программа логопедического курса в 6 классе
рабочая программа (6 класс)

Василовская Зинаида Викторовна

Рабочая программа по логопедическому курсу  для обучающихся 6 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Цель -  диагностика,  коррекция  и развитие  всех  сторон  речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической,  синтаксической),  связной  речи;  формировании  навыков вербальной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6z.docx73.98 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка …………………………………………………………..…  3

2.Календарно-тематические планирование …………………………………….…… 10                                                  

3. Описание материально-технического обеспечения образовательного

 процесса  ……………………………………………………………………..…………24

Пояснительная записка.

(2 часа в неделю, 68 часов)

Рабочая программа по логопедическому курсу  для обучающихся 6 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Цель -  диагностика,  коррекция  и развитие  всех  сторон  речи (фонетико-фонематической, лексикограмматической,  синтаксической),  связной  речи;  формировании  навыков вербальной коммуникации.

Задачи:

1.     Создание условий для диагностики и коррекции звукопроизношения и закрепления навыков правильного произношения звуков на  словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2.     Развитие  общей координации движений, мелкой  моторики пальцев рук, артикуляционной  моторики.

3.     Формирование  слоговой структуры слова, навыков слогового анализа и синтеза.

4.     Развитие  фонематического  слуха, навыков звукового анализа и синтеза. 

5.     Обогащение  и активизация  словарного запаса детей, развитие  коммуникативных навыков  посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

6.     Создание  условий для развития грамматического строя речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

7.     Развитие  навыков  грамотного письма при списывании и письме на слух слогов, слов и предложений, коротких текстов.

8.     Формирование  навыков  правильного и осознанного чтения слов, предложений, коротких текстов.

9.     Создание  условий для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания).

Общая характеристика коррекционного курса.

Коррекционный курс «Логопедические занятия» позволяет обеспечить особую образовательную потребность обучающихся с легкой  степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) выражающуюся в необходимости овладения разными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

В основу разработки программы по коррекционному курсу «Логопедические занятия» заложен дифференцированный подход, который предполагает  учет особых  образовательных   потребностей, которые  проявляются        в неоднородности         возможностей         освоения       содержания  образования.  Деятельностный подход, так же реализуется в программе, который строится на признании того, что  развитие        личности   обучающихся  с      умственной         отсталостью  (интеллектуальными           нарушениями)         школьного        возраста      определяется характером       организации       доступной       им     деятельности       (предметно-практической и учебной). 

Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на поэтапное формирование навыков осознанного письма и чтения, предусматривает формирование коммуникативной функции речи через овладение знаниями по фонетике, лексике, морфологии и грамматике в устной и письменной формах речи у детей с нарушением интеллектуальной сферы.

Характеристика класса.

Учащиеся достаточного уровня работают с направляющей помощью.  Называют слова-предметы, действия, в предложении находят по вопросам. Составляют предложения по картинке, небольшой рассказ по серии сюжетных картинок. Восстанавливают деформированное предложение.  Способны распространить простое предложение, опираясь на дополнительные вопросы. Имеют понятие о предлоге, знают правописание предлогов с другими словами, на письме не применяют. Соотносят прописную и печатную графему буквы. Списывают с рукописного и печатного шрифта. Под диктовку пишут все. При письме допускают пропуски, замены, перестановки букв, слогов, слов.  В тетради аккуратно работает Горячий А.

 Цауне Е., Киров А.   много зачеркивают, не внимательны. Цауне Е. – слабый нажим на ручку, тремор при письме. Воспринимают  и понимают звуковую и смысловую стороны речи. Выполняют  звуковой и слоговой анализ и синтез многосложных слов. Активно используют  в речи существительные, глаголы,  прилагательные, наречия по основным лексическим темам, кроме Цауне Е, Кирова А.  Изменяют и образуют  существительные, глаголы и прилагательные.

Учащиеся минимального уровня работают совместно  с учителем. Самостоятельность проявляют Матвейкин А. Бельчук В., остальные  работают под непосредственным контролем педагога.  Бельчук В, Кусарбаев А. называют слова-предметы, действия, в предложении находят с помощью учителя. Подобрать слово действие к предмету, при письме затрудняются, составляют предложение из слов. Называют предлоги, в предложении находят не всегда. Составляют простое, нераспространенное предложение. Списывают с рукописного текста небольшой текст. В тетради работают не аккуратно, не заботятся о результате. Имеют единичные нарушения звукопроизношения разных фонетических групп звуков. Выполняют  звуковой и слоговой анализ и синтез односложных  слов. Изменяют  существительные и глаголы, прилагательные, с помощью учителя.

Для реализации образовательной программы необходимо соблюдать другие   условия,  без которых невозможно или затруднено усвоение  образовательной программы.

- использование индивидуального ритма работы; систематизированное использование наглядности (памяток, алгоритмов, схем, технологических карт, определяющих последовательность операций) и практической деятельности. закрепление полученных знаний и умений на практике, в новых условиях и перенос их в реальную жизнь. (2 обучающихся)

  - соблюдение охранительно – педагогического режима ( 2 обучающихся).

 -  соблюдение офтальмо-эргономического режима: место положение парты в классе – ближе к доске; достаточный уровень освещенности помещений и рабочих поверхностей, соблюдение режима зрительных нагрузок (зрительная гимнастика). – (1 обучающийся)

  - доступное изложение материала с опорой на жизненный опыт ребенка. Неоднократное повторение   материала на всех этапах урока. (1 обучающийся)

 -занятия на основе дополнительных общеразвивающих программ практической направленности,  реализуемых  организацией, осуществляющей образовательную деятельность. (1 обучающийся)

- соблюдение охранительно – педагогического режима; соблюдение индивидуального ортопедического режима; соблюдение офтальмо-эргономического режима: место положение парты в классе – ближе к доске; достаточный уровень освещенности помещений и рабочих поверхностей, соблюдение режима зрительных нагрузок (зрительная гимнастика); использование педагогом приемов профилактики и снятия зрительного утомления; рациональное чередование зрительной работы со слуховым восприятием учебного материала. (1 обучающийся).

Логопедические занятия входят в коррекционно-развивающую область. Проводятся в 4 классе – 2 часа в неделю,  расчитаны на 68 часов

Система оценки планируемых результатов.

       Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и          промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:

- первичной (входящей) аттестации;

- текущего мониторинга;

- промежуточной аттестации в конце учебного года.

       Аттестация осуществляется на уроках по протоколам, тестам и практической деятельности, которая позволяет отслеживать продвижения обучающегося в своем развитии. Первичная (входящая) аттестация проводится в первые две недели образовательного процесса, промежуточная в последние две недели мая (15.05 – 27.05) в форме практических заданий.

       Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.

Предполагаемые результаты.

Личностные результаты:

·     имеют адекватные  представлений о собственных речевых  возможностях, о необходимом  коммуникативном уровне жизнеобеспечении;

·     владеют  навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

·     осмысливают  социальное окружение, свое место в нем, принимают соответствующих возрасту ценности и социальные роли;

·     принимают  социальную роль обучающегося, социально значимые мотивы учебной деятельности;

·      сотрудничают со взрослыми и сверстниками в условиях коррекционной работы. 

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • с помощью педагога составляют  и распространяют предложения, устанавливают связи между словами по вопросам; ставят знаки препинания в конце предложения;
  • с помощью педагога анализируют  слова по звуковому составу (выделяют  и дифференцируют  звуки, устанавливают  последовательность звуков в слове);
  • списывают  рукописный и печатный текст целыми словами  и словосочетаниями;
  • пишут  под диктовку предложения;
  • связно высказываются  по затрагиваемым в беседе вопросам;
  • с помощью педагога составляют  небольшие рассказы на предложенную тему.

Достаточный уровень:

-  составляют  и распространяют  предложения, устанавливают  связи между словами по     вопросам; ставят  знаки препинания в конце предложения;

  • анализируют  слова по звуковому составу (выделяют  и дифференцируют  звуки, устанавливают  последовательность звуков в слове);
  • списывают  рукописный и печатный текст целыми словами  и словосочетаниями;
  • пишут  под диктовку предложения и тексты (30-35 слов);
  • знают  алфавит;
  • связно высказываются  по затрагиваемым в беседе вопросам;
  • составляют  небольшие рассказы на предложенную тему.

Базовые учебные действия:

Личностные БУД:

 - определяют и высказывают под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираются на общие для всех простые правила поведения, делают выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 - осознают себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

 - проявляют самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

 - понимают  личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- проявляют готовность  к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:

- входят  и выходят из учебного помещения со звонком;

- ориентируются  в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользуются  учебной мебелью;

- адекватно используют  ритуалы школьного поведения (поднимают руку, встают и  выходят из-за парты и т. д.);

 - работают с учебными принадлежностями и организовывают рабочее место;

 - передвигаются  по школе, находят свой класс;

- принимают цели и произвольно включаются в деятельность, следуют  предложенному плану и работают в общем темпе;

- активно участвуют в деятельности, контролируют и оценивают свои действия и действия одноклассников;

- соотносят свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные БУД:

- ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя;

- выделяют существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируют на наглядном материале;

- наблюдают;

Коммуникативные БУД:

- слушают и понимают речь других;

 - выполняют различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- вступают  в контакт и работают в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);

- используют  принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаются за помощью и принимают помощь;

- слушают и понимают инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности  и быту;

- договариваются и изменяют свое поведение с учетом поведения других участников в спорной

Содержание логопедических занятий.

  • Диагностическое обследование
  • Звуки и буквы
  • Предложение, текст
  • Состав слова
  • Приставки и предлоги
  • Слово
  • Связная устная речь
  • Работа над выразительностью чтения

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

Сентябрь:  Школа. Класс, урок.

Октябрь: Осениий лес. Грибы, ягоды. Дары осени. Осень в деревне. Осень в городе

Ноябрь: Хлеб. Сельскохозяйственная техника. Перелётные и зимующие птицы. Декабрь:  Дом, семья. Человек и его строение. Наш организм. Азбука здоровья. Одежда, головные уборы, обувь

Январь: Мебель. Домашняя и офисная мебель. Посуда, продукты питания. Зима. Новогодние праздники. Домашние животные и их детёныши. Скотный двор.

Февраль:Птичник. Дикие животные и их детёныши. Животные жарких стран и их детёныши. Животные севера и их детёныши. Электроприборы. Профессии. Наша Армия. Военная техника. Военные профессии.

Март: Мамин праздник. Женские профессии. Растения. Комнатные и декоративные растения. Почта. Библиотека. Магазин. Рынок. Поликлиника. Больница.

Апрель: Весна. Времена года. Месяцы. Погода. Природные явления. Насекомые

Наша страна. Наш город. Космос

Май: Транспорт: автомобильный, водный, воздушный, электротранспорт, городской транспорт. Правила дорожной безопасности. Мир нужен всем. Чему учат в школе.

Логопедические занятия  (2 часа в неделю)

68 часов в год.

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

       Основные виды      

деятельности обучающихся

Возможные формы контроля

Примечание

план

факт

03.09

Обследование 2ч

Обследование навыка чтения

1

Читают правильно доступный текст, по слогам, осознанно, со блюдая паузы на знаках препинания

Промежуточный контроль.

05.09

Обследование навыка письма

1

Умеют писать под диктовку текст

Промежуточный контроль.

10.09

Звуки и буквы 6ч

Гласные и согласные звуки и буквы. Их различение

1

Сравнивают и различают гласные и согласные звуки. Выявляют особенности звуков при произношении. Различают на слух гласные и согласные буквы. Умеют находить заданную гласную и согласную букву из ряда букв. Подбирают слова на гласные и согласные звуки. Определяют наличие/отсутствие гласного/согласного в слове. Определяют последовательность звуков в словах

Текущий контроль

12.09

Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в середине слова

1

Сравнивают произношение   и написание согласных на конце и в середине слова. Изменяют слова по образцу, подбирая проверочные слова.

Текущий контроль

17.09

Тренировочные упражнения на правописание слов с парными звонкими и глухими согласными

1

Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.  Умеют закончить предложение, выбрав подходящее слово по смыслу

Текущий контроль

19.09

Тренировочные упражнения на правописание слов с парными звонкими и глухими согласными

1

Текущий контроль

24.09

Слова с непроизносимыми согласными звуками в словах

1

Находят слова с непроизносимыми и сомнительными согласными. Вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

Текущий контроль

26.09

Правописание непроизносимых согласных звуков

1

Объясняют правописание слов. Составляют словосочетания. Пишут слова с непроизносимыми согласными под диктовку

Текущий контроль

01.10

Предложение. Текст 3ч

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Грамматическое оформление предложений

1

Составляют предложение из разрозненных слов, соблюдая нормы согласования. Отвечают на вопрос учителя-логопеда, используя данные слова и соблюдая правильный порядок слов. Выделяют голосом слова, важные по смыслу предложения. Называют слова, которые нужно писать с заглавной буквы. Выделяют подлежащее и сказуемое. Умеют передать различную интонацию конца предложения

Текущий контроль

03.10

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст

1

Умеют устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Выделяют признаки связного текста. Отвечают на вопросы учителя-логопеда полным грамматически правильно оформленным предложением.

Промежуточный контроль.

08.10

Тренировочные упражнения по закрепление навыка составления предложений из слов и объединения их в связный текст

1

Составляют предложения из данных слов. Располагают предложения в правильном порядке. Могут озаглавить текст

Текущий контроль

10.10

Состав слова 11ч

 Корень как показатель лексического значения слова

1

Выделяют в каждом «гнезде» родственных слов главное, несущее основной смысл,от которого образованы все слова данной группы. Находят и выделяют корень в словах. Умеют подобрать однокоренные слова по корню слова. Выделяют на слух однокоренные слова. Умеют различать слова с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Образовывают однокоренные слова. Исключают “лишние” слова (слов), не подходящего по смыслу к группе родственных слов

Текущий контроль

15.10

Часть слова – приставка

1

Умеют дать определение приставки. Выделяют приставку в словах, обозначают ее графически. Образовывают слова приставочным способом. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами. Подбирают к именам существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения

Текущий контроль

17.10

Образование слов с помощью приставки

1

Текущий контроль

22.10

Часть слова – суффикс

1

Умеют дать определение суффикса. Образовывают слова с при помощи суффиксов. Выделяют суффикс в словах, обозначают его графически. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами

Текущий контроль

24.10

Образование слов с помощью суффиксов

1

Умеют дать определение суффикса. Образовывают слова с при помощи суффиксов. Выделяют суффикс в словах, обозначают его графически. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами

Текущий контроль

05.11

Образование слов с помощью суффиксов и приставок

1

Образовывают слова приставочно-суффиксальным способом. Находят и обозначают графически приставки и суффиксы. Составляют словосочетания и предложения с образованными словами

Текущий контроль

07.11

Сложные слова

1

Образовывают сложные слова, отвечая на вопрос учителя-логопеда. Составляют словосочетания с образованными словами. Находят сложные слова в словосочетаниях и выделяют корни с помощью учителя-логопеда  

Текущий контроль

12.11

Безударные гласные в словах

1

Выделяют в слове безударную гласную. Умеют подобрать проверочные слова к слову с безударной гласной. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова разной степени сложности и подбирают к ним проверочные слова

Текущий контроль

14.11

Способы проверки безударных гласных в корне слова

1

Текущий контроль

19.11

Две безударные гласные, проверяемые ударением

1

Находят две безударные гласные в словах. Умеют подобрать проверочные слова к слову с двумя безударными гласными. Ставят ударение в проверочных словах. Расширяют словарный запас через накопление «гнезд» родственных слов. Записывают под диктовку слова с двумя безударными гласными в корне

Текущий контроль

21.11

Непроверяемые безударные гласные (словарные слова)

1

Ставят ударение в словах. Находят и выделяют безударную гласную. Вставляют пропущенные буквы. Умеют проверить правильность написания по словарю. Пишут слова под диктовку

Текущий контроль

26.11

Приставка и предлог 3ч

Предлог, как самостоятельное слово. Составление словосочетаний с предлогами

1

Правильно пишут предлоги со словами, объясняя раздельное написание. Умеют найти и исправить ошибки в употреблении предлогов. Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Соединяют пары слов с помощью предлогов, образуя словосочетания Вставляют пропущенные предлоги в словосочетания

Текущий контроль

28.11

Различение предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях

1

Выделяют приставки и предлоги. Составляют словосочетания с предлогами и приставками. Вставляют подходящие по смыслу приставки и предлоги в предложения. Исправляют допущенные ошибки, подбирая подходящую по значению приставку. Составляют предложения из слов

Текущий контроль

03.12

Тренировочные упражнения по различению предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях

1

Промежуточный контроль.

05.12

Слово 20ч

Грамматические признаки слов, обозначающих  предмет – имя существительное

1

Имеют представление об именах существительных, ставят к ним правильный вопрос. Называют предмет по его признаку и действию. Выделяют имена существительные среди других слов. Дифференцируют одушевленные и неодушевленные предметы. Изменяют слова по числам

Текущий контроль

10.12

Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Антонимы

1

Знают определение понятия «антонимы». Подбирают слова-антонимы к словам, обозначающим предметы. Находят в ряду слов слова антонимы. Выписывают выделенные слова, обозначающие предметы и подбирают к ним антонимы. Составляют предложения со словами антонимами

Текущий контроль

12.12

Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении и тексте

1

Подбирают к словам, обозначающим предметы слова-антонимы. Находят в предложении и тексте антонимичные пары. Умеют закончить предложение, подобрав  антонимы к нужным словам

Текущий контроль

17.12

Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Синонимы

1

Объясняют лексическое значение понятия «синонимы». Подбирают слова-синонимы к словам, обозначающим предметы. Выбирают в ряду слов слова-синонимы. Составляют предложения со словами синонимами

Текущий контроль

19.12

Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в предложении и тексте

1

Соотносят близкие по значению слова. Подбирают синонимы к словам, заменяя их в предложении. Списывают предложения парами, находят и подчеркивают в предложениях каждой пары синонимы. Читают текст, заменяя слова на синонимы

Текущий контроль

24.12

Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Многозначность - слова омонимы

1

Знают определение понятия «омонимы». Читают стихотворение, находят слова омонимы, объясняют значение каждого слова. Составляют словосочетания и предложения из слов омонимов. Находят в тексте многозначные слова, заменяют их словами синонимами

Текущий контроль

26.12

Грамматические признаки слов, обозначающих признак предмета – имя прилагательное

1

Определение синтаксической роли имени прилагательного в речи. Закрепление умения ставить к имени прилагательному вопрос. Развитие практического навыка в подборе имен прилагательных Развитие слухового внимания и памяти

Текущий контроль

14.01

Согласование имен прилагательных  с именем существительным в роде, числе (в именительном падеже)

1

Определение рода имен прилагательных с помощью вопросов. Закрепление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Образование новых слов, обозначающие признак предмета от имен существительных. Развитие орфографической зоркости и чувства языка

Текущий контроль

16.01

Согласование имен прилагательных  с именем существительным в родительном и винительном падежах

1

Закрепление синтаксической функции падежей при согласовании имен существительных с именами прилагательными. Развитие умения находить в предложении сочетания имени существительного с именем прилагательным. Правильное употребление предлогов при составлении словосочетаний имен прилагательных с именем существительным в предложении и тексте. Развитие орфографической зоркости и чувства языка

Текущий контроль

21.01

Согласование имен прилагательных  с именем существительным в дательном падеже

1

Текущий контроль

23.01

Согласование имен прилагательных  с именем существительным в творительном падеже

1

Текущий контроль

28.01

Согласование имен прилагательных  с именем существительным в предложном падеже

1

Текущий контроль

30.01

Притяжательные прилагательные        

   

1

Развитие навыка словообразования притяжательных прилагательных. Упражнения в постановке вопросов с вопросительными местоимениями. Согласование притяжательных прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Расширение пассивного и активного словарного запаса

Текущий контроль

04.02

Сравнительная степень  прилагательных

1

Употребление в речи прилагательных в сравнительной степени. Развитие навыка образования сравнительной степени прилагательных. Обогащение и активизация словарного запаса

Текущий контроль

06.02

Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Антонимы

1

Закрепление и расширение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов - антонимов из предложенных слов Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса

Текущий контроль

11.02

Подбор антонимов к слову, нахождение антонимов в предложении и тексте

1

Совершенствование навыка правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи. Развитие умения закончить предложение словом-антонимом. Развитие слухового внимания. Обогащение и активизация словарного запаса

Текущий контроль

13.02

Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Синонимы

1

Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам прилагательным. Игра «Подбери словечко». Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса

Текущий контроль

18.02

Подбор синонимов к слову, нахождение синонимов в предложении и тексте

1

Развитие умения подбирать к именам прилагательным синонимы. Обоснование выбора синонимов. Развитие умения заменить в предложении и тексте слово на синонимичное, устраняя повторяющееся слово. Расширение словарного запаса. Развитие слухового внимания

Текущий контроль

20.02

Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Многозначность имен прилагательных

1

Закрепление представлений о словах омонимах. Формирование умения определять лексическое значение слов-омонимов Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Правильное построение высказывания в соответствии с его значением. Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства  языка

Текущий контроль

25.02

Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Образные слова и выражения

1

Формирование умения определять прямое и переносное значение слов. Развитие правильного употребления образных слов и выражений Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства  языка

Текущий контроль

27.02

Связная устная речь 18ч

Устное сочинение. Составление описательного рассказа по вопросам

1

Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Умеют объяснять лексическое значение слов. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Предлагают название рассказа. Пересказывают рассказ  

Промежуточный контроль.

04.03

Устное сочинение. Составление описательного рассказа по вопросам

1

Текущий контроль

06.03

Устное сочинение.
Составление описательного рассказа опорным словам и картинкам

1

Читают опорные слова и словосочетания. Подбирают родственные, однокоренные слова. Предлагают название рассказа. Рассматривают картинку и составляют по ней предложения, опираясь на опорные слова/словосочетания. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ

Текущий контроль

11.03

Устное сочинение.
Составление описательного рассказа опорным словам и картинкам

1

Текущий контроль

13.03

Устное сочинение. Составление описательного рассказа по мнемотаблицам

1

Отгадывают загадку по лексической теме. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением, опираясь на символы, изображенные в мнемотаблице. Подбирают слова-признаки, опираясь на знаковую схему. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ

Текущий контроль

18.03

Устное сочинение. Составление описательного рассказа по опорным схемам-рисункам      

1

Текущий контроль

20.03

Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (с опорой на предметную картинку)

1

Рассматривают предметную картинку. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предметную картинку по разным признакам. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ

25.03

Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (с опорой на предметную картинку)

1

Текущий контроль

27.03

Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (без опоры на предметную картинку)

1

Отгадывают название предмета по описанию учителя-логопеда. Определяют тему рассказа. Подбирают слова-признаки, которые характеризуют предмет по разным признакам. Называют опорные слова и словосочетания для составления рассказа. Подбирают синонимы к словам.

Текущий контроль

08.04

Устное сочинение. Составление описательного рассказа предмета (без опоры на предметную картинку)

1

Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют описательный рассказ. Пересказывают рассказ

Текущий контроль

10.04

Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану

1

Читают предложенный учителем-логопедом план описательного рассказа. Выделяют основную тему рассказа. Отвечают на вопросы учителя-логопеда распространенным предложением или сложным предложением. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая связь предложений в тексте

Текущий контроль

15.04

Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану

1

17.04

Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

Рассматривают серию сюжетных картинок. Располагают сюжетные картинки в правильной последовательности. Определяют главную мысль рассказа. Рассматривают каждую картинку и составляют по ней распространенные предложения. Предлагают название рассказа. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ. Пересказывают рассказ, учитывая связь предложений в тексте

Текущий контроль

22.04

Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

Текущий контроль

24.04

Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

Текущий контроль

29.04

Устное сочинение. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Текущий контроль

06.05

Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке

1

Рассматривают сюжетную картинку. Определяют основную тему рассказа. Называют опорные слова и словосочетания для составления рассказа. Подбирают синонимы к словам. Предлагают название рассказа. Составляют распространенные  или сложные предложения. Грамотно, четко и последовательно составляют рассказ, учитывая связь предложений в тексте.  Пересказывают рассказ, Записывают коллективно составленный  рассказ

Текущий контроль

08.05

Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке

1

Промежуточный контроль.

13.05

Работа над выразительностью чтения 2ч

 Диалог. Чтение по ролям

1

Умеют дать определение понятию «диалог» Читают диалог. Отвечают на вопросы полным предложением к диалогу. Разыгрывают сценку (инсценируют), используя диалог. Пересказывают диалог по ролям

Текущий контроль

65

15.05

Логическое ударение. Интонационное ударение

1

Читают текст выразительно. Умеют выделять логическим  ударением главное  во фразе в зависимости от ее смысла. Соблюдают паузу, интонацию в вопросах, ответах, при чтении и пересказе связных текстов

Текущий контроль

66

20.05

Обследование устной и письменной речи 3ч

Обследование экспрессивной и импрессивной стороны речи

1

Умеют отвечать на вопросы учителя-логопеда. Произносят и воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы. Произносят, воспроизводят звуки, слоги, слова и фразы.Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логико-грамматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют фразы по предметным, сюжетным картинкам. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок

Текущий контроль

67

22.05

Обследование устной речи

1

Читают текст правильно, правильно, целыми словами, осознано, соблюдая паузы на знаках препинания. Пересказывают прочитанный материал

Промежуточный контроль.

68

26.05

Обследование письменной речи

1

Умеют писать под диктовку текст. Умеют находить допущенные ошибки и исправлять их после предварительного анализа и разбора учителем-логопедом

Промежуточный контроль.


Описание материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов» Е.Н. Ефименкова, М.: Владос, 2001 г.
  2. «Нарушение чтения у младших школьников»М.Н. Русецкая, СПб.: Каро, 2007 г.
  3. «Логопедическая работа в коррекционных классах» Р.И. Лалаева, М.: Владос, 2004 г.
  4. «Логопедическая работа в школе». О.А. Ишимова, М.: Просвещение, 2012 г.
  5. «Волшебный мир звуков и слов». Е.А. Пожиленко, М.: Владос, 1999 г.
  6. «Практическая грамматика на уроках русского языка», А.Г. Зикеев М.: Владос, 2003 г.
  7. «Специфические расстройства речи и школьных навыков », Л.О.Пережогин М.: Сфера 2005 г.
  8. «Уроки русского языка» В.В. Воронкова, М.: Владос, 2003 г.
  9. Планирование уроков «Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром» в специальных (коррекционных) классах, Е.Д. Худенко М.: Аркти, 2004 г.

Демонстрационные и печатные пособия

  • таблички со словами;
  • демонстрационная таблица «Алфавит»;
  • демонстрационная таблица «Слоговая таблица»;
  • комплект «Сюжетные картинки».

Технические средства обучения:

компьютер;

Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы:

http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html _        _        

http://www.edu.tatar.ru

http://school-collection.edu.ru/

http://www.viki.rdf.ru/

http://www.uchportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 6 КЛАСС

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Основные задачи программы: 1. Создать...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 7 КЛАСС

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов. Основные задачи програм...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...

программа логопедической работы 8 класс легкая умственная отсталость

Коррекционная программа по логопедии составлена ндля обучающихся 8  класса на основе адаптированной основной общеобразователньой программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной...