Формирование полисенсорного восприятия у детей с отклонениями в умственном развитии на уроках ОСЖ
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
. В формировании познавательного персонального опыта базовую роль играет сенсорный опыт. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления окружающего мира, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно – двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.
Задача учителя – учитывать при обучении детей сенсорные каналы восприятия и переработки информации. При полисенсорном обучении не нарушается природосообразность образования, сохраняется индивидуальность ребенка, не блокируется его развитие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование полисенсорного восприятия у детей с отклонениями в умственном развитии
на уроках социально – бытовой ориентировки
Содержание
- Введение…………………………………………………..стр. 3
- Теоретические основы сенсорного воспитания……….. стр. 4-5
- Особенности ощущений и восприятий у детей с умственной отсталостью……………………………………………….стр. 6-7
- Возможности уроков социально – бытовой ориентировки для формирования и коррекции полисенсорных ощущений..стр. 8
- Система сенсорного воспитания на уроках СБО (по разделам и урокам)…………………………………………………..стр. 9-19
- Заключение……………………………………………...стр. 20
Приложения.
Приложение №1. «Мониторинг полисенсорного развития учащихся»
Приложение №2. «Образцы выполненных лабораторных работ»
- Введение
Пути, по которым человек получает информацию, не менее важны, чем сама информация. Все мы разные не только внешне, но и в мыслях, действиях, чувствах. А обучение традиционно унифицировано, однообразно: информация, как правило, преподносятся в виде букв и цифр, приемы ее переработки предлагаются ученику в готовом виде.
. В формировании познавательного персонального опыта базовую роль играет сенсорный опыт. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления окружающего мира, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно – двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового.
Задача учителя – учитывать при обучении детей сенсорные каналы восприятия и переработки информации. При полисенсорном обучении не нарушается природосообразность образования, сохраняется индивидуальность ребенка, не блокируется его развитие.
- Теоретические основы сенсорного воспитания
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Определенный запас полисенсорных ощущений создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Обогащение чувственного опыта происходит через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного.
Наиболее целостное отражение предметов (объектов, явлений) возникает при воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических фор, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков и др. – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представление для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, понюхать и т.д.
Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и двигательное восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.
Выделяют несколько видов ощущений:
- Зрительные ощущения.
- Осязательные (наиболее широко распространенные).
- Вкусовые ощущения.
- Обонятельные (одно из наиболее древних и жизненно важных).
- Проприоцептивные ощущения (о состоянии мышечной системы).
- Интероцептивные ощущения (информация о состоянии внутренних органов).
- Ощущения равновесия (положение тела в пространстве).
Более сложным психическим процессом является восприятие. Под восприятием понимают целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие имеет существенные отличия от ощущений (по Е.Ф.Войлоковой).
Ощущения | Восприятие |
Не воспринимаются как свойства предметов, процессов, явлений | Субъективно соотносится с оформленной в виде предметов и существующей вне нас действительностью |
Находятся в нас самих | Свойства предметов, их образы локализованы в пространстве, т.е. происходит их объективизация |
В итоге возникает некое чувство (ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука и т.д.) | Итогом является образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений |
Не требует активности индивида | Необходима встречная активность человека, направленная на исследование предмета, построение и уточнение его образа |
«Привязаны» к специфическим анализаторам | Складывается в результате взаимодействия и скоординированной работы нескольких анализаторов |
- Особенности ощущений и восприятий у детей с умственной отсталостью.
Недоразвитие познавательной деятельности - основной признак, симптом умственной отсталости. Нарушения касаются прежде всего процессов непосредственного отражения действительности формируются замедленно с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленная, ограниченная восприимчивость оказывает огромное влияние на весь последующий ход психического развития. Замедленность восприятия сочетается со значительным сужением объема воспринимаемо материала. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку быстро улавливать смысл происходящего, а следовательно, давать ему необходимую оценку. Ощущения и восприятия этих детей характеризуются недифференцированность. В этой связи они часто принимают один воспринимаемый предмет за другой. Ощущения и восприятия – это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы.
И.М. Сеченов выдвинул гипотезу: «В каждом восприятии содержится узнавание». Это значит, что восприятие лица как лица, яблока как яблока, песни как песни предполагает наличие предшествующего опыта. Накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У нормального ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей с поражением нервной системы ощущения и восприятия формируются медленно, с большим количеством особенностей и недостатков. Нельзя забывать о том, что ощущения и восприятия – это первая ступень познания окружающего мира. Эта ступень остается важной на протяжении всех лет жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на последующий ход их психического развития.
Особенности восприятия и ощущений умственно отсталыми детей очень детально изучены такими психологами, как И.М. Соловьев, К.И. Вересотский, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцевой. Результаты этих исследований выявили следующие особенности:
- Замедленность и суженный объем зрительных восприятий.
- Выраженная недифференцированность ощущений и восприятий.
- Инактивность процесса восприятия.
К сожалении., несмотря на большое значение разных видов восприятий дл последующего развития ребенка, изучены пока лишь главным образом зрительные. Некоторые сведения исследователи имеют относительно осязательных восприятий; установлено, что умственно отсталые школьники опознают объемные и контурно выполненные предмет с помощью ощупывания гораздо хуже, чем учащиеся массовой школы.
4. Возможности уроков социально – бытовой ориентировки для формирования и коррекции полисенсорных ощущений.
В начальных классах коррекционной школы есть большие возможности для полисенсорного развития учащихся - это уроки развития речи, ручного труда, логопедические занятия и т.д. В старших классах систематическую работу по сенсорному развитию целесообразно включать в уроки социально – бытовой ориентировки. Практикоориентированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в полной мере проявляется на этих уроках, а учебный материал разнообразных разделов программы («Жилище», «Одежда и обувь», «Питание», «Медицинская помощь» и т.д.) позволяет осуществлять всестороннее развитие ученика.
Формы работы по полисенсорному развитию на уроках СБО
- Поручения («Раздай всем желтые карандаши», «Развешай мокрые косынки»).
- Дидактические игры («Узнай предмет на ощупь», «Золушка»).
- Лабораторные работы («Определение остроты слуха», «Определение типа кожи»).
В зависимости от возраста учащихся выбираются формы работы: в 5-7 классах преобладают игры, так как в этот возрастной период игровая деятельность является ведущей. В 8-9 классе предпочтение отдается различным лабораторным работам, так как процессы анализа, сравнения, классификации, хоть и не в полной мере, но сформированы, а сенсорный опыт позволяет делать определенные выводы. Учащиеся с интересом выполняют необычные задания (Приложение № 1).
Отслеживать уровень сенсорного развития учащихся удобно с помощью «Мониторинга полисенсорного развития учащегося» (Приложение №2). Данный мониторинг рекомендуют Митиева Л.А. и Удалова Э.Я. в своей книге «Развитие сенсорной сферы у детей». Контрольные точки – начало учебного года, середина и окончание учебного года. В соответствии с этими данными можно планировать индивидуальную работу с учащимися.
5.Система сенсорного воспитания на уроках СБО
Раздел программы «Личная гигиена»
Тема: Предметы личной гигиены, 5 класс.
Дидактическая игра «Узнай предмет на ощупь»
Ребенок с закрытыми глазами должен узнать предмет и описать свойства и назначения. Предметы – мочалка, губка, пемза, полотенце, туалетная бумага, и т.д.
Дидактическая игра «Право - лево»
- Ребенок должен по словесной инструкции дотронуться мягкой стороной губки до правой щеки, жесткой стороной - до левой щеки.
- По словесной инструкции посмотреться в маленькое зеркальце правым глазом, левым глазом, увидеть правое ухо, левое ухо.
Тема: Уход за полостью рта, 5 класс
Дидактическая игра «Такие разные зубки»
После рассматривания таблицы с видами зубов и визуального анализа формы детям предлагается языком ощупать резцы, клыки, коренные зубы, озвучить свои ощущения.
Лабораторная работа «Почему болят зубы»
Дети по очереди прикасаются к стаканам с горячей и холодной водой, называя степень нагрева (можно использовать водный термометр), испытывают дискомфорт от одновременного прикосновения стаканов с горячей и холодной водой к ладони и делают вывод о разрушении эмали зуба от перепадов температуры.
Тема: Уход за ушами, 5 класс
Дидактическая игра «Шумящие предметы»
Наполнить наполовину спичечные коробки или яйца от киндер – сюрпризов горохом, мелкими пуговицами, скрепками, гречкой и т.д. Детям предлагается послушать, какой звук издают предметы при потряхивании, сравнить, открыть коробочки, назвать содержимое. При повторном прослушивании дети пытаются угадать, что находится в той или иной коробочке.
Лабораторная работа.
Цель: Определение остроты слуха.
Опыт 1. Заткните уши ватой. Что произошло?
(Исчезли все звуки, мы перестали слышать).
Опыт 2. При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты. Возьмите часы и приближайте их к уху до момента, когда станет слышно еле заметное тиканье
Тема: Уход за кожей лица, 8 класс
Лабораторная работа
Цель: Определение типа кожи.
Оборудование: бумажные салфетки, зеркало.
1. Рассмотри свое лицо в зеркале, видишь ли ты жирный блеск или кожа имеет ровный тон?
2. Приложи салфетку к лицу и осторожно прижми ко лбу, носу, щекам, подбородку.
Разложи салфетку на парте. Есть ли места, где появились жирные пятна?
3. Сделай вывод о состоянии своей кожи и запиши ее тип.
Раздел программы «Питание»
Тема: Блюда из яиц, 5 класс
Лабораторная работа.
Цель: определение свежести яиц.
1. В стакане воды растворить 1 столовую ложку соли.
2. Опустить в стакан яйцо.
3. Определить качество по таблице:
Качество яйца | Что происходит |
Яйцо свежее | Опустилось на дно стакана |
Яйцо недостаточно свежее | Плавает чуть выше дна |
Яйцо испорченное | Не тонет |
Тема: Приготовление винегрета, 5 класс
Дидактическая игра «Овощи»
Дети должны с закрытыми глазами узнать по вкусу вареные овощи, назвать их. Затем попробовать эти же овощи в сыром виде, выявить отличие.
Тема: Блюда из круп, 6 класс
Дидактическая игра «Золушка»
Детям предлагается смесь из различных круп (греча, перловая крупа, пшено, горох и т.д.). Надо назвать виды круп, названия каш из этих круп, рассортировать крупы по видам.
Лабораторная работа.
Цель: Выявление различия между различными крупами.
Крупа | Цвет крупинок | Размер крупинок | Форма крупинок |
Греча | |||
Рис | |||
Манка | |||
Перловка |
Тема: Блюда из картофеля, 7 класс
Лабораторная работа.
Цель: Выявление наличия крахмала в картофеле.
Оборудование: 1 чайная ложка крахмала и ломтик сырого картофеля, йод, пипетка.
- Капни пипеткой сначала на крахмал, потом на картофель.
- Сравни результат, сделай вывод.
Тема: Виды теста, 8 класс
Лабораторная работа
Цель: Выявить доброкачественность муки.
Оборудование: 1 ст. ложка муки, лупа.
Показатель качества | Характеристика показателя качества | Характеристика данного продукта | Заключение |
Цвет | Белый, светло – кремовый | ||
Запах | Не затхлый | ||
Вкус | Нежный, слегка сладковатый |
Тема: Изделия из теста, 8 класс
Лабораторная работа
Цель: Определить различия изделий из различных видов теста (заварного, песочного, слоеного, песочного).
Вид теста | Цвет | Плотность | Запах | Вкус |
Песочное | ||||
Заварное | ||||
Слоеное | ||||
Бисквитное |
Раздел программы «Одежда и обувь»
Тема: Пришивание пуговиц, 5 класс
Дидактическая игра
Детям предлагаются разные пуговицы (20 – 25 штук). Задания:
- Разложить пуговицы по цветам.
- Разложить пуговицы в один ряд от самой большой до самой маленькой.
- Разложить пуговицы по материалам (пластмассовые, железные, деревянные и т.д.).
- С закрытыми глазами рассортировать пуговицы (плоские и «на ножке»).
Дидактическая игра
Деревянные модели пуговиц (диаметром 8 – 10 см) с 4 дырочками надо шнурками прикрепить к основе 4 способами. По готовым «пришитым» пуговицам с закрытыми глазами определить способ пришивания.
Тема урока: Одежда. 5 класс
Дидактическая игра «Одежда»
Дети рассматривают образцы тканей (драп, шелк, ситец, трикотаж, кружево и т.д.), сравнивают по плотности, сминаемости и т.д. Затем приклеивают образцы в таблицу и во второй колонке рисуют те вещи, которые можно сшить из этой ткани.
Образцы тканей | Рисунки предметов одежды |
Драп | |
Трикотаж | |
Шелк | |
Ситец | |
Кружево | |
Мех |
Тема урока: Ручная стирка и сушка белья, 8 класс
Лабораторная работа
Цель: определение состава ткани.
Оборудование: образцы тканей, спички, блюдца.
Цвет пламени | Время горения | Запах | |
Чистая шерсть | |||
Искусственная шерсть | |||
Хлопчатобумажная ткань | |||
Лен | |||
Шелк | |||
Искусственный шелк |
Тема: Утюг. Правила охраны труда при работе с утюгом. 6 класс
Лабораторная работа.
Цель: Выявление лучшего способа чистки подошвы утюга.
- Прочитай 2 способа чистки подошвы утюга.
1 способ. Слегка нагретый утюг поводить по соли, насыпанной на лист бумаги.
2 способ. Протереть холодную подошву утюга губкой, смоченной в уксусе.
2. Примени оба способа на практике.
3. Сделай вывод: Какой способ более эффективный?
Тема урока: Мода. Стиль, 9 класс
Дидактическая игра
Детям предлагаются кусочки натурального и искусственного меха. Надо определить различия искусственного и натурального меха, натурального меха различных животных.
Раздел программы «Жилище»
Тема урока: Почтовый адрес. Индекс, 6 класс
Дидактическая игра «Индекс»
Детям предлагается с помощью спичек или зубочисток выложить цифры по образцу на конверте, потом индекс почтового адреса дома и школы.
Тема урока: Виды мебели, 5 класс
Дидактическая игра «Предметы мебели»
С помощью спичек или зубочисток выложить предметы мебели сначала по образцу, потом самостоятельно.
Тема урока: Дизайн интерьера, 9 класс
Лабораторная работа
Цель: выявить отличия обоев разных видов.
Оборудование: образцы обоев, блюдце с водой.
Виды обоев | Плотность | Сминаемость | Влагостойкость | Особые качества |
Бумажные | ||||
Моющиеся | ||||
Флизелиновые | ||||
Шелкография | ||||
Стеклообои | ||||
Жидкие |
Раздел программы «Семья»
Тема урока: Уход за младшими детьми, 7 класс
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке лежат игрушки небольшой величины, разной формы, из разных материалов. Ребенок находит на ощупь игрушку, определяет, описывает качества.
Тема: Купание и пеленание грудного ребенка, 8 класс
Дидактическая игра
Детям предлагаются различные виды предметов гигиены (мочалки 2-3 видов, губки 3-4 вида, варежка из старого махрового полотенца). Надо определить при помощи прикосновения к тыльной стороне руки подходящий предмет для мытья грудного ребенка.
Лабораторная работа
Цель: Познакомиться с составляющими элементами памперса.
Часть памперса | Застежка | Внешний слой | Резинка | Впитывающий слой |
Назначение | ||||
Материал |
Тема: Санитарно – гигиенические требования к детским игрушкам, 8 класс
Дидактическая игра
На столе, прикрытые пеленкой, лежат детские игрушки (кубики, колечки от пирамидки, резиновые игрушки, пупсы и т.д.). Дети «узнают» сквозь ткань игрушки, называют их.
Раздел программы «Культура поведения»
Тема урока: Подарки, 7 класс
Дидактическая игра «День рождения»
Педагог выбирает «именника» и на время выводит за дверь. Остальные дети «готовят подарки». Чтобы сделать подарки, надо выполнить следующие действия.
«Пирамидка» - собрать пирамидку с закрытыми глазами.
«Кукла» - найти изображение куклы на «зашумленном» рисунке.
«Шоколад» - найти с закрытыми глазами по запаху шоколад среди предложенных (чеснок, лук, апельсин, кофе).
«Дудочка» - ребенок поворачивается спиной к столику с разложенными музыкальными инструментами (губная гармошка, дудочка, ксилофон, металлофон). Педагог или ученик издает звук с помощью музыкального инструмента, ребенок поворачивается и определяет музыкальный инструмент.
После этого «именинник» заходит в комнату, ему вручают подарки. В ответ именинник предлагает угощение – кусочки фруктов на зубочистках. «Гости» должны с закрытыми глазами определить название фрукта.
Раздел программы «Бюджет семьи»
Тема: Заработная плата членов семьи, 7 класс
Лабораторная работа
Цель: выявить отличие металлических монет.
1. Разложи монеты от 1 копейки до 10 рублей по порядку. Сколько их?
2. Посмотри на монеты сбоку. Какие толще, а какие тоньше?
3. С закрытыми глазами попробуй определить стоимость монет.
4. Ответь на вопрос: для чего изготовляют монеты разного размера и толщины.
Вывод: _______________________________________________________________________
Раздел программы «Медицинская помощь»
Тема: Уход за больным, 8 класс
Лабораторная работа
Цель: Выявление необходимости использования градусника.
Оборудование: емкость с горячей водой, емкость с холодной водой, емкость с водой комнатной температуры, полотенце (салфетка), водный термометр.
- Опустить левую руку в емкость с горячей водой, подержать 30 секунд.
- Опустить правую руку в емкость с холодной водой, подержать 30 секунд.
- Переместить кисти рук в емкость с водой комнатной температуры, стоящую посредине.
- Сравнить ощущения.
- С помощью термометра измерить температуру воды во всех сосудах.
- Заключение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки – один из приёмов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитии для социальной адаптации».
В статье описаны виды работы с интерактивной доской на занятиях по СБО....

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя СБО Митрошиной О.Г. по теме "Развитие познавательного интереса для формирования навыков социальной адаптации обучающихся с ОВЗ (с отклонениями в умственном развитии)
Фрмирование навыков социальной адаптации является одной из актуальных задач современной специальной педагогики....

Альтернативная коммуникация для детей с отклонениями в умственном развитии.
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восп...

Методическая разработка. Конспект логопедического занятия с детьми с отклонениями в умственном развитии. Тема урока: «Звук и буква «А»
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровьесберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику други...
Консультация для педагогов «Формирование навыков самообслуживания у детей-инвалидов с нарушением умственного развития»
Консультация для педагогов «Формирование навыков самообслуживания у детей-инвалидов с нарушением умственного развития»...

Статья на тему: «Нарушения речи у детей с отклонениями в умственном развитии»
Статья содержит информацию о детях с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи. Подробно рассматриваются причины возникновения речевых нарушений у детей, классификация речев...

Опыт работы по подбору средств альтернативной коммуникации детям с отклонениями в умственном развитии
Коммуникация Альтернативная коммуникация Коммуникация - процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен ин...





