Программа по сопровождению подростков с ОВЗ в вопросе межличностных отношений в классном коллективе.
рабочая программа (5 класс)
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями развития является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Проблемы социальной адаптации таких учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта [3].
При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличающемся от рамок стандартной общеобразовательной школы.
Для детей с ОВЗ особенно важно изучать отношение к ним сверстников, так как общение со сверстниками для полноценного развития каждого ребенка, является одним из главных, на наш взгляд, моментов. К тому же поменять укоренившиеся стереотипы в отношении людей с ОВЗ в сознании взрослых людей гораздо сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к особенным детям [1]
На сегодняшний день государство стремится обеспечить равенство шансов у всех детей на посещение общеобразовательной школы и на обучение вместе со своими сверстниками независимо от их интеллектуальных или физических способностей, это стало возможным благодаря активному внедрению инклюзивного образования во все образовательные учреждения [2].
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ В ВОПРОСЕ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»
Михеева Светлана Андреевна
Социальный педагог
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями развития является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Проблемы социальной адаптации таких учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта [3].
При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличающемся от рамок стандартной общеобразовательной школы.
Для детей с ОВЗ особенно важно изучать отношение к ним сверстников, так как общение со сверстниками для полноценного развития каждого ребенка, является одним из главных, на наш взгляд, моментов. К тому же поменять укоренившиеся стереотипы в отношении людей с ОВЗ в сознании взрослых людей гораздо сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к особенным детям [1]
На сегодняшний день государство стремится обеспечить равенство шансов у всех детей на посещение общеобразовательной школы и на обучение вместе со своими сверстниками независимо от их интеллектуальных или физических способностей, это стало возможным благодаря активному внедрению инклюзивного образования во все образовательные учреждения [2].
В этом случае процесс получения образования организуется таким образом, чтобы люди, непохожие между собой, обладающие интеллектуальными, физическими, психическими особенностями, получали необходимые знания и навыки вместе со своими сверстниками, у которых нет особых потребностей. Решением проблемы мы считаем разработку программы по сопровождению подростков с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе.
Цель и задачи программы
Цель – оказание комплексной (социально-педагогической, психологической, медицинской, правовой) помощи подросткам с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений
Для достижения поставленной цели нам были выдвинуты следующие задачи:
– просвещение педагогов и родителей в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе ребенка с ОВЗ;
– создание условий для расширения среды взаимодействия, как фактора социальной адаптации подростка с ОВЗ;
– формирование социальных навыков адекватного взаимодействия подростков с ОВЗ с окружающими;
– развитие у подростков с ОВЗ навыков самосознания личности, её самоопределения, самоактуализации и самоутверждения.
Назначение программы
Программа предназначена для оказания социально-педагогической, психологической, медицинской и правовой помощи подросткам с ограниченными возможностями здоровья.
Характеристика контингента
Программа охватывает детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В данную категорию входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта.
У таких детей наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. Они чаще всего закрыты и с трудом идут на контакт.
В основу проектирования целей и содержания программы положены следующие принципы:
– общенаучные принципы: интеграция и согласованность действий, вариативность, непрерывность и системность, структурность, спиральность, рефлексия;
– принципы комплексного сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения, стремление к автономизации;
– принципы социального консультирования: принцип профессионализма и компетентности, доверительности, конфиденциальности, результативности.
Наиболее эффективными способами работы являются следующие методы:
– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
– методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха);
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля).
Критерии и показатели эффективности программы:
– достаточные знания педагогов и родителей в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе ребенка с ОВЗ;
– созданные условия среды для взаимодействия как фактора социальной адаптации подростков с ОВЗ;
– овладение подростками с ОВЗ социальными навыками адекватного взаимодействия с окружающими;
– развитие у подростков с ОВЗ навыков самосознания личности, её самоопределения, самоактуализации и самоутверждения.
Условия реализации программы
Для реализации программы по сопровождению подростков с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе потребуется привлечение таких специалистов, как психолог, логопед-дефектолог, социальный педагог. Также потребуется зал для проведения мероприятий и специальное оборудование.
Сроки реализации Программы
Длительность программы – один учебный год.
Программа по сопровождению подростков с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе
Цель работы | Направления работы | Формы и название мероприятия | Ответственные | |||
Диагностический (сентябрь – октябрь) | ||||||
Проведение диагностики межличностных отношений подростков с ОВЗ в классном коллективе, анализ проведенного исследования | 1.Выявление психологических особенностей детей (выявление межличностных отношений, выявление социальной адаптации в классном коллективе; исследование потребности ребенка в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении). 2.Организация и проведение заседаний, круглых столов, семинаров по вопросам межличностных отношений ребенка с ОВЗ в классном коллективе для классных руководителей, педагогов, специалистов ОУ. | Анкетирование, тестирование, опрос, беседа, рисуночные методики. Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана; Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова. Проведение семинара «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ»; Круглый стол «подросток с ОВЗ в классном коллективе» Проведение педагогического совета «коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве»;
| Социальный педагог, психолог, классный руководитель Социальный педагог, классный руководитель, зам по учебно-воспитательной работе | |||
Основной этап (октябрь - март) | ||||||
Проведение коррекционно-развивающей работы с подростками с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе | 1.Обогащение поведенческого репертуара всех учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения, беседа с классом. 2.Развитие средств невербального общения для родителей. Формирование умений сотрудничать, работать в группе. Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства). 3.Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения). | Методы игротерапии и арттерапии «Сделай подарок», «комплимент», «рисунок на спине»; Игра «путешествие по стране общения»; Беседа на тему «Кто я? Какой я?»; Семинар для родителей «Значение эмоций в жизни ребёнка»; индивидуальные консультации; домашние задания и упражнения на тему «Чем живет мой ребенок?». Семинар «Общение и взаимодействие ребенка с окружающими», «эффективные стратегии поведения»; индивидуальные консультации; упражнения на тему «раскрасить с любовью», «найди объединяющее слово»; беседа о дружбе и правила дружбы; игра «назови эмоцию друга», «прославлялка». | Социальный педагог, психолог Социальный педагог Социальный педагог, классный руководитель | |||
Заключительный этап (март - апрель) | ||||||
Проведение контрольной диагностики с целью выявления изменений в межличностном взаимодействии и коммуникативной сфере детей анализ и обобщение полученных результатов. | 1.Повторная диагностика ребенка с ОВЗ и классного коллектива (выявление межличностных отношений, выявление социальной адаптации в классном коллективе; исследование потребности ребенка в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении). 2.Составление индивидуальных рекомендаций по работе с «особенными» детьми (для родителей и педагогов); 3. Проведение блока занятий направленных на формирование чувства близости с другими людьми. Такие занятия включают в себя как творчество детей, подвижные игры, так и игры на логическое мышление и ассоциации. В ходе игр достигается взаимопонимание и сплоченность, подростки учатся передавать положительное эмоциональное состояние. На занятиях создается положительный климат , что способствует более плодотворному общению между подростками. | Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации в адаптации А.А. Реана; Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова; проведение анкетирования на тему «Вот я какой» Разработка памятки для родителей и педагогов Игры: «Ассоциации», «Связующая нить», «Пойми меня и передай», «дружба начинается с улыбки»; проведение мероприятия «Кто я? Какой я»; оформление выставки совместного творчества подростков всего класса на тему «Что такое дружба» | Социальный педагог, психолог, классный руководитель Социальный педагог, психолог Социальный педагог, психолог, классный руководитель | |||
План психологического сопровождения:
Проблема | Сроки | Содержание работы | Результат |
Взаимодействие социальных педагогов и педагогов- психологов школ по комплексному социально- психологическому сопровождению подростков с ОВЗ | Начало года | Составление плана совместной работы. | Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения такого подростка. План работы с ребенком с ОВЗ и его классным окружением. |
Определение психолого-педагогического статуса обучающихся их психодиагностика | 2 раза в год | Определение общественной активности учащихся; изучение уровня проявления лидерства в совместной деятельности; структуры ценностных ориентаций личности; мотивов участия обучающихся в деятельности. | Фиксирование результатов в карте индивидуального развития учащегося |
Посещение занятий | в течение года | Наблюдение за подростком с ОВЗ в вопросе развития межличностных отношений в классном коллективе на занятиях. | Схема наблюдения за обучающимися на занятиях. Выводы и рекомендации |
Индивидуальные консультации по результатам проведенных исследований. | Октябрь- декабрь | Ознакомление и рефлексия полученных результатов исследований. | Анализ полученных данных, адекватная их оценка, акцентирование на положительных качествах характера. |
Цикл развивающих занятий по программам, тренингам. | октябрь- апрель | Развитие коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе и окружающим. | Коммуникативные умения и навыки, повышение уровня самопонимания, адекватная самооценка, умения управлять своими эмоциями, в том числе агрессивными. |
Описание эффектов, достигаемых при использовании данной Программы.
Реализация данной Программы для субъектов:
– способствует принятию подростком с ОВЗ своей индивидуальности;
– способствует снижению агрессивного поведения классного коллектива к подросткам с ОВЗ;
– позволяет детям с ОВЗ овладеть навыками выхода из конфликтных ситуаций;
– способствует повышению стрессоустойчивости и самооценки.
Реализация данной Программы для семей:
– способствует социальной адаптация семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
– позволяет организовать службы социальной помощи, осуществляющие деятельность по оказанию социальных услуг семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
– обеспечивает организацию психолого-педагогического просвещения среди родителей по проблемам общения, развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация данной Программы для Образовательного учреждения:
– позволяет создать содружество учителей с различными специалистами в образовательном пространстве школы (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными и медицинскими работниками) для социализации ребенка с ОВЗ в стенах образовательной организации;
– способствует эффективной работе специалистов данного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классном коллективе.
Основные этапы работы:
- Диагностический этап (проведение диагностики межличностных отношений, анализ и результат проведенного исследования);
- Основной этап (проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и их окружением);
- Заключительный (проведение контрольной диагностики с целью выявления изменений в межличностном взаимодействии и коммуникативной сфере детей).
Методическое сопровождение программы
Ахметова, Д. З. Инклюзивное образование - путь к инклюзивному обществу [Текст] / Д. З. Ахметова // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 65-70
Глухова, Е. С. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования [Текст] / Е. С. Глухова, С. А. Литвина // Психология обучения. - 2016. - № 1. - С. 28-39
Дементьева, И. Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.irro.ru/files/529477.pdf (дата обращения: 21.12.2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"
Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...

Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия
Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень про...
Обеспечение позитивных межличностных отношений в классном коллективе
Сценарий мастер-класса, проведенного мной с классными руководителями нашего района. Мастер-класс разработан с использованием интерактивных технологий. Каждый из участников, побывав в роли ученика, мож...
Особенности межличностных отношений в спортивном коллективе.
Анализ особенностей межличностных отношений в спортивном коллективе...

Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе.
Межличностные отношения в спортивном коллективе...

Статья: Межличностные отношения в спортивном коллективе
Статья: Межличеостные отношения в спортивном коллективе...

