Программа по сопровождению подростков с ОВЗ в вопросе межличностных отношений в классном коллективе.
рабочая программа (5 класс)

Светлана Андреевна Михеева

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями развития является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Проблемы социальной адаптации таких учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта [3].

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличающемся от рамок стандартной общеобразовательной школы.

Для детей с ОВЗ особенно важно изучать отношение к ним сверстников, так как общение со сверстниками для полноценного развития каждого ребенка, является одним из главных, на наш взгляд, моментов. К тому же поменять укоренившиеся стереотипы в отношении людей с ОВЗ в сознании взрослых людей гораздо сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к особенным детям [1]

На сегодняшний день государство стремится обеспечить равенство шансов у всех детей на посещение общеобразовательной школы и на обучение вместе со своими сверстниками независимо от их интеллектуальных или физических способностей, это стало возможным благодаря активному внедрению инклюзивного образования во все образовательные учреждения [2].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx32.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ В ВОПРОСЕ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»

Михеева Светлана Андреевна

Социальный педагог

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями развития является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Проблемы социальной адаптации таких учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта [3].

При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличающемся от рамок стандартной общеобразовательной школы.

Для детей с ОВЗ особенно важно изучать отношение к ним сверстников, так как общение со сверстниками для полноценного развития каждого ребенка, является одним из главных, на наш взгляд, моментов. К тому же поменять укоренившиеся стереотипы в отношении людей с ОВЗ в сознании взрослых людей гораздо сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к особенным детям [1]

На сегодняшний день государство стремится обеспечить равенство шансов у всех детей на посещение общеобразовательной школы и на обучение вместе со своими сверстниками независимо от их интеллектуальных или физических способностей, это стало возможным благодаря активному внедрению инклюзивного образования во все образовательные учреждения [2].

В этом случае процесс получения образования организуется таким образом, чтобы люди, непохожие между собой, обладающие интеллектуальными, физическими, психическими особенностями, получали необходимые знания и навыки вместе со своими сверстниками, у которых нет особых потребностей. Решением проблемы мы считаем разработку программы по сопровождению подростков с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе.

Цель и задачи программы

Цель – оказание комплексной (социально-педагогической, психологической, медицинской, правовой)  помощи подросткам с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений

Для достижения поставленной цели нам были выдвинуты следующие задачи:

–  просвещение педагогов и родителей  в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе ребенка с ОВЗ;

–  создание условий для расширения среды взаимодействия, как фактора социальной адаптации подростка с ОВЗ;

– формирование социальных навыков адекватного взаимодействия подростков с ОВЗ с окружающими;

 – развитие у подростков с ОВЗ навыков самосознания личности, её самоопределения, самоактуализации и самоутверждения.

Назначение программы

Программа предназначена для оказания социально-педагогической, психологической, медицинской и правовой помощи подросткам с ограниченными возможностями здоровья.

Характеристика контингента

Программа охватывает детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В данную категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.

У таких детей наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Они чаще всего закрыты и с трудом идут на контакт.

 В основу проектирования целей и содержания программы положены следующие принципы:

– общенаучные принципы: интеграция и согласованность действий, вариативность, непрерывность и системность, структурность, спиральность, рефлексия;

– принципы комплексного сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения,  мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения, стремление к автономизации;

– принципы социального консультирования:  принцип профессионализма и компетентности, доверительности, конфиденциальности, результативности.

Наиболее эффективными способами работы являются следующие методы:

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

– методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

–  методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха);

  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля).

Критерии и показатели эффективности программы:

– достаточные знания педагогов  и родителей в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе ребенка с ОВЗ;

– созданные условия среды для взаимодействия как фактора социальной адаптации подростков с ОВЗ;

 – овладение подростками с ОВЗ социальными навыками адекватного взаимодействия с окружающими;

 – развитие у подростков с ОВЗ навыков самосознания личности, её самоопределения, самоактуализации и самоутверждения.

Условия реализации программы

Для реализации программы по сопровождению подростков с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе потребуется привлечение таких специалистов,  как психолог, логопед-дефектолог, социальный педагог. Также потребуется зал для проведения мероприятий и специальное оборудование.

Сроки реализации Программы

Длительность программы – один учебный год.

Программа по сопровождению подростков с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе

Цель

работы

Направления работы

Формы и название мероприятия

Ответственные

Диагностический (сентябрь – октябрь)

Проведение диагностики межличностных отношений подростков с ОВЗ в классном коллективе, анализ проведенного исследования

1.Выявление психологических особенностей детей (выявление межличностных отношений, выявление социальной адаптации в классном коллективе; исследование потребности ребенка в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении).

2.Организация и проведение заседаний, круглых столов, семинаров по вопросам межличностных отношений ребенка с ОВЗ в классном коллективе для классных руководителей, педагогов, специалистов ОУ.

Анкетирование, тестирование, опрос, беседа, рисуночные методики. Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана; Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова.

Проведение семинара «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»;

Круглый стол «подросток с ОВЗ в классном коллективе»

Проведение педагогического совета «коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве»;

 

Социальный педагог, психолог, классный руководитель

Социальный педагог, классный руководитель, зам по учебно-воспитательной работе

Основной этап (октябрь - март)

Проведение коррекционно-развивающей работы с подростками с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе 

1.Обогащение поведенческого репертуара всех учащихся  социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения, беседа с классом.

2.Развитие средств невербального общения для родителей. Формирование умений сотрудничать, работать в группе. Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства).

3.Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения).

Методы игротерапии и арттерапии «Сделай подарок», «комплимент», «рисунок на спине»;

Игра «путешествие по стране общения»;

Беседа на тему «Кто я? Какой я?»;

Семинар для родителей  «Значение эмоций в жизни ребёнка»; индивидуальные консультации; домашние задания и упражнения на тему «Чем живет мой ребенок?».

Семинар «Общение и взаимодействие ребенка с окружающими», «эффективные стратегии поведения»; индивидуальные консультации; упражнения на тему «раскрасить с любовью», «найди объединяющее слово»; беседа о дружбе и правила дружбы;

игра «назови эмоцию друга», «прославлялка».

Социальный педагог, психолог

Социальный педагог

Социальный педагог, классный руководитель

Заключительный этап (март - апрель)

Проведение контрольной диагностики с целью выявления изменений в  межличностном взаимодействии  и коммуникативной сфере детей анализ и обобщение полученных результатов.

1.Повторная диагностика ребенка с ОВЗ и классного коллектива (выявление межличностных отношений, выявление социальной адаптации в классном коллективе; исследование потребности ребенка в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении).

2.Составление индивидуальных рекомендаций по работе с «особенными» детьми (для родителей и педагогов);

3. Проведение блока занятий  направленных  на  формирование  чувства  близости  с  другими  людьми.  Такие занятия включают  в  себя  как  творчество детей, подвижные  игры,  так  и  игры  на  логическое  мышление  и  ассоциации.  В  ходе  игр  достигается  взаимопонимание  и  сплоченность,  подростки  учатся  передавать  положительное эмоциональное  состояние.  На  занятиях  создается положительный  климат ,  что  способствует более  плодотворному  общению  между  подростками. 
тренинг

Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации в адаптации А.А. Реана; Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова; проведение анкетирования на тему «Вот я какой»

Разработка памятки для родителей и педагогов

Игры:  «Ассоциации»,  «Связующая нить»,  «Пойми меня и передай», «дружба начинается с улыбки»; проведение мероприятия «Кто я? Какой я»; оформление выставки совместного творчества подростков всего класса на тему «Что такое дружба»

Социальный педагог, психолог, классный руководитель

Социальный педагог, психолог

Социальный педагог, психолог, классный руководитель

План психологического сопровождения:        

Проблема

Сроки

Содержание работы

Результат

Взаимодействие социальных педагогов и педагогов- психологов школ по комплексному социально- психологическому сопровождению подростков с ОВЗ

Начало года

Составление плана совместной работы.

Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения такого подростка. План работы с ребенком с ОВЗ и его классным окружением.

Определение психолого-педагогического статуса обучающихся их психодиагностика

2 раза в год

Определение общественной активности учащихся; изучение уровня проявления  лидерства в совместной деятельности; структуры ценностных ориентаций личности; мотивов участия обучающихся в деятельности.

Фиксирование результатов в карте индивидуального развития учащегося

Посещение занятий

в течение года

Наблюдение за подростком с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе на занятиях.

Схема наблюдения за обучающимися на занятиях. Выводы и рекомендации

Индивидуальные консультации по результатам проведенных исследований.

Октябрь- декабрь

Ознакомление и рефлексия полученных результатов исследований.

Анализ полученных данных, адекватная их оценка, акцентирование на положительных качествах характера.

Цикл развивающих занятий по программам, тренингам.

октябрь-

апрель

Развитие коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и окружающим.

Коммуникативные умения и навыки, повышение уровня самопонимания, адекватная самооценка, умения управлять своими эмоциями, в том числе агрессивными.

Описание эффектов, достигаемых при использовании данной Программы. 

Реализация данной Программы для субъектов:

– способствует принятию подростком с ОВЗ своей индивидуальности;

способствует снижению агрессивного поведения классного коллектива к подросткам с ОВЗ;

позволяет детям с ОВЗ овладеть навыками выхода из конфликтных ситуаций;

– способствует повышению стрессоустойчивости и самооценки.

Реализация данной Программы для семей:

– способствует социальной адаптация семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

позволяет организовать службы социальной помощи, осуществляющие деятельность по оказанию социальных услуг семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

обеспечивает организацию психолого-педагогического просвещения среди родителей по проблемам общения, развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация данной Программы для Образовательного учреждения:

позволяет создать  содружество учителей с различными специалистами в образовательном пространстве школы (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными и медицинскими работниками) для социализации ребенка с ОВЗ в стенах образовательной организации;

способствует эффективной работе специалистов данного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классном коллективе.

Основные этапы работы:

  1. Диагностический этап (проведение диагностики межличностных отношений, анализ и результат проведенного исследования);
  2. Основной этап (проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и их окружением);  
  3. Заключительный (проведение контрольной диагностики с целью выявления изменений в  межличностном взаимодействии  и коммуникативной сфере детей).

Методическое сопровождение программы

  1. Ахметова, Д. З. Инклюзивное образование - путь к инклюзивному обществу [Текст] / Д. З. Ахметова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 65-70

  2. Глухова, Е. С. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования [Текст] / Е. С. Глухова, С. А. Литвина // Психология обучения. - 2016. - № 1. - С. 28-39

  3. Дементьева, И. Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.irro.ru/files/529477.pdf  (дата обращения: 21.12.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"

Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...

Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия

Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень про...

Обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе

Сценарий мастер-класса, проведенного мной с классными руководителями нашего района. Мастер-класс разработан с использованием интерактивных технологий. Каждый из участников, побывав в роли ученика, мож...

Особенности межличностных отношений в спортивном коллективе.

Анализ особенностей межличностных отношений в спортивном коллективе...

Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе.

Межличностные отношения в спортивном коллективе...

Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе

Статья: Межличеостные отношения в спортивном коллективе...