«Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ»
методическая разработка

Толстихина Юлия Владимировна

Комплексное сопровождение школьника с ограниченными возможностя­ми здоровья - это целостный и непрерывный процесс изучения и

анализа, формирования, развития и коррекции всех сторон личности, направленный на созда­ние социально-психологических условий для

успешного обучения и психологи­ческого развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ»

Комплексное сопровождение школьника с ограниченными возможностями здоровья - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех сторон личности, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка.

Дадим психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ. Такие дети имеют следующие особенности:

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия, как слухового так и зрительного. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь)

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь - имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Речь таких детей характеризуется резко ограниченным словарным запасом, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, нарушением темпа и ритма речи, полиморфными нарушениями звукопроизношения. У некоторых детей полностью отсутствует речь, у других повторение слов, а также характерно наличие слов-штампов, которые произносятся без осмысления.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ и инвалидностью является значимой и неотъемлемой частью комплексного сопровождения

Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ и инвалидностью-выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Задачи логопедического сопровождения: общее речевое развитие воспитанников; формирование речевых предпосылок к усвоению программы; успешная социализация детей.

Система логопедического сопровождения проводится дифференцированно, поэтапно, в зависимости от структуры речевого дефекта, степени его выраженности, возраста, строится на основе учета индивидуальных психологических особенностей ребёнка, а коррекционное воздействие направлено, прежде всего, на источники и причины отклонений в развитии.

Психолого-педагогическое сопровождение учителя-логопеда включает следующие направления деятельности: диагностическое направление, коррекционно-развивающее, профилактическое, информационно-методическое.

Диагностическое направление предполагает раннее выявление детей с проблемами в развитии; первичное обследование речи детей; сбор анамнеза, сведений о раннем развитии; мониторинг детей с тяжелыми нарушениями речи; динамическое наблюдение в процессе обучения; итоговую диагностику результативности коррекционно-педагогического процесса.

Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя-логопеда включает занятия по совершенствованию разных сторон речи; совместную деятельность с педагогом- психологом по стимулированию психологической базы речи; совместную деятельность с педагогами по развитию темпо-ритмической организации речи, общей моторики детей, организации необходимого медицинского сопровождения для детей с проблемами в развитии.

Индивидуальные занятия составляют основную часть работы учителя-логопеда. Они позволяют осуществлять коррекцию индивидуальных речевых и иных недостатков психофизического развития обучающихся. Особенно они необходимы в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, когда особенности возраста, а также ограниченность речевых средств общения, общий и речевой негативизм воспитанников мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более - со сверстниками.

Тем не менее, в течение учебного года происходит постепенный переход от индивидуальных занятий к работе в малых подгруппах, который позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.

Структура и содержание индивидуального занятия зависят от вида и степени тяжести речевого нарушения ребенка, его индивидуальных особенностей. Компонентами занятия могут выступать: профилактика и раннее выявление речевых нарушений; развитие лексической, отработка артикуляционно - фонетической стороны речи; формирование фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза; постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков в устной речи; совершенствование морфемного анализа, словообразования и словоизменения; работа над грамматическим оформлением связного высказывания; становление просодических компонентов речи.

При организации коррекционных логопедических занятий важно обращать внимание на особенности логопедической работы с школьниками, имеющими ОВЗ и инвалидность:

Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом (на каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико- фонематической стороны, лексико-грамматической строя, связной речи).

Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

У детей на занятиях формируются и мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

С учетом тесной связи в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия включаю упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

Особенностями логопедической работы является максимальное включение анализаторов, использование разнообразной наглядности.

Характерной для логопедической работы с детьми является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме (это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного укрепления).

С учетом быстрой утомляемости, склонности к охранительному торможению особенных детей провожу частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

Особенностью логопедической работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала (специфика познавательной деятельности обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала).

Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходимо выдерживать умеренный темп работы.

Постоянно поддерживаю у ребенка интерес к исправлению речи, воздействую на его эмоциональную сферу.(игровые методы и приемы, наглядность, ИКТ)

Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.

Содержанием информационно-методического направления деятельности учителя-логопеда является методическая помощь работникам образовательной организации по вопросам коррекции речи; изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями; участие в работе методических объединений учителей-логопедов, семинарах и конференциях и др.

Профилактическое направление деятельности учителя-логопеда предполагает профилактику нарушений речи у детей с ОВЗ; организацию консультативных занятий с детьми, имеющими возрастные нарушения в формировании речи; оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.

Основная цель этой работы - создание такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей, предупреждению у детей трудностей в речевом развитии. Учитель- логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации педагогам по ее обогащению. Согласованный подход к общему и речевому воспитанию и обучению, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Одним из направлений в логопедической работе является сотрудничество специалиста с семьёй. Учитель-логопед проводит консультации, даёт рекомендации по развитию речи, формированию благоприятной речевой среды, знакомит родителей с промежуточными результатами коррекционной работы, даёт характеристику речевого развития детей за определенный промежуток время, определяет совместно с родителями необходимость продолжения коррекционных занятий.

Заключительным этапом логопедического сопровождения является осуществление контроля выполнения выше обозначенных направлений деятельности, который включает проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости), и позволяет при необходимости внести изменения в содержание коррекционно-развивающей работы

Каждое направление логопедического сопровождения  включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Конечно, в процессе работы возникает много вопросов и трудностей, поэтому, я считаю, всегда необходим поиск и развитие для достижения положительного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальными расстройствами

Специфика работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребёнка, прежде всего снижением уровня аналити...

Особенности логопедической работы с детьми 3–4 лет, имеющими речевые нарушения. Презентация картотеки игр.

В раннем возрасте наблюдаются два (первый – 1–2 года жизни и второй – 3 года) критических периода в развитии речевой функции. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга,...

«Особенности логопедической работы с детьми с минимальным снижением слуха»

Особенности устной речи у детей с минимальным снижением слуха.- Речь маловыразительна, монотонна.- Голос изменен.- Часто ускоренный темп речи.- Часто назализованная речь.- Выражены устойчивые фонетиче...

Особенности логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ»

laquo;ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА  СШ» Проблема нарушения письменной речи детей среднего...

Cеминар-практикум для педагогов «Особенности логопедической работы с детьми с РАС»

Cеминар-практикум для педагогов «Особенности логопедической работы с детьми с РАС»...