализирует знания, через загадки, активизацию логического мышления (умозаключение), подводит к осознанию темы занятия. - Ребята, послушайте внимательно загадку. Зеленоглаза, весела Девица-красавица. А в подарок принесла То, что всем понравится: Зелень – листьям, Нам тепло, волшебство – чтоб все цвело. Вместе с нею прилетели птицы – Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Это девица … (весна) - О каком времени года говорится? - Какие весенние месяца вы знаете? - Сегодня мы с вами вспомним всё, что вы изучали, наблюдали, читали про весну. Вспомним и узнаем новые традиции и обряды встречать весну и возвращение птиц, которые пришли к нам из далёкого прошлого от древних славян. А ещё вас ждет творческая работа. 3. Основной этап Обращает внимание на фотоколлаж «Такая разная весна», созданный из семейных фотографий ранее. Дополнительные фотографии представлены на слайде. - Итак, что же мы знаем о весне. Давайте вспомним об изменениях в природе весной. Помогут нам в этом фотографии ваших семейных прогулок весной. Упражнение «Бывает или не бывает» - Педагог называет признак, если он относится к весне, дети хлопают. Если нет, то поднимают руки вверх, а потом исправляют. - Человек весной собирает урожай. - Птицы вьют гнезда. - Вороны возвращаются из жарких стран. - Тает снег. - Ласточки возвращаются из теплых краев. - Листья желтеют и опадают. - На лужах появляется лёд. - На реках начинается ледоход. - На деревьях набухают почки. - Появляется первая травка. - Появляются первые насекомые. - Ёж весною сладко спит. - Заяц поменял серую шубку на белую. Упражнение «Соедини пословицу» - Вместе со своей семье вы нашли весенние заклички, пословицы и поговорки. - Давайте вспомним, как русский народ в пословицах говорил о весне. Участникам предлагается текст пословиц, разделенный на две части. - В марте мороз скрипуч, да не жгуч. - Весна цветы рассыпает, зима снег простилает. - Весна да осень – на дню погод восемь - Вода с гор потекла - весну принесла. - Зима весну пугает, да сама тает - На весну надейся, а дрова береги! - Весною сверху печёт, а снизу морозит. - Март и снегом сеет, солнцем греет. - Люди во все времена любили весну и с нетерпением ждали ее. Древние славяне жили по природному календарю. Приход весны определяли по Солнцу. Со дня весеннего равноденствия, когда день равен ночи, весна приходит на смену зиме, и начинаются обновления в природе. Этот день очень ждали и почитали. Именно с этого дня наши предки начинали подготовку к работам на земле. Людям необходимо было после длинной, холодной зимы взбодриться весельем и обильной едой перед началом полевых работ. В честь начала весны устраивали праздники. Некоторые сохранились и до наших времен. - Какие праздники вы знаете, которые связаны с приходом весны? - Вспомните, как называли Масленицу древние славяне? (Комоедица) - А почему блины были главным блюдом на празднике Маслинице - Комоедице? - Правильно, блин круглый, горячий, похож на яркое, ласковое Солнце. - Праздник Масленица означает приход весны и тепла, пробуждения природы после зимнего сна. В этот праздник провожали богиню зиму (Морену) и торжественно сжигали ее чучело. Масленица – это веселый праздник проводов зимы, с радостным ожиданием весеннего тепла и обновления Матушки Природы. Пословица гласит: Масленица Зиму замыкает, Весну Красну приглашает! На слайдах представлены фотографии праздничных масленичных гуляний, картинны художников. Упражнение «Птичьи голоса» Звучит музыкальная композиция со звуками природы, пением птиц. - Закройте глаза и прислушайтесь. - Что вы услышали? Упражнение «Зимующее и перелётные птицы» - Давайте вспомним перелётных и зимующих птиц. Педагог раздает карточки с набором зимующих и перелётных птиц. - Разделите карточки на 2 группы: зимующие и перелётные птицы. Вспомните название птиц. - Древние славяне наблюдали, что в дни весеннего равноденствия птицы из тёплых стран прилетали жаворонки, а за ними и все перелётные птицы. В эти дни славяне отмечали праздник Жаворонки или Сороки. Было поверье, что на Сороки прилетает 40 разных птиц, а через 40 дней можно ждать настоящую тёплую весну. Чтобы весна не задерживалась, женщины к началу этого праздника выпекали из теста птичек - жаворонков и проводили обряды. Птичек раздавали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головку сели». Этими словами мамы и бабушки желали детям здоровье и удачу на весь год. Дети сами мастерили пташек из бересты, насаживали их на веточки, бегали, весело размахивая ими, пели заклички. Молодёжь водила обрядовые игры-хороводы. - Давайте и мы покличем весну. Участникам предлагаются атрибуты для ряжения: косынки, сарафаны, жилеты, бумажные птички на веточках. Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите из-за моря вы нам весну! Весну ясную, весну красную. Унесите от нас зиму холодную! Нам зима холодная наскучила, Руки- ноги нам отморозила! Ждем тебя, весна, отворяй ворота! Игра-хоровод «Золотые ворота» Ай, люди, ай, люди, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота! Идет Матушка – весна, отворяйте ворота! Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Первый Март пришёл, всех детей провёл. А за ним - Апрель отворил окно и дверь. А уж как пришёл Май, сколько хочешь гуляй! Идёт Матушка-весна по полям - лесам. Первый раз прощается, Второй раз запрещается, А на третий раз не пропустим вас! 4. Творческая работа - Ребята, вы знаете, что символом весны для славян были птицы. - А хотите увидеть необычную птицу? Вы удивлены? Да, это обереговая кукла - мотанка «Птица – Радость» или «Птица Рода». - Раньше, вы уже познакомились с некоторыми обереговыми куклами. Педагог обращает внимание на выставку обереговых кукол или предлагает фото на слайде. - У древних славян было особое трепетное отношение к куклам. Традиции по изготовлению, значению каждой куклы бережно хранили и передавали внутри рода от старших к младшим. Кукол (обереговые, обрядовые, целительные) славяне мастерили, чтобы защищать детей и взрослых от болезней, завистников, охранять лад в семье, оберегать дом, проводить сезонные обряды. - «Птица - Радость» особая кукла - кукла весеннего обряда. Этих кукол мастерили, встречая первых птиц, радуясь наступающему теплу и обновлению природы. Женщины, когда мастерили куклу, верили, что ее магическая сила принесет душевный покой, домашнее тепло, оградит от печали, чужих недобрых взглядов. А еще эта кукла поворачивает время на весну, а жизнь - на радость. На одежде куколы семь птичек, каждая — символ радости на свой день недели. Все птички несут радость на своих маленьких крылышках! - Далее участники изготавливают куклу-мотанку «Птица – Радость» по предложенной инструкции. 5. Заключительная часть Презентация итоговых работ. - Вот наши куклы и готовы. Посмотрите, какие они получились разные, но очень яркие и пестрые. Теперь весна к нам поторопится. Рефлексия Упражнение «Птички – невелички» с добрыми словами» - Кукла «Птица – Радость» украшается пташками. Семь птичек, каждая — символ радости на свой день недели. - Давайте и мы украсим своих кукол пташками и скажем добрые слова. Все птички несут радость на своих маленьких крылышках! - Сделайте такую куклу дома и подарите своим близким. Помните, что кукла «Птица – Радость» - это оберег вашего дома, она заряжена нашими добрыми словами и хорошим настроением. Удачи! | Настраиваются на занятие, оценивают свое настроение по сигнальным карточкам. Обучающиеся слушают и отгадывают загадку. Обучающиеся отвечают, что такое весна, называют месяца. Дети внимательно слушают, соотносят с признаком весны и если необходимо, исправляют. Пословицы взяты из задания «Спроси бабушку» (см. план проекта). Участники читают свой текст и находят вторую смысловую часть. Участники слушают и рассматривают фотографии и картины художников на слайдах. Участники отвечают на вопросы, рассматривают фотографии на слайдах. Участники слушают голоса птиц и отвечают. Участники выполняют задание в паре (родитель и ребенок). Дети берут в руки веточки с бумажными птичками, поют заученные заклички. Пара игроков встает лицом друг к другу и поднимает вверх руки – это ворота. Остальные игроки встают в круг и проходят между игроками-воротами. С последними словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся в круг. Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих. Участники выполняют куклу по инструкции. Участники (ребенок и родитель) украшают куклу птичками, которые сделали ранее и на каждую птичку говорят добрые пожелания друг другу. Маленьких птичек дети изготовили ранее, см. план. |
Библиографический список:
1. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 160 с.
2. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
3. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. – 2-е изд., М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – 542 с.
3. Онлайн – журнал Ярмарка Мастеров (www.livemaster.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема детско-родительских отношений "Моя семья"
Внеурочное мероприятие - проблема детско-родительских отношений "Моя семья"....

КОНСПЕКТ ОБЩЕГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ТЕМА: «Семья и детский сад: детство без жестокости и насилия».
КОНСПЕКТ ОБЩЕГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ТЕМА: «Семья и детский сад: детство без жестокости и насилия».Цель: Повышение правовой культуры родителей.Задачи:- формирование в обществе...

Родительское собрание "Моя семья - моя радость"
Разработка конспекта-сценария и презентаци к родительскому собранию "Моя семья - моя радость"...
"Детско-родительские отношения, в семьях воспитывающих детей с дцп"
Статья предназначена для специалистов, работающих с детьми с дцп....

Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...

Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы с...

