Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР
тренажёр (6 класс)
Конспект по теме: Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей
с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Слайд 2.
Задачи: повысить уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения МО, открытых занятий, работать с банком педагогической информации в системе интернет. Слайд 3.
Разработать перспективный план работы с детьми.
Слайд 4. Актуальность. Тяжелые и множественные выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
У многих детей с нарушениями отмечается недостаточность двигательных навыков:
· скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;
· недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: несогласованность, неловкость движений рук.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Успех в преодолении нарушений общей и пальчиковой моторики у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от правильного сочетания специального лечения и специального обучения.
Развитие двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. И это тема всегда актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 5. Развивая мелкую моторику рук на занятиях, воздействуем на внутренние органы ребенка, так как руке находятся биологически активные точки организма. Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является развитие руки, ручных умений, то есть, мелкой моторики.
Слайд 6. Развитие речи находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Мелкая моторика тесно связана с работой зрительного анализатора и с высшими психическими функциями: памятью, восприятием, вниманием, речью. Чем лучше развита моторика, тем эффективнее работает нервная система. Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев рук, мы передаем импульсы в речевые центры, и это способствует появлению речевых реакций. Нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка, и мозговая деятельность активизируется. Учитывая сложную структуру дефекта воспитанников, работа по всем направлениям данной темы имеет практическую значимость, так как позволяет обеспечивать возможное развитие, поддержку развития каждого ребенка в возможном диапазоне.
Слайд 7. Методы развития мелкой моторики для обучающихся с ТМНР.
Для того, чтобы педагоги и родители могли целенаправленно организовывать деятельность детей, включающую элементы упражнений по развитию мелкой моторики, были подобраны эффективные методы для обучающихся с ТМНР:
1) самомассаж;
2) упражнения с массажными мячами;
3) игровые упражнения.
Слайд 8. Самомассаж является разновидностью массажа, отличительной чертой которого является самостоятельное выполнение массажных воздействий на поверхности тела.
рекомендуется использовать самомассаж в игровой форме, что является не только наиболее продуктивным методом воздействия, но и увлекательным занятием.
Слайд 9. После самомассажа у ребенка будут «разогреты» руки и готовы к выполнению упражнений с массажными мячами. Мячи представляют собой круглую резиновую основу, покрытую мягкими закругленными шипами.
Слайд 10-11. Средства развития мелкой моторики предоставлены на слайде: пластилин, бумага, песок, вода, нитки, шнурки, ткани, крупа, бусы, пуговицы.
В своей работе активно использую различные упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, придерживаясь некоторых правил:
- Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- Работу провожу регулярно, систематически.
- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Итак, какие же игры и упражнения существуют?
Слайд 12. Пальчиковые игры. Эти упражнения направлены на воздействие пальчиков рук. Игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, контакта глаза в глаза.
Игры имеют развивающее значение, т.к. дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, локоть, плечо, сформировать форму тела.
Включение пальчиковых игр и упражнений в занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку достать из мешочка игрушку, или покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую.
Слайд 13. Игры на развитие тактильного восприятия.
- Ощупай и расскажи.
-Горячая – холодная
- Чудесный мешочек.
-Найди такой же.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Слайд 14. Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребёнка.
Слайд 15. Игры с песком. Когда дети трогают руками песчинки, у них развивается мелкая моторика рук, глазомер. Песок развивает творческие способности ребенка, вместе с этим дети учатся работать и добиваться цели.
- Я пеку, пеку
- Угадай на ощупь
- Норки для мышки
- Волшебные отпечатки
Слайд 16. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук, развивающая игра "Делаем бусы". Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Слайд 17. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Слайд 18. Рисование.
Один из самых простых способов развить мелкую моторику. Для начала можно использовать пальчиковые краски. Пусть малыш «почувствует» их, проведет пальчиками по бумаге и увидит, что получилось. Когда малыш научится рисовать пальчиками, предложите ему кисть и раскраску. Для начала это должны быть простые, крупные предметы (животные), по одному на листе. Помогите малышу научиться закрашивать части рисунка, не вылезая за линии. Да, это не так просто, но постепенно пальчики малыша будут «слушаться» все больше и картинки будут получаться все аккуратнее. Рисовать можно как красками, так и карандашами, фломастерами, мелками. В зависимости от выбранного способа рисования, малышу придется научиться различной степени нажима. Ведь что бы нарисовать штрих краской, особого нажима не требуется, а вот рисование карандашом требует большей отдачи от малыша. Рисование это творческий процесс, а значит, ребенок будет развивать не только мелкую моторику.
Слайд 19. Аппликация так же поможет ребенку углубиться в творческий процесс и развить ловкость рук.
Слайд 20. Игры с пазлами.
Она бывает крупной и мелкой, выбирать нужно в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть предметы. Мозаика очень хорошо развивает пальчики рук, ведь малышу необходимо научится правильно захватывать (захват «пинцета») «гвоздик» мозаики и вставлять его в отверстие на площадке. Для начала пусть малыш просто научится втыкать гвоздики. Усложняйте задания постепенно, попросите малыша «построить» дорожку, расположив гвоздики мозаики, рядом друг с другом. А после пройтись пальчиками по дорожке. В дальнейшем можно составлять целые мозаичные картины.
Заключение:
Развитие мелкой моторики позволяет детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития:
Научиться понимать многие явления окружающего мира,
Лучше адаптироваться в практической жизни,
Стать самостоятельным и уверенным в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы логопеда по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии»...

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей с отклонениями в развитии при помощи пальцеграфии»
....

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений 8 вида, родителей.Реко...

Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения посредством игровых технологий
В данной статье описаны рекомендации по формированию навыков мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения в условиях общего образования и реализации СИПР....

Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР "Умные пальчики"
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работо...
